Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Интеллектуальные и физические перегрузки, конфликты с одноклассниками или учителями, сложности в усвоении программы – эти и другие проявления школьной дизадаптации являются причинами боязни ходить в школу. Как называется фобия, что это такое, как проявляется, и как с ней бороться, расскажет психология.

Что такое дидаскалейнофобия

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Что такое дидаскалейнофобия? Так называется боязнь школы. Этот вид страха присущ исключительно школьникам. Многие дети капризничают и говорят, что не хотят идти в школу. Но в некоторых случаях это может быть вызвано не ленью и желанием поспать подольше, а паническим страхом. Перед чем? Перед учителями или одноклассниками, перед школьной программой, перед отдельным предметом, перед критикой родителей за плохие отметки и т.д.

Причины дидаскалейнофобии

Боязнь школы редко развивается из-за одной психотравмы. Чаще влияние оказывает хронический стресс, систематическое воздействие одного или нескольких негативных факторов.

Что относится к негативным факторам (предпосылки боязни идти в школу):

  • издевательства одноклассников (буллинг);
  • конфликты с учителями;
  • частые конфликты с одноклассниками;
  • позиция изгоя;
  • повышенные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • строгость и давление учителей;
  • строгость и наказания со стороны родителей (из-за проблем в школе);
  • другой дискомфорт в стенах школы или по дороге к ней (холод, плохое питание, участок дороги со злыми собаками и прочее).

К нестандартным причинам относится страх за близких, чаще встречается в неблагополучных семьях. Ребенок переживает, что пока он находится в школе,  дома случится что-то плохое с членами семьи или с домашними животными.

Это важно! За дидаскалейнофобией могут скрываться другие школьные страхи, например, страх оценки или страх публичного выступления. Или страх общения, социального взаимодействия. Иногда школьнику передаются страхи родителей перед школой.

Проявление боязни школы

Можно заметить психосоматические проявления фобии:

  • чувство удушья;
  • проблемы с дыханием;
  • тахикардия и аритмия;
  • повышенная потливость;
  • дрожь;
  • головокружение и головная боль;
  • слабость в ногах;
  • боль и напряжение в мышцах;
  • боль в груди;
  • обморок;
  • диспепсия;
  • оцепенение или гиперактивность (в момент приступа);
  • синдром рассеянного внимания и другие когнитивные ухудшения;
  • неадекватные реакции (плач или крики, агрессия);
  • нервозность, хаотичные движения руками или нервная ходьба из стороны в сторону, покачивания.

Основной психологический симптом – страх перед повторением приступа. Чем старше ребенок и чем чаще случаются приступы, тем выше страх сойти с ума, опозориться, оказаться высмеянным.

Как избавиться, перестать бояться школы

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Дети не всегда могут назвать точную причину своего страха. Чем младше ребенок, тем сложнее ему выражать свои чувства. Потому для диагностики и выписки лечения рекомендуется обратиться к психологу.

Помощь психолога

В ходе бесед психолог выясняет причины страха, составляет план коррекции, помогает ребенку изменить отношения к проблемам и выработать новую стратегию поведения. В лечении детей используется арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и помощь родителей.

Арт-терапия

Арт-терапия помогает как выяснить причину фобии, так и избавиться от страха. Проведение диагностики лучше доверить психологу. Только специалист сможет правильно истолковать свободный рисунок школьника.

А вот лечение страха можно провести самостоятельно. Для этого нужно предложить ученику изобразить его страх перед школой. После этого предложите высмеять страх. Можно добавить ярких красок, забавных элементов.

Или можно нарисовать героев (самого ребенка), который побеждает страх перед школой.

Это важно! Методы арт-терапии (рисование, лепка, пение, танцы, театр) рекомендуется использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. При работе с подростками лучше использовать беседу и когнитивно-поведенческую психотерапию.

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Конитивно-поведенческая психотерапия помогает найти негативные установки и изменить отношение к ним. Психолог задает школьнику ряд вопросов:

  1. Что произойдет, если ты пойдешь в школу?
  2. Почему ты боишься одноклассников?
  3. Что будет, если ты плохо подготовишься к урокам?
  4. Что будет, если ты получишь плохую оценку?
  5. Кто сказал тебе, или с чего ты решил, что школа – опасное место?
  6. Почему ты беспокоишься за родителей, пока находишься в школе?

Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает индивидуальные сеансы (беседы) с психологом и выполнение домашних заданий, которые потом тоже обсуждаются на сеансах.

Примеры домашних заданий:

  • познакомиться на неделе с двумя сверстниками;
  • самостоятельно подготовиться к урокам и получить пять баллов;
  • сделать что-либо, чтобы заслужить уважение одноклассников;
  • поучаствовать в школьном мероприятии;
  • придумать вместе с родителями позитивный утренний ритуал.

Задания не должны быть в тягость, школьник должен воспринимать их как игру. Нельзя принуждать юного клиента, нужно заинтересовывать его.

Помощь родителей

В спокойном тоне без принуждения постарайтесь выяснить, что именно пугает и тревожит ребенка. Поинтересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками и учителями. Нельзя высмеивать страхи ребенка, нужно принять их со всей серьезностью, вместе с ребенком обсудить это.

Что еще должны сделать родители:

  1. Расскажите ребенку о преимуществах школы, о важности образования. Вспомните свои школьные годы, расскажите о том, как вы весело проводили время со сверстниками, какой предмет вам нравился. Но не забудьте рассказать и о трудностях, о своем опыте их преодоления. Скажите, что вы всегда готовы помочь.
  2. Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка. Притом говорите не только об успеваемости, но и об отношениях в стенах школы.
  3. Отвечайте на все вопросы ребенка, всегда уделяйте ему внимание.

К чему приводит фобия

Если ребенка не отвезти к психологу, то течения фобии осложнится. Появятся вторичные психические расстройства, панические атаки, депрессия.

Школьная дезадаптация и десоциализация будет усиливаться, ребенок начнет сбегать с уроков или из дома. Проблемы с учебой приведут к трудностям в дальнейшем самоопределении, выборе профессии.

А также к последствиям фобии относится снижение самооценки, неуверенность, пассивность, замкнутость, неготовность к самостоятельной жизни.

Профилактика страха перед школой

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте. Перед тем как отдать ребенка в школу нужно убедиться, что он готов к обучению. Существует такое понятие как психологическая готовность ребенка к школе. Она состоит из морфофизиологической, предметной и психологической готовности. Психологическая готовность предполагает интеллектуальную и личностную готовностью, произвольную регуляцию поведения и деятельности. В личностную готовность входит эмоциональная, мотивационная и коммуникативная готовность, а также учитывается сформированность Я-концепции и самооценки. Все это диагностируется психологом, существуют специальные тесты и методики на определение готовности ребенка к школе.

Второй важный элемент профилактики – благоприятный психологический климат в семье. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка. Недопустимо чтобы в семье были конфликты, скандалы, ссоры. Старайтесь войти в положение ребенка, прислушивайтесь к его мнению, не кричите на него и не критикуйте.

Это важно! От психологической готовности ребенка к школе зависит школьная адаптация и социализация. Неподготовленный ребенок страдает от дезадаптации и нередко болеет дидаскалейнофобией.

Источник: https://psycop.ru/fobii/didaskalejnofobiya.html

Дидаскалейнофобия – детский и подростковый страх перед школой

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Дидаскалейнофобия относится как, казалось бы, странным и даже абсурдным человеческим страхам. Тем не менее, от этого страха страдает немало детей и подростков во всем мире. Данная фобия характеризуется отвращением к школе и присуща 5% всех людей. Основная причина, по которой развивается патология, кроется в трудностях с общением, обучением, социализацией. Помощь таким детям могут оказать как родители, так и специалисты.

Одна из разновидностей детских страхов

В разном возрасте появляются разные страхи, особенно когда наступает переход к новому мироощущению. И так как еще называется боязнь школы – сколинофобия, сеолинофобия эти названия характерны для детей старшего возраста и подростков. Детские страхи дошкольного и школьного возраста касаются выхода в социальный мир общения со сверстниками и другими взрослыми.

Это неприятное чувство, когда дети боятся, но скрывают страх. Родители часто допускают ошибку, пытаясь защитить самое ценное, что у них есть, ограждая от страхов. Близкие до конца не говорят о проблеме, подпитывая иллюзию о том, что страх сам по себе исчезнет и забудется. Дидаскалейнофобия – это страх, который может быть признаком не нормального развития.

Он включает 2 основных момента:

  • страх оценки других людей (что скажут другие, когда я что-то сделаю);
  • страх публичных выступлений.

Страх оценки появляется у детей после 6-ти лет и связан с ощущением неправильности поступков, в отличие от детей 5-ти лет, которые делают то, что считают нужным, не задумываясь глубоко о последствиях. У детей школьного возраста страх основывается на том, что они учатся соотносить свои представления с идеями других людей, группы детей.

Дидаскалейнофобия, присущая нормальному развитию детей, имеет характерные признаки. Главными критериями нормального страха являются:

  1. Отсутствие явления парализованности нормальной жизни.
  2. Временный характер явления в соответствие с возрастом ребенка.
  3. Интенсивность проявлений.

Страх может проявиться вначале обучения. Из-за требовательности учителя или неподготовленности малыша к школе родителями развивается особый механизм восприятия новой среды. Такие дети ходят в школу как на каторгу, не могут завести друзей, становясь изгоями.

Наблюдаются такие признаки как отказ от выполнения домашнего задания, отстраненность или неспособность включиться в учебный процесс, которые выражаются капризностью, демонстративным поведением.

Эти признаки не говорят о наличии фобического состояния, но такие моменты являются пограничными, поэтому ребенку нужно уделять больше внимания, поддерживать, создавать благоприятный микроклимат в семье.

Обратная реакция родителей – раздражительный тон, крики, фразы о нехватке времени, оскорбительные выражения в адрес малыша или высказанное разочарование усиливают стресс, развивая и углубляя детские неврозы.

Боязнь школы, которая длится долго, парализуя жизнь семьи, сопровождаясь отказом выходить из дома, скандалами, физическими проявлениями или другими страхами, заканчивается тяжелыми неврозами и лечится у специалиста.

Симптомы тревожного расстройства

Состояние панического страха перед школой сопровождается характерными симптомами:

  • выраженным дискомфортом в груди, затрудненным дыханием;
  • предобморочным состоянием;
  • дрожанием тела;
  • бледностью лица;
  • усиленным потоотделением;
  • заиканием;
  • учащенным сердцебиением;
  • тошнотой, дискомфортом в животе.
Читайте также:  Субдепрессивный синдром: что это, симптомы и методы лечения

Что такое дидаскалейнофобия и есть ли она у ребенка родителям поможет определить, повышенная активность при приближении фобического события. В панике он может бесцельно ходить из стороны в сторону или напротив, испытывать состояние парализованности, оцепенения. Эти симптомы относятся к невротическому расстройству. К ним стоит отнестись внимательно, а не принимать за сиюминутные капризы.

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Как образуется фобия

Данное расстройство образуется в силу предрасполагающих семейных факторов и реже возникает в результате травмирующего события в школе. Усиленная длительная опека может привести к тому, что ребенок начнет бояться других людей, общения, приходить в новый коллектив.

В результате гиперопеки, при постоянном запугивании, ограждении от посторонних людей может пострадать детская самооценка. Боязнь закрепляется по причине постоянных замечаний, контроля или чрезмерной защиты. Страхи могут передаваться в семье, особенно от мамы к ребенку.

Если взрослые афишируют свои страхи, то для маленьких членов семьи это становится примером мироощущения в дальнейшем.

Боязнь ходить в школу развивается на фоне негативных событий в стенах учебного учреждения, которые также сильно воздействуют на психику старших детей и подростков.

Примерами подобных событий становятся:

  1. Жестокие шутки, издевательства, акты унижения сверстников.
  2. Угрозы причинить физический вред со стороны одноклассников или старшеклассников.
  3. Давление или насмешки педагогов.
  4. Чрезмерные физические или умственные нагрузки.

Школа – важный этап личностного развития и социализации, поэтому дидаскалейнофобия требует коррекции или лечения. В этот период родители должны внимательно относиться к проявлениям, выражению чувств ребенка, поскольку сам он не умеет распознавать источник своих переживаний и не в состоянии с ними бороться.

Как родителям помочь ребенку

Универсальный совет, который могут использовать родители, чтобы избавить ребенка от страха перед школой – это предупреждать о новом для него событии. Понять, что событие является для него неприятным можно по сильной реакции на ситуацию.

Если заметным становится сердцебиение, появляется заикание, физическое проявление реакции, это значит, что страх уже глубинный и имеет физиологическую основу. Предупреждая о предстоящем неприятном для него событии, страх не уходит.

Необходимо сделать так, чтобы ребенок был готов встретиться с неприятной ситуацией, пережил это, получил поддержку и смог с этим расстаться. Существуют средства, которые помогут справиться с сильным страхом перед походом в школу, успокоить ребенка.

Проблема по силам родителям, которые должны помнить об основных правилах поведения и отношении к будущему первокласснику, испытывающему страх перед школой:

  1. Нельзя смеяться над страхами, связанными с предстоящим или наступившим событием.
  2. Необходимо понять и признать страх.
  3. Полезно объяснить о преимуществах объекта страха и найти совместное решение.

Ребенок находится в состоянии, где фантазии и реальность переплетены. Для него восприятие мира подобно тому, как древние люди объясняли существование мира, где реальность с ее физическими законами перемешивается со страхами. Поэтому родители должны принять то, о чем говорит ребенок, не пытаться переубеждать его, спорить и тем более высмеивать мировосприятие.

Просто объяснить о физических возможностях объекта страха, в данном случае школы, будет недостаточно. Необходимо перестроиться под мир детских фантазий и совместно придумать фантастическое решение. Чтобы было легче найти его, можно визуализировать и предложить нарисовать страх. Следующим моментом угнетения страха становится трансформация.

Подбирая вместе красочные цвета, добавляя другие элементы к рисунку, нужно стараться получить волшебный мир с героями, которые могут прийти на помощь, и вызвать желание у ребенка попасть туда.

Сказочного героя нужно наделить всеми необходимыми навыками, которые помогут победить страх, рассказывая о нем на ночь, таким образом, создавая приятную традицию и постепенно подготавливая малыша к школе.

Помочь преодолеть страх оценки и публичных выступлений можно с помощью родительской поддержки, говоря о хороших качествах ребенка, подпитывая конкретными проявлениями этих качеств, например, акцентируя внимание на ответственном отношении к делу или склонности к взаимовыручке, внимательности, усидчивости, умении схватывать на лету. В этом случае ребенку будет легче выстраивать адекватную самооценку.

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Помощь профессионала

Страх, в зависимости от степени выраженности, поддается коррекции или терапии у психолога или психотерапевта. Для детей дошкольного, школьного возраста, подростков, испытывающих боязнь перед школой, применяются разные техники.

У младших детей страхи порождаются активным воображением, поэтому применимы методики визуализации. Сеансы рисования, фантазирования, лепки позволяют приблизиться к страху, рассмотреть его в реальности, найти позитивные стороны.

Дидаскалейнофобия у подростков корректируется с помощью игр, соревновательных методик, которые помогают проявить себя и повысить самооценку.

Детям, у которых фобия выросла из-за гиперопеки, психолог поможет осознать проблему, сформирует правильное восприятие ситуации, научит приемам, помогающим комфортно чувствовать себя вне дома.

Психотерапия в случаях, сопряженных с сильными неврозами, сочетается с назначением легких успокаивающих средств, лечебной физкультурой, физиотерапевтическими методиками.

К сожалению, данная патология обнаруживается на начальных стадиях родителями и близкими довольно редко, а отвращение к школе воспринимается как лень или капризы ребенка.

Чтобы страх не развился в фобию, необходимо осуществлять профилактику явления, подготавливая ребенка к школе не только технически, но и морально, уделяя время и внимание в процессе обучения, решая трудные вопросы в доверительной беседе.

При наличии явных нарушений психологического характера важно не затягивать с решением проблемы и обратиться за помощью к психологу.

Источник: https://MyStrahi.ru/strah-mest/didaskalejnofobiya.html

Дидаскалейнофобия — боязнь школы. Страхи и фобии

Дидаскалейнофобия (Didaskaleinophobia) — это боязнь посещать школу. Известно, что 2–5% школьников страдают такой фобией. Слово дидаскалейнофобия происходит от греческого didasko, что означает «учить», и phobos, «отвращение или страх». Другой распространенный термин — школофобия (Scholionophobia), который происходит от латинского scius, «знания».

Дети часто осознают, что «играют в прогулы» или пропускают занятия, но, тем не менее те, кто этим занимается, не всегда боится гнева учителей и родителей или делает от скуки, хотя именно эти причины наиболее частые. Знаменитый персонаж Марка Твена Том Сойер пропускал занятия в школе, но при этом не страдал от дидаскалейнофобии. Скорее, ему было просто интереснее искать приключения на улице.

В случае с дидаскалейнофобией одна мысль о том, чтобы ходить в школу, может вызвать панику. Большинство психологов считают, что это расстройство чаще встречается у детей дошкольного возраста 4–6 лет. Это обычно связано с тем, что они впервые покидают дом. Часто диагноз этой фобии затруднен, так как маленький ребенок не может точно выразить свои страхи.

Причины

Диадезия дидаскалейнофобии часто требует углубленного анализа, поскольку дети могут не бояться школы как таковой; скорее это страх перед хулиганами, поездкой на школьном автобусе или страшной собакой, встречающейся на пути или особенно строгий учитель.

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Некоторые ученики средней школы (от 9 до 13 лет) также могут страдать от дидакейнофобии. Это время, когда занятия становятся более интенсивными, задания усложняются и параллельно с этим наступает период подросткового и полового созревания. Бушующие гормоны и учеба сложно сочетаются у некоторых из них.

Небезопасная школьная среда (недавние сообщения стрельбе или насилии), издевательства или переход в новое учебное заведение — это дополнительные факторы, которые могут спровоцировать дидаскалейнофобию.

Симптомы

Страх перед школой дает о себе знать в виде различных физических и эмоциональных проявлений. Маленькие дети могут плакать, кричать или паниковать при мысли о посещении занятий. Они притворяются больными, чтобы избежать похода в ненавистное заведение, а некоторые могут проплакать всю ночь. Родители чувствуют бессилие и не знают, как поддержать ребенка.

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

В результате у ребёнка проявляются симптомы, такие как головокружение, учащенное сердцебиение и сухость во рту, чрезмерное потоотделение, одышка, тошнота и паническая атака.

Подростки могут не говорить о фобии, но они будут демонстрировать поведение избегания – например, придумывать болезни или  оправдания, чтобы не ходить в школу. Депрессия также один из распространенных симптомов фобии.

Лечение

Если вы родитель, чей ребенок страдает от страха перед школой, будьте уверены, что это полностью излечимое состояние. Конечно, каждый день видеть свое чадо страдающим,  неприятно и травматично, но помните, что дети податливее, чем взрослые, поэтому, по отношению к ним своевременная терапия очень эффективна.

Лекарства обеспечивают необходимую помощь от беспокойства, но они должны приниматься исключительно под присмотром врачей и только в случае крайней необходимости. Кроме того, препараты не излечивают фобию, а только уменьшают ее симптомы.

Важно, чтобы вы поддерживали ребенка в течение этого периода. Важно выяснить, почему он боится школы и, если нужно, даже поговорить с учителем.

Положительная визуализация, музыка, глубокое дыхание и другие способы релаксации очень полезны при лечении дидаскалейнофобии, особенно в подростковом возрасте.

Источник: https://ostrahe.ru/phobias/social/didaskalejnofobiya-boyazn-shkoly/

Дидаскалейнофобия – страх школы у ребенка

Дидаскалейнофобия: как проявляется и лечится такой страх

Дети в условиях современного общества обременены чрезмерными физическими и психологическими нагрузками. Огромное количество информации, которую они вынуждены усваивать ежедневно, раннее развитие, высокие требования образовательной программы ведут к тому, что их психика не выдерживает постоянных стрессов и перегрузок. Что и приводит к развитию неврозов и нервно-фобических расстройств. Дидаскалейнофобия – типичное заболевание среди школьников. Что же это за фобия? Каковы причины ее развития, и как с ней бороться?

Дидаскалейнофобия – боязнь школы

Термином «дидаскалейнофобия» принято называть специфическое тревожное расстройство, присущее школьникам. Дословно с греческого он переводится как «страх школы».

Подразумевают под этой фобией как боязнь школы в целом, так и конкретные страхи, так или иначе связанные со школой.

Например, боязнь ходить в школу из-за плохих отношений с коллективом, из-за неуспеваемости в учебе, из-за плохого отношения педагога и другие.

Далеко не во всех случаях родители могут догадываться о том, что у их ребенка развилось тревожно-фобическое расстройство. Боязнь идти в школу, его нежелание проявлять учебную активность зачастую воспринимается ими как обычная лень. Однако далеко не всегда они правы.

Читайте также:  Дыхательный невроз: что это, как он проявляется и лечится

Если ребенок боится школы, следует внимательнее отнестись к этому, расспросить его в подробностях, каковы причины его страхов.

Ведь на сегодняшний день фобические расстройства широко распространены не только среди взрослых, но и среди детей и подростков в силу изменения общественного образа жизни.

Взрослые также могут не принимать всерьез тревожность ребенка по причине того, что она проявляется только в школе.

Многие уверены: если человек имеет психическую патологию, то она фигурирует во всех сферах его жизни. Это мнение ошибочно, поскольку у любой фобии есть объект.

Если исключить из повседневности больного взаимодействие с предметами страха, он ведет себя совершенно нормально, тревожность не проявляется.

Следует помнить, что объяснение психологических расстройств у ребенка его ленью и капризами, длительное игнорирование его жалоб приводит к серьезным психологическим патологиям, депрессивным состояниям и соматическим заболеваниям.

Дидаскалейнофобия: симптомы

Данное фобическое расстройство ярко проявляет себя на соматическом уровне следующими симптомами:

  • нехватка воздуха, асфиксия;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • тремор;
  • слабость в мышцах;
  • потеря сознания;
  • чувство тяжести в грудной клетке;
  • расстройство пищеварительной системы;
  • тошнота;
  • головные боли.

На психологическом уровне главным симптомом является боязнь перед фобическими приступами. То есть, помимо основных панических атак дидаскалейнофоба преследует боязнь того, что все увидят его в неконтролируемом состоянии.

Также у детей может развиться страх потерять рассудок на фоне фобического расстройства.

На поведенческом уровне для дидаскалейнофобии характерны следующие симптомы:

  • Нервное хождение из стороны в сторону.
  • Оцепенение, эмоциональный ступор.
  • Синдром рассеянного внимания.
  • Неадекватное поведение (агрессия, слезы, излишняя обидчивость и мнительность).

Родителям следует обращать внимание на подобные симптомы, не стоит путать их с капризами.

Причины дидаскалейнофобии

Дидаскалейнофобия лишь в редких случаях развивается в результате какой-то одной травмирующей психику ситуации. Ее формированию преимущественно способствует совокупность негативных факторов, воздействующих на психику ребенка регулярно в течение долго периода времени.

Предпосылками могут стать следующие стрессоры:

  • Психологическое давление, издевательства со стороны других детей.
  • Их насмешки.
  • Угрозы физической расправы со стороны сверстников, или наличие таковой.
  • Излишние интеллектуальные и физические нагрузки (например, школа и несколько кружков, спортивных секций).
  • Неприятие ребенка педагогическим составом или одним педагогом.
  • Высмеивание, публичная критика педагогом ребенка перед всем классом.

Причиной для развития боязни школы может стать и нетипичное событие или состояние.

Известны случаи, когда ребенок переживал, что в его отсутствие с родными случится несчастье, и поэтому старался любыми способами избежать посещения школы, остаться дома.

Также некоторые дети из неблагополучных детей начинают чувствовать себя ответственными за тяжелую семейную ситуацию и перестают ходить в школу, считая, что у них есть более важные дела.

Тем не менее, посещение школы, успеваемость в учебе, участие в социальной школьной жизни – важнейшие этапы для формирования личности. Разрешить ребенку не учиться нельзя. Поэтому очень важно прислушаться к нему и помочь победить фобию.

Лечение дидаскалейнофобии

Ваш ребенок боится ходить в школу: что же делать в такой ситуации? Прежде всего, необходима доверительная беседа с ним.

Но часто дети, особенно младшего возраста, и сами толком не могут объяснить, что именно их пугает, так как не могут объективно посмотреть на ситуацию и выявить причину своих страхов.

Поэтому наилучшим вариантом для ребенка будет обращение к квалифицированному детскому психологу.

Регулярные сеансы у психотерапевта помогут школьнику выяснить истинную причину своих страхов, понять, какие именно ситуации вызывают панику. Врач также подскажет, как правильно реагировать на издевательства одноклассников и физическое насилие с их стороны, как грамотно выходить из таких конфликтов.

С помощью психотерапевта ребенок меняет отношение к стрессорам. Например, в ситуации с боязнью остаться вне дома, при тревожности за близких ему помогают освоить специальные психотехники. Они позволяют снизить необъективную тревожность.

Помимо психотерапии может быть применено медикаментозное лечение. Чаще всего маленьким пациентам назначаются легкие антидепрессанты или седативные средства. Благотворное влияние на детскую психику оказывает физиотерапевтическое воздействие – ЛФК, массаж, физиотерапия.

Как предупредить развитие дидаскалейнофобии?

Фобии успешно лечатся, однако не обходится без последствий. Остаются поведенческие привычки, негативные реакции на некоторые раздражители. Поэтому самое лучшее лечение фобии – это ее предотвращение на ранних стадиях. Не менее важна и профилактика, поскольку практически каждый школьник так или иначе сталкивается со стрессорами в школе.

Даже у учащихся младших классов нередко наблюдается нежелание учиться, отказ делать уроки или общаться с одноклассниками. Такое поведение далеко не всегда говорит о дидаскалейнофобии.

Но это – критический момент для ребенка. И в это время ему необходимо понимание, моральная поддержка родителей.

Любые замечания, порицания, а уж тем более, родительские наказания он воспринимает, как дополнительный стресс.

Стоит помнить: если ребенок не хочется идти в школу, боится, то для этого есть какая-то причина. Профилактика боязни школы как раз заключается в том, чтоб выслушать свое чадо, понять и поддержать его, войти в положение и помочь.

Позитивная и гармоничная атмосфера дома, понимание и поддержка родителей – лучшая мера по предупреждению детских фобий!

На сегодняшний день многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка идти в школу. Если наши советы оказались вам полезными, поделитесь ими и с другими родителями, нажав на репост под текстом. Вместе мы поможем множеству детей избавиться от боязни школы, справиться с развивающимися тревожными расстройствами.

Источник: https://skazhistraham.net/fobii-i-strahi/didaskaleynofobiya-izbavlyaemsya-ot-straha-shkolyi.html

Дидаскалейнофобия: симптомы, лечение, профилактика

Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки.

Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д.

На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется у школьников?

Что такое дидаскалейнофобия

Слово «фобия» переводится с греческого языка, как «страх».  Дидаскалейнофобия – это фобия, присущая только школьникам. Фактически она трактуется, как «боязнь школы».

Родители не всегда распознают вовремя наличие у ребенка этой фобии. Нежелание детей школьного возраста посещать учебное заведение обычно трактуется, как банальная лень или каприз.

Однако в таких случаях стоит внимательнее присмотреться к школьнику, поскольку тревожно-фобические расстройства становятся всё более актуальными именно для людей юного возраста — если так можно выразиться, психические патологии «молодеют».

Еще одна причина, по которой взрослые игнорируют дидаскалейнофобию – ошибочная уверенность в том, что если ребенок действительно страдает психическим расстройством, то это проявляется во всех сферах жизни с одинаковой интенсивностью. Но это далеко не так: фобии связаны с конкретными страхами, и если пациента изолировать от источника его психологических проблем, то в целом он ведет себя адекватно.

Напротив, если долго игнорировать наличие реальных психологических проблем у ребенка, то впоследствии это приведет к более тяжелым расстройствам, паническим атакам и глубокой депрессии.

Симптомы дидаскалейнофобии

Боязнь ходить в школу сопровождается рядом симптомов, которые свойственны проявлениям панического страха:

  • удушьем;
  • затрудненным дыханием;
  • учащенным и сильным сердцебиением;
  • интенсивным потоотделением;
  • ощущением дрожи в теле;
  • мышечной слабостью и предобморочным состоянием;
  • ощущением дискомфорта в груди и т.д.

Помимо этого, дидаскалейнофоба могут беспокоить боли в животе, тошнота, головокружения или ощущение тяжести во всем теле.

Но самый показательный симптом, как бы парадоксально это ни звучало – страх перед приступами страха: дидаскалейнофоба периодически мучает озабоченность своими приступами.

Чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он будет бояться сойти с ума из-за своей дидаскалейнофобии.

В момент приступа ребенок может проявлять как повышенную активность (например, в панике быстро ходить из стороны в сторону), так и, наоборот, впадать в оцепенение. Подобные симптомы заслуживают внимания, вряд ли их можно спутать с обычным капризом.

Почему появляется боязнь школы

Довольно редко дидаскалейнофобия появляется в результате единичной психологической травмы, нанесенной ребенку в стенах школы. Чаще всего подобные неврозы развиваются вследствие длительного, а, главное, регулярного воздействия ряда негативных факторов на психику ребенка.

Примеры подобных факторов:

  • постоянные издевательства одноклассников;
  • подтрунивание и жестокие шутки школьников;
  • частые угрозы расправы со стороны сверстников или старшеклассников;
  • непомерные умственные нагрузки;
  • психологическое давление со стороны одного учителя или ряда педагогов и т.д.

Есть еще нестандартные проявления дидаскалейнофобии. Например, когда ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, с его родными произойдет что-то ужасное. Или же когда семейные проблемы настолько поглощают ребенка, что он начинает чувствовать себя ответственным за их решение, совершенно отрицая необходимость посещения школы.

В любом случае школа – это важный этап социализации личности, поэтому с дидаскалейнофобией необходимо бороться.

Как справиться с дидаскалейнофобией

Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.

Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.

Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.

Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.

Читайте также:  Гелиофобия: что это, симптомы и лечение такого страха

Профилактика дидаскалейнофобии

Тревожно-фобические расстройства поддаются лечению, но подобные неврозы не проходят для человека бесследно и всё равно вызывают ряд изменений в его поведенческих привычках. Поэтому лучше предотвращать невротические расстройства на ранних стадиях.

Что касается дидаскалейнофобии, она может начать развиваться уже в начальных классах. Родители часто замечают, как дети капризничают, не могут включиться в рабочий процесс. После этого следуют заявления ребенка о том, что он отказывается ходить в школу или же малыш демонстративно перестает готовиться к урокам.

Это не признак развивающейся боязни школы, но в такие моменты ребенок остро нуждается в особом внимании родителей и поддержке.

Любые раздраженные фразы, повышение тона, отказ войти в положение малыша, резкие высказывания в его адрес только усиливают стресс и напряжение, создавая благоприятную почву для развития невроза.

Таким образом, самая лучшая профилактика детского невроза – это доверительные беседы с ребенком, внимание, психологическая поддержка и хороший микроклимат в семье.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Источник: https://fobiya.info/strah-mest/didaskalejnofobiya

Лечение фобий у взрослых и детей

Люди страдают от фобий независимо от пола, возраста и социального статуса. Это не простые страхи, а настоящее расстройство психики, требующее лечения.

Что такое фобия?

Фобия — это невроз, проявляющийся в виде сильного, с трудом контролируемого страха перед относительно безопасными объектами и ситуациями. Если приступ обычного страха можно подавить силой воли, то при фобическом расстройстве человек часто теряет самоконтроль и ведет себя неадекватно.

Например, хорошо подготовленный студент, страдающий социофобией (боязнь социальных взаимодействий) при мыслях о предстоящем экзамене может потерять сон, испытывать приступы паники и вообще не явиться на экзамен. Избегающее поведение, развивающееся при фобических расстройствах, существенно усложняет жизнь человека и даже приводит при тяжелых формах заболевания к потере трудоспособности.

У многих течение заболевания усложняется возникновением панических атак. При попадании в фобические ситуации, эмоция страха запускает целую серию мучительных физиологических симптомов — приступ удушья, тошноты, тахикардию, потливость, непроизвольное мочеиспускание. В результате человек начинает еще больше избегать пугающих стимулов из-за страха испытать очередной приступ паники.

Чтобы понять, как вылечить фобию, прежде всего нужно выяснить, что ее вызвало.

Почему возникают фобии?

Ученые называют несколько факторов, провоцирующих развитие тревожно-фобического расстройства.

Психологическая травма

Пережитая угроза жизни или здоровью, потеря близкого человека, сильное унижение приводят к психоэмоциональному потрясению. В сознании возникает стойкая ассоциация между определенными стимулами и ранее испытанной болью. Запускается защитная реакция в виде страха в ответ на схожие с травмирующими обстоятельствами ситуации.

Результат научения

Фобии могут приобретаться при восприятии тревоги, испытанной другими людьми, в первую очередь близкими, с которыми у человека имеется эмпатическая связь.

Лица, отличающиеся сильной впечатлительностью и некритичным мышлением, легко поддаются бомбардировке негативной информацией со стороны средств массовой информации.

Такие личности быстро начинают верить в теорию глобального заговора, уязвимость организма перед заболеваниями, и превращаются в настоящих параноиков, начиная видеть на каждом углу опасность для своей жизни.

Генетическая память

Эксперименты над животными позволяют предполагать существование биологической предрасположенности к связыванию некоторых объектов с эмоцией страха. Так, детеныши обезьян демонстрируют страх при первом в жизни столкновении с опасными для их вида хищниками и змеями. Следы генетической памяти о потенциальных опасностях можно обнаружить среди фобий, которыми страдают современные люди.

Получение знаний о возможных угрозах для жизни путем личных проб и ошибок — довольно медленный процесс. Таким образам врожденные страхи выполняют биологически важную функцию. На ранних этапах эволюции они гарантировали выживание человека в диких условиях. Например, клаустрофобия — боязнь тесных замкнутых пространств — защищала от попадания в завалы в пещерах.

Невротическая проекция

Согласно психоаналитической теории З. Фрейда фобии являются следствием подавленных чувств и желаний в результате самоосуждения и социальной неприемлемости. Фобии позволяют маскировать и сдерживать нежелательные побуждения индивида.

Интерпретируя действия другого человека, мы говорим о себе. Так, мужчине, не отдающему себе отчет в собственной агрессивности, окружающие люди кажутся более враждебными и опасными, чем они есть на самом деле. Так развивается социофобия. Или, к примеру, скованная сексуальными запретами женщина видит в каждом встречном мужчине потенциального насильника.

Низкий эмоциональный тон

Фобиями чаще страдают лица, в целом склонные к тревожности и пессимистическому взгляду на мир. Им требуется оправдание для хронически подавленного настроения.

Такие люди периодически болеют то одним, то другим видом фобий. Стоит избавиться от одной причины для тревог, как ей на смену тут же приходит новая.

Причина возникновения фобии в таком случае — не страх конкретной ситуации, а необходимость выразить общее тревожное состояние.

Вторичная выгода

Порой человек неосознанно преувеличивает свои страхи, так как они позволяют достичь желаемой цели. Так, ребенок может притворяться больным и напуганным, чтобы добиться поблажек и заботы от родителей. Человеку с истероидным психотипом рассказы о своих невыносимых страданиях из-за фобии позволяют оказаться в центре внимания окружающих.

Как лечить фобии у взрослых?

Если с обычной, не сильно выраженной тревогой можно справиться самостоятельно, то для лечения фобий и сильных страхов, сопровождающихся приступами паники и избегающим поведением, требуется помощь специалистов. Рекомендуем психолога-гипнолога Батурина Никиту Валерьевича.

Кто лечит фобии?

Лечением страхов, фобий у взрослых занимаются практические психологи, гипнологи, психотерапевты и врачи-психиатры.

При выборе специалиста важно учитывать, что при тяжелой форме тревожно-фобического расстройства может потребоваться медикаментозная терапия. Только психиатр имеет медицинское образование и имеет право назначать психофармакологические препараты.

Психолог — лечит исключительно словом и не может ставить диагнозы и назначать психотропные средства. Психолог-гипнолог — это специалист в области психологии, владеющий техниками гипнотического внушения, которые позволяют лечить психические и психосоматические нарушения.

Психотерапевт получает дополнительное последипломное образование и глубоко специализируется по одному из психотерапевтических направлений — психоанализ, гуманитарная, когнитивная, системная, экзистенциональная терапия.

Популярные методы лечения страхов

В зависимости от особенностей расстройства и тяжести состояния клиента психиатр при построении программы лечения делает выбор в пользу одного или комбинации из психотерапевтических методов.

Когнитивно-бихевиоральная терапия

Наиболее проверенным и эффективным в лечении фобий считается когнитивно-поведенческий подход.

С точки зрения когнитивизма, фобии провоцируются и поддерживаются нелогичными и нецелесообразными мыслями, а также дисфункциональными стереотипами поведения, изменив которые, можно избавиться от страха.

На психотерапевтических сеансах человек обучается осознавать влияние своих негативных мыслей на дальнейшие эмоции и поведение, заменять ошибочные убеждения на более объективные и жизнеутверждающие.

Медикаментозное лечение фобий

Психиатр может назначить следующие препараты:

  • антидепрессанты, помогающие справится с подавленным эмоциональным состоянием (флувоксамин, сертралин, флуоксетин);
  • анксиолитики, оказывающие антиневротическое действие и купирующие интенсивные вегетативные симптомы страха (диазепам, мепробамат, гидроксизин, клоназепам, лоразепам);
  • седативные средства, действие которых направлено на торможение нервной системы и улучшение качества сна (Пассифлора, Персен, Седасен);
  • нейролептики для лечения компульсий (навязчивого ритуального поведения) — трифтазин, галоперидол.

Психотропные препараты нередко вызывают побочные эффекты (эндокринные, вегетативные расстройства, тромбозы, аллергии, проблемы в работе печени, зависимость). В некоторых случаях они настолько тяжелые, что препарат приходится отменять и применять лекарства, устраняющие развившиеся осложнения.

Гипнотерапия

Психотерапия, дополненная сеансами гипноза, существенно ускоряет и облегчает лечение фобий и страхов. Метод незаменим, когда терапию нужно пройти ребенку, у которого рефлексия еще недостаточно развита, чтобы критически осмыслить свое поведение и мышление, а прием серьезных медикаментозных препаратов не рекомендуется в силу возраста.

Советы психолога о том, как справиться с тревожностью, страхами и сопутствующими им паническими атаками:

Как лечить фобии у детей?

При возникновении страха у ребенка можно обратиться к детскому врачу-психиатру и детскому психологу. Ребенка очень легко испугать, обидеть, и не всегда удается установить с ним контакт путем обычной беседы, поэтому в терапии детских страхов используют особые методы работы.

  1. Арт-терапия. Дает психиатру возможность диагностировать проблему. Рисуя свой страх на бумаге, ребенок получает над ним символическую власть. Он может разорвать лист, символически уничтожив объект страха или дорисовать смешные элементы, делая образ менее пугающим.
  2. Игровая терапия. Позволяет ребенку эмоционально раскрыться, выразить свои страхи и гнев по отношению к родителям, братьям и сестрам, увеличивает спектр доступных действий с объектом страха.
  3. Сказкотерапия. В основе метода лежит связь между сюжетом сказки и проблемами в реальной жизни ребенка. Невольно ассоциируя себя с главным героем произведения, ребенок учится справляться со своим страхом.
  4. Эриксоновский гипноз — мягкий и очень эффективный метод лечения фобий, поскольку у детей очень развито воображение, и они более внушаемы, чем взрослые.

Вышеперечисленные способы того, как лечить фобии и страхи, подойдут и взрослым. Как видите, фобия — не приговор. Проверенных методов лечения достаточно. Не бойтесь обращаться к специалистам за помощью.

  • Как называется боязнь воды, причины и лечение аквафобииВода — это основа жизни. Она покрывает 71% земного шара, а также в среднем составляет 70% от общей м…
  • Как побороть боязнь чужого мнения?Аллодоксофобия — расстройство, характеризующееся навязчивым, болезненным страхом перед чужим мнением…
  • Гипноз от депрессии: эффективность и методы леченияСовременная жизнь диктует свои правила, заставляя подстраиваться под определенную, зачастую навязанн…
  • Как преодолеть страх перед будущим?Люди не могут заглядывать за границы настоящего времени и знать, что ждет впереди. Нередко планируем…
  • Как проявляется и лечится инсектофобия, или боязнь насекомых?Боязнь насекомых — это достаточно частое явление, так как обычно страх вызывает то, к чему мы испыты…

Источник: https://ProPanika.ru/strahi/lechenie-fobij-u-vzroslyh-i-detej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector