Необихевиоризм: что это, концепция толмена, скиннера и халла

Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.

Необихевиоризм (от греч. neоs — новый и англ. behaviour — поведение) — психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме — .

Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. В схему S – R добавлена новая переменная I — образ, цель, потребность, интеллект, ожидание.

Таким образом необихевиоризм основан на трехчастной схеме S – I – R.

Необихевиоризм: что это, концепция Толмена, Скиннера и Халла Эдвард Толмен (1886-1959) — американский психолог, создатель „когнитивного“ направления необихевиоризма. Автор программной книги „Целевое поведение у животных и человека“ (1932). Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж. Уотсона и основывался на идее целостного подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива (I), направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные лабиринты.
    Скиннер Беррес Фредерик (1904 – 1990) — американский психолог, создатель концепции „оперантного бихевиоризма“. В качестве ключевого ввел понятие „оперантного обусловливания“, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в „классическом“ обусловливании И.П. Павлова. Выступал с критикой необихевиоризма за введение „промежуточных переменных“ между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, „скиннеровскую камеру“.
Необихевиоризм: что это, концепция Толмена, Скиннера и Халла Халл Кларк Леонард (24.05.1884 – 1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор „гипотетико–дедуктивной“ концепции поведения. Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма „промежуточных переменных“, в качестве которых предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель.    

Толмен. Т. попытался соединить идеи бихевиоризма и гештальт-психологии. Именно он в 1948 ввел понятие внутренней переменной. Толмен впервые стал рассматривать поведение как целостность как ансамбль поведенческих реакций.

В отличие от других бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи.

(В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и тем самым удовлетворить потребность в пище.) Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым).

Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение. Толмен ввел понятие латентного назначения, осуществляющего без подкрепления организацию поведения в проблемной ситуации. Когнитивная карта позволяла животному узнать что к чему ведет.

Это психологический образ, выступающий как регулятор действия.

  • Формула поведения по Толмену:
  • 1. Стимул – независимое поведение
  • 2. Промежуточные переменные

3. Зависимая переменная – реакция.

Толмен считал, что смысл упражнений состоит не в упрочнении связей между раздражителем и реакцией, а в образовании познавательных структур.

Функцией подкрепления выступает не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожиданий. Б. Ф. Скиннер продолжал линию классического бихевиоризма сохранил 2-х частную схему анализа поведения.

Скинер сформулировал учение о трех видах поведения:

Безусловно рефлекторное Условное Оперантное

Первые два, реакция на стимул, он их называл респондентным.

Формирование реакций не зависит от активности субъекта. Реакция быстро формируется и угасает без подкрепления.

Он сделал вывод, что адаптация к среде обеспечивается не только респондентными реакциями. Не в лабораторной а в реальной среде приспособления строятся на основе активных проб, некоторые из них случайно приводят к положительному результату.

Такие реакции не обусловлены активностью самого организма. Сам успех является подкреплением.

Такие реакции он назвал оперантными. Второй раз он ориентируется на успех при котором подкрепляется положительный результат. Именно этот тип реакции является преобладающим и обеспечивающим гибкость поведения.

  1. Скиннер сформулировал теорию оперантного научения.
  2. Главное средство для формирования нового поведения — подкрепление.
  3. Процедура научения – это последовательное поведение на нужную реакцию.

Скиннер крайне биологизаторски трактовал поведение и в этом он схож с Уотсоном. Скинеру принадлежит концепция программного научения. Все поведение экстериоризируется. Скиннер рассматривал человека очень упрощенно. Нет личности, есть пучек реакций индивида и возможности в отношении реакций.

Скинер рассмотрел виды стимулов и различил стимул позитивный и оверсивный (болевой). Он различил виды подкрепления – позитивное, и негативное, через инверсию стимула.

Виды наказания:

1. Позитивное наказание – через предъявление оверсивного стимула.

2. Негативное наказание – через удаление позитивного стимула.

Оверсивное обуславливание используется при коррекции поведенческих нарушений, и контроле поведения. Скинеровское обучение эффективно при работе с детьми с задержкой психического развития, умственно отсталыми, с девиантными формами поведения.

  • Кратко по Скиннеру:
  • — новый взгляд на человеческое поведение
  • — человек является активным организатором своего поведения
  • — реакцией управляет следствие, следующее за этой реакцией (S – R — следствие). Пример: человек употребляет алкоголь, чтобы получить удовольствие
  • — следствием может являться реакция окружающих
  • Подкрепление – тенденция к усилению реакции
— Позитивное подкрепление — Негативное подкрепление
поведение => награда => усиление поведения   поведение => игнорирование => усиление поведения
  1. Пример: ребёнок украл деньги => родители ничего не сказали ребёнку => ребёнок украл вновь бОльшую сумму
  2. Наказание – тенденция к урежению реакции
  3. — Наказание тем, что хотел бы избежать
  4. поведение => наказывающий стимул => урежение поведения
  5. Только последствия сталкивают человека с его поведением.
  6. — Наказание изъятием награды поведение => изъятие награды => урежение поведения

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s2977t6.html

Необихевиоризм и его представители

    Развитие бихевиоризма имело своё продолжение. Необихевиоризм и его представители, такие как Фредерик Скиннер и Альберт Бандура, дополнили основную формулу «Стимул – Реакция» промежуточными элементами.
    Беррес Фредерик Скиннер (1904–1990) – американский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Гарвардского университета.

Автор теории оперантного обусловливания. Один из основоположников введения специальных машин для оценки ответов учащихся в процессе их обучения и тестирования. В 1990 году был занесён в почетный список учёных Американской ассоциации психологов за достижения и выдающийся вклад в развитие науки.

    «Чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью» (2).
    Не придавая существенного значения внутренним переживаниям и процессам мышления, он делал упор на методику формирования условных рефлексов.

Подходил к вопросам достижения необходимых навыков с позиции выработки нужных реакций путём их подкрепления либо, наоборот, ослабления.

    Метод оперантного обусловливания заключается в том, что процесс формирования новых рефлексов происходит за счёт подкрепления у индивида новых нужных реакций, которые образуются у него как случайным образом, возникающие спонтанно, так и за счёт методичного воздействия на него со стороны внешней среды. Вместо термина условный рефлекс представители необихевиоризма употребляли термин обусловленный, а вместо безусловного – необусловленный.
    Сам Скиннер сформулировал метод следующим образом: «Поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем» (1).

    Теория обусловливания вывела классические эксперименты Ивана Петровича Павлова на уровень социального общества. Оперантное закрепление, помимо условий, связанных с действием безусловных рефлексов в процессе образования новых связей, подразумевает активное использование различных социально-психологических приёмов.

    Альберт Бандура – канадский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Стэнфордского университета. Широко известен своими работами по детской и подростковой агрессии, особенно экспериментами с куклой Бобо.
    В эксперименте с куклой Бобо обученный актер в присутствии детей в течение 10 минут издевался над Бобо (надувная игрушка высотой около метра). Он бил её руками и ногами, молотком, обзывал и бросал её. В одном из вариантов этого опыта находившийся при этом взрослый «воспитатель» прилюдно одобрял действия актёра. Впоследствии дети вели себя по отношению к Бобо агрессивно: обзывали её, толкали, били.
    Дети принимали предложенную им модель действий со стороны авторитетных для них взрослых людей, подражали и воспроизводили её. Необихевиоризм: что это, концепция Толмена, Скиннера и Халла

    Автор фото неизвестен.Источник: портал Университета Калгари.

    Альберт Бандура полагал, что не все формы поведения можно объяснить в терминах оперантного обусловливания. Новый образ действий может формироваться в результате наблюдения и подражания, заимствования от других членов социума. Свою концепцию он назвал теорией социального научения.

Представители необихевиоризма: К. Халл и Э. Толмен

    Яркими представителями необихевиоризма являются также Кларк Л. Халл и Эдвард Ч. Толмен. Профессор Йельского университета Кларк Леонард Халл (1884–1952) впервые попытался подойти к изучению поведения человека с позиции логико-дедуктивных правил и принципов известных в математике. Основываясь на трудах Чарлза Дарвина и экспериментах И. П.

Павлова, он предложил в качестве промежуточных элементов рассматривать потребности организма и силу навыка (условного рефлекса). Результаты своих работ Кларк Халл изложил в предложенной им теории научения.
    Эдвард Чейс Толмен (1886–1959), преподаватель Калифорнийского университета в Беркли, в свою очередь, дополнил необихевиоризм концепцией когнитивных карт.

Когнитивная карта – это образ (представление) субъекта, который сформировался у него в результате его взаимодействия с окружающим миром. Анализ развития событий при этом учитывает имеющийся субъективный опыт и сложившееся восприятие человека в плане оценки вероятности.     Во многих странах проведение опытов над людьми ограничено законодательно.

Представителей необихевиоризма иногда не без основания критикуют за неэтичность некоторых опытов. Особое возмущение у некоторых представителей научного сообщества вызывает положение, при котором результаты экспериментов над подопытными животными переносятся на людей.
    Общепринятого мнения на этот счёт нет.

Иногда практическая целесообразность бывает более важна, чем теоретические рассуждения на эту тему. А в некоторых случаях бывает крайне важно наглядно показать опасные последствия определённой поведенческой модели (с последующим устранением полученных негативных результатов).

    Как уже говорилось в предыдущей статье, методы поведенческой психотерапии наиболее эффективны для так называемого среднестатистического человека, малых и больших социальных групп.

    При определённых обстоятельствах методы и приёмы теории оперантного подкрепления и социального научения являются, пожалуй, единственными, с помощью которых последователи бихевиоризма решали сложные практические задачи.

    Литература:
    1. Б. Ф. Скиннер. Оперантное поведение.
    2. Бихевиоризм в психологии, энциклопедия для студентов.

Источник: http://psy-nets.ru/behavioral_therapy.html

Необихевиоризм (э. толмен, к. халл, б. скиннер)

Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл)

Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен(1886 – 1959). В книге «Целевое поведение животных и человека» (1932) он показал, что экспериментальное наблюдение над поведением животных не способствует уотсоновскому молекулярному пониманию поведения по схеме «стимул–реакция».

Читайте также:  Персеверация: что это такое, ее симптомы и методы лечения

Поведение, по Э. Толмену, – это молярный феномен («ситуация–поведение»), то есть целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью (выбор средств, ведущих к цели более коротким путем).

В экспериментах на латентное научение им было сформулировано понятие «когнитивной карты» – это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуациях жизненных задач в целом, в том числе и для человека.

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К. Халл(1884 – 1952). Его гипотетико-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей И.П. Павлова, Э. Торндайка, Дж. Уотсона. Как и теория Дж. Уотсона, теория К. Халла не учитывает фактора сознания, но, в отличие от Дж.

Уотсона, вместо схемы «стимул – реакция» К. Халл вводит формулу, предложенную еще в 1929 г. Р. Вудвортсом: «стимул–организм–реакция», где организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы.

Ему принадлежит тщательная теоретическая и экспериментальная разработка и математический расчет зависимости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени предъявления. Опыт математического подхода к описанию поведения в системе К.

Халла повлиял на последующую разработку психологических теорий научения (Н.Е. Миллер, Дж. Доллард).

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера(1904 – 1990). Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Б. Скиннер формулирует положение о 3-х видах поведения:

  • · безусловнорефлекторном;
  • · условнорефлекторном;
  • · оперантном.

Последнее – оперантное поведение – и составляет специфику учения Б. Скиннера, согласно которому условнорефлекторные типы поведения, вызываемые стимулами (S), называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S.

Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация в среде обитания.

Реально процесс приспособления строится на основе активных проб – воздействия животного на окружающий мир, некоторые из которых случайно могут приводить к полезному результату, который, в силу этого, закрепляется.

Реакции, которые не вызываются стимулами, а предупреждают его, Б. Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R (буква R используется для привлечения внимания к понятию «подкрепления» (reinforcement). Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении.

На основе анализа поведения Б. Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного поведения на нужную реакцию».

Данные полученные при изучении поведения животных, Б. Скиннер переносит на человеческое поведение. Так возник скиннеровский вариант программированного обучения.

В соответствии с его требованиями, учебный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются ТСО.

Недостатком данного подхода является отсутствие организации внутренней познавательной деятельности, при которой обучение теряет свою специфику как сознательный процесс. Разрешению социальных проблем служит созданная Б. Скиннером технология поведения, призванная осуществлять контроль одних людей над другими.

Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимается во внимание, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Им выступает контроль режима подкрепления (аверсивные стимулы), позволяющий манипулировать людьми.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_103322_neobiheviorizm-e-tolmen-k-hall-b-skinner.html

Необихевиоризм: концепция Эдварда Толмена

Формула бихевиоризма была четкой и  однозначной: «стимул-реакция».

Между тем, в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение.

Первым из них был профессор университета Беркли (Калифорния), американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция).

Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта.

Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти «карты» животное строит само. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает, «что ведет к чему». Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Толмен свои идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются     общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.

Результаты опытов Толмена, изложенные в его основной работе «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S R («стимул — реакция»).

Сама по себе идея целенаправленного поведения противоречила программным установкам основателя бихевиоризма Уотсона. Для бихевиористов классического толка целенаправленность поведения подразумевает допущение о наличии сознания.

На это Толмен заявлял, что для него не имеет значения, обладает организм сознанием или нет. Как и подобает бихевиористу, он сосредоточил внимание на внешних, наблюдаемых реакциях.

Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Поведение является функцией всех этих переменных, что может быть выражено математическим уравнением.

Между наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим поведением Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантами поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией.

Таким образом, формула S R должна читаться как S O R. Промежуточными переменными является все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.

Однако, оставаясь на позициях бихевиоризма, Толмен отдавал себе отчет: поскольку промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается увязать с экспериментальными (независимыми) и поведенческими (зависимыми) переменными.

Классическим примером промежуточной переменной является голод, который невозможно увидеть у подопытного существа (будь то животное или человек). И тем не менее голод можно вполне объективно и точно увязать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Кроме того, его можно увязать с объективной реакцией или с переменной поведения, — например, с количеством съеденной пищи или со скоростью ее поглощения. Таким образом, данный фактор становится доступным для количественного измерения и экспериментальных манипуляций.

В теории промежуточные переменные оказались весьма полезной конструкцией. Однако практическое воплощение такого подхода потребовало такой громадной работы, что Толмен в конце концов оставил всякую надежду «составить полное описание хотя бы одной промежуточной переменной».

 

Полученные в опытах результаты заставили Толмена отказаться и от принципиального для всей поведенческой доктрины закона эффекта, открытого Торндайком. По его мнению, подкрепление оказывает на научение довольно слабый эффект.

Толмен предложил собственную когнитивную теорию научения, полагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает возникающие связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир. Такие создаваемые научением связи Толмен назвал гештальт-знаками.

Историки науки высказывают смелое предположение, что отец бихевиоризма Джон Уотсон страдал специфическим расстройством — ан-идеизмом, то есть был начисто лишен воображения, что заставляло его все наблюдаемые феномены трактовать сугубо буквально.

Толмену в творческом воображении не откажешь, однако и он свои теоретические рассуждения строил на объективно наблюдаемых феноменах. Что же такого он увидел в своих экспериментах, что заставило его выйти за рамки представлений Уотсона?

Вот крыса бегает по лабиринту, беспорядочно пробуя то удачные (можно двигаться дальше), то неудачные (тупик) ходы. Наконец она находит еду. При последующих прохождениях лабиринта поиск пищи придает поведению крысы целенаправленность.

С каждым разветвлением ходов связываются некоторые ожидания. Крыса приходит к «пониманию» того, что определенные признаки, ассоциирующиеся с развилкой, наводят или не наводят на то место, где находится вожделенная пища.

Если ожидания крысы оправдываются и она действительно находит пищу, то гештальт-знак (то есть признак, ассоциирующийся с некоторой точкой выбора) получает подкрепление. Таким образом животное вырабатывает целую сеть гештальт-знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Толмен назвал это когнитивной картой.

Эта схема представляет собой то, что выучило животное, а не просто набор некоторых моторных навыков. В известном смысле, крыса приобретает всеобъемлющее знание своего лабиринта, в иных условиях — иной окружающей ее среды. В ее мозге вырабатывается нечто вроде полевой карты, позволяющей перемещаться в нужном направлении, не ограничиваясь фиксированным набором заученных телодвижений.

В классическом эксперименте, описанном во многих учебниках, представления Толмена нашли наглядное и убедительное подтверждение. Лабиринт, использованный в этом опыте, был крестообразной формы.

Крысы одной группы всегда находили пищу в одном и том же месте, даже если для того, чтобы до нее добраться, им при разных точках входа в лабиринт приходилось иногда поворачивать не направо, а налево.

Моторные реакции при этом, понятно, отличались, но когнитивная карта оставалась прежней.

  • Крысы второй группы были поставлены в такие условия, что им каждый раз нужно было повторять одни и те же движения, но пища при этом всякий раз находилась на новом месте.
  • Например, начиная путь с одного конца лабиринта, крыса находила пищу, только повернув на определенной развилке направо; если же крысу запускали с противоположной стороны, то для того, чтобы добраться до пищи, ей все равно нужно было повернуть направо.
  • Эксперимент показал, что крысы первой группы — те, кто «изучали» и «усваивали» общую схему ситуации, ориентировались гораздо лучше, чем крысы второй группы, которые воспроизводили заученные реакции.

Толмен предположил, что у человека имеет место нечто похожее. Человек, которому удалось хорошо сориентироваться в какой-то местности, легко может пройти из одной точки в другую разными маршрутами, в том числе и незнакомыми.

Другой эксперимент исследовал латентное научение, то есть такое, которое невозможно наблюдать в то время, когда оно фактически происходит.

Голодную крысу помещали в лабиринт и давали ей возможность свободно бродить по нему. Некоторое время никакой пищи крыса не получала, то есть подкрепления не происходило. Толмена интересовало, имеет ли место какое-либо научение в такой неподкрепляемой ситуации.

Наконец, после нескольких неподкрепленных проб крысе давали возможность найти пищу. После этого скорость прохождения лабиринта резко возрастала, что показало наличие некоторого научения в период отсутствия подкрепления. Показатели этой крысы очень быстро достигали того же уровня, что и у крыс, получавших подкрепление при каждой попытке.

Было бы неправильно воспринимать Толмена как «крысиного наставника», далекого от человеческих проблем.

Читайте также:  Подавленное состояние: причины, симптомы и методы лечения

Его статья с показательным названием «Когнитивные карты у крыс и у человека» (доступная и в переводе на русский язык) стала не только собранием доказательств против схемы S ® R, но и страстным призывом уменьшить уровень царящих в обществе фрустрации, ненависти и нетерпимости, порожденных узкими когнитивными картами.

Ввиду того что этот классический текст рискует так и остаться за пределами круга интересов наших психологов, позволим себе обширную и, кажется, очень важную цитату. Отметив, какой деструктивный характер зачастую носит человеческое поведение, Толмен заканчивает свою статью такими словами:

«Что мы можем сделать с этим? Мой ответ состоит в том, чтобы проповедовать силы разума, то есть широкие когнитивные карты.

Учителя могут сделать детей разумными (то есть образовать у них широкие карты), если они позаботятся о том, чтобы ни один ребенок не был избыточно мотивирован или слишком раздражен.

Тогда дети смогут научиться смотреть вокруг, научатся видеть, что часто существуют обходные и более осторожные пути к нашим целям, научатся понимать, что все люди взаимно связаны друг с другом.

Давайте постараемся не становиться сверхэмоциональными, не быть избыточно мотивированными в такой степени, чтобы у нас могли сложиться только узкие карты.

Каждый из нас должен ставить себя в достаточно комфортные условия, чтобы быть в состоянии развивать широкие карты, быть способным научиться жить в соответствии с принципом реальности, а не в соответствии со слишком узким и непосредственным принципом удовольствия.

Мы должны подвергать себя и своих детей (подобно тому, как это делает экспериментатор со своими крысами) влиянию оптимальных условий при умеренной мотивации, оберегать от фрустрации, когда «бросаем» их и самих себя в тот огромный лабиринт, который есть наш человеческий мир.

Я не могу предсказать, будем ли мы способны сделать это или будет ли нам предоставлена возможность делать именно так; но я могу сказать, что лишь в той мере, в какой мы справимся с этими требованиями к организации жизни людей, мы научим их адекватно ориентироваться в ситуациях жизненных задач».

Источник: https://hr-portal.ru/article/neobiheviorizm-koncepciya-edvarda-tolmena

Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер (1904 — 1990) – один из крупнейших представителей бихевиорального направления, по мнению многих американских исследователей науки – один из самых уважаемых психологов   XX века. Его работы заложили основы американской науки о поведении.

Вслед за Уотсоном, Скиннер считал, что наука о поведении человека не отличается принципиально от других естественных наук, построенных на фактах. У таких наук общая цель – предсказать и проконтролировать изучаемое явление (в данном случае – поведение человека).

Вторым принципиальным положением, легшим в основу скиннеровского подхода, стало утверждение о том, принципы поведения организмов, стоящих на более низких ступенях развития, аналогичны таковым принципам поведения организмов, стоящих на более высоких ступенях развития. Собственно, здесь также имело место  развитие традиций Торндайка и Уотсона – данные, полученные в экспериментах на цыплятах и кроликах, экстраполировались на поведение человека.

Поскольку поведение всех организмов подчиняется одним и тем же законам, особое значение придается анализу поведения единичных организмов.

Скиннер считал, что вместо того, чтобы делать предположения о поведении несуществующего усредненного человека, психологи должны научиться предсказывать влияние отдельных переменных на компоненты поведения отдельного организма.

Такой подход не требует применения традиционных статистических методик; он требует знания законов поведения реального индивида.

Основным законом, лежащим в основе бихевиоральной теории поведения, считал Скиннер, является закон причинно-следственных отношений между условиями окружающей среды (стимулами) и открытым поведением (реакцией) организма. Практической целью этой науки является возможность манипулирования переменными окружающей среды с целью изменения поведенческой реакции организма.

Одним из главных научных достижений Скиннера стала его концепция оперантного поведения. Рассмотрим ее основные положения.

Люди (да и животные) в реальной жизни редко действуют согласно классической схеме S – R . Подобное поведение Скиннер называет респондентным (от англ.

respond – отвечать, реагировать), или обусловливанием типа С (стимульным). Скиннер считал, что гораздо чаще организм активно воздействует на свое окружение, с целью добиться желаемого положения вещей.

  Такой тип поведения Скиннер называл оперантным.

Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией организма (обусловливание типа Р). То есть, последствия поведения изменяют тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.

Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения данного поведения в будущем увеличивается. В этом случае говорят, что произошло подкрепление реакции.

Напротив, если последствия реакции неблагоприятны для организма, тогда вероятность появления данного поведения в будущем уменьшается.

Как видно, поведение определяется подкреплением. Этот термин пришел в бихевиоризм из работ И.П. Павлова и обозначает объекты или условия, которые удовлетворяют те или иные потребности организма и способствуют закреплению предшествующего поведения.

Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима подкрепления. Режим подкрепления – это правило, устанавливающее вероятность, с которой будет происходить подкрепление. Скиннер выделял несколько режимов подкрепления.

1) непрерывное подкрепление предполагает появление подкрепления каждый раз, когда организм демонстрирует желаемую реакцию. Такой режим способствует быстрому закреплению желаемой реакции в поведении; однако, он часто неосуществим или неэкономичен.

2)      режим прерывистого подкрепления  может представлять более реальную альтернативу режиму непрерывного подкрепления. Выделяют несколько видов прерывистого подкрепления.

  • Режим подкрепления с постоянным соотношением. Организм подкрепляется после совершения заранее определенного числа желаемых реакций. Данный режим позволяет также быстро закрепить в поведении желаемую реакцию, а также добиться высокой частоты ее проявления.
  • Режим подкрепления с постоянным интервалом. Организм подкрепляется через заранее установленные временные интервалы. В реальной жизни примерами использования  такого режима подкрепления является регулярная выплата зарплаты в учреждениях, регулярные проверки академической успеваемости студентов (сессии). Для данного режима характерна низкая частота появления желаемой реакции срезу после подкрепления.
  • Режим подкрепления с вариативным соотношением. Организм подкрепляется после совершения варьирующего вокруг определенного среднего числа реакций. Режим обеспечивает медленное закрепление в поведении желаемой реакции, но также и медленное его угасание в случае отсутствия подкрепления.
  • Режим подкрепления с вариативным интервалом. Организм подкрепляется через неопределенный временной интервал. Частота появления желаемой реакции в этом случае зависит от  длины интервала: частое подкрепление порождает частое реагирование, а редкое подкрепление – редкое реагирование. Как и в предыдущем случае, сформированная в таком режиме подкрепления реакция угасает медленно  в случае отсутствия подкрепления.

Изучая возможности научения и контроля за поведением человека, Скиннер обращал особое внимание на различные типы подкрепления и их сравнительную эффективность. С точки зрения способности удовлетворять биологические потребности организма, он выделял два вида подкрепления – первичное и вторичное.

Первичное подкрепление – это любое событие или объект, само по себе способное удовлетворять потребности организма. Его ценностное значение абсолютно и не зависит от научения.

  Вторичное (условное) подкрепление – это событие или объект, которые приобрели способность подкреплять поведение  организма в результате тесной ассоциации с первичным подкреплением.

В жизни современного человека условное подкрепление является основным видом подкрепления при научении социальному поведению и контроле за ним. Наиболее яркий пример такого условного подкрепления – это деньги.

Сами по себе деньги не могут удовлетворить ни одну биологическую потребность; но, ассоциируясь с тем, что на них можно приобрести (еда, питье, физический комфорт), они  становятся значительной подкрепляющей поведение силой. Обратите внимание на тот факт, что деньги ассоциируются более чем с одним первичным подкреплением.

Это явление называется генерализацией условного подкрепления. Другие виды генерализованных условных подкреплений – это внимание, похвала, подчинение себе других и социальное одобрение.

Изучая возможности контролировать поведение людей в социуме, Скиннер попытался определить сравнительную эффективность подкрепления и наказания.

Изначально наказание рассматривалось как противоположность подкреплению, как  предъявление аверсивного (неприятного или болевого) стимула в ответ на определенную оперантную реакцию. Цель наказания – побудить организм не повторять данную реакцию.

Позднее Скиннер расширил свою концепцию наказания, включив в нее позитивное и негативное наказание. Позитивное наказание происходит тогда, когда поведение приводит к появлению аверсивного стимула.

Негативное наказание имеет место тогда, когда поведение приводит к устранению (возможного) позитивного стимула. По аналогии с наказанием, подкрепление также может быть позитивным (предъявление положительно стимула) и негативным (удаление аверсивного стимула).

Скиннер считал, что все формы контроля за поведением, использующие аверсивные стимулы, неэффективны и поэтому нежелательны в обществе. Особенно неэффективным средством контроля он считал наказание.

Причина в том, что из-за своей угрожающей природы наказание может вызывать нежелательные эмоциональные и социальные побочные эффекты.  Более того, наказанный человек предположительно знает, что делать нельзя, но может не знать, какое поведение является желательным.

Неэффективность современной пеницитарной системы Скиннер связывал именно с тем, что в ней используются неэффективные методы контроля за поведением осужденных. 

Источник: https://students-library.com/library/read/100969-neobiheviorizm-bf-skinnera

Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл, Дж. Мид, А.Бандура)

Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им. Анализ процесса социализации, факторов, определяющих и направляющих приобретение социального опыта и норм поведения, определил содержание концепций широкого круга ученых, особенно во второй половине XX в.

Одним из первых обратился к этим проблемам Д.Г.Мид (1863-1931).

Мид в своих работах впервые обратился к проблеме личности, показав, каким образом рождается осознание своего «Я».

Он доказывал, что личность человека формируется в процессе его взаимодействия с другими людьми, являясь моделью тех межличностных отношений, которые наиболее часто повторяются в его жизни.

Так как в общении с разными людьми субъект играет разные «роли», его личность представляет собой своего рода объединение различных ролей, которые он постоянно «на себя принимает», причем язык имеет важнейшее значение.

Вначале у ребенка нет самосознания, но благодаря социальному взаимодействию, общению и языку оно у него развивается, он учится играть роли и получает опыт социального взаимодействия. Этот опыт позволяет ему объективно оценить свое поведение, т. е. у него возникает осознание себя как социального субъекта.

Большое значение как в формировании, так и в осознании себя и своих ролей имеет сюжетная игра, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила игры.

Читайте также:  Ангедония: что это такое, симптомы и лечение заболевания

Таким образом, идея «Я» возникает из социального окружения, и вследствие существования множества социальных сред существует возможность развития множества разных типов «Я».

Теория Мида называется также теорией ожиданий, так как, по его мнению, люди проигрывают свои роли с учетом ожиданий окружающих.

Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли.

Так, роль ученика ребенок, от которого родители ожидают только отличных отметок, играет совсем не так, как ее играет ребенок, которого «сдали» в школу только потому, что это надо и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Мид также различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей принимать и играть различные роли, изменять их по ходу игры так же, как это потом придется делать в жизни.

До начала этих игр дети знают только одну роль — ребенка в своей семье, теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и поваром, и учеником.

Игры с правилами помогают детям развить произвольность поведения, овладеть теми нормами, которые приняты в обществе, так как в этих играх существует, как пишет Мид, «обобщенный другой», т. е. правило, которое дети должны выполнять.

Понятие обобщенный другой было введено Мидом для того, чтобы объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их соблюдать в реальной жизни. С его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним обобщенным партнером, который со стороны следит за деятельностью детей, не позволяя им отклоняться от нормы.

Мид впервые обратился к проблемам социального научения и оказал значительное влияние на многих выдающихся психологов, особенно на Г. Салливана.

Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре (1925-1988).

В начале своей карьеры Бандура в основном сосредоточился на проблемах научения как следствия прямого опыта. Этот интерес привел к программе исследований, посвященной изучению механизмов обучения.

Начав с методологии «стимул-реакция», он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.

На основании многочисленных исследований он пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте.

Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут привести к слишком неприятным или даже фатальным последствиям.

Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Он обнаружил, что в качестве моделей для подражания выбирают людей своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом решают проблемы, аналогичные тем.

что встают перед самим субъектом. Большое распространение имеет подражание людям, занимающим высокое положение. При этом более доступным, т. е.

более простым, образцам, а также тем, с которыми субъект непосредственно контактирует, подражают чаще.

Исследования показали, что дети, как правило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т.е. к достижению того, к чему стремится и данный ребенок. Бандура также обнаружил, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах и не привело к успеху, т. е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».

Особую роль в формировании образцов поведения играют средства массовой информации, распространяющие символические модели в широком социальном пространстве.

Люди с высокой оценкой собственной эффективности легче контролируют свое поведение и действия окружающих, более успешны в карьере и общении.

Люди с низкой оценкой личной эффективности, напротив, пассивны, не могут преодолевать препятствия и влиять на окружающих.

Таким образом, Бандура приходит к выводу, что наиболее значимым механизмом персонального действия является ощущаемая человеком эффективность попыток контроля над разнообразными аспектами человеческого бытия.

Бандура также является автором психотерапевтического метода, получившего название «систематической десенсибилизации».

При этом люди наблюдают за поведением «модели» в таких ситуациях, которые кажутся им опасными, вызывающими чувство напряжения, тревоги (например, в закрытом помещении, в присутствии змеи, злой собаки и т.д.).

Успешная деятельность вызывает стремление к подражанию и постепенно снимает напряжение у клиента.

43. Общая характеристика гештальтпсихологии. Исследования в области восприятия (Вертгеймер, Фолькельт, Келлер…).

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К.Левина, заложивших методологию этой школы.

Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы.

Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики.

Кроме того, это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях — понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы.

Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля.

Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим.

Иначе говоря, процессы, происходящие в коре, сходны с теми, которые имеют место во внешнем мире и отражаются в ней как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так, круг изоморфен овалу, а не квадрату).

Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь или помешать испытуемому ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она переструктурирование схемы.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями.

Исследованием развития восприятия у детей занимался еще один ученый (представитель Лейпцигской группы гештальтпсихологов) -Г. Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детских рисунков.

При этом оказалось, что в том случае, когда дети ощупывали, например, закрытый платком кактус, они рисовали только колючки, передавая свое общее ощущение от предмета, а не его форму.

Иными словами, происходило, как и доказывали гештальтпсихологи, схватывание целостного образа предмета, его «хорошей» формы, а затем его «просветление» и дифференциация.

Такой же переход от схватывания общей ситуации к ее дифференциации происходит и в интеллектуальном развитии, доказывал В.Келер (1887-1967).

Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию — открытию инсайта (озарения).

Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути.

Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы двухфазными, так как состояли из двух частей.

В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, которое было необходимо для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.

Эксперименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи. Объясняя феномен инсайта, он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию.

Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Келер называл этот процесс «переструктурированием гештальта» и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта, но только от способа расположения предметов в поле. Именно это переструктурирование и происходит в момент инсайта.

Доказывая универсальность открытого им способа решения задач, Келер по возвращении в Германию провел серию экспериментов по исследованию процесса мышления у детей. Он предлагал детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами, например, им предлагалось достать машинку, которая была расположена высоко на шкафу.

Для того чтобы ее достать, детям надо было использовать разные предметы — лесенку, ящик или стул. Оказалось, что, если в комнате была лестница, дети быстро решали предложенную задачу.

Сложнее было в том случае, если надо было догадаться использовать ящик, но наибольшие затруднения вызывал вариант, при котором не было других предметов в комнате, кроме стула, который надо было отодвинуть от стола и использовать как подставку.

Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого начала осознается функционально как предмет, помогающий достать что-то, расположенное высоко. Ее включение в гештальт со шкафом не представляет для ребенка трудностей. Использование ящика уже нуждается в некоторой перестановке, так как он может осознаваться в нескольких функциях.

Что же касается стула, то он осознается ребенком не сам по себе, но уже включенным в другой гештальт — со столом, с которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для решения данной задачи детям надо сначала разбить целостный образ стол-стул на два, а затем уже стул соединить со шкафом в новый образ, осознав его новую функциональную роль. Вот почему этот вариант является самым сложным для решения.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36753t9.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector