Детские страхи: характеристика, психокоррекция состояния

25.12.2017 Детские страхи: характеристика, психокоррекция состояния

С каждым днем ребенок взрослеет, у него появляются новые достижения, чувства, эмоции. Малыши, аналогично взрослым, периодически испытывают тревогу, беспокойство, страх. Детские страхи имеют более интенсивное проявление, чем у взрослых. Крохи многого не знают и поэтому переживают, намного острее.
Если ребенок говорит о своем страхе, выслушайте его, не насмехайтесь, помогите малышу избавиться от своих переживаний. Далее рассмотрим более детально, что же такое детский страх, каковы его причины и виды, как его побороть.

Что такое детский страх?

Страх – это негативная эмоция, возникающая в ответ на определенную угрозу. Спецификой детских страхов является то, что, как правило, реальной угрозы нет. Это вызвано особенностями детского воображения. Детские фобии (страхи) – это следствие влияния окружения.

К примеру, бурное обсуждение взрослых в присутствии детей каких-либо негативных явлений.
Просмотр фильмов ужасов вызывают ночные страхи у детей. Иногда родители думают, что малыш занимается своей игрой и не замечает, что происходит на экране телевизора.

Но в реальности ребенок впитывает в себя всю информацию, которую не всегда может отличить от вымысла. Вследствие этого возникают детские ночные страхи.

Почему ребенок испытывает страх?

Каждый человек, хотя бы раз в жизни пережил чувство страха. Данное чувство вызывают угрожающие факторы. Причины детских страхов могут быть следующими:

  • Влияние взрослого. Очень часто родители сами пугают детей сказочными персонажами, полицией, чужим дядей.
  • Гиперопека. Родители пытаются оградить малыша от всего негативного, чрезмерно остерегают. Ребенок растет боязливым, не уверенным в себе.
  • Недостаток общения с взрослыми. В детском возрасте общение с взрослыми является важным фактором развития. Часто родители пытаются заменить живое общение с малышом дорогими игрушками, телевизором, компьютерными играми. Но все это порождает в ребенке чувство собственной ненужности и страха.
  • Напряженная обстановка в семье. Постоянные крики, ссоры, недопонимания между родителями вызывают у ребенка страхи. Малыш боится, что это именно он стал причиной раздора. Стоит помнить, что такими взаимоотношениями очень легко навредить крохе.
  • Нехватка физической активности. Если ребенок мало двигается, то это тоже негативно на нем сказывается и вызывает страх.
  • Агрессивное поведение мамы. Если мама имеет позицию лидера, проявляет агрессию по отношению к остальным членам семьи, тогда появление чувства страха у ребенка практически неизбежно.
  • Невроз. Такое состояние часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих слишком эмоционально. В данном случае обязательно следует обратиться к специалисту.
  • Ситуация, которая вызвала испуг у ребенка. Например, лай собаки, болезненный укол, похороны. Если родители ребенка ведут себя спокойно, уверенно, то есть вероятность, что страх надолго не задержится. В ином случае страх может стойко закрепиться в памяти.
  • Фантазия. Дети с развитым воображением могут додумать к определенной ситуации подробности. Например, тени могут легко превратиться в монстров. Герои мультиков также могут вызывать страх. К примеру, Баба Яга, Кощей.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Насмешки, унижения, оскорбления ребенка другими детьми приводит к страху общения со своими сверстниками.

Классификация детских страхов

Детские страхи имеют определенные особенности проявления, присущую им силу и причины появления, длительность. На основе этих факторов выделают следующую классификацию:

  1. Сверхценные страхи вызваны фантазией ребенка. Этот вид страхов самый распространенный. Малышу может казаться, что в темноте полно монстров и чудовищ. Кроха начинает опасаться за жизнь родителей.
  2. Навязчивые страхи связаны с определенной жизненной ситуацией. К примеру, ребенок однажды застрял в лифте и теперь боится в него заходить.
  3. Бредовые (необъяснимые) страхи. Причина таких страхов понять трудно. Их наличие указывает на проблемы с психикой у малыша. Например, ребенок может бояться рисовать карандашами или надевать определенную одежду. Не паникуйте, если заметили такой страх, попробуйте разобраться, в чем же причина. Возможно, однажды во время рисования карандашом ребенок упал со стула и больно ударился.

Распространенные детские страхи

Страхи у детей имеют определенную причину и разное проявление. Рассмотрим самые распространенные виды детских страхов.

Страх одиночества

Ребенку страшно оставаться одному. Он боится расставания с близкими. В большинстве случаев такой страх возникает при сильной привязанности к родителям, недостатке любви и внимания в неполной семье. Страх одиночества носит патологический характер, если надолго затягивается и не проходит до определенного возраста. Обычно дети в 6 лет уже могут ненадолго оставаться одни дома.

Страх смерти

В 5-6 летнем возрасте ребенок начинает бояться смерти. Это может быть связано с пережитой потерей животного или родного человека.

Страх смерти родителей

Когда ребенок испытывает данный вид страха, у него проявляется нарушение сна. Наблюдается заторможенность или чрезмерная активность.

Страх темноты

Чаще всего возникает у детей 3-6 лет. Может быть связан с полученной психологической травмой (потеря близкого родственника, развод родителей, тяжелая болезнь) или неумением ребенка отличать реальность и вымысел.

Ночные страхи у детей

Детские ночные страхи провоцируют пережитые за день неприятные события и отрицательные эмоции. Эти страхи возникают в первой половине ночи.

Ребенок вскакивает с кровати, начинает кричать, плакать, звать на помощь. При этом не стоит будить кроху, лучший способ – это обнять малыша и через 5-15 минут он успокоится и снова уснет.

Наутро ребенок обычно ничего не помнит и ведет себя как прежде.

Страх кошмарных снов

Причиной таких страхов являются болезни или сильные стрессы. Кошмары обычно возникают во второй половине ночи в фазе глубокого сна. Они сопровождаются яркими, ужасающими снами. Ребенок резко просыпается и боится уснуть. Очень часто требуется обращение к специалисту.

Страх лечения у стоматолога (дентофобия)

Такой страх распространенный среди детей дошкольного возраста. Возникает вследствие неудачного посещения стоматолога, боязни боли, страха неизвестного, недоверия врачу.

Страх сказочных персонажей

Дети могут бояться сказочных или мультипликационных героев. Родители, собственным поведением, могут вызвать страх сказочного персонажа. Например, строгая мама ассоциируется с Бабой Ягой.

Страх заболеть

Страх тесно связан со страхом смерти. Причин: внушение взрослыми страха болезней, от которых можно умереть (по словам взрослых).

Страхи войн, катастроф, нападений

Данный вид страх часто испытывают мальчики.

Страхи уколов, боли и врачей

Встречаются у дошкольников, реже – у младших школьников.

Страх наказания

Чаще всего такому страху подвергаются дети, которые никаких телесных наказаний не несут.

Страх опоздать

Ребенок нервничает, что может не успеть в нужное место и случится какое-то несчастье.

Страхи у детей дошкольного возраста

Для каждого возраста является нормой появление определенного вида страха. Если ребенок развивается нормально, то вскоре страх исчезает.
Давайте посмотрим чего же бояться дети в дошкольный период.

  • В возрасте 3–5 лет ребенок осознает, что жизнь закончится и это ведет к появлению страха смерти. Этот возрастной период могут сопровождать ночные кошмары, страх нападения грабителей, стихийных бедствий, пожара, болезни и операции, укуса ядовитых насекомых, змей.
  • Боязнь потеряться преследует детей 6-7 лет. Появляется страх сказочных персонажей (монстров, чудищ, призраков), одиночества, страх физического насилия. Возникает страх, связанный с поступлением в школу. Для ребенка это новый период жизни, поэтому возникает беспокойство.

Диагностика детских страхов

Как понять испытывает ли ваш ребенок страх? Понаблюдайте за своим малышом.

Если вы заметите за крохой нервозность, капризность, беспокойный сон или некоторые привычки (постоянно что-то теребит в руках, кусает губы), значит, малыша что-то тревожит.

В таком случае следует обратиться к специалисту, который проведет коррекционную работу детских страхов.
Диагностика детских страхов имеет цель выявить их причину. Для диагностирования применяются знакомые детям виды деятельности:

  • Рисование. Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную или произвольную тему. Далее рисунок расшифровывается соответственно определенным критериям. Обращают внимание на цвета, преобладающие в рисунке, особенности тематики, как расположены фигуры. Для ребенка постарше практикуется рисование беспокоящего страха. Потом рисунок можно порвать или сжечь.
  • Сочинение сказки можно предложить ребенку от 5 лет. Предложите ребенку придумать сказку о страхе или закончить историю на самом страшном месте. Помогите ребенку сочинять. Очень важно, чтобы окончание было положительным.
  • Лепка. Эта деятельность идентична рисованию. Подходит для деток, которые не любят, не умеют или не хотят рисовать.
  • Откровенная беседа. Дети старше 4 лет способны выражать мыли. Воспользуйтесь этим и поговорите с малышом по душам. Продумайте вопросы заранее, чтобы они были понятны крохе, но не заостряйте внимания на волнующих ребенка моментах. Узнайте у крохи, боится ли он каких-то определенных предметов, снятся ли ему страшные сны, боится ли он слушать сказки. Главное морально поддерживайте малыша, положительно настраивайте.

Коррекция детских страхов

После того, как природа детского страха стала понятной, приступают к лечению и коррекции. Психологи успешно искореняют детские страхи. Для их преодоления используются определенные методы психологической коррекции.
На выбор конкретной методики работы с детскими страхами влияет возраст ребенка.

  1. Арт-терапия помогает скорректировать многие детские страхи. Рисование страха имеет смысл применять, когда он был порожден воображением, а также давних страхов, которые были вызваны пережитой отрицательной ситуацией. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Затем поговорите об этом рисунке.
  2. Сказкотерапия. Эта методика предполагает чтение ребенку специальных сказок. Они подаются таким образом, чтобы кроха чувствовал себя храбрым.
  3. Игротерапия. Игра – эффективный способ борьбы со страхами. Во время игры дети становятся раскованней, они увлечены игрой и тогда страх становится не так ярко выраженным и с ним легче бороться.

Как предотвратить страхи у ребенка: рекомендации родителям

Каждый из нас чего-то боится. Будьте внимательны к своему ребенку. Многие детские страхи можно предотвратить, чтобы в будущем малыш не сталкивался с более серьезными проблемами.

  • Никогда не насмехайтесь с того, чего малыш боится. Для вас это может казаться пустяком, а для него это серьезная проблема.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка врачами, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ведь ребенок все воспринимает всерьез.
  • Обязательно уделяйте малышу время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе кроха будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь.
  • Разрешите ребенку немного пошуметь, побегать, покричать. Таким образом, ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.
  • Дайте малышу возможность общаться со сверстниками, не ограничивайте его в этом.

Помните, что страхи возникают очень быстро, но вот борьба с ними займет немало времени и сил. Часто возникают ситуации, когда возникновение боязни можно было избежать, если бы родители знали как повести себя в определенной ситуации.

Если вы все же заметили, что ребенок испытывает страх, обратитесь к специалисту незамедлительно и вскоре ваш малыш избавиться от детского страха.

Детские страхи: причины возникновения и методы коррекции Ссылка на основную публикацию Детские страхи: характеристика, психокоррекция состояния

Источник: https://odoshkolnike.ru/osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/detskie-strahi-prichiny-vozniknoveniya-i-metody-korrektsii

39) Страхи у детей: характеристика, причины, диагностика, коррекция

Характеристика:

Страх — это реакция человека на
действительную или мнимую (но переживаемую
как действительность) опасность.

Страх — это привычное чувство. Испытав
его однажды в какой-то травмирующей
ситуации, мы будем испытывать его в
аналогичной ситуации снова и снова.

Читайте также:  Логоневроз у взрослых: что это, его проявления и лечение

Страх появляется с опытом. Нас пугает
то, что когда-то потревожило нашу душу
и сознание. Редко кто боится тех предметов
и ситуаций, в которых реально никогда
не оказывался, или хотя бы не видел или
не читал об этом.

Страхи появляются
вместе с познавательной деятельностью,
когда ребенок растет и постепенно
начинает познавать окружающий мир. Он
развивается в социуме, и ведущую роль
в воспитании играют взрослые.

Поэтому
от того, насколько грамотны будут наши
слова и поведение, зависит психическое
здоровье ребенка.

По мнению Захарова ,у девочек не только
больше страхов, чем у мальчиков, но и их
страхи у более прочно связаны с
формирующейся структурой личности, и,
прежде всего, с ее эмоциональной сферой.

Как у девочек, так и у мальчиков
интенсивность связей между страхами
наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когда
страхи «цепляются друг за друга»
и составляют единую психологическую
структуру беспокойства. Можно предполагать,
что страхи в данном возрасте связаны с интенсивным развитием эмоциональной
сферы личности.

Максимум страхов наблюдается в 6-8 лет,
при уменьшении интенсивности связей
между страхами. Начиная с 5 лет на первый
план выходит интеллектуальное развитие,
в первую очередь мышление. Страх при
этом более сложно психологически
мотивирован.

Насколько будет выражен тот или иной
страх и будет ли он выражен вообще,
зависит от индивидуальных особенностей
психического развития и конкретных
социальных условии, в которых происходит
формирование личности ребенка.

Причины:

Ребенок боится всего нового и неизвестного,
одушевляет предметы и сказочные
персонажи, опасается незнакомых животных
и верит, что он и его родители будут жить
вечно. У детей все реально, следовательно,
их страхи так же носят реальный характер.

1) Конкретный случай, напугавший ребенка

2) Особенности характера ребенка
(закреплению страхов способствуют такие
черты, как тревожность, мнительность,
пессимизм, неуверенность в себе,
чрезмерная зависимость от других людей
(родителей, воспитателей, учителей),
физическая и психическая незрелость,
болезненность)

3) Запугивающее воспитание («быстро
спать, а то сейчас баба-яга заберет!»,
«Не убегай, а то дядя тебя посадит в
мешок и унесет с собой!», «деток, которые
плохо едят, забирает медведь в темный
лес!»)

  • 4) Излишняя родительская опека: «Туда
    не ходи, там опасно», «Этого не трогай,
    порежешься» (внушенные страхи, ребенку
    передается повышенная тревожность
    родителей)
  • 5) Суровые наказания или угрозы,
    авторитарное воспитание
  • 6) Ссоры между родителями
  • 7) Детские фантазии (часто их провоцируют
    страшные сказки, фильмы, мультфильмы,
    книги со страшными сюжетами, услышанные
    взрослые разговоры, компьютерные игры)

Первая причина напрямую связана со
второй и третьей — потому что не у всех
детей травмирующий конкретный случай
превращается в страх.

Во многом это
зависит от особенностей характера
малыша (тревожность, мнительность,
пессимизм, неуверенность в себе,
зависимость от других людей и т.д.

) А эти
черты характера могут возникнуть, если
родители сами запугивают ребенка: «Не
будешь спать — заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших
детей бояться. Какое-то неосторожное
слово может навсегда отложиться в памяти
ребенка и привести к непоправимым
последствиям, когда он будет бояться
уже на бессознательном уровне. Причиной
детских страхов могут быть многочисленные
запреты со стороны родителей и
воспитателей, а так же гнев и угрозы
взрослых в адрес ребенка.

Но самые распространенные — это внушенные
страхи. Их источник — взрослые, окружающие
малыша (родители, бабушки, воспитатели),
которые непроизвольно, иногда слишком
эмоционально, предупреждают ребенка
об опасности, часто даже не обратив
внимания на то, что его напугало больше:
сама ситуация или реакция на нее
взрослого.

В результате ребенок
воспринимает только вторую часть фраз:
«Не ходи — упадешь», «Не бери — обожжешься»,
«Не гладь — укусит». Ребенку пока еще не
ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно
чувствует тревогу, и естественно, что
у него возникает реакция страха, который
может закрепиться и распространиться
на исходные ситуации. Такие страхи могут
зафиксироваться на всю жизнь.

Конечно,
когда ребенок вырастет, страх притупится,
но не исчезнет!

Детская фантазия — одна из наиболее
частых причин страха. Ребенок — существо
эмоциональное. Нередко он сам придумывает
себе предмет страха. Но каждый ребенок
по-разному реагирует на такие фантазии.
Кто-то пофантазирует, немножко побоится
(кто из нас не прятался в детстве под
одеялом?), а потом забудет и успокоится.
А у кого-то эти фантазии могут привести
к непоправимым последствиям.

Очень часто ребенок чувствует вину за
конфликты родителей и боится оказаться
их причиной. Заслуживает внимание
обнаружение у детей-дошкольников из
конфликтных семей более частых страхов
перед животными (у девочек), стихией,
заболеванием, заражением и смертью, а
также страхов кошмарных снов и родителей
(у мальчиков).

Также очень часто причиной
страха у ребенка могут быть взаимоотношения
со сверстниками. Если детский коллектив
не принимает ребенка, обижает его, и
малыш не хочет идти в садик, вполне
вероятно, что он боится быть униженным,
отверженым. Так же причиной может быть
распространение страхов среди детей.

Например, более сильный ребенок может
запугивать малыша разными историями,
«внушать» свой страх.

У детей, живущих в отдельных квартирах,
страхи встречаются чаще, чем у детей из
коммунальных квартир, особенно у девочек.
В коммунальной квартире много взрослых,
больше сверстников, возможностей для
совместных игр и меньше страхов.

Так, мальчики и девочки боятся чаще,
если считают главной в семье мать, а не
отца. Работающая и доминирующая в семье
мать часто беспокойна и раздражительна
в отношениях с детьми, чем и вызываются
ответные реакции беспокойства.

Беспокойство у эмоционально чувствительных
детей 5-7 лет возникает и вследствие
стремления некоторых матерей как можно
раньше выйти на работу, где сосредоточена
основная часть их интересов. Они рано
отдают детей в дошкольные детские
учреждения, на попечение бабушек,
дедушек, других родственников, нянь и
недостаточно учитывают их эмоциональные
запросы.

Честолюбивые, не в меру принципиальные,
с болезненно заостренным чувством
долга, бескомпромиссные матери излишне
требовательно и формально поступают с
детьми, которые вечно не устраивают их
в отношении пола, темперамента или
характера.

Возраст родителей также имеет немаловажное
значение для возникновения страхов у
детей.

Как правило, у молодых, эмоционально
непосредственных и жизнерадостных
родителей дети менее склонны к проявлениям
беспокойства и тревоги.

У «пожилых»
родителей (после 30 и особенно после 35
лет) дети более беспокойны, что отражает
преимущественно тревожность матери,
поздно вышедшей замуж и долго не имевшей
детей.

  1. Виды страхов.
  2. Некоторые страхи сопровождают определенный
    возрастной период.
  3. У детей до года они выражаются в
    беспокойстве при громких звуках, а также
    связанные с отсутствием матери или с
    ее настроением.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний,
боли (например, у врача), одиночества и
особенно темноты. Эти страхи типичны и
нормальны для ребенка этого возраста.

В 3-4 года появляются страхи, связанные
с развитием фантазии ребенка. Малыш
может сам придумать какое то чудовище
и потом долго его бояться, думая, что
оно живет под шкафом.

У детей 6-7 лет может появиться страх
смерти, своей или своих близких. Ребенок
уже знает, что человек может умереть,
поэтому многие обычные бытовые или
природные ситуации (гром, гроза и т.п.)
могут вызывать панику.

Диагностика:

Методика «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой
и А.И.Захарова)

Цель: выявление и уточнение преобладающих
видов страхов (страх темноты, одиночества,
смерти, медицинские страхи и т. д.) у
детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь
детям в преодолении страхов, необходимо
выяснить, весь спектр страхов и каким
конкретно страхам они подвержены.

Взрослый рисует контурно два дома (на
одном или на двух листах) : черный и
красный. И потом предлагает расселить
в домики страхи из списка (взрослые
называет по очереди страхи). Записывать
в чёрный дом нужно те страхи, которые
ребёнок признал ,как страшные, в красный
– не страшные.

Список зачитываемых страхов:

Ты боишься:

1.когда остаешься один; 2. нападения; 3.
заболеть, заразиться; 4. умереть; 5. того,
что умрут твои родители; 6. каких-то
детей; 7. каких-то людей; 8. мамы или папы; 9. того, что они тебя накажут; 10. Бабы
Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея
Горыныча, чудовища.

(к этому списку
добавляются страхи невидимок, скелетов,
Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа
этих страхов обозначена как страхи
сказочных персонажей); 11. перед тем как
заснуть; 12. страшных снов (каких именно); 13. темноты; 14. волка, медведя, собак,
пауков, змей (страхи животных); 15.

машин,
поездов, самолетов (страхи транспорта); 16. бури, урагана, наводнения, землетрясения
(страхи стихии); 17. когда очень высоко
(страх высоты); 18. когда очень глубоко
(страх глубины); 19. в тесной маленькой
комнате, помещении, туалете, переполненном
автобусе, метро (страх замкнутого
пространства); 20.

воды; 21. огня; 22.
пожара; 23. войны; 24. больших улиц,
площадей; 25. врачей (кроме зубных); 26.
крови (когда идет кровь); 27. уколов; 28.
боли (когда больно); 29. неожиданных,
резких звуков, когда что-то внезапно
упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь
при этом); 30.

сделать что-либо не так,
неправильно (плохо — у дошкольников); 31. опоздать в сад (школу);.

  • Все перечисленные здесь страхи можно
    разделить на несколько групп:
  • — медицинские страхи: боль, уколы,
    врачи, болезни;
  • — страхи, связанные с причинением
    физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • — страх смерти (своей);
  • — боязнь животных ;
  • — страхи сказочных персонажей;
  • — страх темноты и кошмарных снов;
  • — социально-опосредованные страхи —
    людей, детей, наказаний, опозданий,
    одиночества;
  • — пространственные страхи — высоты,
    глубины, замкнутых пространст

Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние
ребёнка по цветовому выбору, согласно
Максу Люшеру . Исследования Макса Люшера
показали, что четырем цветам соответствуют
четыре типа ощущения себя.

Человеку,
предпочитающему синий цвет, свойственна
удовлетворенность жизнью, тому, кто
выбирает красный, — жизнерадостность,
активность, зеленый — серьезное отношение
к жизни, стабильность, светло-желтый —
веселость, открытость.

Кроме того,
«синие» стремятся к единству, нуждаются
в согласии, «красные» стремятся к успеху,
возможности воздействовать на окружающее.
Те, кто предпочитает зеленый, стремятся
к безопасности и стабильности (власть,
знания, компетентность). «Желтые»
настроены на изменения, им нужна свобода,
для того чтобы надеяться на лучшее.

В
рамки этих четырех цветов вписывается
и время. Спокойному синему соответствует
протяженность во времени, оранжево-красному
— настоящее, зеленому — текущее мгновение
«здесь и сейчас», а желтому — будущее.

Согласно, М. Люшер, Л.Н. Собчик важно
обратить внимание на цветовой ряд. Выбор
в первую очередь коричневого, серого,
чёрного цветов указывает на состояние
выраженного стресса. Это может быть
объективно сверх сложная ситуация или
невротическая реакция на жизненные
трудности. Чувства выделяют явления,
имеющие стабильную мотивационную
значимость.

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
применяется с целью выявления тревожного
ребенка в группе сверстников; Методика
«Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и
В.К. Лосевой позволяет отследить
эмоциональные проблемы и трудности
взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть
его субъективную оценку о его месте в
семье и отношениях с другими членами
семьи.

Читайте также:  Агрессия: как проявляется и корректируется такое состояние

Коррекция:

Если родители видят, что страх не
причиняет ребенку особого беспокойства,
можно попробовать справиться своими
силами. Существует много методов для
выявления страхов.

1) Для начала нужно поговорить с ребенком.
Нужно осторожно и доброжелательно
выяснить, чего именно ребенок боится.

2) Реакция родителей на наличие страха
должна быть спокойной. Нельзя оставаться
равнодушным, но и сильное беспокойство,
отрицательный эмоциональный фон могут
привести к усилению проблемы.

3) Чем больше ребенок будет говорить о
страхе, тем быстрее он сможет от него
избавиться.

4) Поделитесь с ребенком своим опытом,
расскажите о том, чего вы боялись в
детстве и почему, и обязательно о том,
как вы перестали бояться.

5) Очень хороший метод — это сочинить
вместе с ребенком сказку или рассказ
на тему его страха. Конец истории должен
быть обязательно о том, как герой
побеждает страх.

6) Нарисовать страх — это самый
распространенный и действенный метод
борьбы с ним. А после того как ребенок
нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и
обязательно объяснить малышу, что страха
больше не существует, что вы его сожгли,
и он больше никогда не побеспокоит его.

7) Для борьбы со страхами можно также
использовать игру или инсценировки.
Это лучше делать в группе детей. Поэтому
родители самостоятельно не могут
воспользоваться этим методом, и должны
действовать совместно со
специалистом-психологом, проводящим
групповую терапию.

8) Общение ребенка со сверстниками, у
которых тоже есть страхи, само по себе
является отличным методом коррекции
невроза страха. Ребенок будет ощущать
моральную поддержку, новые знакомства
помогут ему отвлечься от своих мыслей
(те самые рассказы после отбоя в пионерских
лагерях — отличный пример, прообраз
тематических форумов будущего).

Рисование.На занятиях ребёнок
должен рисовать самостоятельно, без
помощи взрослых. Весьма непросто начать
рисовать страхи. Нередко проходит
несколько дней, пока ребенок решится
приступить к выполнению задания. Так
преодолевается внутренний психологический
барьер — страх страха.

Проявляющийся при рисовании интерес
постепенно гасит эмоцию страха, заменяя
ее волевым сосредоточением и удовлетворением
от выполненного задания. Незримую
поддержку оказывает и сам факт участия
психолога, давшего это задание, которому
можно затем доверить свои рисунки и тем
самым как бы освободиться от изображенных
на них страхов.

Методику коррекции А.Л. Венгера
«Уничтожение страха». Эту методику
психолог применяет в присутствии
кого-либо из родителей, который
впоследствии будет при необходимости
напоминать ребенку о показанном ему
способе преодоления страха.

Проведение методики включает пять
этапов: предварительную беседу, создание
изображения, уничтожение изображения,
рациональное объяснение ребенку смысла
показанного приема и релаксацию
(последний этап повышает действенность
методики, но не является обязательным).
Проведение каждого из этапов варьируется
в соответствии с возрастом ребенка, его
психическим складом, состоянием,
отношением к заданию и т. п.

Фантазирование.Не у всех детей
страхи выражены конкретно. Бывают
случаи, когда у ребенка превалирует
неопределенность, необъяснимая
тревожность и подавленность эмоций. В
таких случаях невротичного ребенка мы
просили закрыть глаза и пофантазировать
на тему «Как я представляю свой страх».
Не только представить, как он выглядит
и его размер, но и чем он пахнет, каков
страх на ощупь.

Ребенку предлагали
побыть этим страхом и рассказать от его
имени о своих ощущениях, зачем данный
страх пугает людей. Ребенок от имени
страха рассказывает самому себе, кто
он, как от него избавиться.

Во время
диалогов следим за сменой интонации
ребенка, ведь именно здесь могут
промелькнуть важные воспоминания,
касающиеся его основных внутренних
проблем, с которыми в дальнейшем
необходимо работать.

На групповых занятиях применяли метод
релаксации для снятия мышечного
напряжения, игры на телесный контакт .

Выводы:

Страх играет немаловажную роль в жизни
ребёнка, с одной стороны, он может уберечь
от необдуманных и рискованных поступков.
С другой – положительные и устойчивые
страхи препятствуют развитию личности
ребёнка, сковывают творческую энергию,
способствуют формированию неуверенности
и повышенной тревожности.

Страхи неизбежно сопровождают развитие
ребенка и появление различных эмоциональных
нарушений, психологических проблем
связано с рядом неблагоприятных событий,
произошедших в детстве.

Профилактика страхов состоит, прежде
всего, в воспитании таких качеств, как
оптимизм, уверенность в себе,
самостоятельность. Ребенок должен знать
то, что ему положено знать по возрасту,
о реальных опасностях и угрозах, и
относиться к этому адекватно. Существующие
способы снижения и контроля страха
основываются, прежде

всего, на теории научения.

Коррекция страхов осуществляется
посредством игротерапии, сказкотерапии,
арттерапии, куклотерапии, психоэлевации,
индивидуально-групповых занятий,
улучшения детско-родительских отношений.

Рисование используют в коррекционных
целях. Рисуя, ребенок дает выход своим
чувствам и переживаниям, желаниям и
мечтам, перестраивает свои отношения
в различных ситуациях и безболезненно
соприкасается с некоторыми пугающими,
неприятными и травмирующими образами.

Важность активной коррекционной работы
с детскими страхами обусловлена тем,
что сам по себе страх способен оказывать
патогенное влияние на развитие различных
сфер личности ребёнка.

Источник: https://studfile.net/preview/5639864/page:16/

Характеристика средств коррекции детских страхов

  • Малыхина Галина Алексеевна
    КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»,

  • педагог-психолог, г. Борисоглебск

В переводе с латинского языка термин «коррекция» означает «поправка, частичное исправление или изменение».

Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев.

Психологические средства коррекции — это способы, действия, направленные на изменение и развитие личности; на преодоление или ослабление недостатков психического развития, нарушений той или иной психической функции; на определенные психологические структуры личности с целью обеспечения полноценного развития и функционирования данной личности.
Обратимся к анализу основных методов, направленных на работу с детскими страхами.

К наиболее часто встречающимся методам можно отнести арт-терапию – терапию искусством (сказкотерапию, куклотерапию) и игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка.

Игровая деятельность имеет особое значение в психическом развитии ребенка (Л.С.Выготский, 1966; А.Н.Леонтьев, 1972; Д.Б.Эльконин, 1999). Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, 1999, А.Н. Леонтьев, 1972).

Это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем и интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования
Существует много подходов в использовании игры как средства коррекции страхов у детей дошкольного возраста (психоаналитический, гуманистический, культурно-исторический).

Игра как способ терапии возникла в традициях психоанализа вследствие неудачного опыта прямого переноса и использования техник психоанализа на работу с детьми. По 3.

Фрейду, установка на анализ включает осознание клиентом своей болезни, доверие к психоаналитику и готовность подвергнуться аналитическим процедурам .

Из трех указанных компонентов ребенку в силу его возрастных особенностей оказывается доступным только один — доверие к психоаналитику (взрослому), основанное на прочных эмоциональных отношениях с ребенком.

Главная проблема в использовании аналитических техник при работе с ребенком состояла в невозможности применения метода свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения и подвергнуть их анализу. Поиски «обходных путей» для разрешения этой проблемы и привели М. Клейн и Г.

Гуг-Гельмут к мысли о возможности использования игры ребенка как удачной замены методу свободных ассоциаций . Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась, как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

Основными механизмами коррекционного воздействия в игротерапии являются:

  • установление аналитической связи, эмоционально-позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющей терапевту осуществить функции интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов;
  • катарсис — форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них. Игра предоставляет две возможности для катарсиса: возможность свободного выражения чувств и эмоций ребенка и вербализацию этих чувств. Отметим, что условием реализации катарсиса в процессе игротерапии являются отношения доверия, существующие между ребенком и психотерапевтом, отношения, снимающие страх и тревожность ребенка, обеспечивающие переживание чувства личностной безопасности. В группе игровой терапии катарсис в зависимости от генезиса может быть реализован в трех вариантах: прямой катарсис, достигаемый благодаря действиям самого ребенка; индуциро¬ванный катарсис — переживание эмоционального состояния по механизму внушения (преимущественно от взрослого) и заражения, благодаря участию в совместной коллективной игре; викарный катарсис — как форма сопереживания сверстнику или взрослому, имеющая результатом стабилизацию собственного эмоционального состояния;
  • Инсайт представляет собой одновременно и результат, и механизм игротерапии. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации и разъяснений со стороны терапевта, а достигается ребенком внезапно, через объединение переживаний и знаний о себе и о своих отношениях с другими. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер;
  • исследование (тестирование) реальности — процесс исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей и межличностных отношений. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями, и стимулирует их к исследованию новых способов поведения и общения как со взрослым, так и со сверстниками;
  • сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели получения сексуального удовольствия к социально одобряемым целям, не связанным с сексуальностью. Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в детском возрасте. Помимо игры широкие возможности сублимирования ребенок может найти в творческих видах деятельности: рисовании, изобразительной деятельности, литературном творчестве, музыке. Особенность сублимации в творческих видах деятельности составляет создание продукта, опредмечивающего аффект, переживаемый ребенком, а тем самым и признание автора, создателя этого продукта; повышает ценность продуктивных, несексуальных целей и приводит к укреплению механизма сублимации.

Особой ценностью обладают подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, развивают умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения.

Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре. Подобранные педагогом игры проводятся со всей группой детей.

Среди них значительное место отводится играм с мячом, где используется неожиданное бросание мяча друг другу, сопровождающееся словами «лови», «бросай», «поймай», а также всеми любимым играм «Прятки», «Жмурки», «Сова», «Пятнашки», «Кот и мыши» и др.

— Следующий метод -рисование страхов. Захаров А.И. на первом этапе предлагает рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице, во дворе», «Дома», «Семья», «Что мне снится страшное» (или «Чего я боюсь днем»), «Что было со мной самое плохое (или хорошее)», «Кем я хочу стать».

Читайте также:  Оптимист: кто это такой, его взгляды и черты характера

Темы данных занятий дают возможность отобразить проблемы во взаимоотношениях ребенка в детском саду, дома, отобразить наиболее яркий страх, что может послужить основой для последующей, психотерапевтически ориентированной работы. Следующим этапом рисования в группе может быть направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребенок.

Для этого в индивидуальной беседе выясняют, чего боится ребенок. Составив список страхов, воспитатель дает задание нарисовать их. Детям объясняется цель рисования страхов как способа избавления от них. Каждому ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх, после выполнения задания, предлагается нарисовать следующий.

Важно каждый раз выражать одобрение по поводу выполнения задания. Через несколько дней проводится обсуждение рисунков, с каждым ребенком индивидуально, во избежание подражания детьми друг друга. Последовательно показывают рисунки и спрашивают о том, боится или нет теперь. Отрицание страха закрепляется похвалой.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изобразил себя небоящимся. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха.

Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков, снова задается вопрос, боится ребенок или нет, положительный успех закрепляется похвалой. Как отмечает автор, большинство детей из тех, кто после первого тура рисования еще боялся, перестают испытывать страх.

  1. Таким образом, на данный момент развития психологической практики существует достаточно большое количество средств коррекции страхов, применение которых зависит от вида страха и возраста ребёнка.
  2. Список использованной литературы
  1. Авдеев, Д. А. Нервность: её духовные причины и проявления : Неврозы с точки зрения правосл. врачей : Депрессия. Неврастения. Дет. неврозы. Навязчивые страхи. Пьянство и наркомания / Д. А. Авдеев, В. К. Невярович. — М. : Рус. Хронографъ, 1999. — 125 с.
  2. Акопян, Л. С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция [Текст] : монография / Л. С. Акопян ; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Поволжская гос. социально-гуманитарная акад.». — Самара : Поволжская гос. социально-гуманитарная акад., 2010. — 163 с.
  3. Акопян, Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста : на материале детских страхов : автореферат дис. … доктора психологических наук : 19.00.07 / Акопян Любовь Суреновна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.]. — Самара, 2011. — 51 с.
  4. Бердникова, Ю. Мир ребенка : развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Юлия Бердникова. — Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2007
  5. 5. Вульфсон В., Эллен.Детские страхи: как не бояться темноты [Текст] : путешествие Джонатана к горе Мьяпу / Эллен Вульфсон Вальядарес ; [пер. с англ. В. М. Куприяновой]. — Санкт-Петербург : Весь, 2010. — 227 с.

Всего комментариев:

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-3681

Экспериментальная работа, направленная на изучение и преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста

страх психологический коррекция дошкольный

Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 5 годам, когда эмоции отличаются уже известной зрелостью и устойчивостью.

Поэтому раннее выявление неблагоприятных отклонений в эмоциональной сфере ребенка позволяют вовремя внести коррективы в его личностное развитие.

Так, в отличие от подростковых страхов, тревога и страхи в дошкольном возрасте наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, когда они зависят от эмоционального развития и во многом носят возрастной характер.

Выявленные страхи требуют определенной психокоррекционной работы, так как существует опасность, что дети, которые были подвержены тревоге и страхам через какое-то время превратятся в подверженных тревоге и страхам взрослых, потому что мы переносим во взрослую жизнь свой опыт из детства. И чем раньше мы научим детей справляться со страхами, тем здоровее и энергичнее они будут в зрелом возрасте.

Обучая детей методами преодоления страхов с помощью различных комплексов-упражнений, игр, предложенных отечественными психологами А.И. Захаровым, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская, появляются возможности расширять и обогащать их навыки общения с взрослыми и сверстниками.

Преодоление страхов у детей не может быть ограничено только рамками специальной психологической работы. Во всех случаях требуется введение специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости — некоторая коррекция и закрепление. [24, С. 45]

Приведенные ниже игровые методы помогают справиться с естественными (обычными) страхами детей.

Если же страх уже выражается на патологическом уровне, то есть принимает крайние формы (ребенок совершенно не в состоянии его контролировать, эта эмоция неблагоприятно отражается на характере, мешает нормальным отношениям с другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям и т. п.), то лучше консультироваться у профессионального психолога, а возможно, и у детского психиатра.

Вообще игра (и ее аналоги типа рисования и фантазирования) дает ребенку прекрасную возможность овладеть своим страхом. В игре каждый ребенок переживает свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижает остроту переживания.

В игре ничто не мешает ребенку представить, что он смелый и сильный, способный победить любого врага (внешнего или внутреннего). Играя, легко изобразить образ самого страха, и тогда из «повелителя» ребенка он постепенно превратится в его слугу (или как минимум партнера).

В игре этот страх можно изменить, добавив в образ ярких, теплых красок или комических деталей. Можно даже сделать свой страх совсем маленьким и пожалеть его.[49, С. 123]

Словом, в работе с данной проблемой игра предоставляет массу возможностей, причем все эти способы являются совершенно естественными для ребенка. Именно поэтому можно использовать даже не специальные психокоррекционные игры, а народные игры-забавы, которые прекрасно справляются с задачами уменьшения различных детских страхов и их профилактики. Например: Пятнашки, Жмурки, Прятки.

Все три игры подходят как для всех детей. Интерес к ним не угасает, то есть они на редкость универсальны.

Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности.

Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.

Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.

Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию.[18, С. 5]

Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражений эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Это не означает, что активно рисующих ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.[28, С.

39]

Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей их развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя мотивированную структуру.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.[38, С. 29]

Посредством рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.[13, С. 21]

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу.

Необходимо помнить, что арт-терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.[29, С. 27]

Родители должны стремиться всячески, поощрять детей к рисованию, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования. Если родители имеют тревожно-мнительный характер, то эффект от рисования страхов у детей снизиться вдвое.

Отрицательно влияют на результаты рисования страхов, отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и играют, на рисунках заметное преобладание черного и серого цвета.

Необходимо сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.[2, С. 24]

Детям часто сложно нарисовать свой страх. Иногда это чувство бывает настолько сильным, что ребенку кажется просто немыслимым взять и отразить на бумаге все те ужасы, которые терзают его душу. В этих случаях он может отказываться рисовать.

Могут возникнуть сложности и по другим причинам: если ребенок стыдится своего страха, не хочет его признавать, тем более афишировать. Такие дети обычно утверждают, что ничего не боятся, и предлагают порисовать на другую тему.

Такое сопротивление ребенка, это проявление естественных защитных механизмов психики.[7, С. 6]

Если ребенок не хочет сам нарисовать свои страхи, то необходимо воспользоваться следующей игрой. Она подойдет как детям, испытывающим слишком сильный страх, так и детям, которые стыдятся этой эмоции и пытаются с ней справляться. [36, С. 393]

«Фоторобот страха»

Принято считать, что страхи — эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения.

Однако наличие у ребенка большого количества разнообразных страхов — показатель преневротического состояния.

В случае патологических страхов, нарушающих развитие личности, препятствующих общению, показаны специальная коррекционная работа и оздоровительная психотерапия.

В заключении хотелось бы сказать, что описанная арт-терапевтическая техника эффективна для коррекции разнообразных страхов и должна использоваться и в школах и в детских садах и в семье.

Источник: https://studbooks.net/1639751/psihologiya/eksperimentalnaya_rabota_napravlennaya_izuchenie_preodolenie_strahov_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector