Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Нейропсихология — одно из самых популярных направлений в настоящее время в работе с детьми. В каких случаях ребенок нуждается в помощи нейропсихолога? Как специалист работает с детьми? Какие методы нейропсихологии зарекомендовали себя как самые эффективные?

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Детская нейропсихология — это и один из разделов клинической психологии, который занимается изучением мозговых особенностей и их связи с поведением ребенка.

Специалистами доказано, что детская психика и ее процессы тесно связаны с особенностями познавательной системы ребенка — памятью, воображением, вниманием, мышлением, речью, восприятием, эмоциями. Нейропсихологи занимаются изучением поведения ребенка посредством подробного анализа его мозговых особенностей.

Специалисты в этой области считают, что созревание отделов головного мозга оказывает прямое влияние на поведение детей и их психическое развитие.

Почему родители, которых беспокоит поведение ребенка, все чаще обращаются за помощью к детскому нейропсихологу? Специалистами доказано, что поведенческие нарушения ребенка, такие как неусидчивость, гиперактивность, низкая успеваемость при хороших интеллектуальных показателях, тесно связаны с созреванием и особенностями отделов головного мозга. В практике нейропсихологов, ребенок меняет поведение в лучшую сторону, и у него наступает прогресс, когда специалист в этой сфере применяет к нему специальные методы работы.

Мозг и психика ребенка отличаются пластичностью. По этой причине дети, когда нуждаются в психологической помощи и поддержке, реагируют на них гораздо быстрее, нежели взрослые при необходимости справиться с психологической травмой.

По этой же причине, ребенок гораздо быстрее идет на поправку. Нейропсихолог изучает психические процессы при поражении мозговых дисфункций и определяет область поражения, которая связана с тем или иным видом психической деятельности.

Это позволяет специалисту быстро определить нарушение, составить алгоритм действий и помочь ребенку.

Нейропсихолог необходим детям в следующих случаях:

  • диагностика ранних поражений отделов головного мозга;
  • плохая координация движений;           
  • слабый уровень мелкой моторики — ребенок не справляется с такими заданиями как лепка, письмо, работа с природным материалом, манипулирование с предметами;
  • низкая успеваемость в школе — ученик испытывает затруднения при счете, выполнении домашнего задания, чтения, пересказа, слушания;
  • низкий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения;
  • нарушение в развитии тонуса мышц — ребенок ощущает слабость или наоборот, возбудимость;
  • дефицит внимания с гиперактивностью;
  • речевые нарушения;
  • трудности со сном;
  • проблемное поведение, трудности с установлением контактов.

Часто, к нейропсихологу ребенок отправляется по рекомендации врача-невролога. Он рекомендует специалиста в случаях, если у детей обнаруживаются дисфункции подкорковых и стволовых образований.

Нарушение крупной и мелкой моторики, также, являются показателями к работе с нейропсихологом.

Любое дисгармоничное развитие психики, речи, мышечных отделов, познавательной сферы является показателем для получения консультации специалиста, диагностики и дальнейшей коррекционной работы.

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

В нейропсихологии выделяется несколько этапов работы с детьми.

  • Первый этап диагностический. Психолог определяет характер и особенности взаимодействия головного мозга с глубинными структурами, выявляет работу познавательных процессов ребенка. На этом этапе, также, обнаруживаются причины нарушения поведения, которые вызваны психическими и органическими патологиями. Специалист устанавливает видимые и возможные причины нарушения развития и поведения.
  • Второй этап. Происходит подбор методов лечения, который должен отвечать выявленным нарушениям. К ним относятся психотерапевтические методы, а также медикаментозное лечение. План работы с каждым ребенком разрабатывается индивидуально, учитывая его индивидуальные, возрастные, психофизиологические особенности.
  • На третьем этапе происходит непосредственно коррекционная и восстановительная работа. Нейропсихологи считают, что, здоровая психика ребенка зависит от состояния его моторики, восприятия и сенсорной системы. Поэтому, для прямого влияния на детское поведение и эффективности работы необходимы диагностика и восстановление этих функций. Игры — подвижные и психотерапевтические — и лекарственные препараты позволяют достичь хорошего результата и положительно влияют на психофизиологическую систему детского организма. Доза медикаментов, предназначенных ребенку, определяется индивидуально и в большинстве случаев является минимальной.

Как меняется поведение ребенка, после эффективной работы с нейропсихологом?

  • дети становятся менее импульсивными, повышается самоконтроль и саморегуляция;
  • процессы поведения становятся управляемыми родителями или самим ребенком;
  • гиперактивность снижается, работоспособность выходит на средний уровень, заменяя собой медлительность;
  • действия ребенка приобретают координированность;
  • улучшается способность ориентации в пространстве и по отношению к своему телу;
  • дети начинают лучше писать, читать, улучшается уровень памяти и внимания;
  • развиваются пространственное, абстрактное мышление;
  • ребенок все чаще начинает пользоваться логикой и объективным восприятием информации из внешнего мира и своих реакций;
  • повышается уровень личной самостоятельности и ответственности;
  • энергичность и внутренние ресурсы, до этого времени блокированные, выходят на первый план: ребенок приобретает учебную и познавательную мотивацию, пользуется своей любознательностью, которая в раннем и дошкольном возрасте является двигателем психофизиологического развития;
  • повышается общая сосредоточенность не только на деле, которое вызывает интерес, но, также и на том, которое надо выполнить, соблюдая учебный план;
  • дети осваивают работу по инструкции взрослых — учителей, родителей — и без труда следуют заданному алгоритму.
  • Помощь нейропсихолога может потребоваться во время переживания ребенком возрастного кризиса, адаптационного периода во время поступления в учебное заведение, переезда на новое место жительства, смены жизненных условий.
  • Профилактикой обращения к специалисту служит умение не перегружать ребенка дополнительным образованием в раннем возрасте.
  • Репетиторство и строгое наказание не приведут к желаемому результату, а лишь могут ухудшить психофизиологическое состояние ребенка.
  • Чем раньше родители вместе с ребенком посетят детского нейропсихолога, тем эффективней будет полученный результат в виде нормализации поведения и отдельных структур головного мозга. Таким образом, маленький пациент получает возможность полностью восстановить психическую деятельность и познавательную сферу.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/v_kakikh_sluchayakh_rebenku_nuzhen_neyropsikholog/

Детский нейропсихолог – что лечит и в чем состоит суть лечения

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Детский нейропсихолог – что он лечит? Этим вопросом задаются многие. Конечно приставка “нейро” о многомо говорит, но не дает четкой картины. Давайте разберемся.

Детский нейропсихолог – это специалист, осуществляющий работу с детьми, направленную на изучение, формирование и коррекцию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, двигательной активности), опираясь на знания механизмов, посредством которых развивается и функционирует детская нервная система. Он создает условия, в которых ребенок оперативно усваивает информацию.

  • Специалист данного направления диагностирует и лечит такие нарушения:
  • * затрудненное понимание и воспроизведение данных;
  • * речевые нарушения;
  • * заикания;
  • * трудности в обучении, плохой почерк, ошибки;
  • * отсутствие мотивации к учебе;
  • * сложное обучение письму, чтению, основам математики;
  • * неопрятность, зависимость от помощи взрослых;
  • * пониженная или повышенная активность, отсутствие усидчивости;
  • * невнимательность, неспособность к сосредоточению;
  • * тревожность и раздражительность;

* эмоциональные нарушения (вспыльчивость, ранимость и т.д.);

  1. * мышечные тики;
  2. * повышенный или сниженный тонус мышц;
  3. * отставание в развитии моторики;
  4. * проблемы с координацией движений (частые падения, неловкость).

У детей могут наблюдаться нарушения сенсорики и двигательной активности. Дети с патологиями подкорковых образований быстро устают во время какой-либо деятельности. Им трудно концентрироваться, они часто отвлекаются, с трудом запоминают материал. Нередко встречаются проблемы с мышечным тонусом.

Нейропсихологический синдром характеризуется сочетанием ряда сбоев в высших психических функциях, связанных с локальными поражениями головного мозга.

Дисгенетический синдром вызывается нарушениями подкорковых и стволовых образований.

Для стволовых нарушений характерна некорректная работа эндокринной системы, слабая сопротивляемость заболеваниям. Дети страдают диатезом, энурезом, энкопрезом, у них наблюдаются расстройства сна и проблемы с речью. С первых дней жизни они развиваются с нарушениями моторики.

При подкорковых нарушениях нет очевидных проблем с интеллектуальным развитием, малыши нормально осваивают речь.

Однако они могут страдать головными болями, быстрой утомляемостью, слабостью, нарушениями координации движения, приводящими к повышенному травматизму.

Они с трудом фокусируются на чем-либо, скоро забывают пройденный материал, их внимание быстро рассеивается, а почерк зачастую неразборчив.

Нарушение работы височных отделов сопровождается плохой слухоречевой памятью, дети путают слова, звуки, буквы, им трудно повторить услышанное.

При недостаточности затылочных отделов ребенок может проявлять зеркальность, путать «право» и «лево», демонстрировать затрудненное различение пространственных факторов. Когда он пишет, то часто отклоняется от строчки, меняет наклон букв.

С неполноценностью лобных отделов связано упрощение письма, чтения, устной речи, сложности с запоминанием правил. Такие дети пропускают предлоги, окончания слов, имеют скудный словарный запас.

Перед детским нейропсихологом ставится задача правильной диагностики и определения тактики коррекции нарушений.

Специалисты работают с детьми в возрастном диапазоне от трех до двенадцати лет. Наиболее результативными являются занятия с пациентами от пяти лет. В это время мозг является вполне сформированным для освоения навыков и довольно пластичным, чтобы поддаваться коррекции.

Специалист проводит диагностику в просторной, хорошо освещенной комнате без посторонних лиц и отвлекающих факторов, общаясь с ребенком в доброжелательной манере, используя понятный ему простой язык.

Беседа сопровождается элементами игры, использованием тестов, упражнений.

С дошкольниками она продолжается до получаса, с учениками начальной школы – от 40 до 50 минут, и с детьми старше 10 лет – до полутора часов.

  • При этом исследуются двигательные и речевые функции пациента, навыки письма, чтения, счета, работа органов чувств, интеллектуальное развитие, память, межполушарная асимметрия (ведущая правая или левая рука).
  • Нейропсихологи не назначают лечебных препаратов. Их инструментом является нейрокоррекция:
  • * двигательная (физические упражнения);
  • * когнитивная (интеллектуальные задания).
  • Совокупная коррекционная деятельность способствует улучшению моторных навыков и работы памяти, повышению успеваемости ребенка, воспитанию его внимательности и усидчивости.

Чтобы эффективно развивать нуждающиеся в этом участки детского головного мозга, улучшая их функционирование, специалист должен иметь соответствующую квалификацию и практический опыт. Обладая необходимыми знаниями, нейропсихолог может направить в нужное русло психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Вот мы и ответили на вопрос – что лечит детский нейропсихолог. Надеемся Вы получили ответ на интересующий Вас вопрос. До скорых встреч.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Источник: https://or-sun.ru/detskij-nejropsixolog-chto-lechit-i-v-chem-sostoit-sut-lecheniya/

Нейропсихология детского возраста

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Формирование всех психический функций у ребёнка происходит постепенно. Со временем у него развиваются речь, мышление, память, внимание и так далее. Все эти способности связаны с определёнными областями коры головного мозга. Детская нейропсихология – это наука, занимающаяся изучением процесса формирования высших психических функций (ВПФ). Её основная цель – сравнение уровня развития ВПФ у конкретного малыша с нормативными показателями. Детский нейропсихолог – это специалист, занимающийся выявлением органических патологий, которые могут помешать ребёнку в обучении, познавательной деятельности, социализации и так далее.

Читайте также:  Ремерон: инструкция по применению, отзывы, аналоги и цена

Цены на нейропсихологию детского возраста

Виды занятий Стоимость одного занятия / сеанса Длительность одного занятия / сеанса Рекомендуемое количество занятий/сеансов
Индивидуальное нейропсихологическое занятие 1000 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Групповое нейропсихологическое занятие 800 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю

Центр «Доброе Слово» активно занимается вопросами нейропсихологии детского возраста. Наши специалисты проводят диагностику малышей, выявляют патологии и разрабатывают индивидуальные коррекционные программы.

Мы используем актуальные методики детской нейропсихологии, позволяющие эффективно избавляться от существующих проблем.

Когда нужно обратиться к специалисту

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Нейропсихологическое обследование рекомендовано всем детям, планирующим поступление в первый класс. Оно позволит родителям узнать, готов ли малыш к освоению школьной программы и учебным нагрузками. Также необходимо посетить детского нейропсихолога если ребёнок:

  • плохо учится в группе, постоянно отстаёт от сверстников;
  • рассеян, плохо запоминает информацию, не может сконцентрироваться;
  • испытывает трудности в освоении чтения, письма и счёта, несмотря на регулярные занятия с репетиторами;
  • родился с родовой травмой или раньше срока, переболел нейроинфекцией, перенёс травму головы (обследование нейропсихолога позволит узнать, отразилось ли это на функционировании мозга малыша);
  • плохо социализируется, ленится, ведёт себя агрессивно, с трудом себя контролирует;
  • быстро утомляется, плохо спит, постоянно тревожится;
  • неаккуратен, неуклюж, медлителен, нерасторопен.

Методы, которые использует детская нейропсихология, наиболее эффективны в дошкольном и младшем школьном возрастах. Поэтому лучше обращаться к специалисту, когда ребёнку от 3 до 12 лет. Современная детская нейропсихология объясняет это тем, что в раннем возрасте происходит формирование основных структур мозга, отвечающих за высшие психические функции.

Нейропсихологическая коррекция в Центре «Доброе Слово»

В первом приёме детский нейропсихолог проводит обследование ребёнка. Диагностика позволяет определить уровень развития ВПФ малыша, его потенциал и имеющиеся проблемы. В зависимости от выявленной патологии нейропсихологом разрабатывается индивидуальная программа коррекции.

Она также учитывает возраст малыша, особенности его характера и личности.

Индивидуальная коррекционная программа задействует классические методики нейропсихологии детского возраста, сенсорно-ориентированную терапию и приёмы из смежных наук (логопедии, психологии, педагогики, неврологии и пр.).

Занятия включают:

  • дыхательные упражнения;
  • физическую активность;
  • когнитивные игры;
  • сенсорные массажи;
  • логопедические упражнения;
  • задачи на развитие памяти, внимания и концентрации;
  • обучение чтению, письму, счёту и так далее.

Специалист концентрируется не на последствиях, а на причинах, вызывающих сложности в обучении. Например, ребёнок допускает множество ошибок при письме.

Это может быть связано не только с безграмотностью, но и с нарушением фонематического слуха, сложностями при концентрации, быстрой утомляемостью и так далее. Выявив причину проблемы, специалист подбирает наиболее эффективный способ её устранения.

Заставляя малыша учить правила и переписывать диктанты по несколько раз, вы не добьётесь желаемого результата. Это только приведёт к отторжению, протестному поведению и возникновению комплексов.

Если вы хотите узнать подробнее, что такое нейропсихология детского возраста, запишитесь на консультацию в Центр «Доброе Слово». Наши специалисты всегда готовы помочь родителям получить ответы на желаемые вопросы.

Ваш малыш быстро устаёт, плохо ладит со сверстниками, постоянно приносит домой плохие отметки, забывает выполнить домашнее задание? Возможно дело не в его характере, а в особенностях функционирования головного мозга. Обратившись в наш Центр, вы сможете решить подобные проблемы. При этом ребёнок не будет подвергаться стрессу.

Занятия проходят в комфортной и доброжелательной атмосфере. Такой подход только мотивирует ребёнка стремиться к новым знаниям.

Источник: http://logopedagogika.ru/uslugi/razvitie-intellekta-i-myshleniya/nejropsihologiya/detskaya-nejropsihologiya/

Что делает детский нейропсихолог? Зачем он ребенку?

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны.

Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д.

Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д.

Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный.

В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

С какого возраста можно посещать нейропсихолога?

Детский нейропсихолог в основном работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно. В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими, формируются медленнее. Вы можете привести к нейропсихологу и подростка, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением. Диагностика занимает примерно 1,5 – 2,5 часа.

Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез. Это понятие означает, что нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит из трех этапов:

  • Восполнение энергетического потенциала. На этом этапе врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.
  • Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.
  • На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следовать правилам, соблюдать границы, действовать по определенному алгоритму.

Каждый этап длится около 20-25 занятий, и в него обязательно должна включиться вся семья, ведь необходимо изменить и сложившиеся родительско-детские отношения.

Нейрокоррекция по времени занимает от 4 месяцев до 4 лет, все зависит от тяжести случая. Родителям нужно понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье малыша.

Источник: http://karkusha.su/chto-delaet-detskiy-neyropsiholog-zachem-on-rebenku/

Нейропсихолог — все о врачебной специальности

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Нейропсихолог – это врач, который корректирует работу человеческой психики. Результатами его деятельности является восстановление речевых навыков, нормализация восприятия и мышления. Такой специалист тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами, что способствует улучшению процесса восстановления.

У современных детей отмечается возрастание различных патологий, поэтому появилась необходимость в образовании детской нейропсихологии. Она направлена на сравнение и изучение развития психических функций при различных видах заболеваний, соотнося их с нормой. Основными причинами развития патологий являются родовые травмы, сбои в процессе формирования эмбриона, различные врожденные отклонения.

Читайте также:  Астено вегетативный синдром: как проявляется и лечится

Очень важно вовремя обнаружить проблему и начать с ней работать, так как детский возраст является пластичным, и многие патологические проявления поддаются коррекции.

Диагностируется заболевание при обращении к специалисту, который изучает историю болезни, выслушивает жалобы, общается с родителями (уточняется течение родов и наличие врожденных пороков или отклонений). Могут быть назначены аппаратные исследования или проведение генетического анализа для установления наследственных мутаций гена.

Методики коррекции подбираются в индивидуальном порядке.

Нейропсихолог занимается изучением индивидуальной особенности психики пациента и оказывает эффективное лечение. Это позволяет улучшить социальную адаптацию пациента к определенным условиям жизни. В медицине принято выделять две отрасли – взрослую и детскую нейропсихологию. Вторая отрасль только развивается. Для определения характера нарушения используется одна и та же специфика.

Основные методы нейропсихологии направлены на изучение:

  • личностной характеристики;
  • поведенческих особенностей;
  • произвольных действий и движений;
  • процессов познания (память, речь, мышление, восприятие).

К научным методам относятся:

  • Сравнительно-анатомический метод. В его основу положен принцип установления зависимости между способом жизни, поведением и индивидуальной особенностью структуры нервной системы. С его помощью определяется принцип работы головного мозга.
  • Метод раздражения. Заключается в анализе психического функционирования при воздействии на мозг. Принцип воздействия может быть прямым, непрямым или посредством раздражения отдельных нейронов в коре головного мозга.

Нейропсихология еще только развивается, а мозг человека изучен недостаточно.

Нейропсихолог часто занимается с детьми, у которых выявлены следующие нарушения:

  • ДЦП;
  • гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания;
  • задержки в речевом развитии;
  • медлительность и несамостоятельность;
  • затруднения в адаптации в обществе;
  • нежелание учиться и заниматься;
  • повышенная утомляемость;
  • замедленное усвоение школьной программы.

Скорректировать отклонения можно только детям до 12 лет: в этот период функциональные нарушения лучше всего поддаются исправлению.

Врач помогает детям, у которых наблюдаются ограниченные умственные способности. Такие патологии могут быть врожденными или приобретенными после перенесения травм. В последнем случае такие патологические явления могут встречаться у взрослых людей.

Нейропсихолог подбирает и разрабатывает индивидуальную программу для ребенка. Она носит обучающий характер. Это могут быть различные задания, направленные на улучшения речи, памяти, мышления.

  • Со взрослыми клинический психолог в области нейропсихологии работает после перенесения тяжелых заболеваний, физических или психических травм.
  • Следует рассмотреть основные признаки, которые сигнализируют о наличии проблемы, решить которую поможет нейропсихолог.
  • Если у вашего малыша имеется хотя бы одна из проблем, описанных ниже, то необходимо обратиться в клинику и получить соответствующую консультацию:
  • плохое запоминание и воспроизведение устной или письменной речи;
  • непонимание окружающих;
  • нарушение мелкой и крупной моторики;
  • непонимание правильного оформления грамматического построения речи;
  • быстрая утомляемость;
  • трудности в самоорганизации и проблемы с опрятностью;
  • пропуск букв или слов в устной или письменной речи;
  • нестабильность эмоционального фона;
  • низкая концентрация внимания и усидчивость.

Врач-нейропсихолог проведет специальное тестирование в форме игры, задаст вопросы ребенку и разработает индивидуальную программу.

При обращении в больницу, внешнего осмотра и беседы может быть недостаточно. Основная обязанность врача заключается в установлении причины отклонения, поэтому может потребоваться проведение лабораторных и инструментальных исследований: сдается анализ крови, назначается УЗИ, КТ или МРТ, рентген.

Специалист может назначить лечение в комплексе с прохождением курса восстановления или коррекции.

Методика проверки у нейропсихолога включает в себя исследование:

  • двигательной функции;
  • письма, счета и чтения;
  • способности распознавать предметы;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых навыков;
  • доминирующего полушария – леворукость или праворукость.

Обследование проходит в форме упражнений, врач располагает ребенка к выполнению необходимых действий. После проверки подбираются соответствующие упражнения. Это делает процесс восстановления более эффективным.

Занятия с нейропсихологом может включать специальный комплекс упражнений, связанный с дыханием. Продолжительность будет зависеть от степени осложнений и возраста ребенка.

Занятия направлены на:

  • Рост энергетического потенциала, улучшение мышечного тонуса, памяти и внимания. Основные упражнения: дыхательные, растяжки, сочетание расслабления и напряжения.
  • Улучшение координации движений и сенсорного восприятия. Базовые упражнения направлены на формирование чувства ритма, развитие памяти и движений в различных направлениях.
  • Самоорганизацию, когда у ребенка вырабатывается самоконтроль, способность следовать инструкции и придерживаться правил.

Упражнения могут выполняться в положении стоя, лежа или сидя. Желательно, чтобы вся семья включилась в процесс, все движения необходимо прорабатывать дома.

Нейропсихолог не лечит основное заболевание. К его услугам прибегают в процессе реабилитации пациента, когда причина болезни устранена. Встречаются случаи, когда основное лечение отклонения может быть только нейропсихологическое.

Лучшие Нейропсихологи Москвы

Читать нас на Яндекс.Дзен

Источник: https://SimptoMer.ru/doctor/neyropsiholog

Нейропсихолог | Метки: заниматься, делать

я понела нам не нужно к неврологу. Пойду к нейропсихологу. в КИДС. Девочки кто был? хороший специалист?

  • И вообще кто ходил к подобному врачу?
  • Вот для справок инфа:
  • Если вашему ребенку детский невролог поставил клинический диагноз:
  • — нарушение внимания и гиперактивность (СДВГ);
  • — задержка психического развития (ЗПР);
  • — дисграфия и дислексия;
  • — детский церебральный паралич (ДЦП);
  • — социальная неуверенность и тревожное расстройство;
  • — психопатия (психопатология характера);
  • то в обязательном порядке необходимо пройти обследование у нейропсихолога.

Нейропсихолог – это специалист, который имеет специальные знания о развитии различных форм психической деятельности мозга ( восприятия, памяти, внимания, мышления и речи) и механизмах их функционирования в норме и патологии. Может квалифицированно провести системный анализ нарушений высших психических (ВПФ) у взрослых и детей.

Нейропсихологическая диагностика представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения).

Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.

Пройти диагностику у детского нейропсихолога полезно любому ребенку от 3 до 10 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет): своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция детей поможет им преодолеть эти трудности.

Диагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования детский нейропсихолог делает четкий вывод об актуальном состоянии высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля.

Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребенка в школе. По итогам обследования проводится консультация детского нейропсихолога с родителем, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы (нейропсихологической коррекции) с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка.

Весь процесс (диагностика и консультация) длится 3 -4 встречи от 30 минут до 1,5 часов (зависит от возраста и состояния ВПФ у ребенка).

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

  • снижение общей работоспособности,
  • повышенную утомляемость, рассеянность;
  • нарушение мыслительной деятельности;
  • недостатки в речевом развитии;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности
  • повышенная агрессивность и нарушение отношений со сверстниками

Нейропсихологическая коррекция пользуется большим спросом, поскольку является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.http://www.detki-psy.ru/images/fee51ca3ec689b96c99e8fc18f06fb1a/kor1.JPG

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т.д.). Каждое занятие включает в себя двигательные (сенсомоторная коррекция) и когнитивные (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии.

В рамках нейропсихологической коррекции предусмотрено обязательное выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдением родителями рекомендаций специалиста.

В целом нейропсихологическая диагностика и коррекция детей не только позволяет ребенку эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка.

Один курс коррекционных занятий состоит в среднем из 20 – 25 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Количество курсов (в среднем от одного до трех) назначается, исходя из результатов промежуточной диагностики.

Таким образом, нейропсихологическая диагностика и коррекция детей проводится комплексно для достижения наилучших результатов. Продолжительность занятия составляет от 30 до 80 минут.

Это время может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/443999148-218866749/

Нейропсихолог

Нейропсихолог занимается коррекцией тех или иных функций человеческой психики, что способствует улучшению их работы.

Результатом его деятельности является восстановление речи, нормализация особенностей восприятия, мышления, а также различных высших функций психики.

Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см.

выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Представитель этой профессии тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами.

Особенности профессии

Работа нейропсихолога помогает клиенту адаптироваться к тем условиям жизни, в которых находится в данный момент. Официально выделяют две отрасли нейропсихологии: взрослая и детская.

Вторая является более молодой и развивается очень быстро, пока что не имея официального ответвления.

Именно поэтому для детских проблем с психикой в нейропсихологии используются те же методы диагностики, что и для взрослых.

Чаще всего нейропсихологи работают с детьми, которые страдают от:

  • ДЦП;
  • нарушения процессов контроля собственного поведения, а также внимания (такое явления квалифицируется как синдром дефицита внимания, а также гиперактивности);
  • трудностей в процессе социализации (адаптации к обществу);
  • повышенной утомляемости;
  • замедленного процесса усвоения школьной программы.

Также этот специалист помогает детям с ограниченными умственными способностями врожденного характера или же тех, которые появились в течение жизни, к примеру, после травм.

Для каждого ребенка нейропсихолог подбирает особую обучающую программу, благодаря которой и возможна эффективная коррекция функций психики.

Она заключается в выполнении разнообразных заданий, направленных на улучшение внимания, памяти и др.

Клинический психолог в области нейропсихологии работает и со взрослыми пациентами. Они прибегают к помощи этого специалиста после поражений нервной системы, которая пострадала в результате заболеваний, физических и психологических травм. Важно помнить: этот специалист не является доктором.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • оказание помощи пациентам;
  • работа в хороших условиях;
  • востребованность (если специалист обладает достаточным количеством знаний);
  • возможность сбора информации для научных работ;
  • интересные случаи в практике.

Минусы:

  • ответственность за здоровье и жизнь пациента (от правильно подобранных методов, рекомендуемых для лечения, зависит дальнейшее психическое состояние и поведение пациента);
  • низкая зарплата в государственных учреждениях;
  • трудности в работе с теми пациентами, которые не хотят выполнять программу корректировки психики.
Читайте также:  Как можно избавиться от страха вождения автомобиля: советы

Важные качества

Касаемо человеческих, а не профессиональных качеств, представителю этой профессии требуется уметь расположить к себе пациента и установить с ним доверительные отношения.

Обязательным условием является наличие эмпатии, но при этом умения абстрагироваться, не пропуская проблемы пациента через себя.

Также необходимо иметь устойчивую нервную систему, так как в практике нередко попадаются трудные случаи заболеваний.

Нейропсихолог должен уметь работать с детьми, поскольку именно они составляют большую часть от всего количества пациентов. Необходимо терпение и выдержка.

Кроме того, представителю этой профессии потребуется постоянное повышение квалификации и самообучение. Преимущественная часть исследований в сфере нейропсихологии публикуется на английском, поэтому важно владеть знаниями этого языка. Кроме того, на различных семинарах международного уровня на этом языке можно будет обменяться опытом со специалистами из других стран.

Где учиться на Нейропсихолога

Чтобы стать специалистом данного профиля, сначала необходимо получить высшее образование по профессии «клинический психолог». Далее квалификацию нужно повысить в аспирантуре, параллельно с этим защитить кандидатскую диссертацию, а затем докторскую.

Место работы

После окончания учебы нейропсихологи устраиваются в государственные учреждения в качестве клинических психологов, а также в нейрохирургические клиники. Часто они выбирают должность педагога-психолога, работают в медико-психологических центрах. Кроме того, представителю этой профессии можно устроиться в частную клинику, где обычно предлагается гибкий график работы и высокий доход.

Оплата труда

Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей.

Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей.

Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей.

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов.

В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его.

Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Известные люди этой профессии

Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии.

Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм.

Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.

Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.

Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.

Источник: https://www.profguide.io/professions/neuropsychologist.html

Что делает нейропсихолог — обзор профессии

Нейропсихолог — специалист междисциплинарного научного направления на стыке неврологии и клинической психологии, занимающийся исследованием и коррекцией процессов высшей психической деятельности у людей с нарушениями функций головного мозга.

Основной задачей деятельности практикующего нейропсихолога является реабилитация пациентов с локальными поражениями ЦНС после перенесения черепно-мозговых травм, инсультов, тяжелых интоксикаций, а также помощь в развитии психических процессов у детей.

  • Краткий обзор
  • Скачать резюме
Зарплата от 40 000 рублей
График работы Полная занятость
Образование Высшее Курсы
Спрос на рынке 19 открытых вакансих
Возраст кандидатов ~ 35 — 38 лет

Таблица 1. Краткий обзор профессии

В должностные инструкции нейропсихолога входят следующие функции и обязанности:

  • выявление ресурсных и дефицитарных сторон мозговой деятельности пациентов, степени нарушений их высших психических функций;
  • установление имеющихся взаимосвязей между имеющимися повреждениями структур мозга и нарушениями психических процессов;
  • оценка степени тяжести имеющихся синдромов: нарушения восприятия речи, зрительных образов, праксиса, внимания, пространственной ориентации;
  • проведение нейродиагностических процедур с целью определения особенностей работы мышления, восприятия, уровня контроля, саморегуляции, координации движений;
  • разработка и осуществление индивидуальных программ двигательной и когнитивной нейрокоррекции;
  • ведение контроля за качественными результатами выполнения адаптационных упражнений, развивающих и обучающих методик;
  • внесение дополнений в программу нейрокоррекции;
  • проведение нейропсихологической реабилитации путем активации компенсаторных механизмов высшей нервной деятельности при органических поражениях отдельных участков головного мозга;
  • исследовательская клиническая деятельность в области нейропсихологии;
  • оказание консультационной помощи.

Зарплата нейропсихолога в России зависит от уровня квалификации, места работы и региона.

Москва

Заработная плата специалиста в Москве начинается от 50 тыс. руб. в месяц.

Санкт-Петербург

Оклад в СПБ по специальности нейропсихолог в среднем составляет около 48 тыс. руб. в месяц.

Другие регионы

В регионах в данной профессии можно зарабатывать: около 45 тыс. руб. в месяц.

Средняя по СНГ

Хороший практикующий нейропсихолог на территории государств Содружества может получать от 60 тыс. руб. в месяц.

Нейропсихология относится к числу новых профессий. Спрос на услуги специалистов этого профиля возрастает, что отражается на уровне доходов.

Распределение релевантных вакансий на рынке труда по регионам.

  • Ростовская область: 2
  • Нижегородская область: 1
  • Московская область: 1

Ниже в статье вы найдете активные вакансии

Качества, необходимые нейропсихологу:

  • интерес к когнитивной науке;
  • рациональное критическое мышление;
  • развитая эмпатия;
  • стрессоустойчивость;
  • нацеленность на результат;
  • внимательность;
  • стремление к новым познаниям.

Высшее профессиональное по специальности «клиническая психология», «неврология», послевузовская подготовка. Обучение можно пройти на профильных факультетах лицензированных медицинских и гуманитарных вузов.

Средняя стоимость образования 200 тыс. рублей в год / 4 года. Бюджетных мест, как правило от 15 на поток.

ВУЗ Стоимость обучение Время обучения Бюджет
МГУ имени Ломоносова 325 000 рублей 6 год 52
ТГУ им. Г. Р. Державина 92 000 рублей 5 год нет
Российский государственный гуманитарный университет 206 000 рублей 5 год 15

Таблица 2. Средняя стоимость обучения в год.

Стоимость курсов зависит от продолжительности и спикеров. В среднем до 50 000 рублей за месяц.

Курсы Цена Срок обучения  Online
vgaps.ru 4 900 рублей 2 месяца да
mba-city.ru 15 500 рублей 3 месяца да
center-vera 70 000 рублей 7 месяцев да

Таблица 3. Стоимость курсов повышения квалификации

Навыки

  • знания основ псизофизиологии, анатомии, неврологии, психиатрии, психотерапии;
  • практические навыки доверительного общения с различными категориями клиентов;
  • знание принципов работы диагностического оборудования: магнитно-резонансного, позитронно-эмиссионного томографов, электроэнцефаллографа и других.

Большинство специалистов-нейропсихологов — люди в возрасте 35–38 лет.

Рис. 2: Средний возраст

Опыт работы

Необходим опыт работы в области психотерапии, клинической психологии, психологической педагогике.

Нейрохирург работает в кабинете клиники или реабилитационного центра. График деятельности регламентируется штатным расписанием. Специалисты частной практики организуют рабочий день в зависимости от своих возможностей.

Карьерный рост

Квалифицированный сотрудник имеет возможность сделать научную карьеру, защитив кандидатскую и докторскую диссертации, стать руководителем специализированного центра.

Отзывы о вакансии

Зинаида (35 лет):
Деятельность нейропсихолога привлекает востребованностью, возможностью оказывать практическую помощь или развиваться в научной сфере. К недостаткам относят трудности в общении с пациентами, высокий уровень ответственности.

Кем можно работать с образованием в данной специальности

Нейропсихологи трудятся в научно-медицинских, психологических, реабилитационных центрах, клиниках, следственных органах. Многие специалисты ведут частную практику.

Вакансии

При включенном AdBkock — открытые вакансии могут буть недоступны к просмотру.

Источник: https://jobjoys.com/pedagogika-i-psihologiya/chto-delaet-nejropsiholog-obzor-professii/

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается

Многие родители, услышав рекомендацию показать своего ребенка детскому нейропсихологу, недоумевают, не зная, что он лечит, чем вообще занимается этот врач, и для каких целей детей водят к нему на консультации. Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно учить специфику работы детского специалиста по нейропсихологии.

Мозг человека, тем более ребенка, является пластичной структурой, у которой есть огромные возможности для компенсации различных проблем и развития.

Главной функцией детского нейропсихолога считается умение понять и разобраться, в чем состоят истинные проблемы ребенка в школе, в поведении, в отношениях с родителями и сверстниками, а после – предложить лучшие методы работы и упражнения для компенсации пробелов.

Конечно, детские нейропсихологии не могут быть волшебниками, и помочь детям с абсолютно любым уровнем нарушений они не могут (при выявлении более глубоких проблем, с ребенком занимаются врачи дефектологи, психотерапевты и другие, в зависимости от патологии).

Большинство же детей, которые посещали специалистов по нейропсихологии, показывают высокую результативность – они приобретают возможность учиться в обычной общеобразовательной школе, избежать попадания в коррекционный класс. Согласно отзывам их родителей, решаются проблемы с усидчивостью ребенка, с общением, более высокой становится эффективность занятий с логопедом.

В каком возрасте нужна консультация

Первую консультацию у детского нейропсихолога рекомендуется провести в возрасте 5-6 лет, когда ребенок собирается идти в школу. Этот возраст считается оптимальным для определения ведущей руки, для диагностирования и выяснения, какие проблемы могут подстерегать ребенка в школе. К тому же, за год до школы есть время и возможность провести необходимую коррекцию, не перегружая малыша.

Многие дети испытывают стресс, поступая в первый класс, не из-за того, что отстают в развитии, а по причине излишней родительской заботы и контроля.

Если дома мама сама завязывала ребенку шнурки, застегивала пуговицы на куртке, собирала вещи и так далее, то в школе ребенок испытывает настоящий шок от того, что теперь у него столько новых обязанностей.

Детская психика слаба, отсюда и появление неуспеваемости, трудности в общении, усталость и нежелание учиться.

Второй пик, когда требуется посетить детского нейропсихолога – это 8-9 лет. Те родители, которые не сводили малыша на консультацию в 5-6 лет, понимают, что проблема есть и, спустя пару лет, замечают неусидчивость ребенка, неудовлетворительные оценки, проблемы с поведением.

Источник: https://neotravlen.ru/psihologiya/detskij-nejropsiholog-chto-eto-za-spetsialist-chem-zanimaetsya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector