Аномия: что это в психологии, психиатрии, социологии

Аномия — это термин, произошедший от французского слова anomie, что дословно переводится как «отсутствие закона и/или организации».

Вследствие этого под аномией в социологии и психологии понимают такое нравственно-психологическое состояние сознания (причем как индивида, так и общества), при котором происходит деструкция системы ценностей.

Этот распад обуславливается социальным кризисом, при нем явно прослеживается невозможность достижения поставленных целей, противоречие между ожиданием и реальностью.

Аномия: что это в психологии, психиатрии, социологии

Терминология

Понятие аномии ввел в 1897 году Эмиль Дюркгейм, впервые применив его в своем труде под названием «Самоубийство».

Термин также связывают с древнегреческим ἀνομία, впрочем, также обозначавшим беззаконие, причем частица ἀ означала «отсутствие, отрицание и т. п», а νομία, соответственно, «закон».

Аномия — это такое состояние социума, при котором большая часть его членов игнорирует или даже отрицает принятые в нем нормы.

Теорию аномии развивал не только Дюркгейм, но и Мертон, и Сроул. У каждого из ученых понятие «аномия» немного отличается.

По Дюркгейму

В своей книге под «аномией» Эмиль Дюркгейм подразумевал, прежде всего, противоречие. То, которое возникает между органической и механической солидарностью.

Аномия: что это в психологии, психиатрии, социологии

Что это значит?

Органическая солидарность — это нормы (индивида или группы), созданные под влиянием естественного. В ходе развития общества как структуры и/или становления личности как таковой.

Механическая же солидарность, в свою очередь, представляет собой инерционные нормы, и порождены они индустриализованным социумом.

Сам Дюркгейм считал, что аномия — это результат формирования капиталистического общества. Ведь как раз в тот период традиционные нормы теряли свою силу, а буржуазные еще не имели достаточного влияния на социум.

По Мертону

  • Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия, введенного Дюркгеймом, дошел до следующих выводов.
  • Во-первых, что аномия — это отсутствие возможности удовлетворения того, в чем нуждается большая часть социума теми способами, которые само общество приемлет.
  • Во-вторых, что цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им.
  • В-третьих, что влияние установленных в обществе норм становится все меньшим, пока не начинает стремиться к нулю.

И в-четвертых, что адаптация к аномии происходит при помощи таких жизненных стратегий, как принятие конформизма как цели и средства, но отвержение инноваций и реформизма как инструмента достижения замыслов, причем в качестве самих конечных результатов, они принимаются.

И напротив: ритуализм может быть средством, но не может быть целью. Ретритизм и мятеж же не принимаются ни как метод (способ) воплощение идей в жизнь, ни как сами идеи.

По Сроулу

До этого рассматривалась только социальная аномия, и только Лео Сроул впервые предложил позиционировать термин с точки зрения психологии.

Именно с его легкой руки дефиниция начала включать в себя не только состояния социума, но и отдельно взятого индивида, в числе характеристик которого ослабленность или абсолютная деструкция общественной сплоченности, тяга личности к саморазрушению различными физическими и моральными средствами.

Аномия: что это в психологии, психиатрии, социологии

Факторы развития социальной аномии

Сущность социальной аномии состоит в нарушении общественного порядка. Ниже приведены факторы, «благодаря» которым социальная аномия может развиваться как явление:

  • Природные, политические, экономические или иного рода потрясения, которые привели к тому, что большая часть населения прекратила ориентироваться на устоявшиеся нормы, отвергла привычные статусы и роли в пользу физического выживания.
  • Коррозия ценностей, то есть размытие границ между добром и злом, основ норм моралей. Как следствие — критика в сторону еще недавно важных вещей, риторические вопросы от общества «А так ли они важны, как думалось?». Распад социальной целостности.

Особенности и последствия аномии

Аномия — это пагубное влияние на социум и на личности в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру на «нет».

Десоциальность, являющаяся одной из особенностей аномии, приводит к потере навыков регуляции членов общества при помощи норм и правил, традиций и установок.

Связи и отношения — обязательные условия существования социума, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его однозначному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь становится сложнее восстановить ее структуру.

Аномия: что это в психологии, психиатрии, социологии

Проявление данного процесса в современной РФ тесно связано с психологическим настроем населения и его общественным состоянием: нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне делает положение шатким, попеременное доминирование установок очень четко характеризует аномию сегодняшнего дня. Зыбкая рассогласованность подчеркивается неумением власти привести в порядок связи социальных начал.

Источник: https://www.syl.ru/article/227917/new_anomiya—eto-terminologiya-teorii-anomii-sotsialnaya-anomiya

Что такое аномия и чем она опасна

Все чаще в новостях и интернете появляются новости о жестокости подростков, нападениях, избиениях и хулиганстве, равнодушии окружающих. Старшее поколение говорит, что молодежь испортилась, утратила ценности. На самом деле феномен аномии (разрушение моральных и нравственных ценностей) известен с 1893 года. Относится он ко всему обществу, но подростки попадают в особую группу риска.

Аномия: что это в психологии, психиатрии, социологии

Что такое аномия

Название образовано от французского слова anomie, что значит беззаконие, безнормность. Понятие аномии в социологии ввел французский социолог Э. Дюркгейм, позже его идеи развивал американский социолог Р. Мертон.

Согласно определению аномии из Википедии, социальная аномия – это состояние общества, при котором наблюдается разрушение социальных норм и институтов, нестабильность и неопределенность человеческих поступков, разрозненность социальных систем, противоречие общественных целей и имеющихся у людей средств для их достижения.

Понятие аномии на индивидуальном уровне (психология) несколько отличается.

Это психологическое состояние индивида, при котором наблюдается деморализация ценностей, потеря связи с обществом, ощущение отчужденности, ненужности, бессмысленности жизни. Человеку кажется, что в мире нет для него места.

Мир не понимает его, а он не понимает мир. Аномия становится причиной депрессий, самоубийств и девиантного поведения. Подробнее об этом поговорим в конце этой статьи.

Нормы и аномия

Социальные нормы – рычаг, которые регулирует поведение людей. В эту категорию входят официальные законы, негласные правила и предписания, ожидаемое поведение, одобряемое обществом.

Нормы – это своего рода шаблоны, которые подсказывают, что человеку говорить, думать, чувствовать, делать в отдельных ситуациях и условиях.

Выполнение социальных норм – обязанность, долг одного индивида перед всеми остальными.

Что такое аномия в обществе? Аномия – это отрицание и (или) игнорирование общественных норм поведения. Это приводит к разрушению общества.

Чем дольше сохраняется аномия, тем сложнее будет восстановить структуру общества. Старые традиции, связи разрываются, новые не создаются. Люди становятся асоциальными, страдают от десоциализации.

Они озабочены личной жизнью, руководствуются своими интересами.

Примеры

В состоянии аномии человек страдает от противоречия ожиданий и реальности, от невозможности достичь поставленной цели общепризнанными средствами. Индивид оказывается в состоянии социального кризиса.

Примеры аномии:

  • стремление к богатству, беззаботной жизни и попытки достичь этого мошенничеством в реальной жизни и интернете;
  • стремление к славе и попытки получить ее через провокационные видео в интернете.

Частные примеры аномии мы видим и слышим ежедневно: нападения, ограбления, избиение с запечатлением этого на видео и трансляцией в интернет, публичное совокупление, равнодушие прохожих и многое другое.

На индивидуальном уровне аномия ощущается как неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла в жизни, ориентация на выживание, отбывание отведенных дней; на общественном уровне – общественные беспорядки.

Теория социальной аномии

Аномия (социология) – это потеря общности культуры, отсутствие общей системы норм. Из-за этого жизнь людей, их мысли, поступки, действия перестают соответствовать нормам общества.

Теория аномии Дюркгейма (кратко)

Автор описал свою теорию в книге «Самоубийство». По мнению Э. Дюркгейма, это противоречие механической и органической солидарности.

Согласно теории аномии Дюркгейма, спусковым механизмом к развитию аномии как таковой стал переход от индустриального общества к обществу индивидуалистов. Э.

Дюркгейм считал, что самодисциплина, человеческая солидарность на основе морали так и не смогли сформироваться. На моральном, этическом уровне переход общества не был завершен.

Дюркгейм подробно рассмотрел одну из форм девиации, связанной с аномией – самоубийство. Автор выделил три типа суицида:

  1. Эгоистический. Это индивидуальный протест человека, который не смог войти в общество.
  2. Альтруистический (эндемический). Человек жертвует собой ради целей общества, ради других людей. Например, когда старики убивают себя, если становятся обузой для других. В индуизме жены сжигают себя на похоронах мужа. Такой суицид основан на давлении группы и социальном одобрении.
  3. Аномический. Пребывая некоторое время в социальной неопределенности, нестабильности человек принимает решение уйти из жизни. Старые нормы разрушены, новые еще не созданы. Человек не понимает, не знает, что ему делать, куда идти, каким быть.

В период экономических, политических, социальных, духовных кризисов число суицидов возрастает.

Как отмечает Дюркгейм, в это же время возрастает число разводов, соответственно, аномия ударяет не только по отдельным людям, но и по институту семьи. Разводы могут быть причиной суицидов.

К разводам, в свою очередь, приводит потеря работы, разгульный образ жизни, зависимости, то есть девиации, которые возникают из-за разрушения морали общества.

Аномия Мертон

Р. Мертон – последователь Э. Дюркгейма. Социолог продолжил изучать феномен и понятие аномии. В итоге в определение деструкции ценностей Р. Мертон включил следующие опорные пункты:

  • противоречие целей, желаний, нужд большинства представителей общества и средств достижения, которые им предлагают (общество не приемлет их), то есть цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им;
  • воздействие социальных норм стремится к нулю (люди выходят из-под контроля, нормы не регулируют их поведение).

Таким образом, согласно теории аномии по Мертону, феномен вызван противоречием целей (норм) общества и средств, которые доступны индивиду.

Например, человек принимает идею богатства, успеха, благосостояния, но он не может получить хорошее образование и найти престижную работу, потому что изначально родился в бедной семье, и у него нет средств на это.

Тогда он выбирает другой путь достижения той же цели – преступность (грабежи, мошенничество, обман, вымогательство, попрошайничество и т.д.). Неравенство – одна из причин аномии по Мертону.

Однако не всегда это приводит к девиациям. Мертон выделит 5 реакций на противоречие «цели –средства» в рамках концепции аномии, 4 из них приводят к девиациям:

  • конформизм – приспособление к целям и средствам, предложенным нормам (не вызывает девиаций);
  • инновация – поиск новых средств достижения предложенных целей (проституция, мошенничество, шантаж, кражи, торговля наркотиками и т.д.);
  • ритуализм – отрицание и принижение целей, использование предложенных методов (средства становятся самоцелью);
  • ретризм – отрицание целей и средств, отсутствие своих предложений (наркоманы, алкоголики, бродяги);
  • бунт – отрицание целей и средств, предложение их альтернатив (политические и революционные движения, субкультуры, секты, общественные движения).

Аномия Парсонс

Американский психолог Т. Парсонс считал, что аномия вызвана не противоречием цели и средств, а свободой выбора. Нормы отдельных институтов настолько противоречивы, что люди начинают выбирать какую-то одну группу, ограничиваться ей.

Очень часто группы меняются. В итоге человек оказывается в нестабильном состоянии, у него нет устойчивого восприятия действительности в целом, нет стабильных связей с другими институтами, группами, государством и обществом.

Это приводит к девиациям.

Читайте также:  Цинизм: что это за личностная позиция и как она проявляется

Аномия Сроул

Психолог Л. Сроул первым изучил аномию с точки зрения психологи, до этого ее рассматривали только как аномию социальную. Сроул исследовал феномен на уровне личности. Согласно теории аномии в психологии, разрушение моральных норм и ценностей приводит к разрушению сплоченности с обществом, возникновении тяги к саморазрушению при помощи аддикций (физических, моральных).

Проявления аномии

Социальная аномия имеет три проявления:

  1. Неопределенность, нестабильность, противоречивость норм и ценностей. Правительство говорит ориентироваться на одно, а создает условия для ориентации людей на другое.
  2. Неэффективность норм и правил. На человека не действуют законы, они не оказывают влияния на его поведение.
  3. Отсутствие или частичное отсутствие норм в тот момент, когда старая система ценностей разрушена, а новая еще не построена. Яркий пример в России – период распада СССР.

Аномия проявляется на всех уровнях, затрагивает все институты. В последнее время она особенно заметна в политике, религии, институте семьи, экономике. Люди не понимают, чего ждет от них общество, им сложно координировать свои действия, согласно неясным нормам.

Причины аномии

Причина – резкое изменение морали, ценностей, идеалов, этических норм в обществе. Источник изменений – социально-политическая деятельность государства.

Некоторые члены общества не успевают принять новые ценности и новые средства достижения прежних целей, а потому отдельным социальным группам кажется, что общество отвергло их.

Новые ценности не воспринимаются как общественные и полезные для всех людей, их воспринимают как опасные, полезные только отдельным представителям.

Говоря простыми словами, аномия в обществе – это разрушение общественного порядка. К этому приводит ряд негативных факторов:

  • социально-экономические и политические изменения, из-за которых физическое выживание стало приоритетным для большинства людей;
  • критика прежних ценностей, изменение границ между понятием добра и зла.

Развращение ценностей происходит во времена смут, перестроек, революций, кризисов общества. В это время люди теряют доверие к социальным институтам, правительству и тем нормам, ориентирам, что они предлагают. Сплоченный и стабильный социум – лучшая профилактика аномии.

Аномия и девиантное поведение

Разрушение ценностей и отдаление от общества приводит к девиациям:

  • алкоголизм,
  • наркомания,
  • преступность,
  • разводы,
  • изнасилования,
  • ранняя беременность,
  • неполные семьи,
  • самоубийства,
  • ксенофобия,
  • фашизм,
  • экстремизм,
  • сексуальная распущенность,
  • бродяжничество,
  • прочее.

Кризис может затронуть каждого человека, но особую группу риска составляют подростки. Это период формирования ценностей, в это время происходит слом и построение новой системы моральных норм, то есть на внутреннем индивидуальном уровне подростки итак нестабильны. Если на это накладывается нестабильность и деструкция морали всего общества, риск развития девиаций увеличивается в два раза.

Мы уже говорили, что одна из характеристик обесценивания – отрицание отдельными категориями граждан тех средств достижения целей, которые предлагает общество. Вместо этого они предлагают свои средства, как правило, преступные, противоправные. Человек не считает, что он что-то должен обществу. Он ориентируется только на свои потребности и желания.

Дюркгейм полагал, что общество не может существовать без преступности. Девианты были всегда. Не нужно пытаться совсем искоренить преступность, необходимо поддерживать ее на минимальном допустимом уровне.

Преступники обеспечивают прогресс общества. Социальные нормы, наказания, единство и сплоченность общества позволяет сохранять приемлемый уровень девиаций. Если общность разрушена, то преступность возрастает.

Это опасно для общества, приводит к регрессу.

Аномия в современном обществе

Современное российское общество тоже пребывает в состоянии нестабильности, в нем наблюдается деструкция ценностей.

Люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, они не успевают адаптироваться к быстро меняющимся ориентирам и доминантным ценностям, испытывают финансовые трудности. Произошла та самая переориентация с моральных ценностей на физическое выживание.

Деструкция ценностей приводит к профессиональной деградации людей, разочарованию в себе и жизни, своей работе, потере самоидентичности.

Мысли, которые беспокоят современных граждан, особенно молодежь:

  • «надежды о лучшей жизни разрушены, не будет улучшения ее качества и уровня»;
  • «мое будущее и будущее страны неясно, сейчас не стоит рожать детей»;
  • «мне страшно жить, я не чувствую стабильности, безопасности»;
  • «я чувствую себя уязвимым, я не знаю, что мне делать и куда идти»;
  • «я не понимаю, кем мне быть, что делать, я не знаю, чего я хочу»;
  • «я знаю, чего я хочу, но я не знаю, как достичь этого»;
  • «все так неясно, такому простому человеку как я сложно разобраться в том, что происходит в стране»;
  • «сейчас все обесценивается, важны только деньги, связи, личный успех»;
  • «все живут одним днем, не думают о будущем»;
  • «я ни в чем не уверен и никому не могу доверять, сейчас никому нельзя верить».

Хаос, апатия, смятение, рыночное и потребительское отношение, социальная инфантильность, неприкаянность, ненужность – так кратко можно охарактеризовать состояние современного общества и каждого отдельного человека. В итоге мы имеем уже три, так называемых, потерянных поколения. Представителям одного из них около 50 лет, но они все еще не понимают, как жить в этом мире.

Самое молодое поколение отличается революционной, экстремистской направленностью. Некоторые из них четко понимают, чего хотят добиться в жизни, но при этом интересы страны, всего общества им не важны. Среднее поколение ориентировано на потребление, рыночные отношения.

Однако его большая его часть погрязла в алкоголе и наркотиках, направило туда свою невостребованность в обществе.

Как бороться с аномией? Выяснить причину и конфликт, который ее породил, устранить его. Необходимо выбрать одну из систем, актуальных в данное время, или создать что-то совершенно новое, либо позаимствовать чью-то готовую систему, например, обратиться к прошлому.

Источник: https://belady.today/psihologiya/anomiya

Аномия

Аномия – это состояние общественного или индивидуального нравственно-психического сознания, которое характеризуется развращением нравственных норм, распадом морально-ценностной системы. Понятие аномия предложено социологом из Франции Дюркгеймом Эмилем с целью трактовки отклоняющегося поведенческого реагирования, например, суицидальные намерения, противоправные деяния. Состояние аномии присуще социуму во времена смут, революций, перестроек, кризиса общества, вследствие противоречия между обнародованными целями и их неосуществимостью для превалирующей части субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов конкретного социума теряют доверие к наличествующим нравственным ценностям, моральным ориентирам и социальным институтам. Тесно связана проблема аномии с профессиональной деградацией, разочарованием в жизни и осуществляемой деятельности, отчуждением индивида от социума, неизменно сопутствующим описываемому явлению.

Социальная аномия

В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.

Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан.

Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения.

Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.

Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.

Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввёл термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения или их недостаточность.

Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов.

Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние индивида, характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы.

Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.

Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать.

Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений.

Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует девиантное поведенческое реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.

  • Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.
  • Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.
  • Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.

Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум.

При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя.

Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени.

Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях.

Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.

Социальная норма и социальная аномия

Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей.

Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения. Нормами являются некоторые идеальные шаблоны, обуславливающие то, что индивидам надлежит говорить, думать, ощущать и делать в определенных условиях.

Система норм, которые действуют в конкретном социуме, образует целостную совокупность, различные структурные элементы которой взаимообусловлены.

Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества.

Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования.

Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных взаимоотношений, включающей мотивацию, идеалы, устремленность субъектов действия, ожидание, оценивание.

Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:

  • в отсутствии эталонов сравнения у людей, социального оценивания собственного поведения, что провоцирует «люмпенизированное» состояние и утрату группового единства;
  • в несоответствии социальных целей одобренным способам их достижения, что толкает индивидов в сторону нелегальных средств достижения в случае недостижимости законным путем поставленных целей.
Читайте также:  Логоневроз: что это такое, как проявляется и лечится

Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм.

Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже.

Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.

Теория аномии

Аномией называется состояние отсутствия норм права и беззаконие.

Аномия это в социологии состояние социальной безнормности, применимое к большим общностям и малым группам. Фундамент для зарождения теории аномии, которая объясняет причины преступности, заложил Дюркгейм.

Теория аномии Дюркгейма. Французский социолог утверждал, что социально отклоняющиеся поведенческие реакции и преступность представляют собой явления вполне нормальные.

Поскольку, если в социуме отсутствует подобное поведенческое реагирование, то, следовательно, общество находится до болезненности под контролем. Когда ликвидирована преступность, прогресс прекращается.

Противозаконные поступки являются платой за социальные трансформации.

Теория аномии Дюркгейма базируется на постулате, что социум без криминальности немыслимо. Поскольку, если перестанут совершаться деяния, которые в современном социуме считаются противозаконными, то в категорию преступные деяния придется зачислить какие-то «свежие» вариации поведенческих реакций. Дюркгейм утверждал, что «криминал» неистребим и неизбежен.

Причина этого заключается не в слабости и природной злости людей, а в существовании в обществе бесконечного множества разнообразных видов поведения. Единство в человеческом социуме достигается лишь при условии использования конформистского прессинга против подобного разнообразия в поведенческом реагировании. Такой прессинг могут обеспечить наказания.

Социальная норма и социальная аномия по Дюркгейму – это важнейшие социальные феномены, поскольку преступность является фактором здорового состояния общества и без социальной нормы она существовать не может.

В социуме без криминалитета давление общественного сознания будет настолько жестким и интенсивным по силе, что никто не сможет ему противостоять. Исчезновение преступности влечет за собой утрату обществом возможности двигаться в сторону прогрессивного развития.

Преступники – это факторы возникновения аномии, пешки, ведущие социум к новому витку, а не паразиты, люди, не способные пройти процесс социализации, не чуждые обществу элементы.

Дюркгейму утверждал, что преступления будут малочисленны и не масштабны в социуме, в котором достаточно человеческого единства и общественной сплоченности. Когда социальная солидарность разрушается, а обособленность его составных элементов увеличивается, возрастают отклоняющееся поведение и, следовательно, преступность. Так появляется аномия Дюркгейм считал.

В проблеме поддержания солидарности общества огромным значением, по Дюркгейму, обладает наказание преступников. Правильное понимание «законов» порядочности и честности представляет собой изначальный важнейший источник единства социума.

Чтобы сберечь любовь к этой социальной структуре рядового гражданина необходимо наказание криминального элемента. При отсутствии угрозы наказания среднестатистический индивид может утратить собственную глубокую привязанность к определенному социуму и свою готовность принести ради сохранения такой привязанности необходимую жертву.

Также, наказание правонарушителя служит видимым социальным подтверждением его «социальной уродливости».

Аномия примеры. Современная социологическая наука трактует аномию в качестве состояния, характеризуемого отсутствием самоидентичности, цели либо морально-этических ориентиров у отдельного субъекта или целого общества. Ниже приведены примеры ситуаций, указывающих на наличие явлений аномии в конкретном социуме:

  • состояние общественного беспорядка;
  • отдельные элементы социума не понимают жизненного смысла, для них главным является проблема выживания;
  •  утрата уверенности в наступающем дне.

Преодоление аномии, в большинстве своем, характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее породил. В ситуациях, когда социум не в состоянии сформировать новую нормативно-ценностную систему либо возвести в ранг общезначимой какую-либо частную, то он обращается к прошлому, ища в нем основания для солидарности.

В социологии феномен аномии изучался не только Дюркгеймом, позднее ее существенно развил социолог из Америки Мертон аномия согласно его представлениям, являет собой ориентации отдельных граждан и социальные ситуации, которые не соответствуют целям, определяемым культурой социума.

По Дюркгейму описываемый феномен означает неумение общества управлять естественными импульсами и стремлениями индивидов. В свою очередь, Мертон полагал, что многие стремления субъектов необязательно будут «естественными», зачастую бывают определены просветительской деятельностью самого социума.

Общественная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять собственные стремления. Она «прессует» в обществе определенные личности, вынуждая их действовать противоправно.

Мертон рассматривал аномию в качестве крушения системы управления индивидуальными желаниями, вследствие чего индивид начинает желать большего, чем способен добиться в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление появляется от невозможности многих граждан следовать нормам, полностью принимаемым ими, а не от присутствия свободы выбора.

Аномия примеры можно привести на модели устройства современного Американского общества, где все граждане устремлены на богатство, те из них, которые не могут легальным путем достичь финансового благополучия, добиваются его нелегальными средствами. Поэтому, во многом отклонения зависят от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует и использует тот или иной субъект.

Источник: https://psihomed.com/anomiya/

1. Социология и ее место в психиатрии

1. Социология и ее место в психиатрии

Творчество Томаса Шеффа объединяет сразу несколько исследовательских областей: социологию и психологию, психиатрию и философию. Его идеи принципиальным образом отличаются как от идей Гофмана, так и вообще от идей социологов, критически настроенных по отношению к психиатрии.

Он изначально ориентирован на разработку социологической теории психического заболевания, и она возникает в пространстве его интереса не магистральным вектором, а центральным исследовательским пространством. Эту теорию нельзя назвать революционной или социологически оригинальной.

Но она конституирована вокруг пространства психической ненормальности, и поэтому занимает важное место в антипсихиатрическом и околоантипсихиатрическом дискурсе, включаясь одновременно в комплекс социологических теорий девиации и стигматизации.

«Шефф, – пишет Леонард Бауэрз, – расширил теорию стигматизации до всеобъемлющей, систематической этиологической теории психического заболевания»[609].

Шефф родился в 1929 г., в 1950 г. получил степень бакалавра физики в Университете штата Аризона, в 1960 г. – степень доктора социологии в Калифорнийском университете, в Беркли. В 1959–1963 гг.

работал в Университете штата Висконсин, а затем – в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре, где по настоящее время занимает должность почетного профессора. Опубликовав свои наиболее значимые работы по теории стигматизации еще в 1960–1970 гг.

, Шефф и поныне остается классиком американской социологии.

Он был председателем секции социологии эмоций Американской социологической ассоциации, президентом Тихоокеанской социологической ассоциации, исполнял обязанности советника Законодательного собрания Калифорнии при подготовке закона Лантермана – Петриса – Шорта, подписанного в 1969 г. Рональдом Рейганом и регулирующего недобровольную госпитализацию психически больных.

Идеи Шеффа, в частности те, что касаются психического заболевания, развиваются в общем контексте критических социальных теорий антипсихиатрии. Сам Шефф всячески настаивал, что не собирался опровергать и доказывать необоснованность психиатрических и психологических теорий.

Скорее, он стремился разработать модель, которая могла бы послужить дополнением к уже имеющимся моделям и объединить существующие наработки. Психиатрические и психологические теории, на его взгляд, играли и продолжают играть положительную роль в теории и практике психиатрии, но эта новая модель, возможно, представила бы иной и более совершенный ракурс.

Его теория для него самого – попытка изменить общую модель, а не избавиться от отдельных понятий[610].

Исходной точкой идей Шеффа является более или менее разработанная теория психического заболевания, которой он уделяет особое внимание.

Именно эту черту он указывает в качестве отличительной, когда сравнивает свою теорию с другими подходами антипсихиатрии[611].

Он действительно говорит о «других» подходах, имея в виду воззрения Гофмана, Лэйнга и Саса, и не отделяет себя, как принято в этом кругу, от антипсихиатрии.

Никто из представителей антипсихиатрии, на взгляд Шеффа, не предлагает разработанной теории и, следовательно, научного решения проблемы определения и исследования психического заболевания.

По его мнению, подход Гофмана, несмотря на свою социологическую сложность, дает лишь концептуальное описание психического заболевания с опорой на многочисленные примеры. Действительно, здесь с Шеффом поспорить трудно, ведь Гофман нигде в своих работах даже не задается целью представить такую теорию.

Подход Лэйнга, по его мнению, психологически сложен, но содержит еще меньше концептуального объяснения. Подход Саса и вовсе не привлекает концептов, он выражен на обыденном языке.

Отказ включать социальные процессы в динамику психических расстройств Шефф называет одним из самых частых недочетов психиатрических теорий. И на его взгляд, несмотря на признание важности этих процессов, концептуальные социальные модели все еще редко используются при выработке теорий психических заболеваний.

И это совершенно необоснованно, поскольку социологический подход может открыть новые перспективы: «Социологи смотрят на девиации по-другому, чем все остальные члены общества.

Они настаивают, что, чтобы объективно понять девиацию…, необходимо сначала понять более общие феномены социального контроля, процессы, обусловливающие согласованность человеческих групп»[612].

Социология соприкасается с психиатрией в задаче формулирования теории психического заболевания в одном центральном, на взгляд Шеффа, пространстве – теории социального контроля. Эта теория – основная модель интерпретации социологии, и именно поэтому девиации в ней рассматриваются как разновидность неподчинения.

Шефф подчеркивает, что социологический подход в этом случае выгодно отличается от подхода экспертов в области психического здоровья, обывателей и служителей закона в силу трех обстоятельств. Во-первых, обыватели и эксперты часто рассматривают девиации как обособленную проблему, выстраивая закрытую перспективу исследования.

Они задаются вопросами о том, какие черты характера могут привести к девиации, что необходимо с ней делать и проч. Эти вопросы не забывают и социологи, но перспектива социального контроля позволяет включить в общую систему не только самого девианта, но и общество, в котором он функционирует.

Во-вторых, в социологическом подходе понятие девиации используется беспристрастно вне зависимости от моральных коннотаций. Это достигается благодаря тому отношению отчуждения, которое выстраивает к этому понятию социолог, находясь за пределами системы психического здоровья (в отличие от психиатров-экспертов), но будучи членом социальной общности.

В-третьих, так девиация включается в общую всеохватывающую систему описания и исследования социальной реальности, она как часть этой системы обладает рядом специфических признаков, но являясь ее частью, должна изучаться комплексно[613].

В качестве лейтмотива теории стигматизации Шеффа можно привести следующее его высказывание: «Если психиатрия желает развиваться, она должна рассматривать не только микромир биологии, но и множество масштабных миров, в частности, миры эмоций, отношений и социальных систем.

Люди – это не только тела, но также эмоциональные и межличностные системы, и они сами включены в социальные системы. Чтобы понять эти системы, я предлагаю глубже исследовать внутриличностный и межличностный диалог.

Описывающая социальные системы теория стигматизации при этом должна быть объединена с теорией эмоциональной/межличностной динамики, которая имеет место во внутриличностном и межличностном пространстве»[614].

В этом призыве заметно отчетливое влияние британской психиатрии с ее трактовкой человека как включенной в социальную общность, с ее вниманием к межличностному диалогу и даже с ее двойственной социально-психологической теорией.

Шефф, правда, обращает внимание не столько на сам процесс социального взаимодействия, сколько на его устойчивые паттерны.

Читайте также:  Аналоги препарата фенибут: инструкция по их применению

И если антипсихиатрия в этом социально-психологическом пространстве коммуникации и коммуницирующего общества акцентирует психологическую составляющую, то Шефф больше сосредоточивается на социальной.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/324055

31.Социальная аномия: причины и сущность

  • Социальная
    аномия
  • Аномия
    — негативное отношение индивидов к
    нормам и ценностям существующей системы
    и проявляется она в:

  • состоянии общества, при котором у его
    членов утрачена значимость социальных
    норм и ценностей, что приводит к увеличению
    отклоняющегося поведения, вплоть до
    самоубийства.

  • отсутствии у людей эталонов сравнения,
    социальной оценки своего поведения,
    что приводит их к «люмпенизированному»
    состоянию и потере групповой солидарности.

  • Несоответствии, разрыве между социальными
    целями и одобренными средствами их
    достижения, что, при недостижимости
    всех этих целей законными средствами,
    толкает людей на незаконные пути их
    достижения.

Видел
причину аномии в недостаточном развитии
правил, регулирующих отношения между
различными социальными функциями, не
согласованными друг с другом. Это явление
наиболее ярко проявляется во время
переходных и кризисных периодов в
развитии общества, когда старые нормы
и ценности перестают действовать, а
новые еще не установились.

Аномия
представляет собой тотальное изменение
индивидуальных или групповых ценностей
и норм, все это приводит к «вакуумизации»
социального пространства. Аномия близка
в этом смысле к понятию «отчуждение».

Значительные, резкие перемены в
социальной, политической и экономической
сферах разваливают порядок в обществе
и социальные связи, человек оказывается
лишенным ориентиров, ценностных
установок, потерянным в пространстве.
Индивид начинает испытывать кризис
ожиданий, теряет надежды на будущее,
ощущается отсутствие стремлений.

Утрачивается ограничение нравственных
рамок. В итоге человек оказывается в
вакууме. Человек не может найти для себя
долговременных устойчивых установок
и ориентиров, он впадает в состояние
апатии, вялости, усталости от жизни. Это
ощущение усиливается, оно необратимо
и непреодолимо.

Возрастает пассивность,
безынициативность, замкнутость, личность
проходит процесс саморазрушения. Одна
из причин аномии – несоответствие
нормативного и институционального
аспектов правового порядка, системы
социальных норм и системы социальных
учреждений.

Акцент на институты нередко
сопровождается снижением императивной
значимости законов, норм, правил и,
следовательно, ведет к аномии.
Принадлежность индивида к институту,
имеющему специфические интересы, и
необходимость руководствоваться в
своей деятельности нормами и предписаниями
общепринятых установлений нередко
ставит его в ситуацию не просто
вынужденного выбора, а вынужденной
аномии.

33.Интерпретивная парадигма: феноменология (а.Щюц)

Феноменология
— социологическая парадигма, основанная
на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно
которой индивиды воспринимают окружающий
мир через призму субъективных значений,
приобретенных в процессе социализации.
Отсюда следует, что общество — часть
человеческого творения. Основателем
этого соц.

направления был австро-американский
философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959),
разработавший своеобразную разновидность
«понимающей социологии». Его
основные труды:  —
«Феноменология соц. мира» (1932),  —
«Возвращающийся домой».  Считая,
что позитивизм искажал природу соц.
явлений, отождествляя их с явлениями
природы, Щюц разработал концепцию
интерсубъективного мира.

Суть этих
представлений в том, что позиции, взгляды
на соц. реалии одного индивида и другого
несовместимы, ибо каждый человек
оказывается в своем особом мире
повседневной жизни. Шюц считал, что
адекватная коммуникация возникает
благодаря появлению общего для
взаимодействующих интерсубъективного
мира, т.е. привычного соц.

мира, который
в конечном счете обусловлен интеракциями
между людьми, принадлежащими к одной
весьма узкой соц. группе, которую социолог
называет «домашней» группой.  Концепция
дома. Особый интерес для Шюца вызывает
проблема реадаптации индивида к своей
«домашней» группе после того, как
они ее покинули по тем или иным причинам
и какое-то время жили в иных соц.

группах,
неизбежно усваивая новые знания и новые
измерительные линейки ценностей,
типичные для этих групп. Здесь положение
возвращающегося отлично от положения
чужестранца, поскольку последний готов
к тому, что этот мир организован иначе,
чем тот, из которого он прибыл.

Возвращающийся же ожидает встретить
то, что ему хорошо знакомо, но ситуация
полностью меняется для возвращающегося
домой индивида (пример с солдатом). Шюц
приходит к выводу, что «поначалу не
только родина покажет возвращающемуся
незнакомое лицо, но и он покажется
странным тем, кто его ждет». 

Питер
Бергер (1929) — американский социологи,
австриец по происхождению – также
представитель феноменологической школы
социологии. Его основные работы:  —
«Шум торжественных ансамблей»;  —
«Приглашение в социологию»;  —
«Социальное конструирование
реальности»  —
«Священная завеса» и т.д.  В
1966 году Бергер с в соавторстве с Т.

Лукманом
написал сою самую известную работу
«Соц. конструирование реальности»,
в которой излагалась теория
феноменологической социологии знания,
ориентированная на реальность «жизненного
мира», на «повседневное знание»,
предшествующее научному и любому
другому.

Смысл теории в том, что общество
создается благодаря деятельности
индивидов, которые обладают знанием в
виде субъективных значений или
коллективных представлений. Следовательно,
соц. реальность конструируется конкретными
субъективными значениями людей в
процессе их деятельности.

Созданный в
процессе социализации интерсубъективный
мир продолжает существовать, но его
необходимо поддерживать. Эту функцию
выполняет легитимация, т.е. способы
объяснения и оправдания соц. реальности.
Главные агенты поддержания — значимые
другие. Субъективная реальность по
Бергеру всегда зависит от специфического
соц. базиса и требуемых для ее поддержания
соц. процессов.

Важнейшим средством
поддержания здесь является общение и
употребление одного языка. Через общение
индивиды сохраняют в памяти реальности.
Но субъективная реальность может
трансформироваться (напр., при прекращении
общения или контакте с альтернативной
реальностью). 

Источник: https://studfile.net/preview/3047857/page:23/

Теория и понятие аномии

Происхождение

Большинство ученых задавались и до сих пор задаются вопросом: откуда происходит аномия, какие факторы становления личности влияют на то, что человек становится «неправильным» и нарушает общепринятые нормы. Отвечая на эти вопросы, Дюркгейм, например, считал, что понятие аномии – это определенное состояние социума, в котором нет необходимой морально-нравственной регуляции поведения людей.

Вернее сказать, она была, но потеряла свою актуальность, а новые нормы еще не прижились. Получается, что такое общество можно назвать в каком-то роде анархичным.

Люди теряют веру друг в друга, а порой и в себя, испытывают постоянное нервное напряжение, подвержены стрессу, а в итоге приобретают отклоняющееся поведение.

Ярким примером такого явления, как социальная аномия, является постперестроечное время в России – 90-е годы.

Рекомендуем: Что такое гомеостаз в психологии?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Роберт Мертон, изучая аномию, говорил, что аномия часто возникает не тогда, когда человек имеет большую свободу выбора, а тогда, когда он не может следовать определенным нормам. Примером такого поведения он считал то, что все американцы стремятся к богатству, но не у всех есть возможность достичь своей цели законным путем. Те, у кого это не получается, начинают делать это нелегально.

Но нельзя исключать и тот факт, что состояние аномии иногда бывает полезно для общества.

В частности, это явление может выступать в качестве двигателя прогресса, а границы между нормальным и ненормальным поведением весьма подвижны, причем как во времени, так и в пространстве.

Вспомните, если в прошлом веке наши бабушки едва ли могли представить женщину в брюках, то сегодня это вполне обычное явление.

Разложение, распад и преступность

Уже отмечалось, что преимущественно аномию изучает социология, в социологии Дюркгейм, к примеру, отождествлял это понятие с состоянием разлагающегося и деградирующего общества, где нет норм, раньше выступавших гарантами общественного порядка. Чаще всего аномия проявляется как:

  • Неустойчивость социальных норм.
  • Невозможность морали воздействовать на общество.
  • Отсутствие регуляторов поведения людей в переломные периоды.

Далее эта концепция аномии была несколько доработана Р. Мертоном. Он, как и его предшественник, утверждал, что аномия – это вполне закономерное явление, которое причиной своей имеет разрушение этических норм.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Получается, что утратив общепринятые нормы, человек выбирает собственный стиль поведения и зачастую становится преступником. Причем социологический подход к феномену преступности весьма интересен.

Рекомендуем: Ассертивное поведение — это

Например, Дюркгейм считал ее вполне нормальным явлением, которое не дает обществу остановиться в своем развитии. И это явление искоренить практически невозможно – даже если общество избавится от маньяков, грабителей, киллеров и т.п., то вскоре преступные деяния появятся снова, но будут несколько иными, такими, которых раньше не было.

  • Если преступников не будет, то в обществе будет отсутствовать неправильная ролевая модель поведения, которая обязательно нужна для того, чтобы формировались нормальные члены общества. И вместе с тем Дюркгейм отмечал, что интенсивность асоциального поведения растет независимо от политического состояния общества или уровня развития его экономики, если соблюдаются два основных условия:
  • В социуме присутствует введенный для всех идеал какого-то общего блага.
  • Большая часть общества не имеет законных способов достижения идеала.

Социальный вакуум

Многие социологи утверждают, что аномия – это своего рода вакуум, который возникает на месте разрушенных ценностей, пока еще не появились новые. Причем каждую социальную патологию можно рассматривать именно как социальное явление, аномию.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое альтруизм?

Вместе с тем по мере развития человечества количество аномальных социальных явлений отнюдь не снижается, а преступность постоянно растет вне зависимости от уровня развития общества, меняются лишь способы аномальных действий и реакция на них со стороны окружающих. Эти идеи стали развиваться в более поздних трудах других социологов – например, Л. Клозера, который утверждал, что причинами девиантного поведения являются социально-классовые различия, допустим, между революционерами и консерваторами.

  1. Кстати, Мертону удалось ввести в социологическую науку представление о том, что к возникающим противоречиям люди могут адаптироваться, причем разными методами. Чаще всего это бывают:
  • Конформизм – абсолютное принятие одобряемых обществом целей.
  • Инновация – это когда цели принимаются, а вот способы их достижения люди отвергают.
  • Ретризм – избегание социальных норм, которое проявляется в пассивной форме. Самым ярким примером такого поведения является наркомания.
  • Ритуализм – явление, при котором люди воспроизводят лишь привычные им способы достижения целей.
  • Мятеж – активное неприятие социальных норм.

Социальный контроль

Изучая теорию социальной аномии, нельзя не отметить такое явление, как общественный контроль. Ведь это он призван воздействовать на отдельную личность и общество в целом для того, чтобы регулировать общественный правопорядок.

Социальный контроль можно подразделить на два вида – внутренний и внешний. Внешний представляет собой определенный набор механизмов, которые гарантируют соблюдение обществом норм поведения. Он может быть формальным или неформальным. Примером формального социального контроля служат законы и другие правовые акты, а неформального – общественные ценности и нормы морали.

Рекомендуем: Асоциальная личность

Если случается так, что человек вынужденно преступает через определенную черту, то впоследствии он начинает испытывать мучения совести. Отметим, что социальный контроль, по мнению ученых, на 70% состоит из самоконтроля.

Получается, что именно самосознание каждого индивида определяет поведение в социуме в целом. Чем выше уровень самосознания граждан, тем меньше в обществе наблюдается проявлений девиантного поведения.

Елена Рагозина

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/anomiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector