Гештальт терапия: что это, положения, приемы и техники

Гештальт-терапия (целостно-образный подход) – гуманистический подход, основанный на специфических экспериментах, направленный на «осознавание» актуальных потребностей настоящего момента. Если спросить, что это простыми словами, то можно сказать, что это создание и закрепление образа личности пациента, как целостного феномена (гештальта).

Основатель гештальт терапии, Фриц Перлз, говорил, что личности важно понимать свои потребности, возможности и желания. Но, так складывается жизнь, что воздействие на нас окружения часто подменяет наши представления и чаяния, установками и надеждами других людей.

Эти люди чаще всего близки и значимы для нас, поэтому упомянутые «вмешательства» не всегда адекватно оцениваются нами. Или же просто приходит момент, когда наши установки расходятся с установками других. Именно поэтому существуют основные принципы гештальта, первый из которых: «здесь и сейчас».

Не нужно выискивать обиды прошлого и копаться в прошлых эмоциях. С пациентом обсуждается то, что происходит сейчас. Причём это «сейчас» не является сегодняшним днём или последним часом. Это понятие именно текущего момента. И именно оно провоцирует те переживания и реакции, которые являются актуальными и важными для организма.

История развития

Гештальт терапия Перлза зародилась в конце 1940-х как некая переоценка психоаналитического подхода. Однако, в дальнейшем она во многом приобрела собственные постулаты.

Гештальт терапия: что это, положения, приемы и техникиВо-первых, была явно пересмотрена более пассивная роль самого психолога. Кто такой гештальт терапевт? Это, прежде всего, такая же личность, как и пациент. Он активный участник процесса, который может обсуждать определённые вещи, высказывать своё отношение к чему-либо, приводить примеры из своего опыта.

Кроме того, первоначальная терапия часто могла провоцировать споры между пациентом и терапевтом. (от чего, кстати, многие последователи сейчас отказываются), хотя это и остаётся нормой для ведения сеанса.

Если мы вспомним многие другие подходы, то в них психотерапевту отводится гораздо более пассивная роль. Он может лишь предлагать или слегка направлять пациента.

Но, выводы делает сам клиент, и именно его интерпретация принимается, как правильная.

В настоящий момент гештальт-терапия с успехом применяется и как самостоятельный вид помощи, и в качестве определённых упражнений и заданий.

Единственным моментом, кроме снижения количества споров с клиентами, является снижения количества групповых сеансов. Дело в том, что необходимость соблюдения конфиденциальности заставляет переходить на индивидуальные консультации.

Кстати, они для многих являются более удобными и оцениваются клиентами, как более комфортные.

Основной процесс терапии

Гештальт подход — это, по сути эксперимент, с выделением феноменологических нюансов. Эксперимент заключается в рассказе. Это может быть просто рассказ о том, о чём хочет поговорить человек. Или его просят рассказать о событии в его жизни или поговорить про гипотетическую ситуацию.

Один из знаменитых приёмов – «метод пустого стула» или монодрама. Она заключается в том, что пациент представляет кого-то на предложенном пустом стуле и начинает вести с ним беседу.

Причём, на стуле может быть представлен даже сам пациент.

Особенностями терапии является: активное вмешательство в процесс терапевта (он может уточнять что-то, акцентировать на чём-то внимание); продолжительность сеанса изначально не оговаривается (всё зависит от потребности самого клиента).

Гештальт терапия: что это, положения, приемы и техникиНесколько примеров, описывающие этот метод, касались жалоб нескольких женщин на то, что они никак не могут сбросить лишний вес. Естественно, что все они представили стуле разных людей и в конце терапии пришли к пониманию какие именно проблемы они «заедают»: отсутствие интимных отношений, страх самостоятельно принимать решения, желание заглушить болезненные переживания.

Главнейшим моментом, который оговаривается до начала сеанса, и который обсуждается после, является фиксация так называемых «феноменов». Это всё то, что является сигналом о значимости.

Такими феноменами могут быть:

  • внезапно нахлынувшие эмоции;
  • изменение тона голоса, его дрожание или вообще запинки и заикание;
  • определённые позы, жесты, мимика;
  • телесные ощущения (жар, озноб, дрожь, мурашки, покалывание, онемение);

Но, ещё раз обратим внимание на то, что рассматриваются только те феномены, которые проявляются и выявляются в настоящий момент. Даже если обсуждаются события ушедших лет. Если пациент говорит, «я тогда дрожал» — это не считается.

Гештальт терапия: что это, положения, приемы и техникиУчась замечать феномены, клиент развивает в себе упомянутое ранее «осознавание». И чем более продуктивно он будет это делать в процессе сеансов, тем успешнее он будет отслеживать их в повседневности.

В конце сеанса терапевт обсуждает феномены с клиентом, указывает на упущенные им реакции и просит отслеживать их в дальнейшем. В связи с этим всплывают темы потребностей и ожиданий клиента. Обсуждается как это может соотносится с насущными проблемами, что происходит на самом деле. А также какие ожидания других людей по отношению к клиенту и его отношения к ним (этим ожиданиям).

По принципу гельштальт психотерапии между пациентом и терапевтом должен наладиться диалог. Это ещё один важный момент подхода.

Гештальт терапевт для клиента – это не безликий человек, который обобщает, это личность, которая активно беседует, стимулирует, спорит, направляет и поддерживает.

Хотя, в отличие от первых мастеров терапии, нынешний подход склонен к выражению по отношению к клиенту большей эмпатии и сочувствия.

Базовый принцип понятия личности в гештальт-терапии

Гештальт терапия свои основные положения, методы и техники берёт из принципа, что личность человека состоит из трёх компонентов:

  • смеси телесно-эмоциональных процессов;
  • совокупности запоминания и памяти;
  • функция принятия решений и выбора.

Гештальт терапия: что это, положения, приемы и техникиЛичность в гештальт-терапии – это непрерывно протекающее взаимодействие с собой и окружающей средой в широком смысле этого слова. И важнейшим компонентом при взаимодействии остаётся ощущение «границы-контакта», когда с одной стороны человек активно взаимодействует, общается, учится и так далее. А с другой – сохраняет свою обособленность, не растворяясь полностью в среде.

Это, в свою очередь, порождает понятие «холичности», то есть творческому приспособлению к окружающей действительности и с принятием на себя ответственности как за действия, так и за процесс бездействия.

Кстати, гельштатисты считали, что попытки интерпретировать прошедшие события не приносят должного результата, отвлекая внимание от насущных проблем и усугубляя ситуацию.

Ещё один интересный момент связан с понятием сопротивления.

Гештальт теория рассматривает ее как один из вариантов взаимодействия человека со средой, который в данный момент является наиболее приемлемый для него.

Поэтому, некоторые техники гештальт-терапии направленны на работу с пациентами, которые в данный момент находятся в состоянии сопротивления, такие как нарко- или алкоголе-зависимые.

Говоря о гештальт-терапии и обсуждая упражнения, нельзя не вспомнить про «молитву гештальт». Этот короткий текст, который вызвал определённую долю критики. Но, по сути, показывает основной принцип подхода. В ней позиционируется главный момент: каждый человек отдельная личность. И взаимодействие между людьми возможно только при соблюдении этого правила.

Современные последователи гештальт-терапии

До сих пор гештальт-терапия является популярным и востребованным направлением как за рубежом, так и в отечественной практике.

Одним из самых известных центров является МИГТИ — Московский институт гештальт терапии и консультирования. Он занимается как подготовкой терапевтов, так и оказанием услуг. В частности, он разрабатывает такие направления, как:

  • Гештальт терапия: что это, положения, приемы и техникигештальт-терапия при соматических заболеваниях;
  • гештальт-подход и консультирование организаций;
  • гештальт-подход при работе с детьми и семейными проблемами;
  • гештальт-терапия при зависимостях и зависимом поведении;
  • работа с симптомами;
  • гармонизация пространства и отношений и многое другое.

Кроме того, институт предлагает множество курсов для не психологов и выездные тренинги. Институт гештальт терапии напрямую сотрудничает с такими выдающимися терапевтами современности, как Джанни Франчессетти, Питер Плиппсон, Эдвард Линч.

Почему так много негатива?

Несмотря на долгий путь гештальт-терапии, отзывы о ней иногда весьма негативны. Многие даже причисляют этот подход к «лже-научным». Почему? Одним из наиболее важных отличий от других подходов является значимая функция терапевта, как активного участника процесса обучения и самой терапии.

Поэтому, естественно, чем менее чётко прописанными являются действия терапевта, оставляя люфт для свободы действий, чем меньше у него опыта, тем больше шансов, что терапия (или обучение ей) не понравиться.

Кроме того, существуют устойчивые мифы, относительно гештальт психологии:

  • Выражать чувства – самое главное.

Многие молодые терапевты постоянно заставляют клиентов описывать свои чувства в процессе разговора. В результате складывается впечатление, что это самое главное. И отсюда же идёт убеждение, что терапия находится на уровне гаданий, медитаций, астральных чисток и мантр.

На самом деле, воспроизведение чувств помогает наладить контакт терапевта и пациента и главное – осознать потребность, стоящую за чувством. «Я злюсь на родителей…» Потребность за этим какая? А потребность – развиваться совсем не в том, не там и не так.

  • Ощутил потребность – удовлетвори!

Гештальт терапия: что это, положения, приемы и техникиДа, постулат, который имеет место быть. Но, терапия направлена скорее не на удовлетворение как таковое, а на осознания своей ответственности. В том числе и перед самим собой. И если вы себе ничего не позволяли, стоит попробовать удовлетворить свои потребности. Но, опять оговорюсь, вы принимаете решение: удовлетворять или нет.

Кроме того, в мире, где мы вообще не ограничиваем свои потребности, мы имеем ожирение и «тоску миллионеров». Поэтому, терапия пытается, чтобы клиент осознал все свои потребности, в том числе поделиться и просто пройтись без суеты по осеннему парку.

  • Спонтанность или безответственность?

В гештальт-терапии очень любят понятие спонтанности. Ещё Перлз предлагал «почувствовать себя детьми». Но понимание этого зависит от каждого клиента и терапевта.

Для кого-то энурез – вариант почувствовать себя ребёнком и проявить спонтанность. Однако, весь смысл в том, что спонтанность открывает наши глубинные потребности. Она всегда управляема и произвольна.

И главное её не путать с непроизвольной импульсивностью.

Ну и самый стойкий миф гештальт терапии – о принятии. Я такой какой я есть. Да, это основополагающая часть гештальт-терапии. Но, понимая и принимая себя со всеми своими недостатками – это путь к самосовершенствованию и пониманию. А не к гордости, что ты, к примеру, алкоголик или жуткий эгоист.

Ну и, напоследок, хочется сказать один важный момент. Любая психотерапия предполагает, что клиенту должен импонировать терапевт. Ведь психолог – такой же человек, как по большому счёту и сам клиент.

о том, что такое гуманистическая психотерапия, а также нарративная и экзистенциальная психотерапия.

Кроме того, разные методики рассчитаны на разное количество сеансов, но всё равно «одной волшебной пилюли» за один сеанс не будет. Необходимо пройти не менее десяти сеансов любой терапии, чтобы почувствовать первые результаты. Но, если вам что-то явно не понравилось, не вините сразу методику. Возможно, вам не подошел способ подачи этого метода. Попробуйте подыскать другого специалиста.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Читайте также:  Депрессии у пожилых: симптомы и лечение

Источник: http://depressio.ru/nevrozy/lechenie/457-geshtalt-terapiya.html

Гештальт терапия: основные положения, методы и техники

Многие уже слышали о результативности гештальт терапии, но мало кто понимает суть этой методы. Гештальт терапия — это, прежде всего, психотерапия. Это лечение души от негативных воспоминаний, освобождение от психологических блоков и зажимов. Моя одноклассница не могла завести нормальные отношения с парнями из-за жуткого комплекса, который поселился в ее подсознании в раннем детстве.

И только терпеливая работа психотерапевта смогла вернуть девушке ощущение внутренней свободы и счастья, а также завязать романтические отношения с приятным молодым человеком. Я уже предвкушаю свое участие в свадебной церемонии, потому что отношения пары активно развиваются и стремятся к образованию еще одной ячейки общества — семьи. Давайте рассмотрим подробно, что такое гештальт.

Понятие гештальта в психологии

Само слово «гештальт» в переводе с немецкого языка обозначает форму или образ. Это нечто целостное и завершенное, с четкими очертаниями и внутренним содержанием.

Основоположниками гештальтпсихологии были немецкие ученые-психиатры, но как отдельное направление гештальтпсихология не дожила до наших дней.

Зато ее место заняла гештальт терапия, основателем которой считается немецкий психиатр Фридрих Перлз.

Современная гештальт терапия берет свое начало в научных изысканиях 40-х годов прошлого столетия и тесно переплетается с понятием когнитивно-поведенческой терапии.

Также Перлз не скрывает, что многие годы посвятил изучению восточных духовных практик, в частности, буддизма.

Именно буддизм стал отправной точкой в подходе к избавлению от негативных воспоминаний, ведь буддийская  «теория пустоты» может освободить любого человека от негативных воспоминаний и связанных с ними психологических зажимов и блоков.

Итак, гештальт — это образ идеальной ситуации, к которой стремится человеческое существо. Это то «как должно быть», но не всегда им становится. Отсюда берет начало стресс и связанные с ним комплексы и психоблоки. В психотерапии есть понятие «закрыть гештальт». Это значит довести незавершенную ситуацию до логического конца, тем самым избавившись от связанного с ней негатива.

Один из примеров гештальта — это когда человек не может разобраться в своих чувствах и не знает, чего хочет.

Психика человека воспринимает ситуацию в цельном образе: это особенность восприятия. Если нет цельного образа, психика его «дорабатывает» — дорисовывает детали.

Такой подход к видению мира был выработан в течение веков и тысячелетий, и помогал человеку выжить в диких условиях окружающей среды. Например, если мелькнуло что-то пятнистое за кустами, наверняка это леопард.

Если вдруг запахло чем-то гнилым, наверняка там находится несвежий труп животного. Это всё гештальты — создание из обрывков и деталей целостной картины и образа.

Понятие гештальт терапии

Что происходит на сеансах у гештальт терапевта, к чему нужно быть готовым? Гештальтпсихология выяснила, что человек воспринимает мир целостной картиной и целостными образами.

Это можно понять на примере музыкального произведения: мы воспринимаем мелодию, а не отдельные звуки. Несмотря на то, что мелодия состоит из отдельных звуков (нот), мы не осознаём эти отдельные части мелодии (ноты), а воспринимаем ее целостным блоком.

Не важно, в какой тональности звучит мелодия (ниже или выше), мы ее узнаём по целостному восприятию.

А чем занимается тогда гештальт терапия? Она помогает человеку увидеть детали целостной картины, на которые он не обращал внимания.

Гештальт подход как бы препарирует ситуацию, разделяет ее на составляющие части и показывает, где закралась ошибка. На примере музыки это можно объяснить фальшивой нотой, которая портит всю мелодию.

Если исправить фальшивую ноту, мелодия зазвучит красиво и правильно. Именно этим и занимается гештальт-терапевт во своим клиентом.

Также гештальт терапия помогает найти эмоциональные блоки, которые затаились в глубине подсознания и исподволь портят жизнь человеку. Психические блоки образуются из-за незавершенности ситуации.

Множество незавершенных дел, невыясненных отношений и нереализованных планов тяжким грузом висит на плечах человека и препятствует ощущению радости бытия.

Почему это происходит, почему прошлые невыясненные отношения не забываются, даже если их целенаправленно стремятся забыть?

Это объясняется особенностями человеческой психики, которая стремится завершить незавершенное, так как воспринимает мир только целостными образами и картинами.

И пока ситуация/вопрос/проблема не обретет свои «идеальные» (завершенные) формы, она будет вновь и вновь всплывать в памяти либо затаится в глубине подсознания и будет отравлять «ядом» день за днем.

Проще говоря, нужно всегда ставить в конце предложения точку, а не многоточие.

Основные методы и техники гештальт терапии

Результатом посещения сеансов у гештальтиста становится изменение привычной модели поведения человека и устранение внутренних конфликтов.

Гештальт терапевт создает качественно новую личность, которая отличается отсутствием комплексов и привычных штампов, способна радоваться жизни и ценить позитив.

С помощью психотехник можно добиться идеального эмоционального равновесия и избавиться от хлама воспоминаний о прошлых неудачах и проблемах.

Достижение гармонии с самим собой и окружающим миром — главный результат гештальт терапии.

Опытный гештальтист способен избавить человека от неврозов, панических атак и фобий, неуверенности в себе и нежелания жить.

Гештальтист на сеансах работает над:

  • эмоциональной сферой клиента;
  • восприятием прошлых обстоятельств;
  • анализом негативных ситуаций из прошлого;
  • выявлением психологических зажимов и освобождением от них.

Кстати, психологический зажим влияет не только на психическое самочувствие, но и на физическое тело — в виде болевых ощущений. Поэтому после сеансов терапии клиент ощущает легкость в физическом теле.

Гештальтист умеет работать с самым деликатным материалом — человеческой психикой, которая состоит из эмоций и переживаний. Основа гештальт метода — изменить свое восприятие негативной ситуации, изменить отношение к ней. Только этот путь способен примирить человека с неизбежным и освободить от страданий.

Принципы гештальт терапии:

  • эмоции — основная потребность человека, они управляют нашей жизнью;
  • нужно отличать собственные желания от навязанных обществом;
  • нужно постоянно стремиться к душевному равновесию и внутренней гармонии;
  • нельзя отделять эмоции и разум от физического тела: они составляют одно целое;
  • нужно выбирать правильное окружение, чтобы чувствовать себя комфортно.

Основным принципом гештальт терапии является понятие «здесь и сейчас».

Если человек научится воспринимать себя «здесь и сейчас», а не вчера/позавчера или через год, — он сможет обрести внутреннее равновесие. Европейцы живут постоянно либо в прошлом (почему я так сделал?), либо в будущем (я буду счастлив, если куплю машину). Это совершенно неправильный подход к жизни, так как не дает ощущать ее полноту и отнимает радость.

Жить прошлыми воспоминаниями глупо, так как изменить прошлое невозможно. Жить будущими надеждами тоже глупо, так как они не всегда реализуются, а некоторые и вовсе утопичны. Человек должен осознанно относиться именно к нынешнему своему состоянию и положению, так как именно от него зависит вся жизнь. Жизнь проходит здесь и сейчас, а не вчера или через год.

Техника «Горячий стул»

Суть метода основывается на изменении восприятия ситуации после откровенного разговора о ней. Клиента усаживают на стул, и он должен высказать все свои опасения и переживания, связанные с негативной ситуацией. Эта техника относится к групповым, так как вокруг клиента сидят люди и молча слушают его речь.

После «душевных излияний» слушатели высказывают собственное мнение по поводу данной ситуации. Облегчение приходит почти сразу после того, как клиент выскажет все, что накипело на душе или мучило долгое время.

Техника «Пустой стул»

Перед клиентом ставят пустой стул, на котором должен сидеть виновник душевных переживаний. Воображаемый. Суть метода — высказать всё, что накипело на душе.

После этого человеку становится гораздо легче, он перестает зацикливаться на проблеме и может обрести душевное равновесие. Высказывание вслух намного эффективнее описания проблемы на бумаге.

Когда человек слышит голос (пусть даже свой), то воспринимает всё как бы услышанным со стороны.

Упражнения

Правильно подобранные психотехники и упражнения помогают человеку избавиться от неврозов, навязчивых состояний, фобий и даже панических атак.

Упр. «Сейчас я осознаю» . Суть заключается в анализе неприятной ситуации, взгляде на нее с нескольких сторон и под разным углом зрения. После всестороннего анализа негатив значительно уменьшается в размерах, а то и вовсе исчезает.

Упр. «Обратная связь». Гештальтист выполняет роль зеркала, в которое смотрится клиент. Это упражнение помогает взглянуть на себя со стороны и переосмыслить отношение к ситуации.

Упр. «У меня всё в порядке». Если начинать анализ ситуации с этой оптимистической фразы, жизненные проблемы становятся не такими страшными и опасными. Упражнение помогает преодолеть даже паническую атаку, а также избавиться от фобий.

Источник: https://TayniyMir.com/samorazvitie/geshtalt-terapiya.html

Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии — Психологос

​​​​​​​
​​​​​​​Перлз сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. См.

  • И в индивидуальной, и в групповой работе основная роль гештальт-терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.
  • Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул».

Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимыми переживаниями. Игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального просветления, приводящего к интеграции личности.

Большое внимание в гештальт-терапии уделяется и работе со снами пациентов. Но, в отличие от психоанализа, сны в гештальт-терапии не интерпретируются. Они используются для интеграции личности. Перлз полагал, что различные периоды сна выступают фрагментами личности.

Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне.

С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

О некоторых распространенных техниках и приемах работы гештальт-терапевта​ (в вопросах и ответах) — по материалам статьи Ирины Ребрушкиной.

Зачем гештальт-терапевту пустой стул?

Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, – в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.

Читайте также:  Дисморфофобия: что это, причины, симптомы и лечение

Почему гештальт-терапевт часто задает эти вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Что при этом происходит в теле?», «Чего бы ты сейчас хотел?» – и подобные?

Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта (когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр.).

Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить.

Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи (задействовать свою личность целиком, как гештальт) – например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой.

Телесные ощущения – ключ к чувствам, эмоциям (все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение). Чувства, эмоции – это ключ к потребностям.

Зачем терапевт делится своими чувствами?

Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него.

Почему гештальт-терапевт часто переводит фокус внимания с содержания проблемы и описания ее подробностей на то, что происходит между терапевтом и клиентом, и задает вопрос: «А как это в наших отношениях?»

Клиенты (и я в роли клиента – не исключение) обычно стремятся во всех деталях рассказать терапевту свою историю или описать проблему: кажется, что именно тогда мозаика сложится, терапевт увидит полную картину, поймет и подскажет, как надо поступить.

Но рассказывать всё-всё – бесполезно и даже вредно: теряется время, его не хватает ни на что, кроме рассказа и слушания; иногда потребность клиента действительно только в том, чтобы быть безоценочно выслушанным; однако обычно клиент хочет какого-то отклика, реакции, мнения, на которые тоже как-то реагирует, но на рассмотрение этих важных вещей не останется времени, если всю сессию посвятить только подробному рассказу о проблеме.

То, как клиент обходится со своими потребностями, как контактирует со средой, чтобы удовлетворить их, – все это можно проследить на примере того, как он контактирует с терапевтом. Отношения с терапевтом – это маленькая модель того, как клиент строит отношения с другими людьми, и свои паттерны он обычно воспроизводит не только в жизни, но и в терапии.

Например, клиент приходит работать над проблемой ответственности: не может определить границы своей ответственности в близких или деловых отношениях, берет больше или меньше ответственности, чем ему нужно.

Эта же проблема будет воспроизводиться и в его отношениях с терапевтом: клиент будет пытаться переложить на терапевта всю ответственность за свое продвижение в терапии или, напротив, не замечать, не признавать ответственности терапевта и т. п.

И если проследить и решить эту проблему на примере клиент-терапевтических отношений, то клиент научится решать проблему ответственности и в других своих отношениях.

Получается, что мозаика проблемы обычно состоит из паттернов – повторяющихся элементов орнамента. И тот фрагмент узора, который повторяется, обычно хорошо виден на самом небольшом отрезке общения.

Особенности групповой работы в гештальт-подходе

Как и во многих группах психотерапевтической направленности, в группе происходит (и поощряется) групповая динамика, открытое выражение скрытых, негативных чувств и обсуждение следующих на это эмоциональных реакций.

Как правило, группа работает в режиме изначально принимаемых строгих правил, в достаточно закрытом режиме и обычно негативно реагирует на появление новых участников как на потенциальную опасность для внутригрупповой атмосферы.

См.→

Примеры практической работы

  • Где живет тошнота?
  • Консультирует Фриц Перлз
  • Оказывается, это был гештальт

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/proceduryzpt-tehniki-i-priemy-raboty-v-geshtalt-terapii

Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы онлайн

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн Психоаналитик-Матвеев.РФ, желаю Вам психического здоровья.

Сегодня в рубрике Психоанализ и Психотерапия Вы узнаете, что такое Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы психологической помощи Фрица Перлза.

Гештальт терапия Фредерика (Фрица) Соломона Перлза: подход, техники, упражнения, методы

Гештальт — (нем. Gestalt – форма, образ, структура) — в психотерапии — целостный подход к психической деятельности, как и ко всему организму.

В основе целостного восприятия лежит система доминирующих образов, обеспечивающих наше отношение к воспринимаемым событиям за счет выделения нашим сознанием «фигуры на фоне», т.е.

более значимое, из всего что происходит вокруг, мы выделяем (фигура), а остальное остается не интересным (фон).

  • Физиологические и психические процессы у человека рассматриваются гештальт-терапевтом в единстве, как проявления человеческого бытия.
  • Таким образом, во время гештальт-терапии, можно на основании действий клиента понять, что он думает, а на основании его мыслей — что он делает или хотел бы сделать.
  • Между же мышлением и действиями, часто происходит стадия бессознательной ролевой игры.
  • У человека с психологическими, эмоциональными и личностными проблемами происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить в целое (гештальт) свои чувства, мысли и поведение.
  • Этому могут способствовать его комплексы, внутренние конфликты и незаконченные ситуации.

Теория подхода, методов, техник, упражнений гештальт терапии

Для нормального взаимодействия, взаимоотношения человека с окружающим миром, другими людьми и собой, должна соблюдаться «Контактная граница».

Размытие, нарушение ее приводит к невротизации, и к другим психологическим, личным, эмоциональным проблемам.

Это проявляется при прекращении контакта (какой-либо деятельности, отношений) без должного его завершения («незаконченная ситуация»). При этом такое не завершение контактов может закрепляться в поведении человека, что приводит к невротизации.

С помощью теорий, подходов, методов, техник и упражнений гештальт-терапии, человек может восстановить контактную границу, объединить свои чувства мысли и поведение, и тем самым освободиться от психологических проблем.

Помощь гештальт-терапевта в решения проблемы — найти первую (главную) незаконченную ситуацию и отреагировать ее, хотя бы символически.

Гештальт-подход и Невротические механизмы: Интроекция, Проекция, Слияние, Ретрофлексия

С помощью гештальт подхода можно разрушить невротические механизмы приводящие человека к невротизации и психологическим проблемам. (см. механизмы защиты психики)

Незавершенный гештальт и «Интроекция»

При интроекции человек принимает в себя, как бы проглатывает, нормы, установки, способы мышления и действия, которые ему вовсе не присущи.

Тоже происходит при родительском программировании и написании жизненного сценария.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

  1. При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.
  2. Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.
  3. Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос, при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я. А ты — это ты. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Я есть я. А ты есть ты,

Аминь.

Источник: https://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/geshtalt-terapiya-podkhod-tekhniki-uprazhneniya-metody-onlajjn/

Механизмы и техники гештальт-терапии

Механизмы и
техники гештальт-терапии

Систематическое
описание методов и техник гештальт-терапии
отсутствует. Конкретные упражнения
представлены в книге «Ego,
HungerandAggression»
(Perls,
1947), а также в «GestaltTherapy»
(Perls
et
al.,
1951).

Поскольку невроз
является признаком задержки роста,
лекарством должна быть не столько
терапия, сколько метод возобновления
роста. Именно эту цель преследуют
упражнения. Задача состоит в обнаружении
своего «Я», что достигается не путем
интроспекции, а через действие.

У среднего человека
осознание развито недостаточно. Первая
половина книги «GestaltTherapy»
содержит
два комплекса упражнений, призванные
помочь человеку развить осознание
своего функционирования как организма
и личности. Эти упражнения являются
неотъемлемой частью терапии:

Первый комплекс
упражнений предназначен для всех и
направлен на:

  1. контактирование с окружением с помощью осознания текущих чувств, ощущения противонаправленных сил, концентрации внимания, дифференциации и объединения;

  2. развитие самоосознания через воспоминания, оттачивание чувства тела, переживание непрерывности эмоций, слушание собственных вербализаций, интегрирующее осознание;

  3. направление осознавания посредством превращения слияния в контакт и изменения тревоги на возбуждение.

Второй комплекс
нацелен на изменение хронических
нарушений функционирования:

  1. ретрофлексия: исследование ошибочного поведения, напряжение мышц, выполнение противоположного действия;

  2. интроекция: интроецирование и процесс еды, смещение и переваривание интроектов;

  3. проекция: обнаружение проекций и ассимиляция проекций.

Терапия строится
в духе импровизации. Методы варьируют
в зависимости от пациента и конкретной
ситуации, при этом терапевт опирается
на уже известные техники. Особое внимание
уделяется уникальным способам, при
помощи которых пациенты пытаются
манипулировать своим окружением (включая
терапевта) для получения внешней
поддержки.

Вариантов
гештальт-терапии столько же, сколько
гештальт-терапевтов (Latner,
1973). Некоторые техники все же можно
считать общими, если не сказать,
стандартными. Все они направлены на
осознание. Групповой формат вызвал
развитие техник, получивших название
«игр».

Читайте также:  Гипестезия: как проявляется и лечится это расстройство

Метод осознавания
здесь и сейчас.
Девиз
гештальт-терапии: «Я и ты, здесь и сейчас».
Настоящее, здесь и сейчас, — это собственно
терапевтическая ситуация.

Пациент проживает
свою проблему в интервью. Ему даже не
надо формулировать свою проблему
словами, поскольку она неизбежно
проявится в невербальном поведении.

Пациенту не разрешают говорить «о»
проблемах в прошедшем времени или в
терминах воспоминаний; ему предлагают
пережить их сейчас.

Говоря в общем,
пациента просят пережить как можно
полнее свое дыхание, жесты, чувства,
эмоции и голос. Важна выразительная
манера, а не содержание переживаний.

Пациенту следует
повторять основное предложение: «Сейчас
я осознаю». Обязательно использование
настоящего времени. Возможны варианты
вопроса: «Что вы осознаете сейчас?»,
«Где вы сейчас?», «Что вы видите?
чувствуете?», «Что вы делаете рукой?
ногой?» или «Осознаете ли вы, что вы
сейчас делаете своей…?», «Что вы хотите?»,
«Чего ждете?».

Задача терапевта
— привлечь внимание пациента к его
поведению, чувствам, переживаниям, не
давая им интерпретации.

Задача состоит
в том, чтобы выяснить как, а не почему —
как пациент мешает собственному осознанию
незавершенного или прерванного дела,
«дыр», или недостающих частей личности,
отвергаемых или диссоциированных ее
аспектов.

Осознание нельзя вызвать
силой; если пациент сопротивляется
работе с материалом, к которому привлекает
его внимание терапевт, не следует его
подталкивать. Придут другие времена,
когда пациент будет готов к такой работе.

Само по себе
осознание может оказаться целительным,
поскольку ведет к контакту с незавершенными
делами, которые могут быть завершены.
Цель всех техник гештальт-терапии, а не
только метода здесь и сейчас, — пробудить
в пациенте осознание, чтобы он мог
интегрировать отчужденные части своей
личности.

Метод пробуждения
у пациента ответственности.
Реакции
пациента на вопросы об осознавании,
служат выражением самости. Терапевт
наблюдает за этими реакциями, задавая
дополнительные вопросы. Реакции пациента
часто проявляются в форме избегания
или встречных вопросов в адрес терапевта,
они могут содержать другие указания на
попытку избежать ответственности за
поведение.

«Для него ответственность
есть вина, поэтому он боится быть
обвиненным, но готов обвинять сам. Он
словно говорит: «Я не несу ответственности
за свои установки, все дело в моем
неврозе»». Пациент проецирует
ответственность на других людей, чаще
родителей, или ранние переживания.

Он
может диссоциировать себя от невербальных
реакций, говоря о своем теле или его
частях «оно», а о его действиях «они».

Терапевт требует
от пациента изменить формулировку с
вопросов на утвердительные предложения,
заставляя его взять на себя ответственность
за них. Психотерапевт предлагает пациенту
говорить я
вместо оно,когда речь
идет о частях тела и их действиях. Так
пациента подводят к тому, чтобы он взял
ответственность за себя и свое поведение
здесь и сейчас, чтобы он лучше осознавал
себя.

Работа с драмой
и фантазией.
Терапевт
может ускорить осознавание, вводя ряд
техник, требующих драматической
деятельности (принятие ролей) и воображения
пациента. Этот подход особенно полезен,
если взаимодействие пациента с реальностью
блокировано.

Фантазия с помощью символов
отображает реальность в миниатюре, она
может быть вербализована, записана или
отыграна в различных формах с
психотерапевтом, другими участниками
группы или в процессе монотерапии.При монотерапии
пациент создает и направляет все действо,
сам играет все роли.

Фантазия предполагает
отыгрывание в терапии невротических
тенденций, которые впоследствии могут
быть взяты под контроль. В отличие от
Морено, Перлз не вовлекал других в
драматическое действо: он поручал
пациенту самому играть все роли.

Используя
различные техники и ситуации, он поощрял
исполнение ролей пациентом.

Техника челнока—переключение
внимания пациента попеременно с одного
вида деятельности или переживания на
другой: например, говорение и слушание
себя. Терапевт может облегчить процесс,
привлекая внимание пациента к тому, что
было сказано и как это было сказано:
«Осознаете ли вы это предложение?»

Кроме того, пациент
может переключаться с переживания
прошлого опыта в воображении и в ситуации
«здесь и сейчас».

Переживание вызывает
внутренние ощущения, которые, будучи
осознаны, заполняют пробелы, связанные
с переживанием, и способствуют завершению
соответствующего незавершенного дела.

Техника челнока частично входит в другие
техники — в диалоги нападающий/защищающийсяи технику
«пустого стула».

Диалог
нападающий/защищающийся
.
Невротические
конфликты затрагивают противоположные
или противостоящие черты или аспекты
личности. Когда терапевт обнаруживает
подобный раскол в личности, он предлагает
пациенту провести эксперимент с
вовлечением каждой конфликтующей
стороны в диалог.

Наиболее распространен
раскол между двумя Я в личности,
«нападающим» и «защищающимся».«Нападающий»
= Суперэго: праведное, перфекционистское,
авторитарное, наказующее и запугивающее
образование.

«Защищающийся» = Ид, или
инфраэго,
по Перлзу: нечто примитивное, уклончивое,
оправдывающееся по типу «да, но», пассивно
саботирующее требования «нападающего»
и обычно одерживающее верх.

Конфликт может
быть разрешен только путем интеграции
пациентом двух аспектов своей личности.
Процесс интеграции происходит, когда
пациент осознает «нападающего/защищающегося»,
вступая в диалог, в котором он попеременно
выступает от имени того и другого.

Пустой стул.
Это метод фасилитации ролевого диалога
между пациентом и другими людьми или
между частями личности пациента. Обычно
используется в групповой ситуации.

Два
стула ставят друг напротив друга: один
соответствует пациенту или одному из
аспектов его личности («нападающему»),
другой — другому человеку или части
личности («защищающемуся»).

Меняя роли,
пациент пересаживается с одного стула
на другой.

Терапевт может
ограничиться наблюдением за диалогом
или рекомендовать пациенту, когда
следует пересесть на другой стул,
предлагать варианты ответов, привлекать
внимание пациента к сказанному и к тому,
как это было сказано, или же просить
пациента повторить или усилить слова
или действия.

В процессе такой работы
пробуждаются эмоции и конфликты,
возникают и разрешаются тупики, может
произойти осознавание и интеграция
полярностей, или расколов, внутри
пациента, между пациентом и другими
людьми, между желаниями пациента
(«защищающимся») и социальными нормами
(«нападающим»).

Техника пустого
стула часто используется в групповой
ситуации, когда терапевт работает с
участником группы один на один. Человек,
с которым работают, занимает «горячий
стул» и садится напротив пустого стула
перед группой.

Работа со
сновидениями.
Перлз
полагал: сновидения — прямой путь к
интеграции. Терапевт пытается заставить
пациента повторно пережить сновидение
в настоящем, в терапевтической ситуации,
включая его отыгрывание. Интерпретации
не даются, поскольку они ведут лишь к
интеллектуальному пониманию. Давать
интерпретацию поручают самому пациенту.

Сновидение отражает
или содержит в той или иной форме
незавершенную, не ассимилированную
ситуацию. Разные его части есть проекции
разных и конфликтующих сторон самости.
В принципе сновидение содержит все
необходимое для исцеления, если понять
и ассимилировать все его части.

Сновидения выявляют
недостающие части личности и методы
избегания, которыми пользуется пациент.
Пациенты, не запоминающие сновидений
(всех сновидений), отказываются взглянуть
на свои проблемы; они «думают,
что заключили сделку с жизнью». Таким
пациентам предлагают обратиться к
ускользнувшим сновидениям: «Сны, где
вы?»

При работе со
сновидением пациента просят сыграть
роль разных людей и объектов. В процессе
игры пациент отождествляет себя с
отчужденными частями своей личности и
интегрирует их.

Затруднения при игре
или отказ означают, что пациент не желает
присвоить или получить назад свои
отвергнутые части.

Облегчает процесс
использование техники пустого стула,
когда пациент пересаживается со стула
на стул при взаимодействии с героем
сновидения, объектом или частью себя.

Домашнее
задание.
Пациент
должен заново пережить сессию, представляя
себя в терапевтической ситуации. Если
почему-либо это дается с трудом, надо
постараться выяснить, в чем проблема,
может быть, что-то было недосказано на
сессии. Если это так, то может ли пациент
теперь это сказать? Акцент делается на
осознавании факта избегания и прерывания
самовыражения.

Правила и игры

Позволив пациенту
играть и «обнаружить,
что все это у него имеется (все, что, как
он полагает, могут дать ему только
другие), мы повышаем его потенциал…
Таким образом, в процессе терапии мы
пытаемся шаг за шагом помочь пациенту
присвоить
отчужденные
части личности, пока он сам не станет
достаточно сильным для фасилитации
собственного роста»
(Perls,
1969a).

Правила и игры
гештальт-терапии обобщены Левицки и
Перлзом.

Правила

  1. принцип «сейчас»:употребление настоящего времени;

  2. «я и ты»:прямое обращение к человеку, а не обсуждение этого человека с терапевтом;

  3. использование Я-высказываний:замена оно на «Я», когда речь идет о теле, его действиях и поведении;

  4. использование континуума осознавания:фокусирование на как и что опыта, а не на почему;

  5. недопустимость сплетен:прямое обращение к присутствующему человеку, а не комментарии о нем;

  6. просьба к пациенту переводить вопросы в утверждения.

Игры

1. Игры
в диалог
.
Пациент
играет роли аспектов расщепленной
личности и ведет диалог между ними. Эти
части включают «нападающего» (Суперэго
или долженствования) и «защищающегося»
(пассивное сопротивление),
агрессивное/пассивное, хорошего
парня/скандалиста, мужественность/женственность…

2. По
кругу
.
Пациент
развивает общее утверждение или тему
(например, «Терпеть не могу всех, кто
находится в этой комнате») перед каждым
человеком в отдельности, с соответствующими
дополнительными ми.

3. «Я
беру на себя ответственность»
.
Пациенту
предлагают заканчивать каждое утверждение
о себе или своих чувствах высказыванием
«и я беру на себя ответственность за
это».

4. «У
меня есть секрет»
.
Каждый человек думает о своем личном
секрете, связанном с виной или стыдом
и, не делясь этим секретом, представляет
себе, как, по его мнению, отреагировали
бы на него окружающие.

5. Отыгрывание
проекции
.
Когда пациент
высказывает мнение, являющееся проекцией,
ему предлагают сыграть роль человека,
вовлеченного в эту проекцию, с целью
обнаружить скрытый конфликт.

6. Перестановки.
Пациенту
предлагается роль, противоположная его
явному поведению (например, быть
агрессивным, а не пассивным); ему следует
распознать и наладить контакт с латентным,
скрытым аспектом себя.

7. Смена
контакта на отстраненность и обратно
.
Распознается
и принимается естественная склонность
к отстраненности, пациенту позволяют
временно пережить безопасность
отстраненности.

8. Репетиция.
Поскольку
мышление по большей части представляет
собой репетиционную подготовку к
исполнению социальной роли, участники
группы проводят совместные репетиции.

9. Преувеличение.
Преувеличение
также относится к репетиционным играм.
Когда пациент произносит важное
утверждение обычным тоном, свидетельствующим
о недооценке его важности, ему предлагается
повторить это утверждение снова и снова,
повышая громкость и делая на нем акцент.

10. «Можно
мне подсказать вам предложение

Терапевт
предлагает пациенту повторить определенное
предложение, которое, по мнению терапевта,
отражает нечто важное для пациента,
чтобы пациент мог примерить его на себя.
Часто сопровождается интерпретацией.

Источник: https://studfile.net/preview/4084272/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector