Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, человеку свойственно их нарушать. Каждый имеет свое неповторимое мышление, которое накладывает отпечаток на общение с окружающими. Порой это становится причиной такого явления, как девиантное поведение. Примеры такого нестандартного мышления достаточно многочисленны, и, к счастью, не всегда негативны.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Характеристики девианта

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение — это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию.

Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте.

Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман — это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Негативное девиантное поведение

Вред самому индивиду и окружающим несет негативное девиантное поведение. Примеры — это преступления, проституция, алкоголизм, наркомания, а также многие другие противозаконные и аморальные действия.

Нередко люди, которые совершают подобные действия, попадают в руки правоохранительных органов или на принудительное лечение к психотерапевтам.

Кроме того, само общество создает фон презрения негативным девиантам.

Примеры ситуаций девиантного поведения

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников — это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Примеры из истории

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения — это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Детское девиантное поведение

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, — это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно — детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.
Читайте также:  Аналоги препарата фенибут: средства аналогичного действия

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых — вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Девиантное поведение подростков

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет.

Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. Даже если дети ведут себя нормально, крайне важно не упустить этот период.

Тревожным сигналом может стать смена предпочтений в музыке и одежде, а также первые проявления грубости. Если вовремя не принять воспитательные меры, это может привести к таким последствиям:

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в «плохие» компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • компьютерная зависимость;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление.

Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии.

Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Заключение

Примером девиантного поведения является алкоголизм, бродяжничество, бандитизм и многие другие явления, с которыми активно борется общество.

Как правило, причина кроется в проблемах детского возраста, социальной несправедливости, а также врожденных психических отклонениях. Но стоит понимать, что девиация — это не всегда плохо.

Например, развитием научно-технического прогресса мы во многом обязаны людям с положительными девиациями.

Источник: https://www.syl.ru/article/300271/deviantnoe-povedenie-primeryi-i-priznaki-otkloneniy

Виды девиантного поведения и их характеристика: в чем состоят причины, примеры

В среде современных подростков отчетливо прослеживается тенденция к активному распространению такой модели поведения, которая противоречит общепринятым нормам и правилам, но используется детьми как средство самовыражения и удовлетворения своих потребностей. Какое же поведение получило название «девиантное»?

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Девиантное поведение

Девиантное поведение что это

Девиантное поведение – это совокупность действий человека, которые составляют основу модели поведения и реагирования и идут в разрез с нормами поведения в социуме. Оно нарушает привычные условия социального взаимодействия. Действующим законодательством предусмотрены санкции за такие проявления.

В социологии под девиантным поступком понимается действительная угроза жизни и здоровью человека в той или иной обстановке.

Медики, трактуя явление девиантного поведения, делают акцент на нарушении человеком стандартов межличностного взаимодействия в результате отклонений в психическом развитии.

В педагогике и психологии девиантное поведение ассоциируется с нарушением социальных нравственных норм, пренебрежением культурными ценностями.

Педагоги полагают, что нарушение норм и правил может быть единичным случаем, который не повторится после воспитательной беседы с подростком.

Однако при отсутствии наказания за проступки такая модель поведения закрепляется и становится привычным стереотипом реагирования личности на внешние раздражители.

Психологи убеждены, что появление девиаций в поведении неслучайно, чаще всего свойственно подросткам – переходный возраст характеризуется гормональной бурей, неравномерными темпами развития личностных структур, возникновением внутриличностных конфликтов. Это время напряженных отношений с родителями. Желая показать свою взрослость, самостоятельность и независимость, подросток ведет себя вызывающе.

Дополнительная информация. Девиант – это, как правило, подросток. Пик девиантных проявлений приходится на возраст 13-16 лет. Статистические данные психологических исследований свидетельствуют о том, что после 18 лет склонность к девиантному поведению проходит.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Девиантный подросток

Определение девиаций

Девиация – это в психологии отклонение от стандарта. Это нарушение норм существования и деятельности человека. Это протест против установленных правил. Девиацией является отказ человека от следования стереотипам, таящий угрозу для окружающих и для самого человека. Противоположным понятием для девиации выступает конформность.

Девиантное поведение подростков — что это значит у ребенка

В условиях социума девиации проявляются невежеством, наркоманией, алкоголизмом, клептоманией, революционными актами. Причиной девиаций являются трудности социализации индивида.

Внимание! Девиации бывают не только отрицательными, но и положительными. Так, например, к положительным девиациям относят проявление творческих способностей, одаренность, инновации в той или иной сфере. Однако как негативные, так и положительные девиации вызывают настороженное, неодобрительное отношение со стороны окружающих.

Причины возникновения девиации у личности

Типы конфликтных личностей — что это такое и их характеристика

Среди основных причин девиантного поведения выделяются:

  • Гормональная буря и половое созревание. Эти процессы могут сопровождаться эмоциональными вспышками, патологиями полового влечения, неуверенностью в себе, адаптационными трудностями, импульсивностью, быстрой сменой настроения, ранним чувством взрослости.
  • Болезненное восприятие критики. Ситуация усугубляется скачкообразным характером физиологического развития подростка: из-за внешней непропорциональности, угловатости, прыщей подростки комплексуют и могут не контролировать свои реакции, если речь заходит об их внешности.
  • Жестокое обращение с подростком со стороны сверстников или родителей.
  • Акцентуации характера, негативные личностные черты.
  • Наличие задержки психического развития или психопатологий.
  • Подростковое упрямство, стремление ребенка доказать всем, чего он на самом деле стоит и на что способен. Подростки яростно отстаивают право на свободу и самостоятельность.
  • Стремление к расширению круга друзей.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Подростковая компания

  • Генетическая предрасположенность. Неблагополучная обстановка в семье, воспитание ребенка в неполной семье создают условия для деформации нравственных устоев подрастающего человека.
  • Бесконтрольность школьника, малое участие родителей в жизни подростка. Часто слабый контроль со стороны родителей приводит к тому, что подросток рано пробует алкоголь и начинает курить. Это чревато тем, что возрастает риск употребления подростком психотропных веществ. Подростки не могут отказаться от сигареты, стопки или наркотиков, так как сверстники для них много значат. Кроме того, подростки пробуют запрещенные продукты из любопытства, полагая, что смогут в дальнейшем полностью от них отказаться, если захотят.

Симптоматика и признаки девиантного поведения

Насилие над детьми — что это такое

Поступки, отклоняющиеся от нормы, характеризуются следующими признаками:

  • Трудности социальной адаптации;
  • Переход противоправных поступков в стойкую модель поведения;
  • Разрушающий или самоповреждающий характер действий человека;
  • Поведенческие реакции девианта вызывают негативную оценку и осуждение окружающих.

Внимание! Девиации нельзя приравнивать к попыткам самовыражения, называть эксцентричностью и объяснять индивидуальными особенностями. В отличие от других личностных и возрастных особенностей, они всегда приносят вред самому человеку и социуму.

Классификация девиаций по виду подхода к проблеме

В научной литературе принято классифицировать отклонения в зависимости от подхода к их изучению.

Социально-правовой подход

Согласно социально-правовому подходу, к девиантным формам поведения относятся все поступки, за которые предусмотрено наказание, так как они расцениваются как нарушение закона. Они в праве признаются общественно опасными и подразделяются на дисциплинарные проступки, преступления и деликты.

Мера наказания за противоправные действия выбирается в зависимости от степени тяжести совершенного деяния. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за преступления:

  • Легкой степени тяжести;
  • Средней степени тяжести;
  • Тяжкие преступления;
  • Особо тяжкие преступления.

Социально-правовой подход также разделяет преступления в зависимости от характера действий. Выделяются:

  • Преступления против личности;

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Преступление против личности

  • Преступления против органов государственной власти;
  • Преступления против безопасности;
  • Преступления против воинской службы;
  • Экономические преступления.

Медицинский подход

Медицинский подход за основу классификации девиантного поведения берет физиологические особенности подросткового возраста, акцентуации характера и измерение нервно-психических отклонений, извращенные формы психобиологических потребностей. Сторонники этого подхода убеждены, что девиации в поведении не исчезнут сами собой, нужно обращаться за помощью к специалистам.

Согласно медицинскому подходу, принято выделять такие формы отклоняющегося поведения, как:

  • Психическая неустойчивость, проявляющаяся в ярком эмоциональном реагировании;
  • Исступленный гнев;
  • Различные фобии;
  • Гиперактивность;
  • Воровство;
  • Склонность ко лжи;
  • Жестокое обращение с животными;
  • Негативизм;
  • Бродяжничество.

Психологический подход

В основу классификации девиантного поведения в психологическом подходе положены социально-психологические характеристики его разновидностей. Психологи выделяют такие типы девиантного поведения, как:

  • Негативный тип (употребление наркотиков, спиртных напитков);
  • Позитивный тип (все виды творчества и позитивного самовыражения подростков);
  • Социально-нейтральный тип (попрошайничество).

Классификация по структуре девиантного поведения

По структуре девиации принято подразделять на антиморальные, аддиктивные, делинквентные, суицидальные.

Аддиктивное поведение

Его основу составляет стремление избавиться от психологического дискомфорта с помощью таких средств, как игромания, алкоголь, трудоголизм, переедание. Аддиктивная девиантность – это зависимость, подчиненность мыслей и действий определенному объекту. При данной разновидности отклоняющегося поведения человек не способен к самоконтролю поступков и увлечений.

Читайте также:  Эргазиофобия: симптомы и лечение боязни работать

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Аддиктивное поведение

Делинквентное поведение

Такая модель реагирования таит в себе угрозу для жизни и здоровья людей. Так называются преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Антиморальное поведение

Это девиантная разновидность нарушения нравственных и моральных устоев общества. Рамки морали очень индивидуальны: для одного человека ненормативная лексика недопустима, так как он считает ее антиморальной, для другого это привычный стиль общения.

Самоубийство

Суицидальное поведение – это форма мышления, при которой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, предпочитает прекратить попытки справиться с ней, сведя счеты с жизнью. Попытка самоубийства относится к факторам риска – после нее подросток будет состоять на учете у клинического психолога и психиатра.

Профилактика отклоняющегося поведения

Профилактика отклоняющегося поведения – это одно из основных направлений воспитательной работы школы. Профилактика бывает 2 видов: общая и специальная. Схема общей профилактики предполагает вовлечение всех учеников школы в воспитательные мероприятия, предупреждение неуспеваемости. Специальная профилактика основана на выявлении детей группы риска и работе с ними.

Коррекция девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения – это одно из направлений работы психолога. Сначала определяются причины, в результате которых ребенок стал отклоняться от нормы. В зависимости от причины девиаций, психолог выбирает методы работы с несовершеннолетним. Работа направлена на формирование учебной мотивации, системы ценностей и личностных установок и общую коррекцию поведения.

Успех психологических мероприятий зависит от волевых качеств подростка, его внушаемости и заинтересованности в положительных переменах. Благоприятная атмосфера в семье также очень важна для позитивных изменений.

По итогам курса занятий специалист дает краткие рекомендации родителям по организации общения с подростком. Это означает, что на консультации ходит не только подросток, но и его законные представители.

Важно! Для формирования социально одобряемого поведения у подростка крайне важен положительный пример. Признаки проблемы нельзя игнорировать. Даже если в поведении ребенка появились девиации, их можно исправить, если не откладывать визит к специалистам.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Коррекция отклонений

Видео

Источник: https://srazu.pro/socializacia/deviantnoe-povedenie.html

Девиантное поведение – что это такое в социологии и психологии, основные виды

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Социальные нормы поведения необходимо соблюдать всем членам современного общества. Иногда некоторым людям свойственно выходить за установленные рамки, демонстрируя отклоняющееся или девиантное поведение, которое противоречит принятым правилам и нормам. Полезно знать признаки человека с симптомами такого поведения и понимать, как это можно исправить.

Девиантное поведение – что это такое ?

Поведение, не укладывающееся в рамки понимания большинства людей, называется девиантным. К отклоняющемуся поведению не относятся обычные действия среднестатистического гражданина, ведь они не вызывают непонимание, шок, удивление, страх, неприязнь со стороны обычных граждан.

Девиантное поведение делится на два типа, так, различают позитивное и негативное отклоняющееся поведение. К позитивному относятся гиперактивность, талант, граничащий с гениальностью, воздержанность – действия, не противоречащие букве закона.

Негативные типы девиантного поведения это:

  1. Существование без определенного места жительства, попрошайничество на улицах, беспризорность, если речь идет о несовершеннолетних детях и подростках.
  2. Жестокое отношение к животным и людям, находящееся в нормах права, но вызывающее беспокойство и страх окружающих.
  3. Пристрастие к вредным привычкам – алкоголю, наркотикам. Сюда же можно отнести страсть к компьютерным и азартным играм, проституцию, кражи, и другие действия, за которые предусмотрена ответственность с разной степенью тяжести в соответствии с законодательством.

Девиантное поведение в социологии

На появление признаков девиантного поведения влияет социальная среда человека. Девиантное поведение в социологии показывает, что не всегда получается урегулировать все с помощью принятых в обществе норм поведения.

От несоответствия между целями и возможностями люди используют другие средства для достижения результата, например, применение противозаконных методов.

Другой вариант отклоняющегося поведения – социальная девиация, которая присуща бунтарям, революционерам, террористам, протестующим против сложившихся устоев.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Признаки девиантного поведения

Нестандартное поведение, выходящее за рамки правил, характеризует юношеский максимализм. Детям сложно обуздать гормональный взрыв, происходящий в организме в период роста.

Часто выбор некоторых подростков становится полным противоречием установленных взрослыми людьми правилам. Часто это приносит проблемы как физического, так и психического характера.

В сложный подростковый период типичными проявлениями девиантного поведения являются действия, которые:

  1. Вызывают осуждение взрослых.
  2. Наносят вред подростку и окружающим его людям.
  3. Становятся причиной частых конфликтов с друзьями и близкими.
  4. Способствуют снижению успеваемости в школе.
  5. Могут развивать фобии и разнообразные страхи.
  6. Снижают самооценку и порождают комплексы.

Причины девиантного поведения

Необходимо разобраться, что является толчком, способствующим проявлению девиантных действий. Проблемы в отношениях между родителями и детьми становятся причинами отклоняющегося поведения. Подобные признаки присущи детям, воспитывающимся в неполных семьях.

Порой заботы и контроля одного родителя мало. Не все семьи становятся неполноценными по собственной воле. Смерть одного из родителей, разводы – повод взрослым задуматься о психическом здоровье детей.

Различные проблемы становятся причинами, вызывающими девиантное поведение, примеры этому известны родителям:

  1. Разнообразные страхи и комплексы ребенка, о которых он стесняется рассказать взрослым.
  2. Отсутствие контроля со стороны родителей, понимание собственной безнаказанности за любые действия.
  3. Агрессия, раздраженность, негативное восприятие окружающего мира.
  4. Психические отклонения, с которыми сложно справиться самостоятельно.

Формы девиантного поведения

Понять, что является отклоняющимся от нормы поведением, непросто. В каждом отдельном социуме существуют определенные правила, нормы и порядки.

То, что приемлемо, например, для преступных кварталов Мексики, покажется аморальным в культурных столицах мира.

Видов отклоняющегося поведения много, все они подразделяются на несколько групп: аддиктивное, деленквентное, аморальное, суицидальное. На каждой форме девиантного поведения следует остановиться более подробно.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Уйти из реальности, погрузиться в собственный придуманный мир, где нет плохих людей, отрицательных эмоций, все просто и понятно – добиться этого позволяет девиантное аддиктивное поведение.

Понятие произошло от английского слова «аddiction», обозначающего «вредная привычка». Виды девиантного поведения, направленные на аддикцию могут быть разными – от легких до тяжелых форм.

Этот тип девиации выражается в следующих негативных действиях:

  • пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, табаку;
  • тяга к азартным и компьютерным играм;
  • проституция.

Делинквентное поведение

Действия, в результате которых нарушается закон, называются делинквентным девиантным поведением, и контролируются они педагогами, социологами, криминалистами. Выделяют три типа:

  1. Слабое – мелкие правонарушения, не влекущие строгого наказания, например, хулиганство, брань в общественных местах, публичное распитие спиртного.
  2. Среднее – дисциплинарные нарушения трудового законодательства, например, опоздания на работу, появление в рабочее время в нетрезвом виде.
  3. Тяжелое – действия, серьезно нарушающие законодательство, и влекущие ответственность, такие как проституция, продажа наркотических средств, воровство, сексуальное насилие.

Аморальное поведение

Определить, что такое мораль, сложно. Девиантное аморальное поведение зависит от культуры общества и традиций. Так, если в одних странах измена считается осуждаемым поведением, в Японии, например, к этому относятся с пониманием.

Институт гейш, развлекающих мужчин, в этой стране развит сильно. Подобное явление в России называется проституцией, и наказывается по закону.

Вот почему типы девиантного поведения нужно рассматривать в разрезе конкретной страны и национальности, делая ставку на нормы морали.

Суицидальное поведение

Самоубийство – не редкость среди молодого поколения. Действия, которые направлены на причинение вреда собственному здоровью, относятся к суицидальному девиантному поведению подростков.

Некоторые его типы направлены на демонстрацию, вызывание чувства жалости, обращение внимания на свою персону. Еще такие действия порой совершаются в состоянии аффекта, в результате сильного душевного потрясения или травмы.

Иногда суицидальное поведение носит расчетливый характер и чаще других достигает цели.

Отклоняющееся поведение: что это, признаки и его коррекция

Последствия отклоняющегося поведения

Массовый характер приобретает девиантное поведение в психологии, это настоящий бич современной жизни. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми, от простого осуждения обществом до лишения жизни.

Все зависит от типа девиантного поведения, от способности и готовности человека вернуться к нормальной жизни. Самыми частыми следствиями отклоняющегося поведения можно назвать нарушение личности человека и проблемы со здоровьем.

От этого страдают родные человека, выбравшего такой стиль жизни, а также друзья и коллеги.

Коррекция девиантного поведения

Только позитивные действия могут помочь изменить и предупредить отклоняющееся поведение у подростков. К таким формам коррекции можно отнести:

  1. Создание благоприятного фона для повседневной жизни.
  2. Информационная наполненность – лекции, беседы, уроки, объясняющие как определить границу между девиантным и правильным поведением.
  3. Терапия «противоположностью» – поступки, на которые в обычной жизни человек никогда не решился бы, например, прыжок с парашютом или выражение себя в творчестве.
  4. Развитие способов самовыражения, не выходящих за рамки морали общества.

Профилактика девиантного поведения

Существует прямая зависимость между развитием отклоняющегося поведения у молодого поколения и ростом в обществе преступных явлений. Желание совершать противоправные действия растет вместе с развитием девиантного поведения детей и подростков.

Вот почему мероприятия, направленные на профилактику, должны вводиться повсеместно во всех учебных учреждениях. Их целью должно стать доведение до сознания подростков, что за каждый поступок необходимо нести ответственность.

Существуют разнообразные формы профилактической работы с детьми:

  1. Игры и тренинги с участием профессиональных психологов, на которых задачей взрослых является формирование правильного отношения ребенка к собственной персоне.
  2. Уроки и лекции на тему девиантного поведения, объясняющие подросткам то, почему нельзя нарушать Конституцию, и чем это грозит.
  3. Программы, включающие в себя цикл из нескольких занятий по профилактике отклоняющегося поведения.

Источник: https://womanadvice.ru/deviantnoe-povedenie-chto-eto-takoe-v-sociologii-i-psihologii-osnovnye-vidy

Девиантное поведение и его признаки

Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение. 

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

Читайте также:  Паксил: инструкция, стоимость, отзывы пациентов

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

  • 4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  • 5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
  • 6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
  • 7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
  • 8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. 
  • Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
  • «Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:
  • — преступность
  • — алкоголизм
  • — наркомания
  • — самоубийство
  • — «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:
  1. аффективный тип поведения;
  2. семейные конфликты;
  3. агрессивный тип поведения;
  4. ранние антисоциальные формы поведения;
  5. отрицательное отношение к учебе;
  6. низкий уровень интеллекта. 
  1. Формы отклоняющегося от нормы поведения.
  2. Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.
  3. Формы проявления насилия разнообразны.
  • Физическое насилие
  • Психическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Эмоциональное насилие
  • Наркомания, токсикомания
  • Абстиненция — это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость.
  • Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.
  • Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности.
  • Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.
  • Все правонарушения делятся на преступления и проступки. 
  • Преступление — это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами.

Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым и др.

  1. Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества.
  2. Для коррекции нарушений поведения детей среднего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей,
  3. Возрастные особенности детей 13-15 лет
  4. Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.
  5.  1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно); 2) изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности), б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»

НЕ хотят учиться как могут. НЕ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домашние дела. 

  • НЕ приходят вовремя.
  • Биологический фактор в развитии подростка.
  • В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе). Как следствие:- формируется половое влечение, — резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость), 
  • — неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности.

  1. Половые отличия в общении: — мальчики менее общительны, 
  2. — девочки тянутся к мальчикам старше себя. 
  3. Эмоции и чувства подростка.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план.

Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных.

В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны. 

Взаимоотношения с взрослыми.

 а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах; б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность. 

в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют.

Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность).

Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию. [16]

  • Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами
  • становления девиантного поведения являются:
  • • возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;
  • • проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;

• проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

  1. • рецидивы противозаконных действий;
  2. • накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);
  3. • включение в группу с асоциальным поведением;
  4. • нарушение законов;
  5. • совершение преступления
  6. Семья, как фактор негативного формирования личности:
  7. а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

  • Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.
  • Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.
  • Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.
  • Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.
  • Д. Недостатки в воспитании ребенка:
  • а) ошибки семейного воспитания;
  • б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;
  • в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;
  • г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.

  1. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;
  2. е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;
  3. ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;
  4. з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;
  5. и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).
  6.  Негативная личностная позиция самого ребенка:
  7. а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее
  8. в коллективе, сдерживает самовыражение; 
  9. б) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;
  10. в) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;
  11. г) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления; 
  12. Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.

Источник: https://nsportal.ru/user/780262/page/deviantnoe-povedenie-i-ego-priznaki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector