Асоциальный человек – тип личности, равнодушный к нормам и правилам поведения в обществе. Он не испытывает привычных человеческих эмоций – жалости, сочувствия, стыда. Причина асоциальности может заключаться в медицинских, педагогических и социальных факторах.
Асоциальному человеку все равно на правила общества у него есть свои
Асоциальный человек что это значит?
Асоциальная личность – это человек, поступки которого не вписываются в стандарты поведения современного общества. Он может нарушать правовые и морально-этические нормы намеренно либо по незнанию, не понимая, почему его поведение неприемлемо. Другое название асоциальной личности – социопат.
Асоциальные люди равнодушны к установленным правилам и общественной морали, они не чувствуют стыда или сочувствия к окружающим. Полное отсутствие интереса к другим людям и извращённые понятия о моральных ценностях мешают им полноценно влиться в общество.
Важно!При отсутствии лечения и помощи девиантное поведение становится образом жизни, приводя к преступным деяниям, к заражению ВИЧ и ЗППП, а также к гибели.
Причины асоциальности
Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:
- медицинские;
- педагогические;
- социальные.
Также причина отклонений может заключаться в психологических патологиях. Они возникают при совмещении нескольких групп факторов и с трудом поддаются лечению.
Медицинские причины
- Шизофрения одна из причин асоциальности
- К медицинским факторам, провоцирующим асоциальность, относят:
- поражения плода внутри утробы;
- инфекции и травмы головного мозга;
- психосоматические отклонения;
- шизотипическое расстройство,
- шизофренические состояния;
- инфантилизм, СДВГ, гебоидность.
Педагогические причины
Среди причин девиантности, проявляемым при неправильном воспитании, выделяют:
- отрицательный пример родителей и других членов семьи;
- излишне высокие требования к ребёнку;
- гиперопека либо отсутствие опеки как таковой;
- игнорирование потребностей ребёнка;
- потакание всем прихотям;
- частые и несправедливые наказания;
- отсутствие доверительных отношений в семье.
Излишняя забота о человеке приводит к асоциальному образу жизни
Социальные причины
В социальных факторах девиантного поведения можно отметить следующие:
- проблемы в общении со сверстниками у детей и подростков;
- желание самоутвердиться за счёт других;
- материальное и социальное неравенство;
- проживание в неблагополучной семье;
- влияние религиозных сект, субкультур;
- травля, издевательства, насмешки;
- физическое и сексуальное насилие.
Также к социальным причинам относятся зависимости, провоцирующие девиантность.
Признаки асоциального поведения
К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:
- проблемы во взаимодействии с людьми;
- конфликты или отсутствие контактов с окружением;
- частая смена увлечений и круга друзей;
- отсутствие интереса к работе, учёбе;
- рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
- низкий уровень ответственности;
- нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
- повышенный или пониженный аппетит;
- частые перемены в настроении;
- равнодушие и жестокость к окружающим;
- заниженная либо завышенная самооценка.
Частая смена настроения один из признаков социопатии
Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.
Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:
- аддиктивная;
- аморальная;
- противоправная;
- преступная.
Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.
Аддиктивный тип
Аддиктивная форма асоциальности – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.
Аддиктивное поведение может выражаться:
- алкоголизмом;
- наркоманией;
- анорексией;
- булимией;
- нимфоманией;
- трудоголизмом;
- религиозным фанатизмом;
- компьютерной и игровой зависимостью.
- Алкоголизм как один из способов убежать от проблем относится к аддиктивному типу
- Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.
Чаще всего аддиктивное асоциальное поведение встречается у подростков и лиц младше 25 лет. Женщины подвержены ему в 2-3 раза сильней, нежели мужчины.
Аморальный тип
Аморальная форма асоциальности – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.
Характерные элементы аморального асоциального типа личности:
- промискуитетные связи;
- проституция;
- бродяжничество;
- попрошайничество;
- нежелание учиться и работать;
- агрессивное поведение;
- наркомания, алкоголизм;
- богохульство с целью разжигания ненависти;
- оскорбление других людей, в т. ч. близких.
Разгульный образ жизни относится к аморальному типу асоциального поведения
Важно!Прежде к аморальному подвиду асоциальности относились гомосексуальные связи. Это ошибочное суждение: ориентация определяется генетически и не зависит от типа личности.
Противоправный тип
Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.
К противоправным асоциальным деяниям относятся:
- хулиганство;
- драки и побои;
- поджоги и вандализм;
- оскорбления личности;
- угоны без цели хищения;
- мелкие кражи и грабежи.
Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.
Драка относится к асоциальному поведению
Преступный тип
Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.
К преступному поведению относят:
- кражи со взломом;
- грабежи и бандитизм;
- разбойные нападения;
- мошенничество;
- вымогательства;
- организация беспорядков;
- изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
- убийство, соучастие в убийстве.
- Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.
- Изнасилование может повлечь за собой принудительной лечение в психиатрических лечебницах
Диагностика
Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:
- Осмотр и беседа. Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
- Изучение данных о пациенте. Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
- Опрос семьи, друзей. Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
- Психологическое тестирование. Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
- Проективные методы. Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.
После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.
Профилактические мероприятия
- Заботьтесь о психоэмоциональном состоянии своего ребенка
- Предупреждение асоциального поведения у детей и подростков включает в себя следующие профилактические меры:
- прививание правильных ценностей и образа жизни;
- положительный пример родителей и других членов семьи;
- доверительные отношения внутри семьи;
- забота об эмоциональном состоянии ребёнка;
- воспитательные меры: похвала, исправление;
- психологические консультации;
- информационно-профилактическая работа в школе.
Важно!В профилактике девиантности у несовершеннолетних учащихся должны участвовать педагоги, школьные психологи и семья ребёнка, находящегося в зоне повышенного риска.
Особое значение стоит уделить домашней профилактике и воспитательным мерам внутри семьи.
Асоциальная личность – человек, игнорирующий правила и нормы поведения в обществе. Справиться с этим состоянием можно при помощи врачебной диагностики, психологического и фармакологического лечения, а также своевременных профилактических мер.
Загрузка…
Источник: https://MedBoli.ru/zabolevaniya/asotsialnaya-lichnost-elementy-povedeniya
Кто такие асоциальные люди?
- 14 Сентября, 2018
- Психологические термины
- Алекс Реймерс
Человек – создание социальное, и во многом формирование его личности и жизнь зависят от норм и законов общества. Правовые и моральные традиции влияют на мышление и действия каждого. Пассивное и активное игнорирование, а также сознательное нарушение установленных норм и демонстрация такого поведения являются примерами асоциальности (девиантности). Асоциальные люди встречаются среди всех возрастных и социальных групп, среди жителей всех стран и представителей разных профессий.
Определение термина
Асоциальность – поведение, противоречащее правилам поведения людей в определенном обществе и морали. А также существует другое значение этого термина – социальное безразличие. Соответственно ему антиобщественность – отсутствие мотивации или сильной заинтересованности в социальном взаимодействии и/или наличие мотивации для деятельности в одиночестве.
Слово, обозначающее асоциальных людей, стало популярным в начале прошлого века. Оно было введено политиками, которые с помощью этого термина в своих выступлениях подчеркивали всех неблагополучных людей. В период Второй мировой войны асоциальных элементов, которые находились в лагерях, можно было узнать по тем же знакам, что и умственно отсталых людей.
Легкая форма проявления асоциальности – интроверсия. Интроверты предпочитают уклоняться от активных позиций в общественной жизни. Окончательная форма – шизофрения. Этому психическому расстройству свойственно неумение контактировать с людьми и сопереживать им.
Интересно, что антиобщественность – это не только негатив. Некоторые религии поощряют такое поведение, так как уверены, что чем дальше человек от социума, тем ближе он к богу.
Виды асоциального поведения
Психологи выделяют четыре вида поведения асоциального человека:
- Аддиктивное – погружение в различные зависимости с целью уйти от реальности.
- Аморальное – уклонение от соблюдения моральных норм.
- Противоправное – нарушение правовых норм.
- Преступное – совершение преступлений.
Аддиктивное поведение. К зависимостям причисляют:
- булимию и анорексию;
- наркоманию, алкоголизм и токсикоманию;
- религиозные секты;
- зависимость от компьютера, игр, секса, информации и так далее.
Аморальное поведение не опасно для общества, но чаще всего осуждается окружающими. Примерами такого поведения являются нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество, проституция и беспорядочные половые связи.
Противоправные действия: оскорбления людей, мелкие кражи, драки, хулиганство, угон транспорта (не с целью воровства) и прочее.
Асоциальные личности также совершают деяния, за которые положена уголовная ответственность: изнасилование, бандитизм, мошенничество, разбойное нападение, вымогательство, массовые беспорядки.
Признаки у взрослых
Антиобщественное поведение у взрослых людей может быть продолжением детских привычек или порождаться ментальной болезнью, алкоголем или наркотиками.
Такие люди раскрепощены, они не знают, что такое стыд, и не понимают, зачем соответствовать общественным нормам, а именно: подчиняться законам, хранить верность жене или мужу, придерживаться правил этики, работать, заботиться о детях. Частое развитие событий – они оказываются на улице.
Асоциальность – это универсальное явление. Встречаются группы состоятельных людей, выбравших нетипичные жизнь и способы получения дохода. Это творцы порноиндустрии, наркодилеры, вымогатели, элитные проститутки, владельцы притонов и подобные элементы.
Существует и положительная направленность девиации. Речь идет о гениях, чьи поступки и образ жизни значимо отличаются от поведения других людей. Как правило, окружающие озадачены происходящим: отказ от комфорта, придирчивость, времяпрепровождение в одиночестве, эпатаж и капризность. Например, Альберт Эйнштейн, Клод Моне, Иосиф Бродский.
Асоциальные подростки
Чаще всего асоциалы — это подростки. Они гордятся своими действиями и безнаказанностью, ищут участия или создают собственные бунтарские группы. Поддержка сверстников провоцирует убежденность в собственной особенности.
Популярными выражениями являются: вызывающий формат общения со старшими людьми, отказ выполнять школьные и домашние обязанности, грубость. С ростом уровня агрессии меняются и формы проявления: кражи, драки и другая преступная деятельность, побеги из дома, сексуальные связи.
Антиобщественное поведение необязательно присуще только детям из неблагополучных семей. Факторов много:
- семейные проблемы;
- влияние товарищей;
- романтическое восприятие образа бунтаря;
- строгость родителей или опекунов;
- физические проблемы из-за болезней;
- личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой;
- психологические зависимости;
- религиозные культы;
- желание самоутвердиться и отсутствие других способов;
- фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира;
- влияние субкультуры.
Нередко девиантное поведение – результат поступков другого человека: физических наказаний дома или насилия. Часто подростки сосредоточивают агрессию не только на других, но и на себе.
Они наносят себе царапины, порезы и ожоги. С помощью физической боли такие люди пытаются сбалансировать душевные страдания. Суицид – крайнее проявление аутоагрессии.
Необходимо вовремя помочь ребенку (своему или чужому) в таких случаях.
Проявления у детей
Первые признаки трудностей с социализацией у маленьких детей – это равнодушие к учебе, отсутствие коммуникативных навыков, наличие агрессивности к родственникам и другим людям, а также животным. Такие дети асоциальны, что значит — грубы, склонны к воровству, а неумение решать конфликтные ситуации компенсируют драками, криками и угрозами.
При возникновении аналогичных ситуаций те, кто учится в начальной школе, сразу определяются как трудные дети. Излишнее внимание администрации школы и учителя лишь обостряет проблему, так как вызывает у детей протест: они не слушаются, не хотят сотрудничать с одноклассниками и тратить время на задания.
Причины появления расстройств поведения (как и у подростков/взрослых) бывают психологическими, социальными, педагогическими и медицинскими. Если проигнорировать любые отклонения и жестокость ребенка, высок риск упустить развитие проблемы. Уже в подростковом возрасте часто отдельные девиации становятся осознанными действиями разрушительного характера.
Профилактика асоциальности
Стабильный процент людей — асоциалы, поэтому актуальна необходимость борьбы и профилактики этого явления.
Лечение возможно, только если поведенческие отклонения вызваны физическими или ментальными болезнями.
Главный метод коррекции – профилактика в семье и школах, которой необходимо уделять внимание с раннего детства. Для этого важно правильное воспитание ребенка, забота о его потребностях.
Рекомендации психологов
В воспитании здорового ребенка помогут знания о том, что такое асоциальный человек, и соответствующих признаков в поведении. Психологи советуют придерживаться пяти правил в воспитании здоровой личности:
- Открытое общение. Проблемы ребенка должны обсуждаться дома и решаться спокойно. Дети должны быть уверены в поддержке и понимании.
- Заслуженная похвала. Поощрение должно быть заслуженным, иначе развивается эгоизм, а в будущем – проблемы с социальной адаптацией и формирование отклонений.
- Положительный пример. Атмосфера дома, любовь супругов и уважение вырабатывают детскую адекватную самооценку, от которой зависит поведение в социуме.
- Исправление. Нужно спокойно объяснять ребенку, что и почему является неприемлемым: привычки, поступки и черты характера.
- Совместные занятия. Даже самым занятым родителям следует находить время для семейных развлечений, отдыха и праздников.
Психические расстройства
Выше упоминалось о людях асоциальных, что такое крайнее проявление присуще шизофреникам, но это не единственная психическая болезнь, при которой выражается девиантное поведение. Это также шизотипическое расстройство, инфантилизм, алкоголизм, употребление опиатов и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Асоциалы в литературе
Лучше помогут узнать о людях с антиобщественным поведением известные литературные произведения. Среди них:
- «1984» (Джордж Оруэлл).
- «Видеосмерть» (Ирвин Уэлш).
- «Хорошо быть тихоней» (Стивен Чбоски).
- Книги о Шерлоке Холмсе (Артур Конан Дойл).
- «Превращение» (Франц Кафка).
- «Девушка с татуировкой дракона» (Стиг Ларссон).
- «О дивный новый мир» (Олдос Хаксли).
- «Ганнибал» (Томас Харрис).
- «Джейн Эйр» (Шарлотта Бронте).
Асоциальные люди – те, у которых либо нет мотивации к социальной жизни, либо их поведение противоречит общественным правилам. Легкой формой асоциальности является интроверсия, крайней – шизофрения.
Девиантное поведение свойственно детям и взрослым, представителям разных социальных групп и уровня образования. Оно может выражаться во всевозможных зависимостях (побег от реальной жизни), а также игнорировании моральных норм и их нарушении (вплоть до уголовно наказуемых деяний).
Среди распространенных причин возникновения асоциальности: биологические, социальные и личностные факторы. Лучший способ борьбы – профилактика. Интересно, что асоциал – не всегда плохой человек, ими могут быть гении или верующие, чья религия поощряет уход от социума.
Источник: https://psychbook.ru/421518a-kto-takie-asotsialnyie-lyudi
Человек, индивид, личность
Человек, как биосоциальное существо, многогранен: он может взаимодействовать с другими людьми и выполнять разные роли. В обществознании существует несколько понятий, относящихся к человеку. Узнаем кратко о человеке, индивиде, личности.
Человек, с одной стороны, биологический вид, обладающий признаками животного. С другой стороны, он – социальное существо и развивается только в обществе.
Маугли, герой произведения Р. Киплинга, жил среди волков. Такие случаи происходили и в жизни, но дети, прожившие среди животных, с трудом возвращались в человеческое общество, имели отставание в развитии, не умели разговаривать, их было уже невозможно обучить тому, что умели их сверстники.
Разберемся в понятиях и выявим соотношение понятий – человек, индивид, личность, индивидуальность.
- Индивид – отдельно взятый человек. Это понятие обозначает человека как живое существо данного вида, не выделяя при этом его социальные качества;
- Личность – человек, обладающий качествами, приобретенными им в процессе жизни, умеющий взаимодействовать с другими людьми;
- Индивидуальность – человек, обладающий особыми качествами характера, уникальными, отличающими его от других людей.
Первое и самое главное качество, присущее личности – сознание, то есть понимание своей деятельности, умение ставить цели, мечтать, отражать свое отношение к окружающему миру.
Признаки, характеризующие личность:
- осознание себя в обществе, своего “я”;
- способность заниматься различными видами деятельности (в зависимости от возраста – игра, учение, труд);
- способность приобретать необходимые для успешной деятельности знания и навыки.
Все люди являются личностями, но есть такие, которые не соответствуют требованиям общества: преступная личность, неразвитая личность и так далее.
Уважение к личности. Общество одобряет или осуждает личность.
Отношение к ней зависит:
- от труда человека;
- от отношения к окружающему миру;
- от оценки им самого себя.
Каждый человек является индивидуальностью. Он уникален по своей природе и отличается от других людей:
- внешностью: телосложение, цвет глаз и волос, черты лица;
- качествами характера: кто-то активен, много разговаривает, нуждается в общении и друзьях, а кто-то любит одиночество;
- способности к той или иной деятельности: пение или музыка, рисование, спорт.
Часто в обществе появляются люди, которых называют сильными личностями. Их характеризует умение отказаться от личных интересов в пользу других людей, своей Родины, преодолевать серьезные трудности.
Людвиг ван Бетховен, известный по всему миру композитор, рано потерял слух, а затем и зрение, но, несмотря на это, продолжал сочинять музыку и делиться ею с другими. Сейчас его произведения не теряют популярности, но мало кто знает, что их автор писал, буквально чувствуя музыку.
Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества.
Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность – имеющая уникальный по своей природе набор свойств и особенностей.
Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.
Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 710.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/chelovek-individ-lichnost-individualnost.html
Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение — Психологос
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек (с маленькой буквы) — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
При этом, когда говорят о человеке, иногда говорят о Человеке с большой буквы, и это — про другое. «Когда ты станешь Человеком?» — это вопрос «Когда ты станешь разумным и порядочным?»
Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.
Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.
Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке.
Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.
Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
«Когда ты станешь личностью?» — это вопрос про внутреннюю свободу: «Когда ты начнешь жить своей головой, принимать свои решения?» Может быть яркая, свободная, сильная личность и в малой степени Человек — например, бандит. Может быть разумный и порядочный человек, и при этом в малой степени личность — например, хороший человек обыватель, живующий просто как Организм…
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/ponyatiya-lichnostzpt-chelovekzpt-individzpt-individualnost-i-ih-sootnoshenie
Социальный индивид и его поведение
В науке под индивидом исследователи понимают отдельную особь. В ней сочетаются качества, которые носят врожденный характер, и качества, которые индивид приобретает в процессе своей жизнедеятельности.
Определение 1
С позиции конкретно социологической науки, индивид – это единичная особь представителей Homo Sapiens (человек разумный).
То есть, это отдельное существо, обладающее разумом и сочетающее в себе как социальные, так и биологические свойства.
К тому же, характерной чертой индивида является заложенный в нем генетический код, которые также оказывает влияние на приобретение им социальных характеристик и черт.
Индивидом является любой человек с момента рождения до момента смерти. Изначально мы все рождаемся индивидами, но лишь в процессе своей жизнедеятельности мы развиваем свою индивидуальность и доходим до состояния полноценной личности.
Такой процесс характеризуется тем, что, в отличие от животного, у человека нет врожденных инстинктов, при этом все действия он совершает, руководствуясь разумом.
Положительный или отрицательный характер действий уже зависит от развития человека, его интеллектуальных особенностей.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 1
Только в социуме человек может воплотить в действительность свой врожденный потенциал и стать личностью, поэтому человек и общество неразделимы. Только в обществе есть возможность общаться, обмениваться информацией и опытом, а также транслировать ценности и нормы. Такая взаимозависимость обусловлена также и тем, что без индивидов не будет общества.
Социальный индивид начинает свое существование с самого рождения. Изначально он проходит этап первичной социализации – воспринимает поведение, мимику, жесты, основные правила и нормы в рамках своей семьи.
В данном случае именно на родителей ложится полная ответственность за развитие человека, его основных личностных качеств. Если семья благополучная и уделяет ребенку достаточно времени, то и в дальнейшей мы получим гармонично развитую личность.
Неблагоприятная обстановка в семье влияет на ребенка, что ведет к появлению у него такого состояния, как агрессия, которая затем перетекает в девиантное поведение.
Вторичная социализация социального индивида проходит в таких социальных институтах, как школа, университет (институты образования), а затем в трудовом коллективе. Постепенно человек, входя во взрослую жизнь, вступает в большое количество социальных отношений, выстраивает во круг себя коммуникационную сеть.
Каждый человек, находящийся в поле его общения, оказывает сильное влияние на его развитие, личностные качества и, естественно, на его поведение. По сути, социальное окружение индивида наполнено большим количеством социальных агентов, которые оказывают влияние на процессы его социализации.
Среди социальных институтов и агентов социализации, которые влияют на социального индивида, выделим такие, как:
- Семья;
- Школа;
- Окружение сверстников;
- Средства массовой информации, в особенности глобальная сеть Интернет и многочисленные социальные сети, которые оказывают влияние на миропонимание человека, особенно в том возрасте, когда его психика отличается сильным восприятием и гибкостью.
Поведение индивида
Определение 2
Поведение – это особая форма активности человека. Оно направлено на освоение окружающей среды, а также на поиск новых знаний и опыта, передачу его другим людям. Поведение конкретного индивида всего целесообразно, поскольку человек, в отличие от животного, способен предугадать последствия своего поведения, пользуясь разумом.
Поведение всегда направлено на окружающие явления и процессы, а также на окружающих индивида людей. Оно является в некотором смысле реакцией на различные изменения как внешних, так и внутренних условий, которые непосредственно связаны с индивидом и его жизнедеятельностью.
Поведение может быть двух видов: осознанное и неосознанное. При этом оно возникает в обществе, регулируется общепринятыми общественными нормами, и развивается также только во взаимодействии с другими людьми.
Стоит также отметить, что поведение не может быть спонтанным: в основе любого действия человека или его поведенческого проявления лежат различные причины.
Они определяются событиями, которые предшествуют поведению и вызывают конкретные его проявления.
Зачастую направленность поведения и его цели зависят от потребностей индивида, которые он хочет удовлетворить в определенный момент времени.
То есть, любое поведение характеризуется целью, которую индивид стремится достичь.
По сути, именно цель выполняет функцию мотиватора, а также контролирующую и организационную функции, которые являются наиболее важными механизмами в управлении человеческим поведением и действиями.
Признаки поведения социального индивида
Как мы уже указали ранее, поведение индивида не может быть хаотичным и спонтанным: оно всегда обдуманно, имеет свои причины. Среди остальных признаков социального поведения индивида исследователи выделяют следующие:
- Уровень активности социального индивида, его энергичность в достижении целей, проявление инициативы, высказывание новых мыслей и идей;
- Эмоциональная выразительность поведения, характер и интенсивность аффектов, которые проявляет индивид;
- Темп и динамичность поведения в зависимости от того, как скоро индивид хочет удовлетворить свои потребности;
- Стабильность, заключающаяся в постоянстве проявлений в различных ситуациях, а также в разный временной промежуток;
- Осознанность последствий своего поведения, понимание его мотивов. Данный признак граничит с признаком самоконтроля, когда человек самостоятельно может усиливать влияние своего поведения и также самостоятельно, по своей воле уменьшать его;
- Гибкость социального поведения индивида, которая подразумевает сознательные изменения поведенческих реакций на изменения в обществе, а также на результаты, которые изначально самим индивидом не предполагались.
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnyy_individ_i_ego_povedenie/
Кто такой асоциальный человек и что такое асоциальный образ жизни
Понятие асоциальности в том значении, в котором мы все его знаем, сформировалось относительно недавно. Асоциальной личностью в двадцатом веке начали называть тех, поведение и жизнеустройство кого не соответствовало общепринятым нормам этики и морали.
Асоциальные элементы это:
- личности без определенного места жительства,
- попрошайки,
- зависимые от алкоголя и наркотиков,
- люди с отличным от социального поведением вследствие проблем со здоровьем психического характера.
Исторически же слово «асоциальность» («а» из древнегреческого – частица, означающая отрицание) означало то же самое, но не было сугубо отрицательным.
Им называли монахов и во многих религиях такой образ жизни был положительной чертой, так как подразумевал отдаленность от общества для более близкого служения богу.
Сейчас же в обществе понятие приняло сугубо негативную окраску.
Что означает асоциальный образ жизни?
Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:
- получает образование,
- работает,
- общается со знакомыми,
- создает семью,
- воспитывает детей.
Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.
Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:
- кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
- кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
- кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.
Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.
Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:
- отсутствие средств к существованию,
- отсутствие дома,
- проблемы в отношениях с родными,
- развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.
В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.
Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.
Что такое асоциальное поведение человека?
Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:
- частичная или полная самоизоляция от общества, которая провоцирует изоляцию асоциальной личности и со стороны общества;
- негативное отношение такого человека к обществу, которое оборачивается и обратным негативом.
Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума.
Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:
- отсутствием желания законно работать на благо себя, своих родных и общества;
- отсутствием желания создавать семью или жить с ней;
- отсутствием желания участвовать в жизни социума.
Эти три пункта становятся причиной:
- попытки найти средства для существования на грани или за гранью закона;
- общение с себе подобными асоциальными личностями, с которыми есть хоть какие-то общие интересы;
- развитие образа жизни, который чужд социуму, и который провоцирует развитие проблем и неудобств для тех граждан, которые не воспринимают асоциальность в ее сути.
Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.
Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.
Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?
В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.
Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.
Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни.
Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.
Кто такой асоциальный человек?
Подытоживая то, что было сказано выше о таком образе жизни и поведении, можно прийти к единственному правильному заключению:
Асоциальной называют личность, которая в силу некоторых причин живет жизнью, не соответствующей общепринятым нормам поведения и морали. |
Заметьте, в этом определении нет негатива, так как обобщать все случаи нельзя.
Асоциальность может быть положительной, нейтральной или негативной чертой.
Такой тип поведения может проявляться и из-за проблем со здоровьем.
Он характерен для шизофрении, при которой проявляется крайняя степень противопоставления обществу – абсолютная неспособность больного строить отношения с окружающими.
А негативное отношение к больным не соответствует нормам морали.
Еще один, достаточно распространенный пример– подростковые субкультуры. В возрасте 13-17 лет молодые люди часто прячутся от внешних проблем в себе, не желая искать помощи у родителей.
Такое состояние очень опасно, так как может провоцировать психические расстройства и суицидальные настроения. Заметив асоциальное поведение у подростка, важно помочь ему решить проблемы усилиями родителей и психолога.
Асоциальность в негативном понимании –серьезная проблема, требующая комплексного подхода в ее разрешении:
- лечении, часто принудительном, личностей с психическими заболеваниями;
- помощи людям, для которых такой образ жизни – вынужденная мера;
- социальной адаптации тех, кто вел асоциальную жизнь из-за проблем с законом.
Во многих странах работают эффективные национальные программы по социализации таких людей, и они показывают результат. Это подтверждает то, что асоциальность – это не приговор. Но для возврата в социум такие люди нуждаются в помощи.
- Понравилась публикация?
- Поставь ей оценку — кликай на звезды!
Источник: https://www.spacehealth.ru/articles/polezno-znat/kto-takoj-asotsialnyj-chelovek-i-chto-takoe-asotsialnyj-obraz-zhizni/
Определение понятия «асоциальность»
Во всех этих случаях имеется в виду, что определенный человек (а может, и группа людей) в той или иной степени не соблюдает принятые в обществе нормы. Ведь «асоциальный» — это буквально «антиобщественный», отрицающий общество, не считающийся с потребностями его членов.
Тип личности
Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:
- Неспособность выразить свои эмоции.
- Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
- Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
- Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
- Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
- Уверенность в правильности своего поведения.
- Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
- Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.
Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, — поверхностные отношения, недолговременные связи.
Рекомендуем: Что такое антропофобия?
В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.
Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.
Ребенок-социопат
Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.
Рекомендуем: Что делать, если ребенок дерется?
Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности.
Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Причины возникновения
Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.
В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания.
Такая разрушительная для психики — даже взрослого, а не только растущего человека! — обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.
Рекомендуем: Почему ребенок не слушается?
Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:
- Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
- Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
- Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.
- Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
- Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.
Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.
Рекомендуем: Понятие адаптации в психологии
А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.
Таким образом, причины асоциального поведения могут объясняться биологическими, социальными и личностными факторами, а вероятнее всего, комбинацией нескольких из них. Евгения Бессонова
Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/asocialnost.html