Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Клиника «Точка опоры» → Мы лечим → Кабинет нейропсихолога → Кто такой нейропсихолог

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Нейропсихология – это наука, сочетающая в себе психологию и медицину. Она занимается изучением взаимосвязей мозговых процессов и психических действий, устанавливает закономерности между мозговыми отделами и речью, памятью, чувствами и другими психическими процессами.

Нейропсихолог — это не врач, это клинический психолог, который занимается установлением взаимосвязи нервной системы человека с психическими проявлениями.

Зачем обращаться к нейропсихологу

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

К нейропсихологу нужно обратиться в случае возникновения проблем с восприятием, концентрацией, при травмах и заболеваниях головного мозга. Нейропсихология полезна детям и взрослым, которым трудно справляться с различными задачами.

Детский нейропсихолог – это психолог, который может сопоставить уровень развития и функционирования нервной системы ребёнка с нормой в его возрасте. Прежде всего психолог выполняет диагностику развития всех отделов головного мозга ребёнка.

Диагностика всегда проводится в светлом, просторном, уютном кабинете без присутствия посторонних. В спокойной атмосфере врач общается с ребёнком доступным для него языком так, чтобы ему всё было понятно. Диагностика проводится в игровой форме.

Время диагностики зависит от возраста ребёнка: до 30 минут для дошкольников, 40-50 минут для учеников начальных классов, 1-1,5 часа для детей в возрасте 10-12 лет.

Диагностика направлена на выявление состояний двигательных и речевых функций, памяти, письма, счёта, чтения, уровня интеллектуального развития, межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).

После диагностики нейропсихолог приступает к устранению выявленных проблем с помощью особых методик, которые помогают развить мозг или компенсировать слабость, полученную под воздействием внешней среды.

Детский нейропсихолог проводит все необходимые действия, опираясь на знания о закономерностях развития ребёнка и о функционировании нервной системы в определённом возрасте.

Для коррекции реализуют комплекс упражнений, которые восполняют пробелы и развивают всю психическую деятельность.

Нейропсихология направлена на перестройку деятельности мозга. В результате работы нейропсихолога у ребёнка улучшится самочувствие, моторика, память, усидчивость и остальные психические функции. Оптимальный возраст для обращения к нейропсихологу – 3-12 лет, когда отделы мозга ещё поддаются коррекции.

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться Текст страницы подготовила: Белкина Т.Ю., врач-невролог, нейропсихолог Татьяна Юрьевна Белкина прошла ординатуру по специальности «неврология». Имеет подготовку в области нейропсихологии, детской патопсихологии, остеопатии. Профессиональный стаж с 2005 года. Практикует остеопатию с 2011 года. Узнать больше о наших специалистах вы можете на странице «Врачи и цены».

Источник: https://www.ostopora.ru/my-lechim/nejropsiholog/kto-takoj-nejropsiholog.html

Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Сегодня многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и поведении. Но далеко не всегда они связаны с какими-либо нарушениями или отклонениями в их развитии. Бывает, родители и специалисты тратят много времени и сил на занятия с ребенком, но толку никакого.

У вас был и психолог, и логопед, и педагог с дефектологом, однако, даже к окончанию начальной школы сын или дочка отстают от своих сверстников? Учеба дается с трудом? Ребенок непонятно пишет? Не воспринимает задания? Читает ужасно и не может пересказать даже малюсенький рассказ? Дело здесь не в качестве занятий и не в компетентности специалистов.

Скорее всего, дело здесь в особенностях созревания головного мозга вашего малыша.

Когда обратиться?

Можно предположить, что дошкольника надо показать нейропсихологу, если у мамы были сложные беременность и роды, а у крохи проблемы развития на первом году жизни. Кроме того, в случае если у малыша есть врожденные или хронические заболевания и в настоящее время наблюдаются повышенная утомляемость, трудности саморегуляции, гиперактивность.

Скорее всего, у ребенка в ранние периоды развития не заложился необходимый «фундамент» для дальнейшей успешной деятельности и развития. Эта проблема усугубляется еще тем, что сегодня по-прежнему в моде раннее развитие детей.

На неокрепший психический фундамент мы, родители, начинаем «надстраивать» огромное здание в виде раннего (в 3-4 года) обучения математике, логике, грамоте, чтению и так далее.

Психика малыша дает первую небольшую «трещину»: капризы, упадок сил, ранимость, частые заболевания.

Затем при подготовке к школе и в начале школьного обучения мы, взрослые, продолжаем строить в этом неустойчивом здании всё новые и новые этажи, развивая учебные навыки, перегружая самой разной информацией и уделяя львиную долю нашего внимания развитию, в основном, исключительно интеллектуальному. Вместе с тем, из поля нашего зрения ускользают фоновые компоненты – темп деятельности, колебания работоспособности, утомляемость, тонус (не только мышечный, но и общее состояние активности-пассивности).

Зачастую педагоги и родители начинают «бить тревогу», когда появляются значительные пробелы в освоении школьной программы.

Назначаются дополнительные занятия, нанимаются репетиторы, организуются курсы скорочтения или развития логического мышления, в то время как проблема лежит в совершенно другой плоскости.

Именно здесь может оказаться очень кстати помощь особого специалиста – нейропсихолога.

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

В каких случаях нужна помощь нейропсихолога

Какие же проявления могут служить для родителей и других взрослых своего рода «сигналами» о том, что для эффективной помощи ребенку требуется нейропсихологическая диагностика и коррекция?

  • трудности запоминания, воспроизведения и понимания устной или письменной речи;
  • нарушения мелкой и крупной моторики;
  • проблемы понимания грамматических конструкций речи, счёта, письма;
  • повышенная утомляемость, истощаемость;
  • гиперактивность, трудности самоорганизации;
  • пропуски букв, слогов на письме и при чтении;
  • колебания внимания и эмоционального фона;
  • низкая помехоустойчивость;
  • трудности ориентировки в заданиях, пространстве тетради и доски;
  • сложности в следовании инструкции;
  • тяжело сидеть за партой.

На какой возраст рассчитана программа нейропсихологической коррекции?

Бытует мнение, что от 4 до 10 лет. Оно имеет под собой основание, так как именно в указанный период структуры мозга обладают необходимой для коррекции пластичностью. Вместе с тем, нельзя сказать, что с детьми более старшего возраста данный вид коррекции абсолютно неприменим. Он будет просто иметь другие зоны воздействия.

Как это работает?

Во-первых, такой специалист может сделать комплексную нейропсихологическую диагностику и выявить, в чем именно причина у ребенка учебных и поведенческих трудностей. Диагностика эта достаточно длительная и занимает от 1,5 до 3 часов.

Во-вторых, при необходимости провести серию занятий по нейропсихологической коррекции (она также может называться психомоторной, сенсомоторной).

Данная программа основана на методе «замещающего онтогенеза» (авторы Б.А. Архипов, А.В.

Семенович), предполагающем возврат к более раннему возрасту ребенка и активизацию тех мозговых структур, которые в своё время не были «запущены» в должном объеме.

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Из чего состоит специальный комплекс упражнений?

Результат достигается комплексом специальных двигательных и дыхательных упражнений, построенных на основе движений, которые совершает ребенок в течение первого года жизни. Программа, как правило, также длительна по времени и, в зависимости от возраста и глубины проблемы, может занять от 6-9 месяцев до 3-4 лет. Коррекция проводится на трех уровнях:

  1. Повышение энергетического потенциала. Работа с такими проблемами, как нарушения тонуса, истощаемость, отсутствие инициативы, нарушения памяти и внимания, перепады настроения. Базовые упражнения: дыхательные, контрастные напряжения и расслабления, растяжки.
  2. Формирование пространственных представлений, формирование координации движений и сенсомоторных (зрительно-моторных, слухо-моторных) координаций. Базовые упражнения: развитие чувства ритма, восприятия и разных видов памяти, развитие движений в разных направлениях.
  3. Развитие самоорганизации – планирования и самоконтроля, способности воспринимать и удерживать инструкцию, соблюдения границ и правил.

Каждый из этих уровней прорабатывается в три этапа (в соответствии с логикой развития ребенка): упражнения лежа, сидя и на четвереньках, стоя.

Следует сразу отметить, что нейропсихологическая коррекция в любом её варианте – процесс довольно длительный (от 20-25 занятий на каждом из трёх этапов) и требующий полноценного включения в него семьи. Это касается не только домашней отработки упражнений (что, безусловно, является необходимым), но и коррекции стиля взаимодействия с ребенком.

Совет родителям

Проблемы, о которых идет речь, далеко не у всех детей присутствуют в той степени, чтобы понадобилась глубокая нейропсихологическая коррекция. Однако учитывать нейрофизиологические особенности необходимо при обучении каждого ребенка. Так, например, чем младше кроха, тем больше нужно делать пауз, смены деятельности – переключать с интеллектуальной на физическую.

Распознавать признаки утомления не сложно: снижение тонуса, потеря концентрации внимания, снижение темпа. Увидев это, стоит прервать занятие, хотя бы ненадолго, не затягивать. И обязательно учитывайте индивидуальный темп ребенка: флегматиков не торопить, торопыжек учить самоконтролю.

На этапе формирования учебных навыков (начальная школа) торопить вообще нельзя, это стрессовый фактор.

Важные моменты

При эффективной работе специалиста и помощи мамы с папой (воспитателя, учителя) будет меняться поведение ребенка, улучшаться контакт со своими потребностями и желаниями, своими состояниями.

Нейропсихолог грамотно объяснит родителям происходящие в ребенке изменения и обеспечит постоянное консультативное сопровождение и психологическую поддержку для изменения стиля детско-родительского взаимодействия.

Обратите внимание: через некоторое время после начала коррекции возможно временное ухудшение – усугубление трудностей ребенка. Это связано с перестройкой связей в головном мозге и адаптацией к новым способам деятельности и взаимодействия.

Иными словами, маленькому человеку требуется время, чтобы привыкнуть, что его психика будет работать теперь немного иначе, хотя и более эффективно.

То, что происходит в это время с ребенком, требует разъяснения для родителей и других взрослых, чтобы обеспечить необходимую поддержку всем участникам процесса.

Комплексный подход в организации коррекционного процесса очень важен. Перед началом занятий по психомоторной (сенсомоторной, нейропсихологической) коррекции нейропсихолог, наверняка, порекомендует вам проконсультироваться у детского невролога и педиатра.

Это связано с тем, что в ряде случаев коррекционные занятия могут быть менее эффективны без медицинской, медикаментозной поддержки. С другой стороны, консультация врача может быть необходима в связи с возможными противопоказаниями, возможно, не к программе целиком, а к некоторым упражнениям.

Это может быть: эпилепсия, некоторые глазные, сердечно-сосудистые заболевания, ряд нарушений опорно-двигательного аппарата.

Читайте также:  Ананкастное расстройство личности: как проявляется и лечится

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Как найти компетентного специалиста?

  • убедитесь в том, что психолог имеет специальное образование в данной сфере (документ о переподготовке или повышении квалификации);
  • искать данного специалиста (впрочем, как и любого другого) можно в специализированных психологических центрах. Есть немало профессионалов и среди частнопрактикующих психологов, но в этом случае следует быть особенно внимательными к уровню подготовки специалиста, попросив о возможности ознакомиться с его документами об образовании (они могут быть размещены на личном сайте психолога);
  • диагностика, которую проводит специалист, довольно разноплановая по типам заданий и достаточно длительная по времени (не менее 1,5 часов);
  • перед началом диагностики или в процессе специалист подробно проясняет особенности рождения и раннего (начиная с внутриутробного) развития ребенка;
  • по результатам диагностики вы получили компетентную консультацию, четко описывающую картину трудностей ребенка и разъясняющую их причины и содержащую четкие и понятные рекомендации (вариантом может быть рекомендация дополнительных консультаций смежных специалистов);
  • компетентный специалист не обещает быстрых результатов за короткий промежуток времени (особенно если речь идет о нейропсихологической коррекции) и обсуждает с вами критерии, по которым вы сможете отследить динамику.

Комментарий эксперта

Татьяна Стебловская, психолог

Перед поступлением в центр развития ребенка или в первый класс, родителям, как правило, рекомендуют отвести малыша на консультацию нейропсихолога, к чему многие мамы и папы до сих пор относятся настороженно. И совершенно напрасно.

Нейропсихология изучает связь мозга и психических процессов. Она дает специалисту понять, какие именно структуры мозга и как обеспечивают правильную речь, хорошую память, умение себя контролировать, адекватно вести себя в коллективе и так далее.

Задача нейропсихолога не только в том, чтобы провести нейропсихологическую коррекцию, если это необходимо, но и в том, чтобы определить соответствие психического развития ребенка его возрасту.

Кроме того, специалист выявит слабые и сильные стороны ребенка, его предрасположенности, оптимальную стратегию обучения; уровень готовности к садику или школе.

В обязательном порядке следует обратиться к нейропсихологу, если у малыша была физическая или психологическая травма, серьезная болезнь, если успеваемость его в школе резко снизилась без явной причины. Хороший специалист обязательно выявит фактор, лежащей в основе той или иной проблемы и подберет специальные коррекционные двигательные и познавательные упражнения.

Важно понимать, что, чем раньше начнется нейропсихологическая коррекция, тем более заметным будет результат.

Пройдите тестНейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращатьсяГотов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/neyropsikholog_modnyy_vrach_ili_nuzhnyy_detyam_pomoshchnik/

Кто такой нейропсихолог

Содержание материала

    Нейропсихолог — это не врач, это психолог, а именно клинический психолог,Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

работа которого основывается на знании и учете закономерностей работы нервной системы человека. Традиционно, нейропсихологи работали в клиниках нервных болезней, в больницах, госпиталях, выполняли диагностическую работу, выясняя, какие функции пострадали у человека в результате травмы или болезни и определяли место поражения нервной системы больного.

     Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

    Детский нейропсихолог — клинический психолог, работа которого основывается на знании и учете закономерностей развития и функционирования нервной системы ребенка в онтогенезе.

 Детский нейропсихолог  проводит диагностику уровня сформированности высших психических функций ребенка и выявляет те области мозга, которые недостаточно созрели для выполнения «своих обязанностей», что приводит к трудностям в обучении, социальном взаимодействии, проблемам в поведении. На диагностике ребенку предлагается выполнить ряд заданий (запомнить ряд картинок или слов, назвать нарисованные предметы, описать картинку, сложить фигуры и др.), по результатам выполнения которых нейропсихолог определяет уровень функционирования высших психических функций ребенка, а также наличие тех или иных нарушений.

     На основании проведенной диагностики разрабатывается коррекционно-развивающая программа, включающая в себя двигательные, дыхательные упражнения, познавательные игры, когнитивные задания на развитие памяти, внимания, мышления. Такая коррекция направлена на стимулирование гармоничного развития различных структур головного мозга ребенка. 

           НаиболНейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращатьсяее эффективна нейропсихологическая коррекция нарушений развития ребенка в возрасте от 4 до 12 лет, когда мозговые структуры находятся на стадии формирования. В более позднем возрасте неверные стереотипы поведения ребенка становятся привычными, что приводит к трудностям в обучении и общении. Без проведения необходимой нейропсихологической работы это будет способствовать формированию дезадаптации ребенка в социуме и будет с трудом поддаваться коррекционной работе.

     В дальнейшем это может привести к тому, что не скорректированные нарушения и особенности развития ребенка станут частью личности взрослого.

      Помните, что количество детей, имеющих трудности в обучении и нуждающихся в нейропсихологической коррекции, возрастает на 3-5% каждые 5 лет.

Вкакихслучаяхобращатьсякнейропсихологу?

  • нарушения беременности (токсикоз, угроза прерывания, отеки, анемия, мало- или многоводие);
  • нарушения родов (ранние роды, малый вес новорожденного, стимуляция родов,быстрые или затяжные роды, кесарево, обвитие пуповиной, асфиксия или гипоксия плода);
  • раннее или позднее развитие ребенка, нарушения речевого развития, моторная неловкость,гипо- и гипертонус, ранний отказ от дневного сна, нарушение засыпания и беспокойный сон;
  • сложности школьной адаптации, плохое чтение (дислексия), плохой почерк, обилие грамматических ошибок (дисграфия), трудности счета (дискалькулия), непонимание условий поставленной задачи, «глупые» ошибки «по невнимательности», неровная учеба, трудности усвоения понятий право-лево, нарушение звукопроизношения;
  • проблемы с усидчивостью, невнимательность,сложности концентрации внимания, трудности в общении со сверстниками, неумение организовать свою деятельность, медлительность, случаи «выпадения» из действительности («ребенок как будто Вас не слышит»);
  • быстрая утомляемость и возбудимость, частые «простуды», аллергия, бронхиальная астма, головные боли, страхи;
  • перепады настроения, сильные эмоциональные реакции;

 Нейропсихолог работает со здоровыми детьми, проводя развивающие нейропсихологические занятия.

Для таких здоровых детей нейропсихолог может подобрать программу индивидуального интеллектуального развития с целью сохранения здоровья и повышения эффективности деятельности и обучаемости в целом.

Родители здоровых детей могут обратиться к услугам нейропсихолога, если они хотят грамотно помочь своему ребенку восстановиться после болезней и травм, легко освоить дошкольную подготовку и школьные знания, и научить его понимать особенности развития своих психических процессов.

Нейропсихолог работает с детьми, испытывающими трудности в общении с окружающими, обучении, усвоении предшкольной и школьной программы,  и имеющими особенности развития (недоразвития) и функционирования нервной системы. Такие дети нуждаются в  нейропсихологической работе, которая позволит выявить отклонения развития ребенка и вовремя  их скорректировать.

Нейропсихолог работает с детьми, у которых нарушено развитие нервной системы по различным причинам, приводящее к дезадаптации ребенка в социуме и трудностям усвоения предшкольной и школьной программы.

 

  1. испытывает трудности в учебе;
  2. медлителен, быстро утомляется или слишком активен;
  3. плохо запоминает учебный материал;
  4. сложно сосредотачивается, часто отвлекается, долго выполняет домашнее задание;
  5. не сразу откликается или понимает обращенную речь;
  6. совершает непроизвольные движения ногами или языком при рисовании и письме;
  7. пропускает буквы в написании слов, пишет зеркально.

Источник: http://neiropsy.ru/index.php/kto-takoi-neiropsyholog?showall=1

Психолог, нейропсихолог, психотерапевт, психиатр — в чем разница? | КТО?ЧТО?ГДЕ?

К кому идти с проблемами в семье, а к кому — с суицидальными настроениями? Кто сможет вылечить от депрессии, а кто поможет избавиться от тиков?

Оговоримся сразу: четкие границы между всеми видами специалистов по психическому здоровью заочно провести невозможно — конкретные рекомендации каждый человек получает индивидуально уже непосредственно на приеме.

Например, есть легкая форма депрессии, вызванная переездом в новый город, — с такой можно обратиться и к психологу, а есть заболевание под названием «клиническая депрессия» — его лечит только психиатр.

Но можно обозначить основные отличия между специализациями, которые помогут понять, к какому из экспертов следует обратиться в первую очередь.

Психолог

Главное отличие психолога от психиатра в том, что он работает с условно здоровыми людьми, так что вряд ли этот специалист поможет человеку, который слышит голоса или страдает от тяжелой депрессии.

Причина такой специализации проста: психолог — человек с гуманитарным образованием, а не врач.

Он может помочь социализироваться в новом окружении, самореализоваться, выделить сильные и слабые стороны личности, разобраться в небольших семейных конфликтах, выявить причины общей неудовлетворенности жизнью, привести в норму самооценку, а вот прописать вам антидепрессант не может. Зато к нему довольно просто попасть бесплатно: психологи всегда есть в поликлиниках, школах, детских садах, крупных компаниях. Кроме того, они работают на бесплатных горячих линиях и в центрах психологической помощи.

Психолог может не только работать с клиентами в частном порядке, но и проводить всевозможные тренинги и тимбилдинги, помогать с подбором персонала и организацией рабочего места, помогать врачам и судебным экспертам.

Такой широкий круг обязанностей определяет огромное количество подвидов психологов: от специалистов по общей психологии, занимающихся в основном наукой, до психологов прикладных отраслей, занимающихся узким кругом проблем (например, семейный или спортивный психолог).

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Нейропсихолог

Отдельного упоминания заслуживают клинические психологи, в частности, нейропсихологи. К ним, как правило, обращаются в том случае, когда из-за нарушения работы одного из участков мозга человек теряет какую-либо жизненно важную функцию.

Например, перестает говорить или понимать человеческую речь, не чувствует своего тела, не воспринимает зрительные образы. Такие расстройства могут появиться после серьезных заболеваний (инфаркт, инсульт, онкология) или травм либо быть врожденными.

Нейропсихологи, как правило, тоже не применяют лекарства: они лечат своих пациентов методом замещения функции — например, помогают запоминать слова или осваивать счет с помощью зрительных образов.

Работа этих специалистов прекрасно описана в научно-популярной книге Оливера Сакса «Человек, которые принял жену за шляпу».

В России нейропсихолог воспринимается в первую очередь как специалист, помогающий справляться с детскими проблемами в развитии. К нему обращаются, если ребенок вдруг не заговорил или не начал ходить в положенном возрасте либо если у школьника начались непреодолимые трудности в освоении какого-то навыка, материала.

Читайте также:  Панические атаки: причины, симптомы и лечение

Хороший специалист никогда не станет строить терапию по принципу «если зайца долго бить». В ход идет все тот же метод замещения функции: не запоминаются слова — запоминаем картинки; не получается читать — воспринимаем на слух.

Постепенно мозг перераспределяет функции и ребенок осваивает те навыки, которые раньше были ему недоступны.

Психотерапевт

Если же у вас произошел системный сбой в психике, появились суицидальные мысли, фобии и панические атаки, то пора записываться к психотерапевту. Стоит сразу уточнить: визит к этому специалисту не делает вас душевнобольным.

Психотерапевт — это, как правило, врач-психиатр, который освоил методы немедикаментозного лечения (или клинический психолог, специально обучавшийся одному из направлений психотерапии, — в России это четко не регламентируется). Иными словами, психотерапевты тоже не лечат больных — они работают с пограничными состояниями вроде тяжелой депрессии, навязчивых ощущений и неврозов.

Для психолога важно решить ту проблему, с которой клиент к нему пришел, для психотерапевта — помочь клиенту отыскать первопричину своего расстройства и выстроить адекватную защиту. В своей работе он может использовать как психологические методы вроде игровой терапии, наблюдения и беседы, так и специфические приемы, например гипноз.

Зачастую психотерапевты, имеющие дипломы врачей, назначают клиентам медикаментозное лечение, но лишь за тем, чтобы временно облегчить душевное состояние человека. Постепенно клиент, благодаря качественной работе специалиста, прекращает прием таблеток.

Психотерапевт — удовольствие недешевое. Прием специалиста с высшим медицинским образованием, участвующий в заграничных конференциях и регулярно проходящий супервизию (психотерапевтические беседы с более опытным наставником, во время которых специалист рассказывает о прогрессе пациентов и своих методах работы), в среднем стоит 6—10 тысяч рублей за час.

Но нужно понимать, что часть этих денег психотерапевт потратит на супервизию и взносы в международные ассоциации, поэтому такие цены на высококлассных специалистов оправданы (а вот более высокая стоимость уже вызывает вопросы). Другое дело, что к этим психотерапевтам очень сложно попасть — их контактов нет в Интернете, к ним невозможно записаться через больницу, только по рекомендации.

Своей очереди можно ждать несколько месяцев.

Менее титулованный специалист обойдется вам в среднем в 3 тысячи рублей за час (выпускники с радостью возьмутся за тысячу—полторы).

Если же такая сумма может серьезно ударить по вашему бюджету (что не удивительно, поскольку к психотерапевту многие ходят годами, раз или два в неделю), то всегда можно обратиться в специальные службы, например Московскую службу психологической помощи населению.

Здесь в свободное от частной практики время серьезные специалисты совершенно бесплатно оказывают помощь всем москвичам, жителям Московской области и студентам (остальным придется заплатить 1300 рублей за час беседы в Скайпе). Но специалисты считают, что при возможности за психотерапевта все-таки стоит платить.

Во-первых, так вам проще оценить собственный вклад в борьбу с проблемой, а во-вторых, так вы перестанете пропускать занятия — практически все психотерапевты отказываются возвращать деньги за пропущенную встречу, тем самым мотивируя людей стабильно посещать их кабинет.

Психотерапевты, специализирующиеся на психоанализе Фрейда, называются психоаналитиками. Их подготовка ведется несколько лет и увенчивается разрешением на работу, выданным одной из европейских ассоциаций.

К сожалению, именно в России высок риск столкнуться с шарлатанами в этой области, поэтому всегда внимательно проверяйте документы вашего специалиста, читайте отзывы о нем и следите за ходом беседы — профессионал никогда не пообещает вам решение проблемы за одно занятие, никогда не допустит оценочных суждений и не станет давать житейских советов.

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Психиатр

К психиатру попадают люди, чувствующие прямую угрозу своей жизни и целостности своей личности. Как правило, к психиатру клиенты попадают от других коллег — психологов и психотерапевтов.

Здесь уже лечение в основном проводится медикаментозно — ведь специалист имеет дело с серьезным заболеванием, поразившим мозг человека. Только психиатр может поставить диагноз вроде шизофрении, клинической депрессии или маниакально-депрессивного психоза.

Самый лучший вариант в таких тяжелых случаях — это совместная работа психиатра и психотерапевта/психолога, чтобы лечение препаратами подкреплялось профессиональной психологической помощью.

Источник: https://kto-chto-gde.ru/story/psixolog-nejropsixolog-psixiatr-v-chem-raznica/

Когда нужно обращаться к нейропсихологу? Свод признаков

Нейропсихолог – психолог, имеющий квалификацию клинического психолога.
В сферу деятельности нейропсихолога входят задачи нейропсихологической диагностики и нейропсихологической реабилитации и коррекции.
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить, какие зоны мозга работают некорректно, то есть, позволяет установить причины тех или иных нарушений.

  • Нейропсихологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или формирование недостаточной функции через систему специально организованных воздействий
  • Нейропсихологическая коррекция основана на восстановлении правильной работы структур мозга за счет поэтапного прохождения всех этапов онтогенеза
  • Мы рекомендуем обратиться к нейропсихологу для проведения диагностики, если ребенок или взрослый:
  • Быстро устает
  • Вялый
  • Эмоционально неустойчивый
  • Много спит
  • Ребенок тратит на уроки слишком много времени
  • Часто болеет
  • Демонстрирует неровный очень крупный почерк
  • Проявляет невротические реакции
  • У него невнятная речь (дизартрия)
  • Сниженный или повышенный мышечный тонус
  • Моторная неловкость, дискоординированность
  • Делает большое количество ошибок на письме
  • Плохо читает
  • Не может перерисовать рисунок
  • Не слышит обращенную речь
  • Плохая зрительная память
  • Плохая слухоречевая память
  • Повышенная отвлекаемость
  • Повышенная возбудимость
  • Неуправляемость
  • Трудности усвоения школьной программы
  • Трудности решения задач
  • Пропуски букв на письме и недописывание слов
  • Бедная речь
  • Трудности контроля над аффектом
  • Ерзает на стуле
  • Не может усидеть на одном месте
  • Синкинезии
  1. При наличии одной или нескольких подобных жалоб мы рекомендуем Вам обратиться за консультацией к нейропсихологу.
  2. Нейропсихологическая диагностика позволяет:
  3. ✅определить сильные и слабые стороны в развитии мозговых систем;
  4. ✅узнать готов ли ваш ребенок к школе;
  5. ✅выявить ведущую руку и особенности обработки информации мозгом;
  6. ✅понять причину различных нарушений в развитии (СДВГ, дислексия, дисграфия, трудности в математике,чтении и письме и другое.)
  7. ✅правильно, с учетом особенностей развития мозга, выстроить коррекционную программу или программу подготовки к школе
  8. Обследование включает:
  • изучение анамнеза (беседа с родителями, особенности раннего развития)
  • исследование двигательной сферы
    тестирование всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного)
  •  исследование внимания и работоспособности
  • изучение памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной и др.)
  • исследование возможностей анализа и синтеза, логики
  • арифметические навыки
  • характер письма и чтения
  • На основании проделанного исследования дается заключение с подробными выводами о работе мозговых систем и психических функций и рекомендации по дальнейшей работе.
  • Нейродиагностика проводится индивидуально (с детьми до 18 лет присутствуют родители) и включает задания разного уровня сложности.
  • Диагностика проводится в присутствии родителя/родителей в течение 1 часа (в некоторых случаях необходимы 2 встречи) и состоит из 3 этапов.

На первом этапе выслушивается запрос (жалобы родителя). Психолог знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка.

На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

На третьем этапе психолог интерпретирует полученные данные и дает заключение с рекомендациями в устной форме.
Полная диагностика возможна с 5-6 лет, наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнется как можно раньше .

Специалист ЦНиР
Детский нейропсихолог, клинический психолог, преподаватель по нейро-йоге

Романова О.А.

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Клинический психолог, нейропсихолог, преподаватель по нейройоге.

Окончила Московский гуманитарно-экономический институт (психолог, преподаватель психологии, психолог-консультант); Российский Государственный Социальный Университет по специальности «Клиническая психология».
Стаж практической работы с детьми — более 10 лет.

Основные направления работы:
1. Нейропсихологическая диагностика (определение особенностей памяти, внимания, мышления, моторики, развития речи).
2.

Коррекционные занятия с детьми с трудностями в развитии (задержка психического и психоречевого развития (ЗПР, ЗПРР); синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ); минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и трудностями в учебе (низкая успеваемость, отвлекается на уроках, отсутствие интереса к учебе, дефицит внимания, трудности в усвоении школьной программы, пропуск букв в словах и т.п.)

3. Оздоровительные занятия по нейройоге с детьми от 3 лет.

Нейропсихологическая диагностика, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая коррекция, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) коррекция, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая коррекция при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии), 60 мин. Записаться
Групповая нейропсихологическая коррекция внимания, а также при дисграфии/дислексии (группа 3-4 чел), 60 мин. Записаться
Подготовка к школе с нейропсихологом, 60 мин. Записаться
Письменное заключение по результатам нейропсихологической диагностики Записаться

Источник: https://www.childneurology.ru/2018/09/04/art-romanova-whenneuro/

Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой — Когда следует обращаться к нейропсихологу?

Когда следует обращаться к нейропсихологу?

Нейропсихология занимается выявлением и коррекцией тех нарушений в психике и поведении людей, которые вызваны неравномерным или неправильным развитием различных отделов мозга

Дело в том, что за каждую психическую функцию человека отвечает определенный участок головного мозга. В силу самых различных причин те или иные участки могут развиваться не так, как им положено природой. Произойти это может из-за проблем, возникших как до рождения человека, так и в течение его жизни.

Тяжелая беременность, трудности при вынашивании плода, болезни матери, физические и психологические перегрузки и стрессы, перенесенные ею, употребление табака, алкоголя, сильнодействующих лекарственных препаратов, нездоровая экологическая среда, — все это способно нарушить нормальное развитие мозга еще не родившегося ребенка

В первые годы жизни ребенка также его мозг также может подвергнуться негативным воздействиям, чреватым неблагоприятными последствиями.

Читайте также:  Лечение неврастении: советы врача

Физические травмы, сотрясения, ушибы, экологические факторы, особенности воспитания и отношений в семье, раннее попадание в зависимость от компьютерных игр, дефицит живого полноценного общения со сверстниками и с взрослыми, — это и многое другое так или иначе оказывает сильное влияние, мешающее или препятствующее процессам гармоничного формирования детского мозга, азначит, и полноценной личности.

Нарушения нормального функционирования всех участков и отделов мозга неизбежно проявляются в поведении человека: в его движениях и координации, ориентации в пространстве и времени, в скорости восприятия и переработки информации, работоспособности, в общении, способности владеть собой, своими эмоциями… Любая сфера человеческой личности может так или иначе пострадать в результате этих нарушений.

Далеко не всегда подобные особенности поведения человека сразу обращают на себя внимание. Особенно это касается детей: ведь они еще не сформировались ни физически, ни эмоционально, ни психологически. Некоторые их странности зачастую объясняются возрастом, неумением, незнанием.

Однако такое легкомысленное отношение может привести к большим проблемам: незначительные, казалось бы, симптомы могут говорить о нарушениях, порой серьезных, в развитии мозга, а значит, и всей личности маленького человека.

Поэтом настоятельно рекомендуем вам обратить внимание на ваших детей и оценить, нет ли у них проявлений, которые могли бы свидетельствовать о скрытых (пока еще) проблемах. И если вы в чем-то не уверены, обязательно обратитесь к нейропсихологу.

Приведем самые распространенные показания, при которых желательно пройти диагностику у специалиста:

1. ваш ребенок получал общий наркоз;

2. часто болеет, соматически ослаблен, имеет хронические заболевания;

3. имеет проблемы с памятью и вниманием;

4. пишет, рисует левой рукой;

5. неусидчивый, суетливый, делает много хаотичных движений или чрезмерно медлительный, не воспринимает инструкцию сразу — требуются повторы;

6. в движениях выглядит неловким, неуклюжим, угловатым;

7. демонстрирует частую смену настроения, неустойчивый эмоциональный фон;

8. проявляет себя как «трудного» в воспитании, получает нарекания по поводу поведения в детском коллективе и дома;

9. плохо усваивает учебный материал;

10. двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

11. пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально;

12. наблюдается/наблюдался у врача-невролога и/или получил родовую травму; родился с помощью кесарева сечения; имеет повышенный или пониженный мышечный тонус или какую-либо иную неврологическую симптоматику; мало ползал или не ползал совсем; имел травмы головы;

13. имеет проблемы в речевом развитии

Пepвую кoнcультaцию у дeтcкoгo нeйpoпcиxoлoгa peкoмeндуeтcя пpoвecти в вoзpacтe 5-6 лeт, кoгдa peбeнoк coбиpaeтcя идти в шкoлу. Этoт вoзpacт cчитaeтcя oптимaльным для oпpeдeлeния вeдущeй pуки, для диaгнocтиpoвaния и выяcнeния, кaкиe пpoблeмы мoгут пoдcтepeгaть peбeнкa в шкoлe. K тoму жe, зa гoд дo шкoлы ecть вpeмя и вoзмoжнocть пpoвecти нeoбxoдимую кoppeкцию, нe пepeгpужaя мaлышa.

Mнoгиe дeти иcпытывaют cтpecc, пocтупaя в пepвый клacc, нe из-зa тoгo, чтo oтcтaют в paзвитии, a пo пpичинe излишнeй poдитeльcкoй зaбoты и кoнтpoля.

Ecли дoмa мaмa caмa зaвязывaлa peбeнк ушнуpки, зacтeгивaлa пугoвицы нa куpткe, coбиpaлa вeщи и тaк дaлee, тo в шкoлe peбeнoк иcпытывaeт нacтoящий шoк oт тoгo, чтo тeпepь у нeгo cтoлькo нoвыx oбязaннocтeй.

Дeтcкaя пcиxикa cлaбa, oтcюдa и пoявлeниe нeуcпeвaeмocти, тpуднocти в oбщeнии, уcтaлocть и нeжeлaниe учитьcя.

Bтopoй пик, кoгдa тpeбуeтcя пoceтить дeтcкoгo нeйpoпcиxoлoгa – этo 8-9 лeт. Te poдитeли, кoтopыe нe cвoдили мaлышa нa кoнcультaцию в 5-6 лeт, пoнимaют, чтo пpoблeмa ecть и, cпуcтя пapу лeт, зaмeчaют нeуcидчивocть peбeнкa, нeудoвлeтвopитeльныe oцeнки, пpoблeмы c пoвeдeниeм.

Пoмoчь мoжнo и тeм, и дpугим, нo лучшe дeлaть вce cвoeвpeмeннo, кoгдa paзвивaть peбeнкa и корректировать его поведение мoжнo бeз cтpecca и пoтepи дpaгoцeннoгo вpeмeни; нaчинaть лучшe в дошкoльный пepиoд.

Источник: https://psy-med.ru/articles/kogda-sleduet-obrashhatsya-k-nejropsixologu.html

Нейропсихолог

Нейропсихология – отрасль клинической психологии,  изучающая мозговую организацию психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоционального реагирования и др.

В последние десятилетия активно развивается нейропсихология детского возраста.  Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития высших психических функций  в норме и отвечающих за них отделов головного мозга.    

Нейропсихолог (психолог со специализацией по клинической психологии) – это специалист в области формирования мозговой организации психических процессов.

Именно этот специалист расскажет Вам, в чем особенности мозговой деятельности вашего ребенка, как работают его психические функции и как можно их развить.

В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со здоровьем. 

Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходят активные процессы формирования мозга, а также берется во внимание ранний опыт развития ребенка. 

Очень эффективной помощь нейропсихолога оказывается в тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в подготовке и адаптации к школьному обучению, имеет такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками. 

Обратиться к нейропсихологу нужно, если Ваш ребёнок:

  • С трудом удерживает внимание, легко и быстро отвлекается;
  • Не может сосредоточиться на выполняемом задании, рассеян;
  • Плохо запоминает;
  • Гиперактивен, неусидчив;
  • Медлителен, быстро утомляется;
  • Не может себя контролировать;
  • Неуклюж (в движениях), неловок.
  • Путает «право-лево», «верх-низ», «над-под» и др.;
  • Пишет зеркально буквы;
  • С трудом обучается чтению, письму, счётным операциям;
  • Делает «глупые» ошибки в тетради (перестановки, пропуски букв и др.).

                 НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью серий специальных методик.

Обратиться к нейропсихологу и пройти нейропсихологическое обследование (диагностику) будет полезно не только для ребёнка с трудностями в развитии, но и для любого ребёнка в возрасте 5 – 9 лет.  В процессе нейропсихологической диагностики ребёнку будут предложены интересные задания и упражнения.

В  результате  обследования родители получат данные об интеллектуальных возможностях ребёнка  и об актуальном   состоянии его высших психических функций (ВПФ) — памяти, внимания, мышления, речи, восприятия (зрительного, слухового, тактильного), пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти важные процессы должны быть сформированы  у  ребёнка на достаточном уровне  для успешного обучения  в школе

                                  НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Нейропсихологическая коррекция – это специализированный комплекс  упражнений для детей, направленный  на  коррекцию различных нарушений и отставаний в развитии ребенка, а также многоуровневая и разноплановая программа, направленная на развитие памяти, внимания, пространственной ориентации, мышления, речи и др. 

Во многих случаях  необходима именно комплексная системная коррекция, в которой помимо когнитивных воздействий (занятия за столом), применяются и двигательные методы.

Дело в том, что воздействие на телесный уровень (с учетом общих закономерностей развития) вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций – памяти, мышления, внимания, речи и др.

Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают «включение» эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции.

Нейропсихологическая коррекция не ставит непосредственной задачей исправление успеваемости или поведения, она создает условия для успешного функционирования тех структур головного мозга, которые по каким-либо причинам не «включились» в активную деятельность. В противном случае работа психологов и педагогов будет похожа на работу кровельщиков, пытающихся положить крышу на дом с недостроенным фундаментом и стенами.

  • Осуществляется коррекция рядом упражнений, которые можно разделить на следующие блоки:
  • I блок — блок дыхательных упражнений.
  • II блок  —   блок растяжек.
  • III блок – глазодвигательные упражнения.
  • IV блок — различные варианты ползания.
  • V блок —  когнитивные методы.

В своей работе мы начинаем с базовых вещей — выстраивать двигательное развитие ребёнка методом «замещающего онтогенеза».

Это метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи.

Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые, так или иначе, связаны с движением и в условиях его недостаточности, не имеют возможности правильно сформироваться.

Занятия по этой программе предусмотрены для дошкольников, начиная с 5 лет, а также детей младшего школьного возраста.

 Предлагаемый комплекс перспективен в работе с речевыми проблемами, заиканием, проблемами запоминания, в работе с детьми с задержкой психического развития, гиперактивностью, привычными патологическими действиями (грызет ногти, «пишет» всем телом и т.д.

), тиками, с трудностями в координации движений, телесными зажимами, ориентации в пространстве и времени. Занятия рекомендованы детям при проблемах поведения: импульсивности, повышенной активности, отвлекаемости, неспособности сидеть на одном месте — что очень осложняет жизнь как самому ребенку, так и его родителям, педагогам. 

В свою очередь, ребенок приучается быть дисциплинированным, нацеленным на достижение поставленной задачи, учится контролировать себя и взаимодействовать со сверстниками.

 Собственные достижения и успехи на занятиях способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе, а освоение новых заданий и видов деятельности расширяет его представление о собственных возможностях.

Необходимо отметить, что кроме общего развития интеллектуальной деятельности, занятия способствуют общему оздоровлению организма ребенка, поскольку в программу включены дыхательные упражнения, элементы самомассажа, упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса, развитие телесной чувствительности, гибкости тела и др.

Педагог-психолог, нейропсихолог Кира Александровна проводит:

  • индивидуальные консультации для родителей; 
  • нейропсихологическую диагностику развития ребенка (возраст от 5 до 9 лет), 
  • нейропсихологическую коррекцию (занятия по коррекции отставания в развитии функций с использованием двигательных, когнитивных методов и телесно-ориентированных техник).

Предварительная запись по телефону.

Источник: https://logorezultat.ru/neyropsikholog

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector