Антиципация: что это, как она проявляется и корректируется

Человек всегда желает предвосхищать предстоящие события, поскольку это позволяет ему готовиться к их воплощению.

Также человек склонен верить в то, что возможное будущее обязательно реализуется, поэтому всегда желает его достичь, если оно предрекает ему что-то хорошее.

Все это можно отнести к антиципации, примеров чего в психологии можно найти множество. Также интернет-журнал psytheater.com рассмотрит механизм антиципации.

Антиципация: что это, как она проявляется и корректируется

Под рассматриваемым понятием понимается предсказание дальнейшего развития будущего логическим или любым другим способом. Одни люди изучают причинно-следственные связи, чтобы предсказать возможное будущее. Другие занимаются оккультными науками. Хорош любой способ для человека, который желает знать, что его ожидает в будущем, чтобы быть к нему готовым.

Эффект «самореализующегося предсказания» гласит: ваши ожидания заставляют вас действовать так, чтобы они обязательно имели свое доказательство в реальности, даже если эти ожидания – выдумка.

Ваши ожидания имеют свойство реализовываться. И этому способствуете лично вы. Вы являетесь тем существом, которое начинает во что-то верить, а потом делает все, чтобы найти доказательства своей вере.

К примеру, женщина, которая думает, что ее мужчина изменяет, всегда найдет доказательства своему ожиданию (найдет номер телефона другой женщины, хотя это будет просто его сотрудница, или приревнует к подарку начальницы, которая всех мужчин в своем коллективе поздравила с 23 февраля).

Если вы чего-то ожидаете, то обычно получаете это, независимо от того, ожидаете вы плохое или хорошее. Так многочисленны истории того, как страхи людей осуществлялись быстрее, чем их желания. Вспомните и вы, как чего-то боялись, а потом получали ситуацию, когда ваш страх реализовывался.

Почему ожидания становятся реальностью? Потому что вы сами начинаете поступать так, чтобы ваши ожидания нашли свое доказательство в реальности. К примеру, если вам сказать, что вы не нравитесь какому-то конкретному человеку, то общаясь с этим человеком, будете вести себя напряженно и скованно, без доверия и немного агрессивно (ведь вы ему не нравитесь).

И тем самым своими поступками вы будете вызывать у него различные мысли о том, что он не нравится вам, вы ему не доверяете и вообще не хотите общаться. Хотя изначально вас могли обмануть относительно того, как к вам относится другой человек.

Но вы нашли подтверждение своему ожиданию, потому что сами создали такую ситуацию, когда с вами общаются скованно и без интереса.

Ваши ожидания имеют свойство реализовываться, и причиной тому являетесь вы сами: вы начинаете во что-то верить, потом соответствующим образом вести себя, чтобы то, что вы ожидаете, действительно стало реальным.

Что такое антиципация?

Под антиципацией понимается предсказание дальнейшего развития событий, результатов, явлений, которые могут возникнуть в тех условиях, которые на данный момент имеются. Антиципация проявляется в жизни каждого человека, который путем логических рассуждений пытается предсказать, что его ждет в будущем. Однако примерами антиципаций могут стать также:

  1. Прогноз погоды, когда выдвигаются предположения, какой она будет.
  2. Игра в тотализаторы, когда игроки пытаются предугадать, в какой момент и при каких условиях они выиграют.
  3. Гадания, когда люди пытаются путем обращения к предметам выяснить, что их ждет в будущем.

Человек всегда желает знать, что его ждет в будущем, чтобы воспользоваться данной информацией. Если будущее будет таким, каким человек его желает видеть, тогда он просто готовится к его наступлению.

Если будущее будет неблагоприятным, тогда индивид готовится к тому, чтобы справиться с ним.

В некоторых случаях информация о возможном будущем позволяет человеку предпринять какие-то меры по предотвращению его развития, то есть индивид меняет свое будущее.

Антиципация: что это, как она проявляется и корректируется

Антиципация является желанием человека влиять на свою жизнь и быть готовым к тому, что, возможно, произойдет. Это позволяет снизить уровень стресса. Таким образом, антиципация – это:

  • Возможность человека представить себе итог до его совершения.
  • Способность человека подобрать инструменты для устранения возможной проблемы в будущем.
  • Желание человека повлиять на свое будущее, изменить его, если это возможно.

Вы никогда не задавались вопросом, каким таким удивительным образом сбываются предсказания цыганок, ведуний, ясновидящих? Ведь не каждый человек, работающий в этой области, действительно владеет сверхъестественными способностями. А вы не можете быть уверенными в том, что попали на консультацию к по-настоящему одаренному человеку. Однако предсказания сбываются практически всегда, независимо от того, от кого они были получены. Как так происходит?

Не нужно вдаваться в сферу мистики и непознанного, чтобы проследить естественное развитие данного процесса. Вам что-либо предсказывается или просто говорится, как будет развиваться ваша жизнь, и вы начинаете верить в это.

В силу того, что вам ясновидящий сказал, что вы встретите своего любимого человека в ближайшие два месяца, вы верите в это, поскольку получили это предсказание от авторитетного лица, которому доверяете.

После чего ваша вера в то, что вы должны кого-то встретить, творит чудеса, а именно заставляет вас сузить свое сознание — вы начинаете обращать внимание лишь на то, что должно произойти.

Спустя два месяца вы можете познакомиться с неким человеком, и лишь потому, что в это время вы должны встретить свою любовь, вам кажется, что он/она — ваша вторая половинка.

Хотя на самом деле вы просто познакомились с новым человеком, который может стать знакомым или другом. При этом вы не обращаете внимания на другие события, которые происходят в вашей жизни.

Вы сконцентрированы на том, чтобы найти своего любимого человека, а не на том, что происходит вокруг вас в реальной жизни.

Предсказания сбываются лишь потому, что вы сами их провоцируете. Вы знаете, что должны с кем-то познакомиться, выходите в людное место и начинаете с удовольствием знакомиться с другими людьми. И делаете вы это лишь потому, что верите, что должны встретить нужного вам человека. Вот и выходит, что не вам предсказали, а вы сами сделали так, чтобы сказанное сбылось.

Антиципация: что это, как она проявляется и корректируется

Более того, различные гадания действуют по принципу концентрации на желаемом. Как уже говорилось выше, вы обращаете внимание лишь на то, что ожидаете получить, полностью не замечая того, что еще параллельно с вами происходит.

Ваше сознание суживается, поскольку вы ждете воплощения своего чуда, при этом не замечаете других несущественных вещей, которые могли бы вас увести в другом направлении, где вы бы действительно были счастливы, либо они вам показывают, что вы совершаете ошибку или, наоборот, идете в верном направлении, либо просто являются сопутствующими факторами.

Другими словами, вы обращаете внимание на что-то одно, полностью не замечая других вещей, которые с вами происходят в это же время. Ведь помимо предсказания, с вами происходят и другие явления, которые могут подвести вас к свершению более лучшего желания, о котором вы и мечтать не смели.

Но вы не замечаете этого, потому что желаете получить то, что уже нарисовали себе в своем воображении. По такому принципу и действуют любые предсказания, которые вы сами же и воплощаете и провоцируете.

И это касается не только предсказаний, но и вещаний близких вам людей. Они вам что-то говорят в порыве злости или обиды, а вы верите в это, после чего получаете то, что вам было сказано. Но это не они были правы, а вы сами с ними согласились, что так должно произойти, отчего спровоцировали те ситуации, которые подтвердили их догадки.

Учитесь быть более осознанными, то есть замечайте все, что с вами происходит. И, возможно, получится так, что вы захотите сменить свое желание и достичь большего, чем ранее себе позволяли желать.

перейти наверх

Антиципация в психологии

Психология достаточно сложно рассматривает понятие антиципации. То, что человек имеет сейчас, он воспринимает. То, что с человеком было в прошлом, осталось в памяти.

А то, что человек видит в своем будущем, называется антиципацией.

То, как человек воспринимает настоящее, во многом зависит от того, какое прошлое в его памяти оставлено, а также в некоторой степени от того, на что человек надеется в будущем.

Антиципация – это феномен опережения, который рассматривается психологами следующим образом. Будущее кажется таким, каким было прошлое человека.

Индивид неизбежно возвращается к своему опыту, когда он помнит, какие действия к какому результату привели. Также на будущее влияют те обстоятельства и действия, которые человек совершает.

В совокупности от своего настоящего восприятия ситуации и прошлого опыта человек прогнозирует себе определенное будущее.

Человек всегда ориентируется на свой прошлый опыт. При этом он всегда желает знать, какое будущее его, возможно, ждет. Для чего? Это влияет на то, как человек начинает воспринимать настоящие обстоятельства, и на то, какие действия индивид совершает. Если знать свое будущее, тогда можно совершить именно те действия, которые исправят или, наоборот, подведут к возможному будущему.

Антиципация выполняет следующие функции:

  1. Регуляторная – человек начинает ограничивать себя в действиях в тех условиях, в которых находится сейчас, чтобы прийти к тому будущему, которое им желанно или возможно. Таким образом, в зависимости от того, какое будущее человек видит перед собой, он принимает решения, какие действия совершить.
  2. Когнитивная – человек запоминает не все подряд, что с ним происходит, а лишь то, что для него значимо и как-то связано с тем будущим, на которое он ориентируется. Человека окружает множество обстоятельств. Но он замечает лишь то, что важно для него в данный конкретный момент. Запоминание теперешних фактов становится выборочным, что зависит от того будущего, к которому человек стремится или ожидает.
  3. Коммуникативная – когда человек проявляет определенные эмоции и выстраивает такую модель своего поведения с другими людьми, которая будет способствовать тому результату, к которому он стремится или, наоборот, старается избежать.

Антиципация: что это, как она проявляется и корректируется

Антиципация также влияет на развитие самого человека. Если человек не сулит себе ничего хорошего, тогда он не будет прикладывать усилия и развивать в себе сильные стороны. Если же человек стремится к какому-то успеху, который будет видеть перед собой, тогда это будет способствовать его самосовершенствованию.

перейти наверх

Механизм антиципации

Антиципация базируется на многих процессах, которые происходят, пока человек действует. Обычно индивид предвидит то будущее, которое с ним уже случилось в прошлом (то есть имеется опыт достижения какого-то результата), или то, что человек себе желает (цель).

Пока человек действует в настоящем времени, на каждом шагу всплывают воспоминания о том, к какому результату привели в прошлом человека те или иные действия. Человек начинает корректировать свое поведение, повторять или совершать новые действия, в зависимости от желаемого будущего. Все это также записывается в памяти, которой человек будет пользоваться в будущем.

Также человек ориентируется на свои планы и цели. В зависимости от них, он начинает совершать не какие-то действия, а конкретные поступки, которые, по его мнению, должны привести его к желаемому результату.

Антиципация: что это, как она проявляется и корректируется

Какие воспоминания человек будет использовать в процессе своего продвижения к конкретному будущему, зависит от тех обстоятельств, которые с ним происходят сейчас. При этом после каждого действия человек обращает внимание на результаты, которые уже достигаются, чтобы быстро корректировать свои поступки или продолжать в запланированном темпе, что зависит уже от внешних стимулов.

перейти наверх

Какие примеры антиципации можно рассмотреть в итоге?

Антиципация проявляется в жизни каждого человека. Примерами в итоге могут стать:

  1. Предвидение того, какие действия совершит партнер, с которым человек контактирует.
  2. Предвидение того, в каком направлении будет развиваться общество.
  3. Предвидение того, каким товар должен быть, чтобы он заинтересовал потребителей.
  4. Предвидение того, о чем будет говориться в статье по его заголовку или описанию.
Читайте также:  Шизотипическое расстройство: симптомы и методы лечения

Источник: http://PsyTheater.com/anticipaciya-primery-i-mehanizm-v-psihologii.html

Апперцепция и антиципация

Апперцепция— опосредованность восприятия прошлым опытом ребенка, запасом его представлений, знаний, интересами, потребностями, отношением к воспринимаемому ит.п. Накопленный зрительный опыт, хранящиеся в памяти образы-эталоны оказывают влияние на восприятие.

Уровень сформированности и объем прошлого опыта определяют качество антиципации. Опосредованное восприятие как полноценный акт осуществляется только при наличии в памяти образов-эталонов, соответствующих реальным объектам.

В процессе восприятия происходит актуализация этих образов, что необходимо для интерпретации покупающей в мозг информации.

Актуализация мнемонических образов, предвосхищая реальное появление зрительных сигналов, подготавливает антиципирующее представление о них.

Антиципации— качество восприятия, обеспечивающее опережающее опознание объекта еще до того, как он полностью будет воспринят.

Опережающее опознание основано на способности принимать решение об объекте с определенным пространственно-временным упреждением.

Реальному восприятию объекта предшествует антиципирующее представление о нем, т.е. заранее извлекается из памяти соответствующий эталон.

Механизм антиципации связан с «акцептором действия» — опережающей подготовкой образца-представления действия и оценкой результатов действия в функциональных системах.

В соответствии с представлениями в любом акте восприятия имеется предвосхищение. Восприятие — конструктивный процесс, в котором создаются предвосхищающие схемы для принятия информации.

Поступающая извне информация модифицирует исходные предвосхищающие схемы и направляет дальнейшее исследование воспринимаемого объекта.

Антиципация имеет несколько уровней: субсенсорпый (подсознательный), перцептивный, уровень представлении, речемыслительный (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980). На сенсомоторном уровне осуществляется прослеживание движения объекта, обусловленное предвидением хода развития процесса.

Перцептивный уровень включает процессы оперативной и долговременной памяти, синтез прошлого опыта и формирование установки на конечный результат. На уровне представлений антиципация проявляется в виде возникновения визуальных схем панорамных образов.

На речемыслительном уровне антиципация связана с обобщением, формированием гипотезы об объекте, событии. Таким образом, антиципация обеспечивает неразрывную связь между ощущениями, восприятием, памятью и мышлением, т.е. является важнейшим механизмом регуляции восприятия.

Она обеспечивает преднастройку сенсорной системы к восприятию «слитной» картины мира, быструю ориентировку в зрительной среде, преемственность актов восприятия, его континуальность, т.е. пространственно-временную слитность (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980;).

У слабовидящих и частичновидящих детей сужение сферы чувственного опыта ухудшает апперцепцию. Дефицит предыдущего зрительного опыта затрудняет опознание объектов. При нарушениях механизмов антиципации на разных ее уровнях восприятие чрезмерно дискретно, фрагментарно. Внешний мир может выглядеть как нечто, состоящее из отдельных кадров.

В исследованиях детей раннего возраста показано, что имеются врожденные механизмы антиципации, которые обеспечивают отбор и организацию новой сенсорной информации.

В перцептивном поведении младенцев самого раннего возраста уже представлены элементарные формы антиципации.

Начатые в раннем детском возрасте и систематически проводимые в течение длительного времени коррекциоппые занятия могут существенно расширить сферу зрительного опыта и тем самым в определенной мере компенсировать нарушения апперцепции и антиципации.

Наборы черно-белых и гетерохромных изображений по темам: «Предметы быта и жизнедеятельности человека»; 'Растительный и животный мир» и др. Рисунки, на которых представлены контурные законченные и незаконченные изображеиия; целостные и без одного или двух фрагментов.

Рисунки, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое (предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним). Наборы контурных незавершенных изображений. Наборы целых изображении и их частей с разной информативной значимостью. Контурные изображения, «зашумлеиные» другими контурами в перцептивном поле.

Рисунки, содержащие замаскированные изображения. Стилизованные, символические изображения.

Приемы работы с наглядным материалом. Основная стратегия — обучение детей оперированию зрительными образами, предвосхищающему опознание на основе прошлого опыта. С этой целью дети выполняют ряд заданий:

— Ознакомление детей с большим набором изображений по темам, указанным выше. Аналитическое и целостное восприятие этих изображений.

— Сравнение на рисунке одного и того же (например, птица) контурного законченного инезаконченного изображения; дорисовка второго изображения по образцу.

— Опознание изображений, частично перекрытых другим изображением (черный прямоугольник частично перекрывает контурные круг, овал, треугольник, другой прямоугольник).

Возможны и другие рисунки с частичным перекрытием изображений; предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним.

Для правильного восприятия такого рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Опознание тем труднее, чем больше перекрыто изображение.

— Опознание изображении по неполному контуру.

— Опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают изапоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке.

Можно применять простои способ перекрытия с помощью вырезанного из листа плотной бумаги «окошечка», которое последовательно накладывается на те или

Антиципация: что это, как она проявляется и корректируется

иные части изображений.

  • Схема 56
  • Азбука для слепых (рельефный шрифт Брайля)
  • — Зрительный поиск контурных изображений, «зашумленных» другими контурами.

— Опознание изображений в условиях маскировки, которая осуществляется прямыми, ломаными, волнистыми линиями разного цвета в перцептивном поле. Степень маскировки может быть различной. Ребенку дается задание выделить целевой объект из маскирующего фона. Если он затрудняется в опознании, педагог предлагает ему обвести целевое изображение карандашом.

— Опознание символических, стилизованных изображений.

В сложном акте восприятия сенсорные и мыслительные процессы взаимосвязаны. Первичный сенсорный анализ на уровне сетчатки завершается аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов зрительной перцептивной системы. Это определяет осознанность и осмысленность восприятия — понимание сущности иопределенного значения объекта, его отношения к другим объектам.

Целостность и структурность, антиципация развиваются на основе механизмов трансформации и реинтеграции мнемонических образов.

Трансформация — усиление одних и ослабление других частей образа; разъединение того, что в оригинале связано, объединение того, что дано отдельно, изменения формы и положения образа, и т.д. Это процесс образного воображения, который очень важно развивать при сужении сенсорного входа.

Реинтеграция предполагает восстановление образа целого объекта (ситуации) на основе образа какой-либо части и является подлинным мнемоническим процессом.

В качестве компенсаторного приема может выступать извлечение из памяти фрагментов образного материала и синтез из них целостного образа на уровне представлений.

Вовлечение в процесс восприятия детей с низким зрением таких мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, обобщение), которые не всегда присутствуют в нормальном акте восприятия, требуется для компенсации нарушении осмысленности и обобщенности.

Приемы работы с наглядным материалом по формированию обобщенности восприятия осуществляется в ходе последовательного выполнения детьми ряда заданий (от простых к более сложным). Педагог должен проверить, умеют ли дети производить категоризацию отдельных признаков изображений.

— Группировка изображении по одному отдельному признаку. Например, перед ребенком на столе в случайном порядке разбросаны двадцать геометрических фигур.

От него требуется расположить фигуры так, чтобы они подходили друг другу либо по цвету, либо по форме. Если ребенок затрудняется выполнить это задание по словесной инструкции, то он выполняет его по образцу.

Педагог последовательно дает ребенку образцы цвета и формы, в соответствии с которыми группируются фигуры.

— Группировка изображений по двум и более признакам.

— Сравнить два изображения одного класса, Найти в них сходство и различия. Выделить и обозначить словом их общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе объектов. Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом.

— Сравнить два и более изображений разных классов. Выделить и обозначить словом свойства, характерные для каждого класса объектов. Отнесение изображений к разным классам.

— Отнесение изображенных предметов как в широкий, так и в узкий по объему классы (род и вид). Обобщение и категоризация изображений по классам (птицы, рыбы, четвероногие животные и т. п.), по функциональным признакам (птицы перелетные — зимующие, рыбы пресноводные — морские, животные дикие — домашние и т. п.)

  1. — Формирование понятийных обобщений группировка изображений по комплексу видовых признаков, группировка изображений по комплексу родовых признаков.
  2. — Сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки, однородных изображений, имеющих классовые различия, определение особенностей, характеризующих объект как отличающийся от всех других объектов.
  3. — Группировка изображений по мнемоническому образу (образцу, который ребенок запомнил) и по словесному заданию без образца.
  4. — Обобщение нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам
  5. — Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_95984_appertseptsiya-i-antitsipatsiya.html

Антиципация

Антиципация в психологии

  • Когда связывают познавательные процессы психики с их отношением ко времени, то обычно получается, что восприятие связано с настоящим, механизм антиципации — с будущим, память – с прошлым.
  • В процессах восприятия, которые протекают в настоящем, всегда включается с одной стороны прошлый опыт, сохраняющийся в памяти, с другой – всегда в восприятии присутствует антиципация (отнесенность к будущему).
  • Антиципация – это своеобразный феномен опережающего отражения, который может обеспечить возможность субъекту «заглянуть в будущее».

Хотя феномен опережающего отражения и относится к будущему, все равно он обязательно опирается на прожитый опыт, сохраняющийся в памяти индивида.

Обнаруживается в актуальных деяниях индивида, совершающихся в определенный момент настоящего времени. В памяти индивида сохраняется то, что случилось и стало прошлым. Однако воссоздается такое прошлое в определенные моменты настоящего.

Обязательной предпосылкой возникновения феномена опережающего отражения является сохранение прошлого опыта в памяти.

Так, например, слежение за зрительными или слуховыми сигналами показывает, что антиципация является необходимым условием для выполнения действия, если по каким-либо причинам испытуемый не в состоянии предвидеть изменения прослеживаемых сигналов, в таких случаях происходит срыв такой деятельности.

Понятие антиципации объединяет в себе проявления психических способностей к опережающему отражению. Т.е. в широком смысле антиципация представляет собой способность к действию и принятию различных решений с конкретным пространственно-временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.

Выделяют следующие функции антиципации: регулятивная, когнитивная и коммуникативная. Регулятивная функция проявляется в ограничении уровней свободы системы согласно временно-пространственной структурой среды.

Согласно предполагаемым изменениям обстоятельств внешней среды происходит предупреждающая подготовка, исход результатов действий и постройка его программы. Это обуславливает характер и направленность поведения в ситуации, которая сложилась.

Но регуляция деятельности не может происходить без постройки модели нужного будущего или акцептора исхода действий, дающего возможность сравнения приобретенных итогов действий с параметрами потребного результата. Данный аспект регуляции гарантируется процессом антиципации, т.к.

исход является будущим событием по отношению к деянию. Результаты предвосхищения включаются в принятие решения в качестве необходимых и существенных компонентов. Поэтому, роль процесса антиципации в регуляции деятельности индивида и его поведения очень важна.

Ломов полагал, что «опережающее отражение» может выступать в формах предвидения (экстраполяция, прогнозирование, антиципация) и целеполагания. Именно целеполагание определяет опережающее отражение, которое включено в деятельность индивида.

А цель выступает в качестве опережающего отражения будущего исхода такой деятельности. Т.е. предвосхищение причисляется к опережающему отражению реального хода различных обстоятельств, взятых безотносительно к индивиду. Т.е.

, индивид выступает в качестве наблюдателя.

Согласно Фадееву антиципация в деятельности захватывает такие аспекты развития ситуаций: вероятные варианты, преобразование условий, вероятные варианты постройки исполнительных деяний, вариации оценки вероятных исходов, вероятные варианты корректировки модели обстоятельств и программы исполнительных деяний.

Антиципация принимает участие в выборке информации в процессах запоминания и восприятия.

Ломов полагал, что процесс запоминания – это не механическая запись того, что в определенный момент воздействует на индивида, она из-за необходимости включает выборку воспринимаемой информации.

Ведущую роль в процессах выборки информации для процесса запоминания имеют планы и предсказания, строящиеся индивидом в процессе его поведения.

Прогнозирование включается практически во все познавательные процессы, поэтому антиципацию считают «сквозным» психическим процессом.

Геллерштейн обозначал проявления процессов антиципации в предвосхищении поступков других индивидов, которое основывается на осознанном (или не всегда осознанном) знании эмоций логики и вытекающей из них деятельности.

Существует также антиципирующее воображение. Оно лежит в основе такой важной и нужной способности индивида – способности предугадывания будущих событий, результатов действий. Такое воображение внутренне неразрывно связано с составом каждой деятельности индивида.

Читайте также:  Астено вегетативный синдром: как проявляется и лечится

В условиях, когда стимуляция одним из взаимозаменяемых механизмов недостаточна, наступает активация воображения. Из накопленной ранее информации составляется бесконечное множество новейших сочетаний.

Генератором таких сочетаний могут выступать активные зоны нашего подсознания. Но такие генераторы будут не беспорядочными, а будут иметь тематическую направленность текущим моментом восприятия. Событие, которое воображается, обладает физическим эффектом.

Например, при воображении тяжелой физической нагрузки сердце может начать биться более утонченно.

Антиципация связана напрямую с личностными свойствами. Прямой взаимосвязью будет связь прогностической компетентности с личностными свойствами, которые обеспечивают успешность адаптационных процессов (общительность, уравновешенность).

А связь такой компетентности с личностными свойствами, которые отвечают за нестабильность сферы психики (депрессивность, невротичность, агрессивность, лабильность) будет обратной. Таким образом, неразвитые механизмы антиципации могут указывать на вероятные нарушения в системах психической приспособляемости индивида.

У психически нездоровых личностей или у невротизированных такие механизмы будут нарушены.

Механизм памяти может приводить в движение механизмы антиципации – предугадывании и предвидения. Важным является не просто запечатление информации и не объем сам по себе, организация памяти. От метода организации информации в памяти значительно зависит и сам метод антиципации.

Взаимосвязь антиципации и памяти лежит во влиянии памяти на процессы антиципации. Индивид в процессе выполнения любой деятельности движется, образно говоря, по временной оси. В процессе такого движения записывается материал о настоящем событии в память.

Однако в то же самое время в зависимости от производимой деятельности из памяти извлекается материал, который там хранился. Т.е. в каждый фрагмент текущего момента из памяти вынимается старый материал.

Затем он проверяется, может корректироваться, преобразуется (в зависимости от новой информации, полученной в текущий момент) и объединяется с новым материалом и опять хранится в памяти, только уже обновленный вариант.

Запоминание включает в себя процесс выборки получаемой информации. Выборка может быть зависима от целеполагания и планов, которые индивид строит в конкретный момент в процессах деятельности, познания и общения.

В акте целеобразования и планирования деятельности образуются критерии выборки получаемого материала для запоминания (как произвольного, так и непроизвольного).

Выбранное событие заключается в общую систему памяти, обогащая ее, однако, наряду с этим, процесс запоминания ориентирован на будущие события.

Антиципация имеет существенное воздействие на процессы воспроизведения, т.е. извлекание из нее сохраняемого материала. А что именно нужно извлекать из памяти в конкретный момент настоящего зависит не столько от самого момента, но и отношения его к предвосхищаемому будущему (антиципируемому).

Для исследования процесса запоминания используют метод антиципации (предвосхищающего воспроизведения ряда).

Основывается он на предъявлении (на слух или зрительно) в определенном темпе испытуемым набора стимулов (например, чисел) и дается инструкция запомнить весь набор стимулов так, чтобы каждый предыдущий элемент цепочки вызывал у них представление о последующем.

Интервалы между предъявляемыми элементами цепочки должны составлять не более трех секунд. Задачей испытуемого является правильно повторить последующие элементы при предъявлении ему предыдущих.

Метод антиципации основан на том, что всякий предъявленный элемент цепочки является сигналом для последующего за ним стимула.

В методах антиципации используются такие критерии, как время и количество повторов, нужное для правильной антиципации абсолютно всех элементов цепочки; при отдельных повторах количество безошибочных антиципаций; характер и количество неправильных антиципаций при отдельных повторах; постройка графика заучивания для всех элементов цепочки.

Выделяют несколько механизмов антиципаций: сенсомоторный; перцептивный, уровень представлений, вербально-логический, субсенсорный.

Примеры антиципации

Антиципация в повседневной жизни вовлечена практически во все события.

Антиципация имеет следующие виды: ориентировочный и провидческий. Ориентировочная антиципация имеет взаимосвязь с ориентировочными деяниями субъектов в условиях, которые его окружают. Она направлена на более лучшую адаптацию к ним и на выживание. Протекает такая антиципация в области полуосознанного. Примером ее может быть предугадывание движений партнера в спарринге.

Провидческая антиципация связана с деятельностью по предугадыванию всевозможных глобальных перемен в жизни социума, различных народностей, рас и этнических масс по имеющимся в наличии, но латентным (спрятанным от первичной логики) тенденциям.
Научное предвидение входит в группу провидческих антиципаций, являясь при этом наивысшей формой отображения творчества субъекта, через которую происходит практическое и теоретическое освоение мира.

Яркими примерами могут служить различные предвидения глобальных изменений.

Например, прогнозы общественного и исторического развития социума; литературные произведения научно-фантастического характера, которые содержат в себе предполагаемую модель общественного и технического развития в будущем человечества; концепции и изобретения, которые опережают современные знания и представления, парадигмы и логику.

Примером антиципации может служить открытие Ньютоном закона тяготения или профессиональная интуиция, основанная на длительном опыте, предвидение политического или экономического кризиса.

Антиципация – это эффективный метод повышения техники чтения у детей. При регулярных тренировках ребенок может научиться по первым буквам слова угадывать слово целиком, по первым фразам – содержание всего текста. Прием антиципации может существенно увеличить скорость чтения. Поэтому такой прием является одним из важнейших при работе с текстом для чтения.

Источник: https://psihomed.com/antitsipatsiya/

Понятие «антиципация» или предвосхищение в психологии

Ожидания бывают приятными и неприятными, они могут быть бытовыми, а могут быть далекими и смутными. Жизнь человека протекает между прошлым и будущим, а будущее всегда наступает после момента «сейчас». И антиципация – это проект будущего.

Взгляды и мнения

Способность человека регулировать свои действия, опираясь на предвосхищение результата, приводит к цели. Антиципация в наиболее общем смысле в психологии характеризуется как способность предвосхитить результат, а затем совершать действия, ориентируясь на свое представление. У неё выделяют три функции:

  • Регулятивная, или ограничивающая – функция состоит в том, что количество возможных действий субъекта ограничено заботой о представляемом будущем.
  • Когнитивная – отвечает за прогноз в познавательных процессах, построение гипотезы. Выстраивает путь к неизвестному.
  • Коммуникативная – предугадывание действий других людей.

Процесс антиципации напрямую влияет на принятие решений, так как выбор той или другой альтернативы осуществляется через прогноз, к чему выборы приведут. Цель заключена в прогнозе, и если цели добиться не получается, то происходит адаптация пути – происходит коррекция направления или действий.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Нюттен считал, что антиципации будут соответствовать оценке человеком собственной деятельности. Если он оценивает ее хорошо, то ожидания будут приятными, если плохо – тревожными и негативными.

На этом основании всех, кто оценивает хорошо, ученый назвал оптимистами, плохо – пессимистами.

С другой стороны, Хоппе выделял два уровня предвосхищения – идеальный и тот, что исходит из объективных данных о конкретной ситуации.

Рекомендуем: Апперцепция — это

В целом мы всегда предсказываем то, как будут развиваться события, и на основе этого строим свое поведение. Таким образом, антиципация оказывается важной для целеполагания, её характер влияет на способность к продуктивной деятельности, счастью, психической стабильности и успеху.

Трюки с ожиданиями

На основе антиципации Эббингауз разработал метод заучивания материала через предвосхищение. Метод антиципации состоит в том, что элементы связываются друг с другом в такой последовательности: второй – с первым, третий – со вторым и т.д. То есть каждый элемент должен наводить на мысль о последующем.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Благодаря этому приему можно развить скорочтение. Основа – за каждым словом идет определенное, не выбивающееся из общего контекста слово. Мы исключаем любые слова, и игрок должен правильно прочитать отсутствующие, пока читает сам текст.
  • Понимать смысл текста из эпиграфа, названия.
  • Предугадывать возможные повороты сюжета из вырванных частей в любом месте теста.

Развивать антиципацию может быть полезно не только для быстрого чтения, но и для сознательного понимания мотивов других людей, а также их возможных действий.

При этом способность антиципировать помогает лучше усваивать материал, если предугадывание идет о содержании статьи или книги, так как человек подключает внимание, и затем ему становится интереснее разобраться, правильны ли были заключения.

О важности положительных ожиданий

Когда мы ждем чего-то приятного, мы испытываем предвкушение. Новое, интересное, захватывающее будоражит ум и приводит нас в состояние боевой готовности.

Еще до того как событие происходит, мы переживаем всю гамму положительных эмоций. Мы счастливы, вдохновлены, парим и мечтаем.

Исследования показывают, что антиципация подобного рода образует мощные положительные эмоции, помогающие сделать жизнь счастливой.

Рекомендуем: Каузальная атрибуция в психологии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Предвкушение удовольствия дает больше положительного, и, конечно, это связано с тем, что переживать эмоции приятнее, чем вспоминать, а знание о том, что мы скоро будем переживать положительные эмоции, окрашивает будущее в приятные цвета, и нам есть куда стремиться. Поэтому это еще лучше, чем переживать и вспоминать, — у нас есть цель, наша жизнь осмысленна, и мы знаем, что дальше наверняка будет счастье.

Для того чтобы чувствовать себя счастливым, нужно иметь источник хорошего настроения. Чем ярче кажется будущее, тем больше вдохновлен человек, у него есть смысл жить, стремясь к этому будущему.

Так что, чтобы каждый день был в радость и хотелось жить, лучше всего постоянно что-то задумывать, планировать что-то интересное и захватывающее. К тому же это помогает бороться со стрессом и легче относиться к неудачам в настоящем.

О бессмысленности беспокойства

Кроме механизма положительных антиципаций психологи детально исследовали и тревогу. Попробуйте представить себе любую задачу из прошлого, мысль о выполнении которой вас очень тревожила, но вы в конце концов тогда её решили. Примеров такого рода событий множество: посещение вечеринок, выступления перед публикой, просьбы к людям, которые ничем не обязаны вам.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое апофения?

Но если вспомнить, как прошли события, по поводу которых мы так беспокоились, можно заметить одну поразительную закономерность. Тревога пропадает, когда мы начинаем реализовывать методично шаги по совершению того, что нужно было сделать.

Когда мы с волнением ожидаем каких-то событий и не слишком уверены в себе, наша тревога сильная, всепоглощающая и… нереалистичная. Потому что во время действия она намного ниже, чем в то время, когда мы только представляем, что к действию приступим.

Рекомендуем: Абстрактное мышление — это

Доводите свои дела до конца: как только начнется стадия действия, тревога станет меньше. Когда такого опыта станет много, сработает научение, и тревожность в принципе не будет проявляться слишком ярко. Екатерина Волкова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/anticipaciya.html

АНТИЦИПАЦИЯ

Подготовительная мысленная установка, с помощью которой субъект готовится к восприятию конкретного стимула.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

от лат. anticipatio — предвосхищаю) — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия. Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия (П.К.Анохин), а электрофизиологическим — волна ожидания (Е-волна) Г.Уолтера, представляющее собой медленное негативное колебание преимущественно в лобно-центральных отделах коры, связанное с настройкой на появление стимула.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Способность системы в некоей форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. Особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности. В психологии различаются два смысловых аспекта этого понятия:

1) способность представить себе возможный результат действия до его выполнения, а также представить способ решения проблемы прежде, чем она реально будет решена (=> интуиция); служит средством связи обратной при построении действия;

2) способность организма подготовиться к реакции на некое событие до его наступления; это ожидание (или отражение опережающее) обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора действия. Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия (П. К. Анохин), а электрофизиологическим — волна ожидания Г. Уолтера (-> Е-волна).

Читайте также:  Как лучше снять мышечное напряжение при неврозе: советы

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

лат. anticipatio — предугадывание событий). В психологии — способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта. Термин А. приобрел и несколько иное — клинико-биологическое — значение. Так, например, в психиатрической генетике на примере шизофрении под феноменом антиципации понимают «утяжеление процесса»: у детей в наследственно отягощенных семьях шизофрения манифестирует раньше, чем у их родителей, и протекает более тяжело (учащение приступов, ухудшение качества ремиссий) [Москаленко В.Д., 1989].

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

от лат. anticipatio — предвосхищаю) — представление предмета, явления, результата действия и т. п. в сознании человека еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. Сип. предвидение. Анатомо-физиологической основой А. является механизм акцептора действия, описанный П. К. Анохиным в теории функциональных систем. Физиологическим проявлением А. является волна ожидания Г. Уолтера (см. Е-волна) — медленное отрицат. изменение электрического потенциала, предшествующее ожидаемому предъявлению стимула, преимущественно выраженное в лобно-цснтральных отделах коры. В психологии мышления А. обозначает представление (в сознании человека) схемы решения к.-л. проблемы еще до того, как она будет реально решена (см. Вюрцбурхская школа). Ср. Экстраполяционныи рефлекс.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

от лат. anticipatio) предвосхищение. А. — представление предмета или результата действия и т.п. в сознании человека до того, как они будут реально восприняты или осуществлены.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Словообразование. Происходит от лат. anticipatio — предвосхищаю.

Категория. Элемент процесса восприятия.

Специфика. Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.

Исследования. Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации рассматривается акцептор действия (П.К.Анохин), а электрофизиологическим — волна ожидания (Е-волна) Г.Уолтера, представляющая собой медленное негативное колебание преимущественно в лобно-центральных отделах коры, связанное с настройкой на появление стимула.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

форма опережающего отражения действительности, состоящая в способности действовать и принимать решения с определенным временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г. Словарь основных терминов

от лат. anticipatio – предвосхищение) – способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В конфликтологии А. проявляется, во-первых, в способности участников конфликта предвидеть возможный ход его развития и последствия борьбы для себя. В этом смысле А. у разных людей существенно отличается. Одни прогнозируют развитие событий на несколько шагов вперед и даже используют конфликт для хладнокровного достижения своих целей. Др. не думают даже о первой возможной реакции оппонента на их действия. Во-вторых, А. заключается в быстрой эмоциональной реакции участника конкретного конфликта на непосредственно ожидаемое изменение ситуации. Внешне этот вид А. проявляется в определенной позе, движении, иногда – мимике и жесте. По внешним признакам человек, владеющий языком жестов, может довольно объективно определить, как оппонент оценивает ситуацию и к какому варианту развития событий он готовится.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

от лат. anticipation; anticipo — предвосхищаю] -1) предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-л.; 2) преждевременное наступление какого-л. события или действия; в медицине — появление признаков болезни ранее, чем это обычно происходит

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

от лат. anticipo — предвосхищение) — способность организма предвосхищать события, приспосабливаться к ожидаемым раздражителям и ситуациям; представление человеком результатов своего действия еще до его ,осуществления. Анатомо-физиологической основой А. является механизм акцептора действия. В психологии мышления А. обозначает представление в сознании человека в схематической форме ответа на какую-либо проблему еще до того, как она будет реально решена. А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской и управленческой деятельности. Понятие А. тесно связано с понятиями адаптации и опережающего отражения.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

лат. «предвосхищение») – представление предмета, явления, результата действия в сознании человека до их реального восприятия или осуществления.

…В глазах его теперь была еще и какая-то другая забота, даже боязнь; он опасливо глядел на Ипполита, как бы ожидая от него еще чего-то.

Вдруг Ипполит поднялся, ужасно бледный и с видом страшного, доходившего до отчаяния стыда на искаженном своем лице… Глаза он тотчас же опустил и побрел, пошатываясь и все так же улыбаясь, к Бурдовскому и Докторенку, которые стояли у выхода с террасы: он уезжал с ними. «Ну, вот этого я и боялся! – воскликнул князь. – Так и должно было быть!» (Ф. Достоевский, Идиот).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

лат. anticipatio — предугадывание событий) — 1. предвосхищение того, что произойдет с тем, чтобы к этому можно было заранее подготовиться, загодя принять необходимые меры с целью адаптации; 2. нечто ожидаемое, например, прогнозирование результатов собственных действий, представлении в сознании вероятного развития какой-либо ситуации.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

(от лат. anticipatio – предвосхищение, предугадывание) – способность предвидеть результаты действий, появление преджметов, прогнозировать явления, «моделировать» в сознании предстоящие события.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/anticipacija.html

Статья на тему: Антиципация как способ формирования УУД. | Социальная сеть работников образования

Антиципация как способ формирования УУД

учитель начальных классов  МОУ «СОШ №30»

Агаджанова И. В.

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, ставят перед современной системой образования задачу максимального раскрытия в человеке активных деятельностных начал.

Отечественная школа XXI века отдает предпочтение такой организации учебного процесса, которая инициирует активность ребенка и формирует его способность выступать субъектом познавательной деятельности и собственного развития.

Стать субъектом учебной деятельности – значит стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности,  осуществлять действия, преодолевая встречающиеся трудности. Решению данной задачи способствует антиципирующая деятельность младших школьников.

В переводе с латинского «антиципация» означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо, способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

В настоящее время выделяют основные функции антиципации: регулятивную, когнитивную, коммуникативную.

Регулятивная функция антиципации выражается в опережающей подготовке, прогнозе результатов действий и построении его программы. Все это определяет направление и характер поведения в сложившейся ситуации.

Антиципационным процессам принадлежит ведущая роль в регуляции деятельности младших школьников, обеспечение формирования цели, планирование и программирование деятельности, принятие решения, осуществление контроля.

Когнитивная функция антиципации связана с осуществлением различных познавательных процессов , в которых всегда есть момент отнесенности к будущему. С процессами антиципации тесно связано мышление.

Мыслительный процесс – это искание и открытие нового, которое осуществляется  в форме прогнозирования.

Прогнозирование является существенным компонентом запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Любое общение, взаимодействие между детьми, способность узнавать эмоциональные состояния других – все это проявления коммуникативной функции антиципации. Процесс прогнозирования имеет место как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлении младшим школьником собственного высказывания.

Слушая или читая, ребенок прогнозирует некоторые события, стоящие за устным или письменным текстом. Чтение текста сопровождается прогностической активностью читателя, которая, соединяясь с его личным опытом, приводит к созданию в воображении целостной картины произведения.

Возникшая установка управляет дальнейшим восприятием текста.

Субъективизация процесса обучения в начальной школе предполагает использование антиципации на большинстве структурных этапов урока.

На этапе формулирования учащимися темы и цели урока дети с помощью специально разработанных приемов на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхищают и определяют автора произведения, предназначенного для изучения, название произведения, а затем формулируют тему и цель урока.

Словарную работу тоже можно осуществлять на основе антиципации. Учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения. Лексическое значение нового слова первоначально формулируют младшие школьники, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь роль уточняющая, корректирующая функция.

Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения.

Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и поверяют свои прогнозы.

На развитие механизма прогнозирования, обеспечение осмысленности, осознанности направлены такие виды заданий, как предопределение жанра и тематики произведения по фамилии автора и названию произведения, составление предварительного плана текста в виде вопросов до его прочтения с учетом характера заголовка, характера текста и др.

На уроках, проводимых в русле данной методики, антиципация используется при организации творческой работы, при формулировании вида и содержания домашнего задания.

Антиципация учащимися содержания и видов своей деятельности существенно повышает осознанность и активность детей, заинтересовывает их, сочетает этот процесс с интенсивным речевым развитием учащихся и с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка (мышления, внимания, памяти), поднимает ученика на принципиально иную позицию – позицию субъекта учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока.

Решетникова В. И.

Учитель начальных классов.

Я считаю, что применение метода антиципации необходимо в начальной школе. При организации деятельностного подхода, предопределение, предугадывание событий позволяет ребенку стать субъектом учебной деятельности, что позволяет ему осознавать цели своих учебных действий, самостоятельно их определять, искать нужные средства для их достижения.

Квасникова О. А.

Учитель начальных классов.

Статья показалась мне актуальной. В ней хорошо представлена регулятивная функция антиципации.

Опережающая подготовка, прогноз результатов действий и построение его программы – это то, что сейчас так необходимо младшим школьникам. Я согласна с мнением Агаджановой И. В.

, что антиципационным процессам принадлежит ведущая роль в регуляции деятельности учащихся начальных классов. Обязательно воспользуюсь этим методом в своей работе.

Одинец А. Ю.

Учитель начальных классов.

Прочитала статью Ирины Владимировны. Трудно переоценить коммуникативную функцию антиципации. Ведь процесс прогнозирования имеет место как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлении собственного высказывания.

Я согласна с автором, что чтение текста сопровождается прогностической активностью читателя, которая, соединяясь с его личным опытом, приводит к созданию в воображении целостной картины произведения.

Обязательно буду применять этот метод на уроках литературного чтения.

Суркова Л. В.

Учитель начальных классов.

Давно работаю над проблемой организации словарной работы на уроках литературного чтения.

Из статьи узнала, что словарную работу можно осуществлять на основе антиципации, что учащиеся могут самостоятельно предопределять незнакомые слова из нового произведения, определять лексическое значение нового слова, опираясь на имеющиеся представления и жизненный опыт, а учителю принадлежит лишь корректирующая функция.

Урюпкина Т. Г.

Учитель начальных классов.

Применение антиципации на большинстве структурных этапов урока показалось мне интересным. Особенно понравились задания по предопределению жанра и тематики произведения по фамилии автора и названию, составление предварительного плана текста до его прочтения, организации творческой работы и формулировании домашнего задания. Возьму это для себя на заметку.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/09/09/antitsipatsiya-kak-sposob

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector