Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов.
Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный.
Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?
Причины детской агрессии
- Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
- Проявление соматического заболевания.
Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.
- Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым.
Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.
- Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
- Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой.
Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.
- Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.
- Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.
Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?
Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.
Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.
Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.
Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.
Диагностика состояния агрессии у подростков и детей
Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.
- Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
- Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
- Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
- Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.
Виды детской агрессии
Агрессия бывает:
- Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
- Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.
Конфликтующий человек может проявлять её:
- прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
- косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
- символически (угрожать).
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Как контролировать свой гнев — советы опытного психолога
Это открытые проявления агрессивности у детей.
Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс.
Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.
Как справиться?
Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?
Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.
Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет
На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?
Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.
Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.
Агрессивное поведение детей в 3 года
Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».
Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.
Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет
В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять.
Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение.
Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».
Агрессия младших школьников
Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.
Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.
Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.
Специфика агрессии в подростковом возрасте
Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости.
У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет.
Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.
Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Что такое психастения
Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.
Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья
Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.
У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.
У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.
Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ
Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.
Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.
Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.
Коррекция агрессивного поведения: рекомендации родителям и педагогам
Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.
Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).
Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.
Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.
Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.
Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.
Профилактика детской агрессивности
Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и достижения.
Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.
Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)
Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.
Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание.
Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.
Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).
Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и доказывать свою значимость агрессивными методами.
Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/kak-spravitsya-s-detskoj-agressiej.html
Агрессивный ребенок: в чем заключается работа с агрессивными детьми?
Воспитание детей – процесс, который требует много сил родителей и педагогов, для того чтобы развитие ребенка было полноценным и всесторонним. Чрезмерная чувствительность, гиперактивность, непослушание, агрессивность, направленная на себя или других людей – яркие примеры того, как может меняться поведение ребенка в худшую сторону. Родители, в таких случаях, ищут ответы на вопросы: что случилось с ребенком? Почему он перестал выполнять правила и требования, которые ему выставляют? В данной статье речь пойдет о том, кто такой агрессивный ребенок и какие причины – психологические, социальные, физиологические – вызывают нарушения в поведении.
Агрессивный ребенок в детском саду: что делать взрослым? Какие занятия помогают снизить агрессию, и, в каких случаях, отклоняющееся поведение не является нормой, а требует помощи психолога или невролога?
Прежде чем заниматься с ребенком, желая избавить его от чрезмерной агрессии, следует знать, какие признаки в его поведении говорят о нормальном развитии, а какие о том, что поступки действительно свидетельствуют об отклонениях.
Нормой являются следующие особенности:
- Ребенок может ударить другого или выражать чувства очень эмоционально в случае, если нарушаются его границы, например, кто-то взял без разрешения его игрушку, сказал обидное слово, что-то запретил, оказал давление. Наблюдая за этим, нужно научить его выражать эмоции и защищаться другим, социально приемлемым и безопасным способом.
- Ребенок ведет себя агрессивно, если пережил стресс, однако, в силу возрастных особенностей, не может прямо выражать свои чувства. Тогда, он будет делать это косвенным путем, например, бить одноклассников или родителей, желая восстановить справедливость в ситуации, которая его ранит, не устраивает, тревожит и пугает. В таком случае, агрессивный ребенок является таковым не потому, что с ним что-то не так, а по причине невозможности донести до взрослых свою боль, сопротивление ситуации.
Подобные примеры являются нормой и не говорят о том, что ребенок стал агрессивным просто так, а требуют более глубокого изучения причин отклоняющегося поведения, возможно, совместно с детским психологом.
https://www.youtube.com/watch?v=k4GBtZkpJsg
В каких случаях агрессивное поведение относится к патологии развития?
- Жестокое отношение к другим людям, животным, тем, кто слабее или младше. Дети, в таких случаях, словно не способны понимать чужую боль и не могут вовремя остановиться, чтобы перестать причинять ее.
- Агрессия, направленная на себя, когда ребенок причиняет себе любой физический вред – кусает, царапает кожу рук, лица, рвет волосы на голове, ковыряет старые раны, бьется головой о стену, до крови кусает губы и тому подобное самоповреждающее поведение.
- Вспыльчивое состояние, похожее на психотические реакции: ребенок много часов подряд «заходится» в плаче, намеренно портит, ломает, разбивает вещи, угрожает уйти из дома, убить себя или других людей.
В таких случаях нужно незамедлительно обратиться за консультацией и помощью к детскому психологу, неврологу, психиатру.
Иногда мать и отец считают, что когда ребенок не слушается, на все замечания реагирует эмоционально, ведет себя грубо, то необходимо изменить его поведение, чтобы он стал покладистым, понимающим, легко шел на контакт со взрослыми и выполнял их требования. Так, родители не замечают, что за детским непослушанием кроется потребность, которая является жизненно важной для него в данный возрастной период.
Что хочет ребенок, который выглядит нервным, агрессивным и непослушным?
- контакта со взрослыми, которого ему, возможно, очень не хватает;
- внимания и любви со стороны родителей;
- ждет понимания, а вместо этого, вынужден постоянно сталкиваться с критикой;
- уверенности в том, что он нужен своей семье и любим ею.
Поэтому взрослым, прежде чем убеждать себя в том, что их ребенок нервный, агрессивный и непослушный без объективных причин, следует задуматься над тем, что он хочет получить с помощью отклоняющегося поведения, о чем звучит его «крик души»?
Иногда родители недоумевают, когда наблюдают, что малыш или школьник ведет себя грубо или вспыльчиво.
Их недоумение относится к тому, что, по мнению матери и отца, объективных причин для проявления агрессии нет – в семье ребенка все в порядке, у него есть друзья, нервная система в норме, его потребности в любви и внимании удовлетворяются, он принят в обществе, успешен в обучении и хобби. Однако, агрессивное поведение, словно появилось вдруг. Почему ребенок агрессивный? В таком случае причины могут быть следующими:
Кризис трех лет, поступление в первый класс, подростковый возраст, окончание школы.
Дети в это время подвержены изменению всех внутренних систем организма и его последствия могут проявляться как беспричинная агрессия.
Что делать родителям? Относиться к ребенку с пониманием и участием, запастись терпением и переждать трудный жизненный период, предлагать ребенку помощь и оказывать ее, если он в ней нуждается.
- Трудности в детской жизни, о которых неизвестно взрослым.
Так бывает, что родители не подозревают того, что дети подвергаются нападкам со стороны сверстников, взрослых людей, вынуждены самостоятельно противостоять или терпеть любые формы насилия, решают проблемы финансового характера, в коммуникативной сфере.
Чувства, которые при этом возникают – тревоги, страха, стыда или вины – не могут быть выражены и вызывают приступы безосновательной, на первый взгляд, агрессии. Поэтому ответ на вопрос «Почему ребенок агрессивный?» может иметь прямое отношение к детским тайнам, секретам, ситуациям, когда детям стыдно признаться родителям, открыться им, попросить помощи.
Что делать? Постараться наладить близкие отношения с ребенком, установить контакт, во время которого возникнет близость и желание довериться близкому человеку.
Родители и педагоги ошибаются, когда считают, что детская агрессивность – это всего лишь природная особенность или капризы. Часто грубость, вспыльчивость и насилие являются последствиями пережитого стресса. Иногда родители, когда обращаются за консультацией к детскому психологу, замечают, что ребенок стал агрессивным и даже неуправляемым после негативных или значимых событий в жизни.
Так, агрессию может вызвать развод между родителями, переезд в новый город или переход в новую школу (детский сад), появление еще одного ребенка в семье, потеря кого-то из близких людей, повторный брак одного из родителей и другие события, которые вызывают много чувств. Неумение разобраться со своими эмоциями провоцирует агрессивное поведение.
Ребенок агрессивный и нервный – что делать родителям? Вспомнить, какие ситуации или события могли нарушить гармонию эмоциональной сферы ребенка. Поговорить с ним об этом – что он думает, что чувствует, о чем переживает и тревожится, возможно, его мучают страхи, боль, грусть и неудовлетворенность.
Наблюдая за изменениями в поведении ребенка, особенно, если они являются негативными, почти все взрослые стараются составить план действий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Как быть матери и отцу, чей ребенок – дошкольник, ученик или подросток – ведет себя несдержанно, агрессивно? Когда в семье растет агрессивный ребенок, рекомендации родителям заключаются в следующем алгоритме:
- Признать, что существует проблема, которая вызывает изменения в детском поведении.
- Взглянуть на ребенка не как на «злого человека», а как на того, кто нуждается в помощи и сам страдает от своей агрессии.
- Отстраниться и взглянуть на ребенка со стороны – чем он живет, что интересно ему, что он любит и против чего протестует, какие привычки у него есть, что происходит с ним?
- Установить контакт с сыном или дочерью, чтобы «достучаться» до той части психики, которая вызывает проявление агрессии. Скорее всего, чтобы сделать это, понадобятся время и силы, искреннее участие к ребенку, уважение и понимание его чувств и желаний.
- Удовлетворить его потребность, решить проблему, которая его мучает и делает поведение агрессивным. Поменять свое отношение – перестать критиковать, обесценивать детские чувства, давить, манипулировать.
- Обратиться за помощью к психологу – для себя или ребенка, чтобы составить план коррекционных занятий, самому стать на путь изменений.
- Подобрать игры для агрессивных детей дошкольного возраста или школьников и практиковать их в семье.
Мать и отец могут столкнуться с трудностями, если их ребенок ведет себя агрессивно в группе детского сада – бьет и оскорбляет других детей, портит вещи, грубит воспитателям. Тогда, приходится сталкиваться с жалобами педагога, родителей других детей, внутри «поднимаются» чувства стыда и разочарования в собственном ребенке.
Когда агрессивный ребенок в детском саду теряет друзей, родители задаются вопросом: что делать?
- Выяснить причины агрессивного поведения.
- Научить выражать злость и гнев другими способами – бить подушку, кричать в стакан, рисовать, рвать бумагу, лепить обидчика из пластилина.
- Научить решать конфликты мирно – договариваться, уступать, не провоцировать ссоры, избегать провокаций и вызовов.
- «Не подключаться» к играм и ситуациям, в которых вот-вот начнется драка или ссора.
- Проанализировать отношения в семье: как мать и отец привыкли выражать злость, раздражение, обиду? Возможно, они сами демонстрируют ребенку пример агрессивного поведения?
Родители и педагоги обращаются за помощью к детскому психологу, когда понимают, что поведение ребенка нуждается в изменении.
В чем заключается коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста? Как правило, это занятия, во время которых используются элементы сказкотерапии, куклы, игрушки, кубики, песок, краски, пластилин.
Специалист строит взаимодействие с малышом таким образом, что, с помощью метафор и наглядного материала, он обучается новым способам проживания конфликтов, приобретает полезные и эффективные привычки в поведении.
Таким образом, коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста является важным и необходимым этапом в жизни дошкольника, возможностью научиться строить общение и найти друзей.
Родители могут снизить уровень агрессии у ребенка, если будут практиковать с ним специальные игры. Так как за агрессивным поведением стоят подавленные чувства, нужно играть в такие игры, с помощью которых можно выражать эмоции – безопасно и безболезненно, в игровой форме. Игры для агрессивных детей дошкольного возраста должны иметь общие принципы:
- активность, подвижность;
- отсутствие напряжения, юмор;
- телесный контакт;
- атрибуты: мяч, бумага, пластилин, краски и другие предметы, которыми можно манипулировать – бросать, мять, рвать.
Когда родители понимают, что ребенок агрессивный и нервный и думают, что делать, нужно устанавливать с ним контакт. Игра – лучший способ понять дошкольника.
Как быть, если агрессивное поведение проявляется на уроках?
- Понять, что его провоцирует, ведь, агрессивное поведение ребенка в школе может быть вызвано разными причинами, не всегда имеющими отношения к семье и детскому характеру. Возможно, школьника обижают, и он защищается, может быть, таким образом, он пытается привлечь внимание к себе и стать авторитетом. Бывает так, что агрессивное поведение ребенка в школе проявляется как протест против несправедливого отношения к нему педагога.
- Обсудить с учителем трудности в поведении ученика, найти компромисс, составить план работы со школьником, который будут соблюдать и родители и педагог.
- Обратиться к школьному психологу – он поможет понять, в каком состоянии находится эмоционально-волевая сфера ребенка, даст полезные рекомендации о том, как общаться с ним дома, проведет курс коррекционных занятий.
Ребенок агрессивный и нервный: что делать матери и отцу, чтобы снизить уровень злости, гнева, раздражения, направленный на себя или других людей? Следует придерживаться следующих рекомендаций:
- учить спорить, отстаивать свою позицию безопасными методами;
- показать дыхательные упражнения – они помогут чувствовать спокойствие во время стрессовых, волнующих ситуаций;
- учить выражать чувства словами, но не «кулаками»;
- владеть собственными эмоциями – для ребенка это будет лучший способ научиться держать себя в руках;
- учить проговаривать чувства: «Я злюсь», «Я недоволен», «Мне не нравится».
Когда в семье растет агрессивный ребенок, рекомендации родителям не должны ограничиваться общим списком, полезно, также, обратиться к психологу и получить помощь, основанную на индивидуальных особенностях ребенка и отношениях в семье.
Чаще всего используются методы арттерапии, где дети могут выражать свои эмоции, снимать напряжение, учатся расслабляться.
Песок помогает осознавать пространство – свое и чужое и устанавливать границы во время общения.
Работа с агрессивными детьми не бывает быстрой – для того чтобы поменять детские привычки в поведении, потребуется время и усилия как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых.
Также, на занятиях с психологом используются методы сказкотерапии, где дети получают возможность решить волнующие их проблемы, которые вызвали агрессию.
Работа с агрессивными детьми у психолога может быть индивидуальной или проходить в группе – так, дошкольники и ученики получают новый опыт взаимодействия, учатся спорить без кулаков, общаться, дружить, защищать себя.
Агрессия является сигналом к тому, что ребенку требуется помощь, поддержка и внимание со стороны взрослых. Когда они меняют отношение к нему, проявляют заботу и участие, дети успокаиваются, чувствуют себя нужными, меняют вредные привычки поведения на полезные гораздо быстрее.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/agressivnyy_rebenok_prichiny_korrektsiya_povedeniya_pomoshch/
Детская агрессия: типы, причины и коррекция такого поведения
Детская агрессия – разрушительное поведение, которое противоречит нормам существования в социуме, причиняет физический или психологический ущерб объектам нападения, а также вызывает дискомфорт.
Содержание статьи:
- Типы
- Причины
- Симптомы
- Психотерапия
Типы
Выделяют пять типов агрессии:
- физическая;
- агрессия в виде раздражения, вспыльчивости;
- речевая агрессия;
- косвенная: направленная на кого-то и ненаправленная на кого-то конкретно;
- оппозиционный негативизм.
Причины
В принципе, проявления агрессии не должны сразу настораживать. Ведь маленький ребёнок не умеет ещё по-другому проявлять свои сильные эмоции. Но, частые и сильные случаи всё же заставляют обратить на себя внимание и задуматься: почему же приходится сталкиваться с детской агрессией, какова её причина и последствия?
Вот наиболее распространённые факторы, которые могут стать причинами детской агрессии:
Увы, но неумение родителей решать спорные вопросы без кулаков или частое использование физических наказаний в качестве «обучающих» и «воспитывающих», приводит к усвоению такого рода поведения.
Ребёнку непонятно: почему папа может стукнуть маму, чтобы добиться желаемого, а он не может при этом побить девочку в детском саду, например. Кстати, это ещё один повод задуматься в тех ситуациях, когда брак сохраняется «несмотря ни на что, лишь бы был отец у ребёнка».
Увы, но в таких случаях можно сделать только хуже маленькой личности.
- Яблочко от яблоньки недалеко падает.
В принципе, этот пункт некоторое дополнение к первому, но с важным акцентом: детская жестокость напрямую зависит от материнской агрессии.
Нет, ваш сын совсем не похож на «своего отца» или «вашу свекровь»! Нет, он вообще ни при чём, что вы незапланированно его родили и из-за этого бросили учёбу, работу и так далее.
Но, подобные претензии зачастую порождают всплески детской жестокости. Не может ваш малыш ответить: «сама виновата», вот он и вымещает скопившуюся обиду на других.
Иногда ребёнку не удаётся привлечь к себе внимание с позитивной стороны. Тогда на помощь приходит вот такое «неправильное» поведение. И пусть кроху ругают, но он добился своего – его не игнорируют. Такое поведение часто наблюдается в случае разводов и необходимости матери тратить много времени для зарабатывания средств к существованию.
Ребёнок получается одновременно «заброшенным» двумя значимыми для себя людьми: папой, который развернулся и ушёл, и мамой, которая пропадает на работе. Оставленный на бабушек – дедушек, малыш не чувствует должной эмоциональной отдачи: пожилым людям главное накормить и отправить его погулять, ведь они просто устают от его энергии. Вот и проявляет такой малыш агрессию, чтобы все к нему сбежались и обратили, наконец, на него внимание.
Этот пункт можно выделить в отдельную тему статьи. Дети очень привязаны к значимым для себя людям. Особенно часто таким значимым человеком является мама. И вот мама похвалила чужого ребёнка, его рисунок или поделку. Но, не просто похвалила, а так, что малыш почувствовал себя обделённым. Он может проявить приступ такой агрессии: сломать чужую поделку, порвать рисунок.
Но, эта же ревность носит другие, более тяжелые для всех вариации. Например, ребёнок постоянно обижает младшего брата (сестру), «выливает» на него свою агрессию из-за «большего внимания со стороны матери на маленького».
Или малыша «подменяют», когда в дом приходит новый мамин избранник.
И чем больше мама мечется «между двух огней» и пытается загладить вину «сорванца» перед «чужим дядькой», тем яростнее и агрессивнее становится поведение крохи.
У малыша ещё не развито чувство «социального табу» и по большому счёту у него действительно «нет совести». Мир для него существует в упрощённой схеме. И поэтому, если ребёнок видит что-то эдакое, он это хочет. И если это что-то у другого крохи и ему не достанется, он считает это несправедливым и «исправляет»: отбирает, ломает.
Помните знаменитое выражение: «Так не доставайся ты никому»? Вот это из этой серии. Естественно, подобное поведение свойственно и в более старшем возрасте (и даже взрослым). Но, совершаются такие акты завуалированно, как бы «случайно»: наступил на подол или пролил кофе на шикарное платье коллеги; переложил папку с важным отчётом, чтобы «товарищ» выглядел бледно перед шефом и т.д.
У детей же действие совершается открыто и показательно.
- Лучшая защита – это нападение.
Если ребёнок не понимает — как себя вести, боится или опасается, одним из возможных разрешений таких внутренних переживаний становится проявление агрессии. Ребенок, перейдя в другую школу «на всякий случай» начинает всех колотить, чтобы не стать самому жертвой. Очень распространённый нынче вариант вербальной агрессии у полных деток. Опасаясь насмешек, они сами пытаются всячески дразнить, высмеивать и подкалывать окружающих.
Иногда можно отметить и тот факт, что важным пусковым механизмом в проявлении таких действий ребёнком, служит агрессия у материк ребёнку.
Она может быть вызвана разными моментами: как банальной усталостью, так и подсознательным обвинением ребёнка в несбывшихся планах. Мы это уже упоминали как отдельный пункт. Но, это тема для другой статьи.
И здесь, конечно, борьба с детской агрессией невозможна без решения взрослых проблем.
Симптомы
Агрессия у ребёнка 2 лет чаще всего связана с приступами неуправляемого упрямства, когда ребёнок начинает брыкаться, капризничать и пытаться таким образом проявить своё недовольство. Однако, после двух, ближе к трём годам многие детки поступают в детский сад.
И здесь кроха сталкивается с неведомой ему ситуацией самостоятельного взаимодействия со сверстниками и отстаивания своих интересов. Поэтому агрессия у ребёнка 3 лет – нормальное явление ещё незрелой нервной системы. На самом деле гораздо хуже, если малыш совсем её не проявляет.
Ведь согласитесь, иногда даже самому мирному человеку приходится отстаивать свои права.
Говоря про агрессию 3 лет, стоит упомянуть распространённые ошибки родителей, ведущие к нежелательным последствиям.
Как ни парадоксально, но полное и жёсткое табу на подобное проявление своего недовольства не искореняет агрессию, а переводит её в другие формы: развивается нытьё, молчаливое сопротивление или упрямство в виде «из принципа наоборот».
Поэтому важно не ругать ребёнка за форму агрессии, а разбираться в её причине и учить его выражать свои претензии по-другому – словами. Хотя ябедничество тоже стоит исключить.
Ещё одна распространённая ошибка – «показать кто в доме хозяин». Родители пытаются физически «перевоспитать» своё чадо, при этом вступая в постоянные споры между собой. Это приводит только к ещё большей раздражительности и нетерпимости малыша. Ведь родители сами поступают эмоционально, несдержанно и агрессивно.
Нельзя не заострить внимание на том, что агрессия у детей 3-4 лет может быть направленна на определённого человека или группу людей. Поэтому не стоит удивляться, что малыш дома ведёт себя вполне адекватно, а в детском саду на него постоянно жалуются как на агрессора: покусал, побил, поломал.
Всё дело в том, что дома ребёнка действительно всё устраивает, а в садике нет. И причиной может быть что угодно: страх одиночества и некомфортное ощущение из-за вечно кричащего воспитателя.
Но, если закрыть воспитателю рот ребёнок не в силах, он выплёскивает свои внутренние переживания на тех, кого может одолеть.
Не стоит так же забывать, что агрессия в 3 года совпадает с кризисом «Я сам». Ребёнок вдруг осознаёт себя как самостоятельную личность. Но, многие родители начинают подавлять эту самую, по их мнению, избыточную самостоятельность.
Некоторым взрослым не слишком понятно, что слова «нельзя, будет плохо» абсолютно ничего не дают в плане опыта. Ведь ребёнку интересно насколько нельзя и как именно ему будет плохо.
Кроме того, маленькому человеку невозможно понять: почему, когда ему совсем не хочется быть одному и самостоятельному, его оставляют в саду и он вынужден сам кушать, ходить в туалет, что-то убирать… А когда ему хочется проявить самостоятельность и смешать маме чудо-блюдо из яиц и жидкости для мытья посуды, ему вдруг нельзя. Естественно, что на запреты, он реагирует негодованием, топаньем и раздражением.
Вообще агрессия у детей дошкольного возраста часто связанна со стремлением взрослых чрезмерно подавлять и контролировать ребёнка, вписывать его в свои «идеальные рамки». Хотя зачастую такая проблема сохраняется даже когда люди становятся взрослыми.
Такие жёсткие «запихивания» в идеальные требования могут порождать приступы аутоагрессии. Ведь когда малыш не может соответствовать — он расстраивается, эмоции переполняют, он «наказывает плохого и виноватого», то есть – себя самого.
Аутоагрессия у детей тесно связанна с возрастом. Так, детки до 3 лет, которые по сути ещё рассматривают себя как продолжение взрослого, просто выполняют его угрозы. Если взрослый говорит: «Перестань, а то наколю язык иголкой», ребёнок может начать себя кусать. Ведь он реально верит в возможность такого действия.
В возрасте 4-6 лет дети часто приписывают себе чужую вину. Развод, раздражение мамы, нехватку денег. Ребёнок всерьёз может обвинять себя в этом. Ситуация усугубляется, если при этом сам ребёнок мнительный, с низкой самооценкой или кто-то из домочадцев позволяет себе говорить, что он не «слишком умный/ красивый/ удачный».
А вот после 7, дети могут прибегать к аутоагрессии как к способу манипуляции. Причём как осознанно, так и нет. Ведь если они обделены заботой и вниманием здоровыми, почему бы не стать «больными» или «покалеченными»?
Однако не стоит путать аутоагрессию с исследовательскими стремлениями. Порою дети наносят себе травмы, желая посмотреть: что же будет, как потечёт кровь.
Сохранение же яркого проявления физической агрессии у ребёнка 4 лет – это повод хорошенько разобраться в её причинах, обратившись с вашим малышом к психологу или психотерапевту.
Что касается допустимых вариантов агрессии у ребёнка 4-5 лет, то стоит говорить о изменении её в сторону вербальных форм.
Дети продолжают отстаивать своё личное пространство, поэтому они могут жёстко «исключать из игры чужаков» или прогонять тех, кто не нравится.
И здесь важно неоднократно спокойно пояснять неправильность таких действий. Это позволит сформировать у ребёнка впоследствии толерантность и терпимость.
Агрессия у детей дошкольного возраста связана в большей степени с неумением контролировать свои эмоции, и советы психолога, в первую очередь, будут направлены на помощь ребёнку в преодолении внутреннего напряжения и проявлениях его в иных формах.
Агрессия у детей младшего школьного возраста несколько отличается, поскольку эти детки уже обладают достаточным самоконтролем. Но склонность решать что-то с помощью агрессивных действий ещё сохраняется.
И если мальчики склонны прибегать к открытым физическим действиям, то девочки начинаю использовать скрытую агрессию. У детей она часто проявляется в виде обидных прозвищ, насмешек или, наоборот, бойкотов.
Кризис младшего школьного возраста обусловлен,в том числе, и ощущением ребёнка как «взрослого». Агрессия у ребёнка 7-8 лет чаще всего связанна с ориентацией на взрослого человека. Поэтому советы психолога будут направлены на выявление и устранение конфликтов и проблем в семье.
Психотерапия
Агрессия, проявляющаяся у детей – сложная тема, требующая всестороннего подхода и выявления истинных причин. Поэтому лучшие рекомендации родителям даст психолог или психотерапевт, который разберётся конкретно в вашей ситуации.
Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории
Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/267-detskaya-agressiya.html
Агрессивное поведение детей
Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.
Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность.
Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера.
Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.
Агрессивное поведение детей
Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам.
Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы.
Выделяют следующие группы причин агрессивности:
- Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
- Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
- Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
- Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
- Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.
Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения.
Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии.
Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.
Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе.
По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами.
Практическое значение имеет классификация по форме проявления:
- Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
- Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
- Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).
Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию.
У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция. Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия.
Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы.
Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности.
Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.
У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.
В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов.
Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность.
Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида.
Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды.
Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений.
При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.
Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов.
Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы.
Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:
- Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
- Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
- Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
- Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).
При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза).
Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций.
К распространенным методам коррекции относятся:
- Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
- Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
- Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.
Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный.
Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме.
Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).
Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/adolescent-aggression