Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечится

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечитсяУ некоторых туристов, а так же у паломников психика может быть очень хрупкой, поэтому встреча с Вечным Городом потрясает до глубины души. Человек находится в восторженном состоянии, которое настолько его захватывает, что осматривая город, турист глубоко проникается святостью этих мест, поэтому возникает состояние выраженной экзальтации. Иерусалимский синдром может быть выражен в том, что порой люди объявляют себя пророками, которые посланы на Землю высшими силами, чтобы исполнить особую миссию. Разумеется, все это сопровождается соответствующим поведением.

Как известно, в Израиле даже имеется психиатрическая больница со специальным отделением, в которое регулярно доставляются пациенты, страдающие иерусалимским синдромом. Эти люди являются жертвами собственной чрезмерной впечатлительности.

Причем, таких пациентов немало, ежегодно почти шестьдесят человек. Согласно официальным данным, предоставленным клиникой, в преддверии Миллениума пациентов было значительно больше.

В тот период каждый день было госпитализировано несколько Мессий, поэтому в больнице катастрофически не хватало мест.

Следует отметить, что здесь речь идет лишь о тех туристах, которые демонстрировали буйное поведение, находясь в общественных местах. Специалисты предполагают, что имеется немало людей, которые осознали себя пророками, и при этом продолжили вести себя мирно, тихо, поэтому они избежали лечения в подобном медицинском учреждении, и не учтены статистикой по данному заболеванию.

Симптомы

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечитсяУ людей, пострадавших от иерусалимского синдрома, проявляется самая различная симптоматика. Известен случай, когда турист прибыл из Америки, и вообразил себя библейским героем по имени Самсон. Как известно, благодаря своей сверхчеловеческой силе Самсона прозвали неистовым. Про него сказано, что однажды Самсон справился со львом, просто разорвал ему пасть.

Это драматическое событие отображено в знаменитом Петергофском фонтане.

Также про Самсона сказано, что однажды он сумел вырвать городские ворота, которые были довольно массивными, а потом он просто закинул их на гору.

Про неистового силача написано, что он без посторонней помощи справился с тысячью врагов, и при этом в качестве оружия силач применил челюсть осла, так как ничего более подходящего под рукой не было.

Следует отметить, что турист, которыйобъявил себя Самсоном, тоже обладал большой силой, и он прекрасно вошел в роль. Этот человек, страдающий иерусалимским синдромом, принял решение провести небольшую разминку, а также «немного прибраться» у Стены Плача. Поэтому он начал методично и с большим упорством двигать каменные плиты, считая, что они неправильно расположены.

В итоге самопровозглашенный Самсон был доставлен в психиатрическую клинику. Далее больной тоже повел себя непредсказуемо, он вырвался, санитары не смогли его удержать, и пациент выскочил на улицу, развив окно. Больной все-таки был задержан санитарами, в дальнейшем его психическое здоровье было восстановлено, и человека отправили на родину.

Кто входит в группу риска

Развитие синдрома возникает не только у тех людей, которые прибыли в Иерусалим в качестве туристов.

Как показало исследование, почти у всех пациентов определенные отклонения в психике обнаруживались раньше, до приезда на историческую землю.

Медики отмечают, что таких людей выявляется до девяноста процентов, и лишь десять процентов приходится на тех, кто ранее не испытывал необходимости в психиатрической помощи.

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечитсяВ основном, симптоматика иерусалимского синдрома возникает у людей верующих, для которых встреча с городом, в котором происходили события описанные в библии, была значимой и особенно долгожданной.

Усугубление ситуации происходит, если путешественник сам по себе отличается высокой эмоциональностью.

Поэтому, ознакомившись с реликвиями Святой Земли, реализовав свои мечты, такой человек вполне способен оказаться в плену религиозного экстаза.

Если паломники прибыли в Израиль в группе, и при этом «заболели» Иерусалимом, такие личности стараются вести себя уединенно, отстраняются от коллектива.

Другим типичным признаком религиозной одержимости следует считать потерю аппетита и бессонницу. При иерусалимском синдроме многие стремятся к проведению ритуальных омовений, может наблюдаться переодевание в особые одежды. Нередко они заворачиваются в простыни, позаимствованные в номере отеля, и в таком виде стремятся проповедовать.

Такое состояние не бывает длительным, и, придя в себя через несколько дней, человек часто не может вспомнить, что с ним произошло. Конечно, пациент испытывает смущение, и ему стыдно обсуждать свое поведение в тот период, когда он был «пророком».

Особенности иерусалимского синдрома

Как показывает практика, в определенной степени иерусалимский синдром поражает всех, кто посетил это необыкновенный город.

Разумеется, не каждый, кто его посетил, выйдет на древние улицы, распевая псалмы, и завернувшись в простыню из отеля, таких людей среди туристов единицы.

И в то же время каждый испытывает приток благодатной силы, трепет и волнение в связи с тем, что библейские мотивы оживают на глазах. Подхватить иерусалимский синдром, посетив Израиль, скорее всего, невозможно, и здесь главная роль отведена степени заболевания.

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечитсяИерусалимский синдром является видом мании величия, при этом паломник уверен, что на него снизошла особая благодать, и он стал обладателем пророческой силы, человеком, способным спасти мир. Медики считают такое состояние психозом, поэтому пациенту не избежать лечения в психиатрической клинике. Такие люди всегда привлекают внимание других туристов и местных жителей, так как ведут себя театрально, и нередко поведение доходит до крайностей.

Причем, среди страдающих синдромом наблюдаются как христиане, так и иудеи. При долгожданной встрече со святыми местами присутствия Христа у таких людей значительно ухудшается состояние, требуется специальное лечение.

Источник: https://www.psyportal.net/17417/ierusalimskiy-sindrom/

Психологические аспекты иерусалимского синдрома. Мессианский бред

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечится

В психиатрической практике термин «иерусалимский синдром» появился относительно недавно, однако, симптомы данного заболевания наблюдались ещё в Средние века. Возникает данный синдром при посещении города Иерусалима, древней святыни паломников. Человек начинает считать себя святым, пророком, призванным на землю для некой святой миссии. Он одевается в белые простыни, имитируя древнее христианское одеяние, начинает проповедовать, нередко впадать в транс. Часто такое поведение имеет только демонстративный характер, однако, известны случаи, когда одержимые своей святостью устраивали массовые беспорядки и применяли физическую агрессию к людям.

Это довольно редкое психическое заболевание, но с каждым годом число больных растёт. Количество пациентов с данным синдромом достигает более 100 человек в год, половина из них требует стационарного лечения и полной изоляции от общественности.

Особенности течения иерусалимского синдрома

Понятие «иерусалимский синдром» первый описал и ввёл в научную терминологию психиатр и доктор наук Хайнц Герман. Он охарактеризовал данное отклонение как манию величия, одержимость мыслями о своём святом предназначении.

Центральным ядром в формировании расстройства является появление мессианского бреда, веры в свою божественность и высшее предназначение. Такая психопатия характеризуется нарушением идентичности, деперсонализацией и прочими изменениями в поведении. Представитель немецкой психиатрии Э.

Крепелин утверждал, что у лиц, страдающих данным симптомом, наблюдаются изменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере.

Наиболее склонны к мессианскому бреду верующие люди, подверженные психозам.

Именно святость и сакральность древнего Иерусалима привлекает половников со всего мира, которые готовы преодолеть огромные расстояния только для того, чтобы ощутить присутствие божественной атмосферы.

Одержимые иерусалимским синдромом ведут себя вызывающе, всячески демонстрируя перед публикой свою принадлежность божественному началу, читая проповеди, молитвы.

Ежегодно состояние мессианского бреда охватывает людей разных конфессий, в особенности христиан и иудеев. Лиц, страдающих данным синдромом условно можно разделить на 3 группы:

  • психотическая;
  • предморбидная;
  • дискретная.

Психотическая группа одержимых манией божественного бреда характеризуется наличием психического расстройства. Такие люди чаще всего в анамнезе имеют психопатологии с вспышками манихейского бреда и мании.

Известен случай, когда один из представителей данной группы, возомнив себя Самсоном, пытался сдвинуть с места огромные камни Стены Плача.

В основном лица с религиозным бредом страдают истерическим расстройством личности.

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечится

Предморбидные личности, прибывшие в Иерусалим, одержимы магическим мышлением и верой во Второе пришествие. Характер их поведения имеет в основном демонстративный характер без элементов физической агрессии и деструктивного поведения. Такие люди находятся в так называемом пограничном состоянии, они не опасны, однако, их действия не совсем адекватны.

К дискретной группе принадлежат психически здоровые люди, без признаков психопатологии. Однако само присутствие в святом месте вызывает у них тревожность, приятное волнение с элементами эйфории. Туристы находятся в гипнотическом состоянии и становятся внушаемыми, напевают религиозные песни и стихи из Библии. Обычно такое состояние проходит после смены местоположения.

К основным симптомам проявления синдрома относят:

  • изоляция от семьи, желание находится в священных местах в одиночку;
  • облачение в белые простыни по типу святого одеяния;
  • отказ от употребления пищи, сна;
  • отождествление себя с библейскими персонажами, пророками;
  • деперсонализация;
  • религиозный бред;
  • ажитации, гиперкинезы;
  • мания величия;
  • эмоциональная скупость;
  • когнитивные нарушения;
  • истерические припадки;
  • дереализация;
  • демонстративное поведение (громкое религиозное песнопение).

Религиозным бредом страдают в равной степени и мужчины, и женщины, последние часто отождествляют себя с божествами мужского пола, например, с Иисусом. Наиболее опасным сочетанием являются различные формы шизофрении, истерического расстройства личности в комплексе с религиозным синдромом. У больных шизофренией помимо бреда отмечались галлюцинации разного спектра, у истерических лиц – припадки с двигательными нарушениями и афонией.

Наиболее часто вспышки неадекватного поведения происходят возле Стены Плача, где в любое время суток можно наблюдать не только молящихся людей, но и лиц в истерических припадках. В городе действует специальная психиатрическая лечебница, в которую доставляют невменяемых пациентов с бредом реформаторства и манией величия.

Для диагностики больных, одержимых мессианским синдромом, используют шкалу PDI, которая позволяет определить уровень религиозного бреда. Также психиатр изучает анамнез, симптомокомплекс и общее состояние психического здоровья пациента для установки точного диагноза.

Ежегодно в больнице проходят лечение более 100 человек с мессианским бредом.

Психологический аспект религиозной одержимости

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечится

Согласно психоаналитической теории, одержимость религией возникает как компенсация подавленных желаний и фантазий. Человек с головой окунается в божественную веру, тем самым вырабатывая для себя защитный механизм, не желая осознавать истинные глубинные проблемы. Религиозное поведение зависит от вероисповедания в семье, степени заинтересованности и включенности в данный аспект.

При развитии религиозного психопатологического синдрома наблюдается изменение сознания, которое проявляется в следующих нарушениях:

  • искажение временного восприятия;
  • утрата личностного контроля;
  • нарушение мышления;
  • эмоциональная лабильность;
  • ощущение возрождения;
  • высокая внушаемость;
  • деперсонализационно-дереализационный синдром.

Часто катализатором возникновения религиозного синдрома является психологическая травма или дистресс. Наиболее подвержены данному явлению эмоциональные и внушаемые личности, с элементами конформного и зависимого поведения.

Видео — «Бред отношения, бред величия и мессианство»

Источник: http://onevroze.ru/psixologicheskie-aspekty-ierusalimskogo-sindroma-messianskij-bred.html

Синдром иерусалима: что это такое и основные симптомы — психологические расстройства

Иерусалимский синдром — это психологическое расстройство чрезвычайно религиозного характера, в котором человек, прибывая в Иерусалим, начинает представлять / демонстрировать навязчивые идеи, связанные с религией, будучи в состоянии даже поверить в то, что это перевоплощение какой-то важной религиозной фигуры.

Читайте также:  Батофобия или страх глубины: симптомы и лечение

Этот синдром будет вызван, когда человек прибудет в Иерусалим или даже станет причиной поездки. Иерусалимский синдром может проявляться лично из любой религии с или без предыдущих психологических проблем, и симптомы обычно исчезают через неделю после того, как человек покидает Иерусалим.

Синдром Иерусалима можно отличить от Парижского синдрома, например, из-за его чрезвычайно религиозного профиля и того факта, что это может произойти у любого человека, причем не только с японцами, что является самым частым появлением в Парижском синдроме. Узнайте больше о Парижском синдроме.

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечится

Основные симптомы

Симптомы синдрома Иерусалима прогрессивные, и в зависимости от стадии, в которой человек находится, синдром может быть «обратимым». Это признаки и симптомы Иерусалимского синдрома:

  • Тревога, нервозность и беспокойство;
  • Готовность отделиться от группы или семьи, чтобы путешествовать в одиночку через Иерусалим;
  • Нужно всегда быть чистым и чистым;
  • Использование длинной одежды, которая доходит до лодыжек, обычно сделанных с простынями гостиниц;
  • Срочность в криках псалмов или стихов Библии;
  • Необходимо совершить шествие к святым местам в Иерусалиме;
  • Проповеди проповедей в общественных местах.

Кроме того, можно верить, что это реинкарнация какой-то важной религиозной фигуры. Важно, чтобы признаки и симптомы Иерусалимского синдрома были выявлены быстро, чтобы лечение можно было сделать.

Как делается лечение?

Симптомы Иерусалимского синдрома обычно исчезают через 1 неделю после того, как человек покидает Иерусалим. Тем не менее, люди, у которых был этот синдром, сообщают, что это был опыт дезориентации, и помните все подробности, чтобы рекомендовать последующее наблюдение за психологом, чтобы можно было понять, что привело к синдрому и тем самым предотвратить его повторение.

Во время посещения Иерусалима, если у вас возникли какие-либо симптомы, важно, чтобы окружающие вас люди не обращали внимания на проблему и направили вас в терапевтический центр, чтобы транквилизаторы можно было использовать в случае необходимости, и так, что человек покидает город.

Источник: https://ru.ahealthportal.com/47474-how-to-identify-jerusalem-syndrome

Иерусалимский синдром – отчет о болезни

Авторы: Анна Полещук, Лукаш Свенчицки

Пер. с англ. Н.Д. Фирсовой

Термин «иерусалимский синдром» был введен в 1982 году Яиром Бар-Эл из Центра психического здоровья Кфар Шаула, где в течение 13 лет (с 1980 по 1993 год) было замечено, что примерно у 100 человек в год развиваются психотические симптомы с религиозным содержанием, вызванные посещением Иерусалима, 40 из них требовали госпитализации.

В литературе отсутствуют свежие эпидемиологические данные о распространенности этого синдрома.

По всей вероятности, феномен наблюдается с тех пор, как Иерусалим стал местом паломничества – об этом свидетельствуют некоторые случаи, наблюдавшиеся в средние века, и возросшая заболеваемость в XIX веке.

Бар-Эл и его коллеги, в соответствии со своим клиническим опытом, выделили три основных типа людей, страдающих иерусалимским синдромом, в зависимости от психиатрической истории пациента и клинических проявлений. Они также продемонстрировали некоторые примеры из своей клинической практики.

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечится

Тип I

К первой группе относятся люди с историей психического расстройства, которые приезжают в Иерусалим под влиянием религиозного бреда. Эта группа пациентов делится на четыре подгруппы.

Люди с первым подтипом убеждены, что они являются персонажами из Ветхого или Нового Завета. Израильские авторы описали случай, когда американец, страдавший шизофренией, отождествлял себя с Самсоном, был убежден, что у него есть миссия и пытался вытащить камень из Стены Плача.

Ко второму подтипу относятся люди, имеющие религиозную или политическую идею. Они посещают Иерусалим с целью в нем действовать. Например, австралийский турист, который поджег мечеть Аль-Акса в 1969 году и таким образом вызвал кровавые беспорядки, длившиеся несколько дней.

Люди с третьим подтипом имеют некоторые волшебные идеи относительно целебных свойств Иерусалима. Считается, что писатель Гоголь страдал этим подтипом синдрома, но достоверно это не установлено.

Люди с четвертым подтипом несколько раз приезжают в Иерусалим из-за рецидива болезни, руководствуясь бредом, касающимся своей семьи. В этом случае трудно объяснить, каково значение Иерусалима в развитии их психоза и что является непосредственной причиной посещения этого города.

Тип II

Вторая группа состоит из людей с расстройствами личности или идеей фикс, у них нет подтвержденных психических заболеваний, хотя их странные религиозные идеи не далеки от бреда. Они действуют в основном группами, реже в одиночку. Вероятно, это довольно большая часть страдающих иерусалимским синдромом, их группы заметны в святых местах, но обычно психиатрические службы на них не реагируют.

Тип III

Третий тип иерусалимского синдрома, также называемый «несмешанным» или «чистым», считается наиболее интересной формой и включает относительно небольшое число пациентов.

Он развивается у ранее здоровых людей (без истории психотических расстройств, значительных проблем с работой или семьей или злоупотребления психоактивными веществами). Они прибывают в Иерусалим как обычные туристы без особой миссии или цели.

Обычно их сопровождают их друзья или родственники в организованном туре по странам Средиземноморья. У этих людей иерусалимский синдром развивается в семь этапов.

Вначале они озабочены, взволнованы, напряжены и имеют другие неспецифические симптомы. Затем они хотят отделиться от группы и посетить Иерусалим в одиночку. За этим следует необходимость в принятии ванн и душа, навязчивое подстригание ногтей на руках и ногах. Они носят белую простыню и кричат или поют громко псалмы или стихи из Библии.

В конечном итоге они отправляются в одно из святых мест, чтобы «проповедовать», бессвязно призывать к моральному поведению. У этих пациентов нет зрительных или слуховых галлюцинаций, они знают, кто они, и не притворяются кем-то другим. Симптомы разрешаются через 5-7 дней. Короткий психотический эпизод завершается полным выздоровлением.

Такие пациенты нуждаются в лечении и, как правило, получают его, но выздоровление бывает спонтанным и не обязательно связано с лечением. Известно, что отъезд из Иерусалима облегчает лечение и часто необходим для выздоровления.

После выздоровления пациенты помнят свое поведение и стыдятся этого, они не хотят говорить о своих действиях и возвращаться в Иерусалим.

  • Авторы из Иерусалима считают, что в основе этого типа синдрома раскол лежит между идеалистическим образом священного города у людей, выросших в религиозных семьях, и настоящим Иерусалимом, современным городом, являющимся центром религиозных конфликтов.
  • Вероятно, подобные психиатрические симптомы возникают и у людей, посещающих Мекку, святые места в Индии и христианские места поклонения Деве Марии, однако они плохо документированы.
  • Описание случая

62-летнюю женщину ее семья привезла в больницу прямо из аэропорта после прибытия из Израиля. Она была с мужем в туре по Израилю и Египту. Ее мужу пришлось организовать более раннее возвращение из-за ухудшения ее психического состояния. Внезапно она впала в возбуждение, у нее появились перепады настроения, бессонница.

Она сосредоточилась на чистоте своего окружения, лизала пол в гостинице. Пациентка демонстрировала странное поведение, во время осмотра достопримечательностей давала людям воду, утверждая, что это вино, не хотела покидать церковь, горячо молилась и желала покинуть туристическую группу, заявила о намерении поступить в орден.

Она ударила себя в живот, будучи убежденной, что одержима.

В прошлом, около 20 лет назад, пациентка однажды была госпитализирована в психиатрическое учреждение.

Во время собеседования ее муж (документация, касающаяся последнего пребывания пациентки в больнице, не была доступна, позже больная призналась, что спрятала ее) описал предыдущий приступ как острый психотический эпизод, который был связан с их посещением Ватикана и рабочей поездкой в Турцию.

Принимая во внимание временной промежуток, мужу пациентки было трудно вспомнить все события в подробностях. Психиатрическую помощь она получала недолго и нерегулярно, после первого приступа ей назначали трифлуоперазин.

Пациентка замужем более 20 лет, имеет одного сына. В то время она была на пенсии, а прежде с мужем работала в коммерции. Без проблем справлялась с работой и в течение нескольких лет помогала своей свекрови.

Она узнала о разводе своего сына за несколько месяцев до настоящего эпизода, и это стало потрясением для нее.

Семейная история психических расстройств была отрицательной, также она отрицала употребление алкоголя или наркотиков.

При поступлении она была поверхностно контактна, разговорчива, возбуждена, с изменчивым настроением, раздражительна, демонстрировала бред религиозного содержания и бредовое отношение к мужу и священнику, сопровождавшими ее в путешествии.

После поступления были срочно проведены основные лабораторные исследования, электрокардиограмма и компьютерная томография головного мозга. В анализах не было обнаружено никаких отклонений.

В течение первых трех дней пациентка получала оланзапин в дозе до 20 мг в день (вначале в виде внутримышечных инъекций, позже перорально).

Принимая во внимание отсутствие эффекта этого лечения, оланзапин заменили галоперидолом в дозе до 15 мг в день сначала внутримышечно, затем перорально. Сразу после введения препарата состояние улучшилось.

Во время пребывания пациентки в больнице умерла свекровь, о которой она заботилась. В этот период она время от времени принимала гидроксизин перорально, поскольку переживала и с трудом могла уснуть.

Выписалась через 30 дней, полностью выздоровев, с осознанием своей болезни и предписанием принимать 8 мг галоперидола в день.

Пациентка и ее муж решили, что больше никогда не станут посещать места, связанные с религиозным культом.

Обсуждение

У описанной пациентки развитие острого психотического эпизода было напрямую связано с визитом в Иерусалим в туристических целях. В ее поведении можно увидеть некоторые этапы развития «чистого» или «несмешанного» иерусалимского синдрома, продолжительность психиатрических симптомов была относительно короткой, они прекращались почти сразу после введения антипсихотических препаратов.

Диагноз иерусалимского синдрома третьего типа у этой пациентки подвергается сомнению историей ее предыдущего психотического эпизода 20 лет назад, который, в свою очередь, был связан с посещением Ватикана. Однако, принимая во внимание течение и клинические проявления расстройства, диагностические критерии шизофрении не подтвердились.

Среди разных авторов нет консенсуса по вопросу, является ли иерусалимский синдром особым, специфическим расстройством, или рецидивом шизофрении.

Остается открытым вопрос, является ли Иерусалим и его значение для посетителей патогенным фактором, или это всего лишь фактор, который усугубляет предшествующую патологию и формирует содержание иллюзий и место, где поведение больных людей становится более заметным.

Авторы термина «несмешанный иерусалимский синдром» подчеркивали, что у них не было информации о дальнейшем развитии болезни у людей с этим синдромом, и это затрудняет полное понимание данного феномена.

Принимая во внимание острое начало, относительно короткую продолжительность симптомов и его особенности, у пациентки было диагностировано острое полиморфное психотическое расстройство без признаков шизофрении в соответствии с критериями ICD-10.

Симптомы, возникшие у описанной пациентки, можно рассматривать в более широком контексте расстройств, встречающихся у путешественников.

Читайте также:  Избегающее расстройство личности: проявления и лечение

Несколько авторов описывают ряд факторов, влияющих на психическое состояние людей, которые путешествуют: изменение повседневной жизни, незнакомое окружение, близость иностранцев или незнакомцев, бездеятельность, чувство изоляции и межкультурные различия.

В случае описанного иерусалимского синдрома эти факторы в сочетании с особым значением Иерусалима для евреев, христиан и мусульман могут спровоцировать острый психотический эпизод. В свою очередь, для развития схожего синдрома Стендаля или синдрома Флоренции, важны эмоции, вызванные произведениями искусства, собранными во Флоренции.

Посетители в этой ситуации также испытывают беспокойство или даже психотические симптомы. Название синдрома происходит от имени французского писателя, который испытал дежавю и волнение в такой ситуации. По словам автора этого термина Магерини, такие реакции происходят обычно у людей с историей психических расстройств (аналогично иерусалимскому синдрому).

Следующим примером психических расстройств, возникающих в связи с путешествиями, являются психотические симптомы у людей, которые заблуждаются в аэропортах (синдром удивления в аэропорту или синдром аэропорта).

В отличие от страдающих иерусалимским синдромом, они не осознают своей личности, откуда они приехали и куда направляются.

У некоторых из них симптомы разрешаются после отдыха, однако чаще это затрагивает людей с предыдущими психотическими расстройствами, которые под влиянием психического заболевания прибывают в аэропорт, не обязательно собираясь путешествовать.

Также описаны психотические, аффективные и невротические симптомы у японцев, посещающих Париж, обычно называемые парижским синдромом.

Важную роль здесь приписывают иностранному языку, культурным различиям, чувству изоляции, а также разрывом между потребностями путешественника и реальным образом города и его граждан.

В этом случае мы также можем найти людей с предыдущими психическими расстройствами и других, у которых симптомы развиваются спустя некоторое время после прибытия во Францию.

В заключение, у некоторых людей с историей психического расстройства, путешествия в места, вызывающие сильные эмоции, могут спровоцировать эпизод болезни, хотя такое может происходить и с ранее здоровыми людьми.

Для лиц без истории психических расстройств с третьим типом иерусалимского синдрома важно раннее врачебное вмешательство, отъезд из Иерусалима и контакт с семьей.

Эти меры предотвращают развитие полномасштабного заболевания и способствуют оперативному восстановлению.

В клинической практике важно учитывать место назначения путешествующего пациента и возможные факторы, способные спровоцировать рецидив. Имеет значение обеспечение пациента и его компании правильной информацией во время поездок.

Являются ли психиатрические симптомы иерусалимского синдрома острым психотическим расстройством с хорошим исходом или же рецидивом шизофрении, по-прежнему следует рассматривать в каждом отдельном случае индивидуально.

Второй отдел психиатрии Института психиатрии и неврологииЗаведующий кафедрой проф. Тадеуш Парновски

Источник: https://renaissance-clinics.com/encyclopedia/jerusalem-syndrome-a-case-report

9 невероятных синдромов с географическим названием

Иерусалимский синдром: что это, как проявляется и лечитсяНевероятные факты

1. Индийский синдром (India Syndrome)

Ежегодно в Индию приезжают туристы из западных стран, чтобы найти духовное просветление, но некоторые из них не возвращаются домой. 

Стремление стать сверхчеловеком вместе с культурным шоком, эмоциональной изоляцией, наркотиками и физической усталостью от чрезмерных медитаций ведут к тому, что путешественник попросту теряет себя. 

Этот психоз называется Индийским синдромом (India Syndrome).

В 2000-м году французский психиатр Режи Эро написал книгу на данную тему, и назвал ее «Fous de l'Inde», чтобы буквально переводиться как «помешанный на Индии». В ней он описал свои наблюдения в качестве психолога в Индии, где он помогал туристам с Запада прийти в себя после своих «духовных похождений».

В книге он говорит о том, что Индийским синдромом страдают люди из развитых стран, и в частности те, кто хочет окунуться в истинную, нетронутую и экзотическую культуру, в которой сохранились настоящие ценности. Это похоже на путешествие во времени.

Абсолютно здоровые люди начинают заявлять, что они достигли новой ступени сознания, или что конец света близок. Большинство из них приходят в себя по возвращению домой, но некоторые на всю жизнь теряют себя, полностью пропадают или их находят мертвыми.

2. Стокгольмский синдром (Stockholm Syndrome)

Это, пожалуй, самый известный синдром из данного списка. Он проявляется, когда люди испытывают сильный страх или физическую боль и больше не могут контролировать свою судьбу, однако при этом они начинают проявлять симпатию и поддержку к своим похитителям.

Симптомы этого синдрома включают: желание быть верным, привязанность и иногда даже желание физической близости к похитителю.

Этот термин возник в 1973-м году, когда 32-летний преступник Ян-Эрик Олссон зашел в банк и взял в заложники четырех людей. Заложники пробыли в плену 6 дней, и после своего освобождения, будучи в суде, они отзывались только положительно о преступнике. Никто не хотел давать против него показания. Более того, они начали собирать деньги для защиты грабителя.

 26-летний мужчина с «синдромом горца» выглядит, как мальчик

3. Лондонский синдром (London Syndrome)

Этот синдром является противоположностью Стокгольмскогосиндрома – один или несколько заложников реагируют на действия преступников крайне агрессивно, отказываются сотрудничать, и постоянно желают поспорить.

Во время осады Иранского посольства в Лодноне один из заложников, Аббас Лавасани, наотрез отказался сотрудничать с теми, кто держал его в плену, более того, он с ними постоянно спорил. В итоге захватчики убили его, тем самым вызвав еще больший гнев со стороны заложников.

4. Депортационный синдром (Uppgivenhetssyndrom)

Несмотря на то, что название этого синдрома не имеет ничего общего с определенным местом, им страдают люди из конкретного региона.

Несколько сотен детей и подростков в прямом смысле «отключились» на несколько месяцев и даже лет. В какой-то момент они просто идут ложиться спать и больше не встают. Они не могут шевелиться, есть, пить и говорить.

У всех у них есть одна общая черта – они ищут политического убежища после сложной миграции. Все они проживают в Швеции и большинство из них прибыли из бывших советских и югославских республик.

Все эти дети впадают в вегетативное состояние, когда узнают, что их семьям грозит депортация. Единственное известное лекарство – вид на жительство, благодаря которому они с семьями могут жить в Швеции. Если при ребенке родители начинают зачитывать разрешение на пребывание в стране, их мозг получает данное сообщение, и дети начинают «просыпаться».

5. Парижский синдром (Paris Syndrome)

Этот синдром больше касается туристов из Японии, которые решили посетить столицу Франции. Ежегодно сюда приезжают около 6 миллионов туристов из Японии. Все они желают увидеть город романтики, высокой моды и гламура, но некоторые из них сталкиваются с ситуацией, когда  действительность совершенно не такая, какой они себе представляли в своих богатых фантазиях.

10 самых странных психических расстройств

В результате они впадают в состояние, которое сопровождается галлюцинациями, чувством тревоги, головокружением и чрезмерным потоотделением.

Парижский синдром представляет собой очень сильный культурный шок, и избавиться от него можно лишь покинув Париж и больше никогда в него не возвращаясь.

6. Флорентийский синдром или Синдром Стендаля (Florence Syndrome)

Если вы находитесь в музее искусств и внезапно почувствовали головокружение, слабость и начали потеть, то знайте — вы страдаете от Синдрома Стендаля или, как его еще называют Флорентийского синдрома.

Вызывает его произведения искусства и дело вовсе не в запахе старой краски, а в «передозировке искусством». Как правило, жертвами синдрома становятся слишком эмоциональные люди и одинокие люди в возрасте от 25 до 40 лет, которые также страдают от джетлага (синдром смены часового пояса – когда ритм человека не совпадает с дневным ритмом).

  • И несмотря на то, что данный синдром может появиться в любом месте, где можно найти произведения искусства, его назвали Флорентийским потому, что Флоренция богата произведениями искусств эпохи Ренессанса.
  • Эти предметы искусства не только очень красивы и узнаваемы во всем мире, но также содержат более темные и тревожные детали, способные вызвать у чувствительного зрителя сильные чувства и воспоминания.
  • 7. Иерусалимский синдром (Jerusalem Syndrome)

Похоже, что у некоторых людей посещение Святой земли, может вызвать религиозную горячку. Были зафиксировано множество случаев, когда у туристов проявлялось психическое расстройство, сопровождающиеся иллюзией, что он персонаж Библии или пророк, и обладает божественными и пророческими силами.

Этот синдром похож на Парижский синдром в том плане, что не всегда реальность соответствует ожиданиям. Другими словами – это тоже культурный шок.

  1. Симптомы Иерусалимского синдрома: чувство тревоги, острое желание в уединении, желание закричать или облачится в белую тогу, а также желание самоочищения (навязчивая потребность очистить себя)
  2. Так же, как и в случае с Парижским синдромом, единственное лечение заключается в том, чтобы уехать и не возвращаться.

8. Гиперэксплексия (The Jumping Frenchmen of Maine)

В 1870-х годах, французские канадцы дровосеки из Северного Мэна неожиданно начинали прыгать, изображать окружающих людей, и даже подчинятся произвольным командам. Они могли также внезапно сильно закричать, ударить или повторять одни и те же фразы.

  •  Синдром Бенджамена Баттона: младенцы, похожие на стариков, захватили интернет
  • Некоторые считают, что это расстройство спрятано в генетическом коде человека, так как большинство дровосеков были родственниками, но никто этого не может подтвердить.
  • И, несмотря на то, что синдром так и остался в Мэне, похожее поведение было зарегистрировано в отдаленных местностях штата Луизиана, США, в Малайзии, Индии, Сомали, Йемене и на Филиппинах.

9. Синдром Лима (Lima Syndrome)

Этот синдром характеризуется тем, что террористы испытывают настолько сильную симпатию к своим жертвам, что решают их отпустить (обратный пример Стокгольмского синдрома).

Впервые этот термин появился в 1996 году в Перу, когда террористы из группировки «Революционное движение имени Тупака Амару» захватили посольство Японии. Через 14 дней после захвата, большинство заложников были отпущены.

Преступники планировали убить заложников, но так и не решились на такой поступок. Также стоит отметить, что заложники начали симпатизировать своим захватчикам, и проявляли ненависть к тем, кто желал освободить их с помощью насилия. Террористы прониклись таким отношением со стороны заложников, что и привело к появлению Синдрома Лима.

Источник: https://www.infoniac.ru/news/9-neveroyatnyh-sindromov-s-geograficheskim-nazvaniem.html

Иерусалимский синдром — это… Что такое Иерусалимский синдром?

Иерусалимский синдром

Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определённого библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира. Данное явление считается психозом и ведёт к госпитализации в психиатрическую больницу.

Особенностью этого синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима, и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами. Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих. Иногда их поведение доходит до крайностей, и представляет опасность для них самих или окружающих, и появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения. Среди страдающих от этого синдрома наблюдались как иудеи, так и христиане, у которых долгожданная встреча со святыми для них местами (например, исторические места присутствия Иисуса Христа) вызывает значительное ухудшение состояния.

Читайте также:  Диссоциативное расстройство личности: симптомы и лечение

В расширенном смысле термин употреблён в названии одноимённого романа Дины Рубиной.

Статистика показывает, что иерусалимскому синдрому подвержены с равным успехом иудеи, христиане и мусульмане всех возможных конфессий. С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдрома Стендаля, или Парижского синдрома, которому наиболее подвержены туристы из Японии. Также аналогичное поведение может наблюдаться у паломников в Мекке.

Психиатрическая лечебница Кфар Шауль в Иерусалиме, один из основных центров исследования «иерусалимского синдрома»

Заболевание впервые клинически описано в 1930-х годах израильским психиатром Хайнцем Германом. Вместе с тем первые проявления синдрома были зафиксированы ещё в Средние века в путешествии Феликса Фабера и в биографии Марджери Кемп. Также ряд случаев синдрома наблюдался среди паломников XIX века.

Одним из наиболее тяжёлых по последствиям проявлений синдрома стало поведение христианского паломника из Австралии Денниса Майкла Рохана (en:Denis Michael Rohan).

21 августа 1969 года он попытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки.

Сам паломник объявил себя «посланцем Господа», который получил «Божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм, и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.

Рохан пошёл на этот шаг под влиянием проповедей теле-евангелиста Герберта У. Армстонга (en:Herbert W. Armstrong), основателя так называемой Всемирной Церкви Бога (Worldwide Church of God).

Вскоре после инцидента Армстронг постарался дистанцироваться от действий Рохана. Ортодоксальный Верховный Раввинат Израиля также осудил попытку поджога.

В соответствии с действующим и в настоящее время решением израильского раввината вплоть до пришествия Мессии ни один еврей не должен появляться на Храмовой горе.

В конце 1990-х годов Британский психиатрический журнал предположил, что сочетание влияния Иерусалима с приближением нового тысячелетия вызовет в этом городе массовую истерию. В 2000-м году, действительно, наблюдалось некоторые увеличение случаев Иерусалимского синдрома, однако страхи о начале «эпидемии» оказались преувеличенными.

Психиатрическая больница Кфар Шауль

Одним из наиболее известных центров изучения синдрома является израильская больница Кфар Шауль (en:Kfar Shaul Mental Health Center).

За 13 лет наблюдения (1980—1993) отмечено 1200 паломников с тяжёлыми психическими проблемами, вызванными посещением Иерусалима. Около 470 из них обратились в больницу.

Среди пациентов Кфар Шауль отмечается значительное количество паломников — пятидесятников из деревенских районов США и Скандинавии.

В настоящее время этот показатель составляет в среднем 100 человек в год, из которых в больнице оказывается в среднем 40. Данный показатель является относительно небольшим по сравнению с общим количеством туристов в Иерусалиме (до двух миллионов человек в год). По мнению психиатров Калиана и Вицума, данная пропорция ничем не отличается от любого другого города мира.

Типы

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 мая 2011.

Тип I синдрома связан с уже ранее существовавшим у пациента психическим расстройством.

Пациент может представлять себя важным для религии историческим персонажем, или находиться под влиянием важных религиозных концепций, таких, как пришествие Мессии или Второе пришествие Иисуса Христа.

Тип II

Тип II осложняется идиосинкразией. Он необязательно принимает форму психического расстройства, и может проявляться в виде аномальной культурной реакции как для отдельного индивидуума, так и для небольшой религиозной группы.

Тип III

Наиболее хорошо известен тип III, когда ранее психически уравновешенная личность после прибытия в Иерусалим начинает демонстрировать явные признаки психоза. Психоз обычно проходит сам через несколько недель, либо после того, как пациент покидает Иерусалим. Для данного типа синдрома имеется характерный набор признаков:

  • Взволнованность;
  • Желание отколоться от группы или семьи, и путешествовать по городу в одиночестве;
  • Навязчивое стремление к чистоте, необычно частое принятие душа или ванн, отрезание ногтей на руках и ногах;
  • Изготовление похожего на тогу одеяния белого цвета, часто — из гостиничных простыней;
  • Стремление громко выкрикивать стихи из Библии, псалмы, различного рода религиозные гимны. Заметив подобное поведение, гостиничный персонал либо туристические гиды обычно стараются отвести пациента к специалисту. В противном случае развиваются следующие две стадии синдрома:
  • Процессия или торжественный марш к одному из святых мест Иерусалима;
  • Произнесение проповедей в святом месте. За 13 лет наблюдения зафиксировано 42 подобных проповеди.

В популярной культуре

См. также

  • Синдром Стендаля
  • Парижский синдром
  • Культурный шок

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/640611

Иерусалимский синдром

Иерусалимский синдром развивается у тех туристов и паломников, чья хрупкая психика не выдерживает восторга и потрясения от встречи с Вечным Городом.

Проявляется данное заболевание в том, что человек, проникнувшись святостью здешних мест, впадает в состояние сильной экзальтации. А иногда объявляет себя пророком, посланным на Землю с определенной миссией.

И принимается демонстрировать соответствующее поведение…

В Иерусалимской психиатрической больнице «Кфар-Шауль» существует даже специальное отделение, куда регулярно доставляют пациентов с иерусалимским синдромом — жертв собственной впечатлительности — до шести десятков человек в год. Однако, в преддверии Миллениума, здесь был настоящий «аншлаг». Тогда госпитализировали по несколько новых Мессий в день, и мест для всех катастрофически не хватало.

Это при том, что речь идет лишь о туристах, отличившихся особо буйным поведением в общественных местах. Ведь тот, кто, вдруг осознав себя пророком, продолжает вести себя тихо и мирно, в вышеупомянутое лечебное заведение может и не попасть.

Самсон, раздирающий пасть льву

Среди пострадавших от «Иерусалимского синдрома» – турист из Америки, вообразивший, по приезде на Святую Землю, что он — библейский герой Самсон. Тот самый, который за свою сверхчеловеческую силу был прозван Неистовым.

Это именно Самсон однажды разорвал пасть льву (кто был в Петергофе, наверняка помнит знаменитый фонтан, отображающий это драматическое событие). В другой раз он вырвал массивные городские ворота и долго с ними носился, пока не закинул их на вершину горы.

А еще как-то раз Неистовый силач переколотил тысячу врагов, орудуя при этом ослиной челюстью – ничего более подходящего под рукой не оказалось.

Так вот. Возомнивший себя легендарным Самсоном американский турист тоже был очень силен. Решив немного поразмяться, а заодно «навести порядок» у Стены Плача, он принялся упорно и методично двигать тяжеленные каменные блоки, которые «неправильно» стояли.

Самопровозглашенного Самсона доставили в психиатрическую лечебницу, где он, кстати говоря, надолго не задержался: сумел вырваться и, разбив окно, выскочить на улицу. Потом, правда, все же был схвачен санитарами, благополучно излечен и отправлен на родину.

«Святой сапожник» и другие

Не прошла бесследно встреча с Иерусалимом и для обувщика из Германии. Кстати, его историю знакомства с Вечным Городом в своем романе «Вечерний звон» описывает Игорь Губерман.

Тот почтенный немец, едва ступив на Святую Землю, так впечатлился увиденным, что объявил себя «Святым сапожником», призванным стать великим пророком. Вскоре и он был препровожден в «Кфар-Шауль».

Еще одна жертва «Иерусалимского синдрома» – немолодая шведка, учительница и психолог по образованию, — о ней тоже упоминает Губерман в своей книге.

Войдя в Старый город через Яффские ворота, эта кроткая и спокойная с виду женщина внезапно остановилась, в ужасе замерев: на крыше одного из домов стоял и смотрел на нее не кто иной, как сам дьявол.

Затем он стремительно переместился вниз и принялся входить в проходящих мимо людей. Между тем, пожилая шведская туристка ощутила невероятный прилив сил, почувствовала в себе готовность вступить в рукопашную схватку с сатаной.

Недолго думая, она набросилась с кулаками на полицейского, в обличии которого, как ей показалось, и пребывал в ту минуту нечистый.

Стены Иерусалимской психиатрической больницы видели «Иоанна-крестителя», «Деву Марию», «пророков Даниэля и Элиягу» и многих других выдающихся личностей. В числе прочих — «Царь Давид» из Калифорнии.

Он в Израиле уже не первый год. Приехал в составе туристической группы, да так тут и остался.

С тех пор этого одетого в белую тогу и позолоченную корону человека ежедневно можно наблюдать на улицах Иерусалима, где он проповедует и поет псалмы.

Группа риска

У большей части жертв данного синдрома те или иные отклонения в психике наблюдались и до приезда в Иерусалим. Таких людей, по данным медиков «Кфар-Шауль», опубликованным в British Journal of Psychiatry в 2000 году, – 85-90%. И лишь 10-15% составляют те, кто ранее никогда не обращался за психиатрической помощью.

Как правило, симптомы «иерусалимского синдрома» демонстрируют люди верующие, те, для кого встреча с городом, хранящим память о событиях Ветхого и Нового завета, была долгожданной и очень значимой. Ситуация усугубляется, если путешественник к тому же — человек чересчур эмоциональный и впечатлительный.

Реализовав свою мечту, приобщившись к реликвиям Святой Земли, такой турист вполне может впасть в религиозный экстаз.

Если паломники приезжают в Израиль в составе многочисленной группы, то «заболев» Иерусалимом, они стремятся уединиться, «отколоться» от коллектива.

Другие типичные признаки религиозной одержимости — бессонница и потеря аппетита.

Кроме того, многие начинают совершать ритуальные омовения, переодеваются в особые одежды (чаще всего заворачиваются в позаимствованные из отеля простыни) и отправляются проповедовать.

Обычно такое состояние не длится долго. Когда через несколько дней человек приходит в себя, он зачастую не помнит ничего из того, что с ним происходило. Он смущен, удивлен и не желает обсуждать то, что он вытворял, будучи «пророком».

А вообще, «Иерусалимский синдром», в той или иной степени поражает всех, кто оказался в этом великом городе. Конечно, далеко не каждый, его посетивший, пойдет по древним улицам петь псалмы, завернувшись в казенную белую простынку. Таких людей единицы. Но трепет, волнение и приток благодатных сил оттого, что Библия начинает оживать на его глазах, испытывает, пожалуй, каждый.

Побывать в Израиле и не «подхватить» «Иерусалимский синдром» — вряд ли такое возможно. Все дело лишь в степени заболевания.

http://digest.subscribe.ru/woman/psychology/n441624555.html

Источник: https://psicholog.kiev.ua/poleznaya-informatsiya/stati/61

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector