Рационализация как механизм психологической защиты.
Рационализация это психологический механизм защиты, который позволяет реагировать на ситуацию или действие, вызванное неприятными чувствами и желаниями, рационализация в свою очередь маскирует и ослабляет эти чувства, меняя на более приемлемые причины.
Рационализация это механизм защиты, который оправдывает мысли, чувства, поведение, которые не приемлемы для человека.
Этот механизм психологической защиты считается самым распространенным среди всех механизмов, так как поведение человека определяется большим количеством факторов, и когда он пытается объяснить более приемлемым для себя мотивом, это он рационализирует.
Бессознательную рационализацию не стоит смешивать со специальным обманом, ложью или притворством. В любом виде рационализации есть маленькое количество правды, но все-таки большее количество занимает самообман, в связи с этим она и считается самым опасным механизмом психологической защиты.
Для человека, который прибегает к такому психологическому механизму защиты психики как рационализация, мир становится стройным, логически обоснованным, предсказуемым. Этот механизм придает человеку уверенность в себе, снимает тревогу, напряжение.
Рационализация помогает человеку сохранить самоуважение к себе, как сейчас говорят – «выйти сухим из воды», «сохранить лицо» в не очень приятных ситуациях. Э.Фромм отметил, что рационализация это способ «остаться в стаде» и чувствовать себя при этом личностью.
Ярким примером рационализации как защитного механизма можно привести оправдание школьника из-за чего он получил двойку. Ему достаточно тяжело признаться всем окружающим и, конечно же, самому себе в первую очередь, в том, что он виноват – не подготовился к уроку. Данный удар по самолюбию сможет пережить далеко не каждый.
Но критику со стороны других людей, в особенности значимых, достаточно болезненна для него. Вот ученик начинает придумывать «искреннее» оправдание: «У учителя было плохое настроение, и он всему классу поставил двойку» или «Меня преподаватель не любит как Петрова, поэтому он придирается и ставит мне двойки без повода». Ребенок так красиво убеждает всех, что сам начинает верить в это.Человек, который пользуется психологической защитой рационализацией, он начинает заранее обдумывать все возможные варианты своего поведения и его последствия.
При рационализации человек пытается создать логические объяснения своему или чужому поведению, действию или переживанию, которые вызваны по причине, которую человек не может признать из-за угрозы потери самоуважения.
При рационализации как механизме защиты психики очень часто наблюдаются попытки уменьшить ценность опыта который не доступен для человека.
Например, когда человек оказывается в ситуации конфликта, он начинает защищать себя от негативного действия этого конфликта пытаясь снизить для себя и других причины которые вызвали этот конфликт.
Источник: http://psiholog-galina.ru/psichodiagnostika-dlya-vas/ratsionalizatsiya-kak-mechanizm-psichologicheskoy-zaschiti
Защитный механизм: рационализация
Механизм психологической защиты рационализации является одним из наиболее известных и распространенных.
Замечание 1
Сущность данного защитного механизма состоит в том, что человек искусственным образом создает, «изобретает» логично выстроенные суждения и умозаключения с целью ложного объяснения, оправдания своего поведения, фрустраций, которые проявляются в виде неудач, депривации и беспомощности.
Процесс выбора аргументов для рационализации является подсознательным. Реальные аргументы и мотивы самооправдания остаются неосознанными и бессознательными, а вместо них человек формулирует аргументы, помогающие ему оправдать те или иные действия, психические состояния, фрустрации.
От сознательного обмана защитная аргументация отличается непроизвольностью своей мотивации и убеждением человека в том, что он говорит правду. Таким образом, рационализация выступает в качестве средства сохранения самоуважения личности в ситуациях, когда они могут находится под угрозой.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Виды рационализации
Защитный механизм рационализации в своем основании имеет механизмы идентификации и интроекции. Таким образом, можно говорить о рационализации, как о защитно-адаптивном комплексе защитных механизмов.
В исследованиях психологов выделяют прямую и непрямую рационализацию:
- Прямая рационализация характеризуется тем, что человек, находящийся в ситуации фрустрации и осуществляющий защитную аргументацию, говоря о себе и источнике фрустрации, оправдывает себя, переоценивая при этом силу фрустратора.
- Непрямая рационализация характеризуется тем, что человек, находящийся во власти фрустрации, в качестве объектов мышления выбирает предметы и вопросы, не имеющие прямого отношения к субъектам фрустрации.
Помимо вышеперечисленных существует еще две разновидности рационализации:
- проективная,
- вытесняющая.
Особенности проективной рационализации заключаются в том, что она опирается в первую очередь на действие механизма проекции, в таком случае, возможно говорить об атрибутивной рационализации.
Вытесняющая или подавляющая рационализация опирается в основном на защитный механизм подавления или вытеснения, которые в свое основе имеют процесс исключения из сознания тех мыслей и образов, которые имею непосредственное отношение к фрустрирующим ситуациям.
Замечание 2
Таким образом, с помощью использования защитных психологических механизмов самосознание личности получает возможность избегать травмирующих факторов, разрушительно влияющих на развитие личности в целом.
Способы осуществления механизма рационализации
Существует несколько способов возникновения и проявления защитного психологического механизма рационализации. Рассмотрим их подробнее.
Первый способ — дискредитация цели, используемый человеком в ситуации фрустрации так называемого «типа зеленого винограда».
В данной ситуации человек делает для себя вывод о том, что желание, невозможное к исполнению не имеет для высокой ценности и недостойно внимания и усилий для его исполнения.
Девизом данного способа рационализации можно назвать фразу: «То, что мне недоступно, не может обладать высокими качествами».
В ситуации, когда поставленная человеком цель сама является источником фрустрации, ее дискредитация отличается еще большей интенсивностью, последовательностью и наполненностью агрессивным содержанием и соответствующими действиями.
Второй способ проявления рационализации – это дискредитация жертвы.
Данный способ рационализации проявляется в ситуациях, когда человек совершает недопустимые и аморальные действия по отношению к другому человеку и вследствие этого испытывает внутренний конфликт и возникновение противоречий между совестью и совершенными действиями. Способ дискредитации жертвы опирается на механизмы атрибуции и проекции и используется в повседневной жизни человека или групповых отношениях.
Таким образом, можно сказать, что данный способ проявления защитного механизма рационализации состоит из нескольких более простых защитных и адаптивных механизмов, что еще раз подтверждает, что рационализация является адаптивным комплексом защитных психологических механизмов.
Еще одним способом проявления рационализации является самообман.
Чаще всего данный способ находит свое проявление в ситуации, когда человек должен сделать выбор между двумя возможностями или альтернативными линиями поведения, но отказ от какой-либо из них является для него довольно болезненным, в связи с тем, что отвергаемый вариант сохраняет свою ценность и у человека есть желание сохранить в реальности оба варианта действий. В таком случае в целях освобождения от возникающего когнитивного диссонанса человек начинает отрицать факт совершения того или иного поступка и утверждает, что в данном случае он не имел подлинной возможности свободного выбора.
Такое объяснение и отрицание возможности существования выбора позволяет человеку утверждать, что осуществляемые им действия (определенный выбор или избранная им линия поведения) не являются сознательным поступком в подлинном смысле слов и, соответственно не несут за собой последствий в виде ответственности за их совершение.
Еще одним вариантом данного способа самообмана является ситуация, в которой человек сам отрицает возможность совершения выбора, оправдывая это тем, что совершаемые им действия могут выступать в качестве выражения неконтролируемых внутрипсихических состояний, таких как усталость, эмоциональное расстройство или потрясение, опьянение и т.п.
Либо происходит ситуация в которой человек совершая действия, которые могут нанести реальный вред другому человеку или группе лиц, при этом однако не признает свои действия вредоносными и пытается сформировать у себя и окружающих его людей убеждение в том, что его действия совершаются в пользу и во благо жертвы.
Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_zaschity_i_zaschitnye_mehanizmy_v_psihologii/zaschitnyy_mehanizm_racionalizaciya/
Рационализация
Рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам (Грановская). Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ «остаться в стаде» и чувствовать себя личностью.
Рационализация это процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, чувства, поведения. Выбор аргументов для рационализации это преимущественно подсознательный процесс.
Реальные мотивы (самооправдание и защитная аргументация) – остаются неосознанными, индивид изобретает мотивировку. В качестве самооправдывающих аргументов используют различные «идеалы» и «принципы», высокие общественно ценные мотивы и цели.
Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием. А когда человек не достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их отрицательными чертами.
Такое объяснение (рационализация) помогает временно избежать снижения самооценки и содействует защите образа «Я».
Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем «фильтрации» информации в соответствие с основными правилами между «должен» и «нельзя» и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения.
Механизм рационализации близок к интеллектуализации, но в первом случае весь подбор фактов личностью направлен на доказательство утверждения или отрицания цели, в то время как во втором – ее ценности.
Рационализация в большей степени связана с мотивацией, интеллектуализация – логико-перцептивным компонентом психологической защиты.
Механизм рационализации опирается на такие механизмы защиты как проекция и вытеснение (проективная рационализация, атрибутивная и вытесняющая).
- Виды рационализации:
- · индивидуальная (защита себя) и групповая (защита группы, с которой себя идентифицирует субъект – этническое сознание, культура);
- · актуальная – в момент действия и некоторое время по окончанию действия фрустратора;
- · предвосхищающая – при ожидании возможной фрустрации;
- · прямая – защитная аргументация, оправдывающая себя и преувеличивающая роль фрустратора;
· непрямая – объектами мысли становятся те предметы и вопросы, которые не имеют прямого отношения к фрустрации. Они начинают получать символическое значение. А следовательно, на формирование этого вида рационализации оказывает влияние механизм вытеснения или подавления. Таким образом, данный вид рационализации не освобождает от фрустрации.
- Способы рационализации:
- · дискредитация цели («Лиса и виноград» — не дотянуться – виноград зеленый),
- · дискредитация жертвы («сама виновата» — опирается на механизм атрибуции и проекции – он бы на моем месте поступил так же),
- · преувеличение роли обстоятельств,
- · утверждение вреда во благо,
- · самодискредитация (принижение себя – спасает от вторичной фрустрации – я сам себя ругаю, и поэтому меня жалеют, так же может быть способом бегства от социальной ответственности),
- · переоценивание имеющегося,
- · самообман:
- ü в ситуации выбора, когда мы его совершаем, то вторая возможность сохраняет свою ценность, для разрешения когнитивного диссонанса индивид начинает утверждать, что не имел подлинной возможности свободного выбора (отрицание возможности выбора);
- ü в ситуации нанесения вреда другому (утверждение вреда во благо) оперирует к тому, что это происходит на благо жертвы – субботняя порка для профилактики.
Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания и, тем самым, давая возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий.
Если человек не может найти достойное интеллектуальное обоснование своих действий, оправдывавшего его поступки, то это проявляется в оговорках, описках, неверных жестах. Они как бы своей случайностью избавляют личность от поиска достойных объяснений и доказательств.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/11_154025_ratsionalizatsiya.html
Рационализация
Конечная задача сознания состоит в создании гармонического единства между влечениями к жизни и смерти, между либидо и танатосом. Сознание пытается создать такую когнитивную картину мира, которая внутренне была бы лишена противоречий, такая картина мира должна обладать ясностью, прозрачностью.
Эта картина мира должна быть стройной, целостной, она должна обеспечить максимум комфорта в этом мире. Мир должен быть управляемым, регулируемым, прогнозируемым в своем развитии. Человек хочет знать, что каждый его шаг логичен, у него есть причина и следствие.
В этом обладании каузальностью человек даже готов нести ответственность за то следствие, которое не предполагалось, например, казнить себя за то, что он послал своего близкого купить молока, а тот становится жертвой уличной катастрофы.
Это изначально заданная возможность этоса (ответственности за все) и желание осмысленного бытия на уровне переработки сложных, проблемных, конфликтных, кризисных ситуаций часто оборачивается использованием рационализации.
Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью квазилогичных объяснений. Некоторые противоречия вообще не снимаются. Нужно уметь пребывать в противоречии. Например, ситуация в знаменитом мифе о Сизифе никак не решаема.
Проблематичность знания о мире и о себе мучительна для индивидуального сознания. Проявиться она может двояко:
1. Это — отсутствие информированности о том, что меня интересует.
Той информации, которой я обладаю, недостаточно, а расширить, дополнить, углубить информацию до такого уровня, который создавал бы у меня чувство полного информационного владения ситуацией, нет никакой возможности или чрезвычайно трудоемко.
В этом случае человек начинает выстраивать свои гипотезы, дополнять отсутствующие информационные звенья, строить свои схемы объяснения. Объяснить что-то означает вписать объясняемый предмет в те системы и классификации, которые у человека уже существуют.
Можно взять ситуацию из обыденной жизни. Давайте вспомним, что накручивает в своем «воспаленном» мозгу человек, с нетерпением ожидающий кого-то или что-то.
Один абитуриент, не увидев себя в списках поступивших, считает, что это просто невнимательность при составлении списка. Для другого — это очередное подтверждение тотального невезения в жизни.
Чем неопределеннее, незаструктурированнее значимая информация, тем больше вероятность ее субъективного прочтения, ее интерпретации.
2. Проблематичность знания может проявляться в наличии множества знаний (концептов, мнений) по одному предмету. Это могут быть: логическая несогласованность двух знаний; несогласованность знания с культурными нормами; несогласованность с прошлым опытом и знанием; несогласованность между знаниями различного уровня обобщенности (разнокалиберность знаний).
Пример такого диссонанса на практике — это ситуация заядлого курильщика, который пристрастился к курению, но, с другой стороны, который не может не знать, что последствия курения могут оказаться для него роковыми. Действительное решение этой ситуации означало бы отказ от курения, что заядлый курильщик сделать не может в силу своей зависимости от этой привычки.
(Причем физиологическая зависимость от табака минимальна и быстро снимается, гораздо труднее избавиться от психологической зависимости: убежденности, что сигарета помогает думать, снимает стресс, вообще доставляет удовольствие.) Заядлый курильщик избирает для снятия диссонанса разные тактики. Одна из них — все то же вытеснение аверсивной информации.
Опасные последствия курения забываются, вытесняются на периферию сознания, избегается любая травмирующая курильщика информация. Другая техника — это как раз рационализация, квазиинтеллектуальная переработка ситуации диссонанса.
Данные исследования о вреде курения подвергаются сомнению («эксперимент, исследования проведены не чисто, выборка испытуемых недостаточна, не учитываются другие факторы» и т.д.). Своему сознанию подсовываются антипримеры («Иван Петрович — курильщик с шестидесятилетним стажем, и смотрите, до сих пор жив и здоров»).
Подобные антипримеры призваны служить иллюстрацией исключений из правила, понятно, что приводящий такие исключения причисляет себя к этому исключению. Так уж устроена психика человека: там, где железная закономерность неприятна, нелицеприятна для сознания, там сознание взывает к исключениям или по крайней мере для себя делает исключение.
Некоторые курильщики рационально обосновывают курение как жизненную ценность: «Курение это одно из удовольствий, которое делает жизнь приятнее, выразительнее. Лучше прожить короткую, но интересную и приятную жизнь, нежели длинную и пресную». Для подростка сигарета часто пропуск в мир взрослых.
Часто человек не хочет смотреть правде в глаза, ибо она тогда заставляет расставаться с иллюзиями. А процесс этот мучительный.
К. Левин показал, что в бессмысленной, незаструктурированной ситуации человек ищет рациональную опору для своего дальнейшего поведения.
В одной из экспериментальных серий психолог оставлял испытуемого одного на довольно продолжительное время. Прождав 10—15 минут, испытуемый, так и не дождавшись экспериментатора, впадал в состояние колебания, растерянности и нерешительности.
Одна из испытуемых придала своему бессмысленному ожиданию цель, связав свои дальнейшие действия с часовой стрелкой. Она решила: «Как только стрелка займет перпендикулярное положение, я уйду».
Благодаря данному действию испытуемая видоизменила свое «психологическое поле», сняла таким образом напряженное состояние, возникающее в результате попадания в бессмысленную ситуацию. Она перевела свое бессмысленное состояние в субъективно осмысленное.
Этот пример показывает, что рационализация как защитный механизм проявляется не только в умственной, когнитивной сфере, но и в поведенческой, другими словами, когнитивная рационализация передается в поведенческом сопровождении.
В этом случае поведение выстраивается жестко рационально, по алгоритму, никакой спонтанности не допускается. Поведение превращается в ритуал, который несет смысл только при точном своем соблюдении.
В дальнейшем когнитивное обоснование ритуала может уйти, исчезнуть, забыться, остается только воля и ее автоматическое исполнение.
Рационализация направлена на сохранение статуса кво жизненной ситуации. Нежелание перемен необходимо обосновать. Для этого прекрасно подходит рационализация.
Рассмотрим ситуацию Обломова, в частности письмо его к Ольге. Обломова страшит любовь Ольги, она «выдернет» его из привычного ему состояния лени и душевного покоя. Эта любовь хлопотна для него.
Обломов боится, что любовь к Ольге сделается «не роскошью жизни», а необходимостью.
Как он пишет сам: «Все это (сердечные волнения, тревоги и радости) к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения; а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управляюсь».
К какому иезуитски-интеллигентному приему он прибегает в письме! Он пытается втолковать Ольге, что ее любовь, хотя и искренняя, но «ненастоящая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей любви, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или истерических припадках». Ее любовь к нему, дескать, только преддверье, пролог. И когда она (любовь) действительно придет, ей будет стыдно.
Ольга прекрасно распознала внутренние мотивы, побудившие Обломова написать это письмо, мотивы эти сугубо эгоистичны; Обломов предвидит такой конец: он устанет от любви, как устал от книг, службы, от света, он побоится уснуть вдруг около нее. Он побоится, что любовь станет необходимостью, что любовь потребует от него каких-то обязательств.
Обломов — великолепный, часто встречаемый образец мужского поведения в любовных отношениях — это постоянный уход от обязательств. Обломов — одновременно пример мужчины, инициирующего разрыв, но подкидывающего своим любимым рационализации, псевдообъяснения: «Я не достоин твой любви» [Гончаров, 1979].
Иногда рационализация — это единственная возможность в удержании смысла той деятельности, которой я посвятил всю свою жизнь.
Это особенно касается тех лиц, у которых наблюдается мощный разрыв между уровнем притязаний и возможностями. Наиболее благотворно для развития личности — соответствие уровня притязаний и способности.
Психологически наиболее неблагополучна личность, у которой уровень притязаний завышен, а уровень развития способностей низок.
Предположим, вас обошли и не повысили в должности. Это слишком горько осознавать, нельзя же признаться себе, что сам виноват, не был так прилежен в работе.
И тогда мы начинаем выдумывать: вашего коллегу повысили в должности потому, что он мерзавец, беззастенчив в средствах, все делает, чтоб понравиться начальству. Или: «новая должность хлопотна, прибавка к зарплате ничтожна, а ответственность большая» и т.д.
Рационализация в обоих случаях выполняет свое «черное» дело по двум фронтам: во-первых, выбрав решение жизненной ситуации через рационализацию, я закрываю себе путь к реальной рефлексии ситуации, к новому выбору (никогда не поздно; еще не вечер); во-вторых, я нарушаю свои отношения с людьми, дегуманизирую их. Каждый человек для меня подтверждение смысла моего существования, или из-за него жизнь моя не удалась. Выстраивается железная зависимость от социального окружения.
Рационализация работает на сокрытие истинной мотивации поведения.
Психологи давно отмечают, что существует несовпадение между реальными мотивами поведения, которые чаще всего и не осознаются, особенно в сложном поведении, и мотивами, которые осознаются, скорее представляются сознанию как реальные побудители поведения. При этом осознаваемые мотивы, как правило, социально более привлекательны. Вот уж действительно, человек охотно смотрит правде в глаза, когда она ему приятна.
Польский исследователь К. Обуховский, который такого рода объяснения назвал защитными мотивами, приводит такой пример проявления защитного мотива:
«Г. Й., способный и обладающий чувством собственного достоинства специалист, много лет проработавший на руководящих постах, известный своими несколько автократическими наклонностями, из тактических соображений был понижен в должности.
Новые руководители отстранили его от какого-либо участия в принятии решений и недвусмысленно дали понять, что поддержали бы его просьбу об уходе. Г.Й., однако, остался и внешне согласился со своим новым положением, считая себя жертвой верности прежним идеям.
В учреждении, несмотря на это, начали происходить конфликты на почве того, что Г.Й. постоянно оспаривал действия руководства, находя в его распоряжениях тупость, недальновидность и профессиональную некомпетентность.
Иногда это было правильно, иногда, однако, даже его сторонники из «учрежденческой оппозиции» не могли найти никакой грубой ошибки, а тем более ошибки, которая обосновывала бы такую острую реакцию. Г.Й.
объяснял свое поведение тем, что чувствовал себя ответственным за учреждение, не мог терпеть недоучек и должен был поэтому, невзирая на неприятности, вмешиваться в каждое «нечистое» дело. Он «не может работать как-нибудь и равнодушно смотреть на то, что происходит вокруг; он чувствует тогда угрызения совести»» [Обуховский К., 1972, С.31-32].
Все объяснения пациента Обуховского — рационализации. Их основная функция — сокрыть, закамуфлировать реальный мотив — доказать, что преемники никудышные и аморальные руководители. Г.Й. сам был смещен с руководящей должности, а благодаря именно ей он мог реализовать свои жизненные ценности и установки.
Она реализовала и его авторитарные тенденции. Видимо, она давала ему и другие блага. И вдруг он ее лишается, рушится весь жизненный сценарий. Реализовать себя через другую деятельность не мог. Отсюда и его действия по дискредитации тех, кто лишил его блага, возможности исполнения своих жизненных целей.
Рационализация успешнее морочит сознание (скорее бессознательное) своего творца, когда сознательные формулировки мотивов поведения частично совпадают с реальным поведением. Действительно, частично действия Г.Й. направлены на создание благополучия учреждения. Это может быть и одним из реальных мотивов его поведения, одним, но отнюдь не главным.
Мотивы защитного характера проявляются у людей с очень сильным Сверх-Я, которое, с одной стороны, вроде бы не допускает до осознания реальные мотивы, но, с другой стороны, дает этим мотивам свободу действия, позволяет им реализоваться, но под красивым, социально одобряемым фасадом; или же часть энергии реального асоциального мотива расходуется на социально приемлемые цели, по крайней мере, так кажется обманутому сознанию.
Можно такого рода рационализацию проинтерпретировать и по-иному. Бессознательное Оно реализует свои желания, представив их перед Я и строгой цензурой Сверх-Я, в одеждах благопристойности и социальной привлекательности.
Инициировать рационализацию может ситуация фрустрации — ситуация блокировки актуальной потребности, ситуация преграды на пути к исполнению желания. Прототипом такой ситуации является знаменитая басня «Лиса и виноград».
Не имея возможности достать столь желаемый вино-град, лиса в конце концов понимает бесплодность своих попыток и начинает словесно «заговаривать» свою нереализованную потребность: виноград зелен и вообще вреден, да и хочу ли я его?! Задача такого рода рационализации — обесценивание цели, привлекательной для индивида, которой он, однако, не может достичь, и он понимает или начинает понимать, что не достигнет ее, или же достижение цели требует слишком больших усилий.
В основе рационализации лежит иллюзия невозможности альтернативы поведения. Когда учитель рационализирует («А что я мог сделать? Этот ученик иного обхождения с ним не поймет») после того, как он накричал на «зарвавшегося» ученика, то начало рационализации как раз и было в субъективном переживании невозможности другого воспитательного средства.
Рационализация вызывается также иллюзией наличия альтернативы: или не обратить внимания на выходку ученика, или немедленно пресечь его поведение.
Первая возможность изначально неприемлема, но она нужна для того, чтобы оправдать осуществленное по второму пути поведение: «Да, я накричал на него. Во-первых, он иного и не понимает. Во-вторых, нельзя оставлять без внимания такие выходки».
Рационализация подкрепляет иллюзорный выбор. Здесь выбор только между способами — ловушка, поставленная загнанному рационализацией сознанию.
Выгоды рационализации. Мир предстает стройным, логически обоснованным, предсказуемым, прогнозируемым. Рационализация придает уверенность, снимает тревогу, напряжение.
Рациона-лизация позволяет сохранить самоуважение, «выйти сухим из воды», «сохранить лицо» в ситуациях, которые несут в себе нелицеприятную информацию.
Она меняет отношение к релевантному предмету, позволяя ничего не менять в самом себе.
Минусы рационализации. Как мы ни старались отметить положительные функции рационализации, выгоды эти достаточно сомнительны. Используя рационализацию, человек не решает проблему, из-за которой защита и возникла.
Происходит «отодвигание» конструктивного решения проблемы во времени или в пространстве.
Рационализация, обслуживая желание выглядеть перед собой или другими лучше, чем на самом деле, даже усугубляет проблемы, замедляет, если вообще не останавливает личностный рост, упрощает внутренний мир личности, мышление становится шаблонным, ригидным, используются одни и те же схемы объяснения, быстро, без задержки навешиваются ярлыки, человек все знает, все может объяснить и предвидеть. Не остается места для удивления и чудес. Человек становится глух и слеп к тому, что не попадает в прокрустово ложе логических объяснений.
Работа с рационализацией. Рационализация опознается в основном на вербальном материале, то, что человек говорит вслух и «про себя» в ситуациях затруднения. «Рациональный» человек быстр в объяснениях; так же легко рождаются оценки, охотно и без задержки раздает советы; это и понятно, ему сразу все становится ясно. Рациональный человек живет в ясном и одномерном мире.
Задайтесь вопросами: «Насколько вы быстры в объяснениях? Стремитесь ли выстраивать однозначные причинно-следственные связи? Осталось ли в вашем переживании мира удивление, чувство прикосновения к тайне или вами двигает почти маниакальная страсть раскрыть все тайны?» Не спешите все объяснить.
Оставьте время для переживания, чувств, не уходите от удивления в объяснения, продлите удивление. Не спешите с ответами, с интерпретациями, особенно чужого поведения. Не будьте самоуверенными в выводах. Пусть всякий наблюдаемый факт вашего поведения и поведения другого человека поначалу будет воспринят как нечто уникальное.
Сделать из него просто иллюстрацию некоего закона всегда успеет ваша жизненная логика.
Источник: https://studwood.ru/614674/psihologiya/ratsionalizatsiya
9 видов психологической защиты, которые важно вовремя осознать
- 11 фактов из жизни знаменитостей, которые они сами раскрыли в порыве откровенности
- 20 уморительных картинок, которые очень точно иллюстрируют семейную жизнь
- «Знаете, что больше всего нужно детям, особенно маленьким девочкам?». Душевный текст о том, что мы закладываем в детей
- 10 привычек новоиспеченных мам, которые раздражают окружающих
- 19 российских и зарубежных звезд, которые внезапно оказались одногодками
- 20+ вещей, которые казались странными в 1999 году, а сегодня считаются совершенно нормальными
- О каких особенностях вашей психики могут рассказать персонажи, которые пугают вас больше всего
- 15 человек, которые по глупости раскрыли свои секреты
- Сотрудники почты, таможенники и юристы назвали 10 вещей, которые не стоит покупать на AliExpress
- Почему культовые пары мировой литературы не эталон идеальной любви, а их отношения далеки от романтизма
- 17 СМС-переписок с родителями, которые общаются только на языке сарказма
- 20+ правил современного этикета, которые стоит знать воспитанным людям
- Сильный монолог о том, что иногда для перемен к лучшему нужно просто вовремя сделать паузу
- 10 типичных детских развлечений из 90-х, после которых возникает только один вопрос: как мы выжили-то вообще?
- 20+ поступков, которые совершают люди, чтобы казаться крутыми, но в итоге вызывают обратный эффект
- Русский богатырь Иван Поддубный добился больших успехов в спорте, но рассказ о его нелегкой судьбе вызывает слезы
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/9-vidov-psihologicheskoj-zaschity-kotorye-vazhno-vovremya-osoznat-1703315/
Рационализация как вид психологической защиты
Рационализация избавляет человека от тревоги, дает ему уверенность, но при этом не дает возможности объективно видеть ситуацию, в том числе объективно оценивать свой вклад в нее.
Примером рационализации является такой описанный Фрейдом эпизод. Человеку внушили в гипнозе, что после вывода его из этого состояния он откроет зонтик и просто так походит с ним по комнате. Испытуемый так и сделал.
Когда его спросили, зачем он это сделал, он после некоторого замешательства выдвинул следующую версию: у него кончился табак, погода может испортиться, а ему надо на улицу. День при этом был безоблачным.
Свое нерациональное поведение (человек не знал, что ему было это внушено) человек пытается объяснить, найти причины, сделать его рациональным, понятным.
Сознание пытается создать такую картину мира, где все было бы понятно, объяснимо, непротиворечиво. Картина мира должна быть целостной, стройной, обеспечивать максимум комфорта в этом мире. Мир должен быть для человека управляемым, хорошо прогнозируемым в своем развитии.
Варианты рационализации
Первым вариантом этой защиты является ситуация, когда некое явление жизни не устраивает человека, не вписывается в его картину мира, и тогда человек пытается найти ему объяснения в рамках своих понятий, представлений о мире.
По этой схеме, например, может происходить оправдание собственного неэтичного поведения. Человек, берущий взятку впервые, оправдывает себя в рамках своих моральных понятий: «Берут все, Иванов берет больше и даже деньгами, а это не взятка, а просто подарок».
Второй вариант включения этой защиты – при наличии нескольких знаний, теорий, противоречащих друг другу или при несогласованности нового знания с предыдущим опытом, с культурными нормами.
Здесь можно привести пример заядлого курильщика, который на самом деле не может избавиться от своей привычки, но отодвигает от своего сознания знания о вреде курения, рационализируя. Например: «Нас просто запугивают» или «Вот Иван Иваныч курит уже 60 лет, и ничего».
Не имея возможности разрешить ситуацию адекватно (отказаться от курения), он причисляет себя к исключению из правил, подобно тому, как маленький ребенок, не желая принимать смерть, говорит о том, что именно его мама никогда не умрет.
К рационализации относится и такой тип поведения в любовных отношениях, когда человек чувствует, что не хочет продолжать отношения, но его моральные устои не позволяют просто бросить своего партнера, и он говорит: «Я не достоин твоей любви».
Еще один вариант рационализации, когда человек не может принять свою ответственность за какое-то неприятное событие и находит объяснения им в других людях. Получив выговор на работе за сделанную ошибку, сотрудник может выстроить целую теорию о том, что виноват начальник, не давший правильных инструкций, клиент, не подписавший вовремя договор и т.д.
Минусы рационализации
Главный минус рационализации в том, что она закрывает человеку возможность к объективной рефлексии ситуации, а значит мешает реально изменить свою жизнь.
«Рациональный» человек очень быстр в объяснениях, ничто его не может озадачить, удивить, он легко раздает оценки, легко дает советы, ему все понятно, как есть на самом деле. В его мире не остается места удивлению, человек попросту остается глух и слеп ко всему, что не поддается логическим объяснениям.
Источник: https://vitaportal.ru/psihologiya/ratsionalizatsiya-kak-vid-psihologicheskoj-zaschity.html
Рационализация — Психологос
В 1822 году Стендаль в своем трактате «О любви» сформулировал удивительные размышления о кристаллизации как главном механизме влюбленности:
«Дайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите… В соляных копях Зальцбурга в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать. — То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами. Полюбив, самый разумный человек не видит больше ни одного предмета таким, каков он на самом деле. Он теряет чувство вероятного и, преувеличивая малейшие знаки расположения любимой, верит в то, во что верить хочется».
То же самое, но проще и короче, писал А.С. Пушкин в 1828 году чудесной Сашеньке Осиповой: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!». Александр Сергеевич знал, что людям свойственно себя обманывать. Он знал, что люди легко верят в то, во что им верить сладко. Или выгодно. Или удобно.
Сто лет спустя о том же самом стал писать Зигмунд Фрейд. Он писал о механизме психологической защиты, которую он назвал «рационализацией», а именно о том, что люди регулярно и талантливо себе врут себе на пользу.
Но если Стендаль и Пушкин считали это даже не пороком, а милой человеческой слабостью, вызывающей понимающую улыбку, то Фрейд шутить намерен не был и квалифицировал рационализацию как механизм психологической защиты.
«Рационализация — механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, это поиск и подбор рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины» (Википедия).
Да, Фрейд прав: люди врут себе чаще, чем писали об этом Стендаль и Пушкин. Люди с легкостью и удовольствием обманывают себя, чтобы правдоподобно объяснить неудобные для них факты или представить нормальным то, за что им может быть стыдно. Людям свойственно подтасовывать, подгонять свое понимание происходящих с ними событий под свои желания, под то, что им удобно.
Рационализация дает возможность себя обелить и оправдать, а виноватыми сделать всех других. Те мужья и жены, которые воюют друг с другом после развода, вам всегда объяснят, почему другого выхода у них нет и что там – ужасный человек.
Мы вначале что-то придумываем, а потом забываем, что это мы сами придумали себе и с удовольствием в свою придумку верим, как в правду.
Знаменитый пример рационализации — басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный».
- «Все бабы – дуры!» — чаще всего и громче всех это кричат мужчины, которых достойные женщины обходят стороной.
- «Люди не меняются» — философски констатируют обычно те, кто с собой справиться не может.
Очень старое наблюдение ведущих Дистанции: если дистантник начинает лениться, вначале он пишет отчеты более формальные. Потом пишет их реже. После этого начинает пропускать на Дистанции отдельные встречи. А когда он сходит с Дистанции, он никогда не объясняет своей ленью и неорганизованностью. Нет, дело не в нем, а в Дистанции: «Просто мне это не подходит!».
Трусливые люди свое поведение называют осторожным, агрессоры по жизни всегда объяснят, что они вынуждены себя защищать, а те, кто не научились – или устали — любить и заботиться, рассказывают всем о страшном треугольнике Карпмана «Спаситель – Преследователь – Жертва».
Ошибочка! В треугольник Карпмана попадают не те, кто любит и заботится, а кто делает это без головы или не грамотно.
Рационализация – это реальность, но отношение к ней в психоанализе и в синтон-подходе – разное. Для психоанализа это данность, которую нужно просто принять. Это вшитый в нас внутренний, бессознательный механизм, который работает у нас помимо нашей воли и сознания, работает у всех и всегда. Это делаете не вы, а ваша психика. Мы так устроены. Мы не можем так не делать!
Да? Нет, это неправда. В синтон-подходе мы смотрим на это по-другому.
Рационализация — это усвоенная в детстве привычка придумывать в свою пользу.
Если в детстве вы играли только в дочки-матери и аналогичные детские ролевые игры, где для игры строгих правил нет и требуется чаще свободная фантазия выдумывать реальность на ходу, то придумываете вы легко и, возможно, сами же верите в то, что придумали. Ну да, после этого психологи будут констатировать, что для вас характерен феномен рационализации, а обычные люди будут говорить проще: «врун».
Если же в детстве у вас были игры с четкими правилами и вы усвоили, что тех, кто пытается врать и обойти правила, называют жухалами и из игры выгоняют, вы, скорее всего, врать не приучены и имеете у людей репутацию честного человека.
Возможно, вы приучались к дурной привычке привирать в силу других причин. Если мама (или бабушка) часто ругается, но легко жалеет, если ребенок начинает ей жаловаться, то что быстро начинают делать дети? Придумывать и жаловаться на все что угодно, лишь бы не быть виноватым. А бабушка жалеет, бабушке жалеть нравится, вот она и приучает ребенка привирать.
- А может быть, в какой-то семье ребенок видел в детстве, как папа врет маме, а мама на ходу сочиняет и врет что-то папе, и воспринимал это как норму… Если ребенок вырос в атмосфере бытового вранья, он будет врать, защищая себя, потому что он просто дурно воспитан.
- Не нужно сочинять глубокую психологию там, где есть плохая педагогика.
- Рационализация – это просто дурная привычка, а от дурных привычек нужно избавляться.
- От дурных привычек нужно избавляться, потому что в противном случае рано или поздно кто-то захочет избавиться от вас.
Примерьте на себя. Если ваш бухгалтер будет, сообщая о состоянии вашего счета, вам привирать, объясняя это особенностями своей психики и бессознательным механизмом рационализации, вы знаете, как вы поступите. Да?
Отучайтесь от вранья самому себе, ничего особенного сложного здесь нет, тем более для тех, кто учится в Университете практической психологии, здесь нет. Когда вы рационализируете, умные люди рядом с вами видят это элементарно – и скажут вам об этом. Только попросите!
Если в детстве вы не научились отличать сказки от реальности, будем учиться этому сейчас. Если ваше поведение вас огорчает, скажите себе: «Ошибочка!» и обнимите себя. Все станет хорошо, и нужды себе врать уже не будет. А постепенно мы будем умнеть и мудреть, ошибки будем допускать реже, и рационализация нам будет просто не нужна.
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/racionalizaciya
Рационализация
Рационализация — психологическая защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение выглядит как, хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.
При этом травмирующая, неприемлемая часть ситуации удаляется из сознания, особым образом преобразовывается и после этого осознается в преобразованном виде. Защита осуществляется с помощью построения убедительных доводов для оправдания своих социально неприемлемых желаний и действии.
Главная особенность Рационализации состоит в попытке создать гармонию между желаемым и реальным положением постфактум и тем самым предотвратить потерю самоуважения.
Предметом рационализации могут явиться мотивы, которые человек считает причинами своих поступков.
Например, не давая сознаться себе, что совершил определенные поступки по эгоистическим мотивам, он так «хорошо» все себе объясняет, что сам начинает верить в '»чистоту своих помыслов», или, не имея душевных сил признаться самому себе в том, что потеря,; хорошую должность по собственной вине, человек убеждав? себя в том, что ушел с работы добровольно. Банальные варианты детской и подростковой рационализации: получив низкую оценку на экзамене, ученик объясняет ее либо своей незаинтересованностью в предмете, либо необъективным отношением к нему учителя, либо низким уровнем преподавания.
Ощущение своей неполноценности, ущемленности в чем-либо подталкивает к таким формам рационализации, как расизм.
В цивилизованном обществе расизм-явление социально неодобряемое, поэтому человек с подобными предрассудками для сохранения самоуважения должен вуалировать их с помощью наукообразной аргументации. Вот характерный пример. В 1945 г.
Юнг провел опрос на севере и юге США, задавая белым два вопроса: Были ли все люди созданы равными? Равны ли негры и белые?
На первый вопрос даже на Юге ответили утвердительно 61% опрошенных, а на второй — 4% . На Севере соответственно 79 и 21%. Приведенные данные, таким образом, свидетельства ют, что белые люди согласны — да, теоретически все люди рождаются равными, но практически — нет: не может неф быть равным мне, белому, иначе белому трудно изыскать причину для того, чтобы гордиться собой.
Рационализация — это всегда оправдательное отношение к своему поведению и своим принципам.
Так, некоторые современные националисты выступают против обучения ребенка второму языку в раннем возрасте, мотивируя свое противодействие соображениями замедления интеллектуального развития, в то же время доказано, что раннее двуязычие только способствует развитию интеллекта, а обращение к подобной псевдонаучной аргументации лишь маскирует национальные предрассудки. Обычно считается, что если человек верит в свои слова, то он говорит правду. Однако субъективная убежденность в собственной искренности ни в коем случае не служит критерием истинности. Мотив поступка не обязательно совпадает с причиной, предшествовавшей действию: оправдательные мотивы выдвигаются и осознаются после совершения действия. Например, непосредственной причиной драки с хулиганом может выступать необходимость самозащиты, а при последующем объяснении выдвигается мотив сохранения человеческого достоинства, общее убеждение в социальной вредности хулиганства и т. д.
Рационализация тесно связана с социальными нормами. Как известно, нормы поведения для мужчин и женщин при одних и тех же обстоятельствах различаются, имеет место так называемый двойной сексуальный стандарт. В соответствии с ним для мужчины добрачные и внебрачные связи считаются допустимыми, а для женщины они традиционно недопустимы.
Поэтому мужчинам не возбраняется интерпретировать возбуждение, испытываемое в присутствии понравившейся женщины, как сексуальное, а женщины исключают саму возможность такого понимания своего состояния в присутствии мужчины (это вызывает у них внутренний конфликт).
Все это побуждает женщину рационализировать подобное эмоциональное возбуждение, объясняя его себе причинами романтическими. С другой стороны, традиции вынуждают мужчин рационализировать переживания страха, поскольку мужской добродетелью считается смелость.
В одном из психологических исследований симпатичная девушка (экспериментатор) встречала идущих по мосту мужчин, предлагая им принять участие в эксперименте и давала свой телефон.
В результате выяснилось, что среди позвонивших ей — число мужчин, познакомившихся с ней на висячем, сильно раскачивающемся мосту, существенно превышало число тех, кто встретился с ней на обычном, устойчивом мосту. Испытывая страх и вызванное им волнение на висячем мосту и не желая себе в этом признаться, большинство мужчин интерпретировали свое эмоциональное возбуждение как интерес к девушке.
Гармония между реальным поведением человека и его представлением о должном может быть достигнута с помощью двух вариантов рационализации: либо повышением ценности совершенного поступка, достигнутого результата, либо понижением ценности поступка, который совершить не удалось, или результата, который не достигнут. И в том, и в другом случае изменения направлены к уменьшению диссонанса между желаемым и действительным в соответствии с системой ценностей. Если бы своевременно не включилась защита по типу рационализации, возникший диссонанс переживался бы человеком как тревога, огорчение, сожаление. Когда, не получив желаемое и огорчаясь по этому поводу, он утешает себя, говоря «не очень- то и хотелось», он использует способ рационализации, названный «зеленый виноград». Другой механизм рационализации, направленный на преувеличение значимости достигнутого, называется «сладкий лимон».
Вот несколько примеров проявления рационализации по типу «зеленый виноград». Героине романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташе Ростовой необходимо освободиться от мысли) об измене своей любви к князю Андрею. После этого вечера Наташа не спала всю ночь и к утру решила в самой себе, что она никогда не любила князя Андрея.
Внутренняя психологическая работа, подделывающая разумные причины под совершившиеся факты, привела ее к этому. Если задачу, которая в момент решения воспринималась как интересная и актуальная, решить не удалось, отношение к ней изменяется.
Теперь, играя на понижение, человек склонен оценивать ее как несодержательную и неактуальную.
Когда человек демонстрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию, не исключено, что он защищается от огорчения в связи с упущенной возможностью учиться. Такая версия укрепляется, если этот человек одновременно не жалеет усилий, чтобы дать высшее образование своим детям.
«Не хочу пить, мне это не нравится, но что делать — обстоятельства, традиции, давление других заставляют!» В подобных ответах используется рационализация мотивировки, приемлемой для окружающих и самою пьющего, при которой он сохраняет- возможность представить себя как жертву неблагоприятных обстоятельств и может чувствовать себя правым.
Похвальба альковными подвигами тоже может выступать как защита от представления о себе как о сексуально неполноценном партнере — «сладкий лимон».
Идет ли рационализация по типу «зеленый виноград» или «сладкий лимон», все равно в ней проявляется потребность самооправдания. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что в своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.
Яркой иллюстрацией проявления этого свойства рационализации может служить следующая ситуация. На протяжении нескольких лет на учебных семинарах по теории изобретательства Г. С. Альтшулер практиковал проведение письменных работ на тему «Шкала оценки прожитой части жизни».
Слушатели получали задание выбрать универсальные параметры, по которым можно оценить жизнь любого человека. При этом с каких позиций эта шкала должна оценивать прожитую жизнь, не указывалось.
Обнаружилось, что каждый слушатель выбирал параметры, по которым он сам набирал высокие баллы, хотя эти параметры и не были существенны для другого человека.
Кто-то учитывал количество детей, кто-то — отношения с начальством, чувство юмора, уважение товарищей, число освоенных профессий, участие в жизни коллектива. Так проявились выработанные для защиты критерии, оправдывающие собственное поведение и помогающие самому себе поддерживать представление о «не зря прожитой жизни».
Источник: http://psyfaq.ru/main/1740_Racionalizaciya.html