Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется

В настоящее время во многих сферах жизни для решения совершенно разных проблем используют множество эффективных методов.

Среди них особой популярностью пользуется так называемый метод мозгового штурма. Все о нем слышали, но не каждый знает, в чем его суть.

Сегодня мы хотим поговорить о том, что же он собой представляет и как его успешно применять на практике. Итак, что же такое мозговой штурм?

Экскурс в историю

  • Данный метод был придуман еще в 1941 году сотрудником рекламного агентства в Америке Алексом Осборном.
  • Мозговой штурм — это метод оперативного, быстрого решения задач на основе стимуляции творческой активности людей, которые принимают в нем участие и предлагают свои разнообразные идеи.

Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется

Вообще, сущность данного способа заключается в том, чтобы отобрать группу людей, которые разделятся на две части. Одна из них будет генерировать идеи, а вторая — анализировать. Запрещается хоть какая-то критика. Идея, которую поддержит большинство, будет считаться правильной.

Ест и другие методы принятия решений, мозговой штурм, тем не менее, среди них наиболее известен и популярен. Почему? Да потому что:

  1. Он достаточно надежный и оперативный.
  2. Генерируется за короткое время максимальное количество всевозможных идей.
  3. Полное отсутствие критики.
  4. Развиваются, видоизменяются, модифицируются чужие и свои идеи.

Мозговой штурм – это специально разработанный метод для привлечения большого количества идей. Не поверите, но его эффективность очень высока. Группа из шести человек за тридцать минут может предложить до ста пятидесяти идей! Видимо, поэтому так популярен мозговой штурм. Примеры его использования мы обсудим ниже.

Какова техника проведения мозгового штурма?

Мы уже разобрали, что такое мозговой штурм. Идея здесь – это основа, на которой построено абсолютно все. Давайте теперь разберемся в технике проведения этого метода.

Собирается группа людей, которые отобраны для генерации альтернативных идей. Главным принципом отбора является разнообразие квалификаций и опыта. Группа должна быть очень «разношерстной». Заранее обговаривается, что приветствуются абсолютно любые идеи, придуманные как самостоятельно, так и пришедшие при комбинации с другими предложениями.

Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется

Как мы уже подчеркивали, категорически запрещена любая критика. Дело в том, что сама мысль о возможности подвергнуться критике уже может затормозить воображение. Все участники по очереди говорят свои идеи.

Остальные внимательно слушают, по надобности записывают новые, пришедшие на ум мысли под впечатлением услышанного. Потом все записи собираются, перечитываются, анализируются.

Как правило, это делается уже иной группой специалистов.

Вообще, количество идей можно значительно приумножить за счет их комбинирования. Безусловно, среди полученных данных могут быть совершенно глупые и нереальные предложения. Но их можно очень просто отбросить.

Кто может стать участником?

Серьезных ограничений для участников нет. Рекомендуют создавать смешанные группы, где есть и мужчины, и женщины.

  1. Лучше брать людей, возраст и должность которых не сильно отличаются, поскольку сам вид начальника сдерживает подчиненных.
  2. В группе должно быть примерно равное количество активных и пассивных участников.
  3. Не приглашаются скептически настроенные люди.

Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется

Иногда имеет смысл периодически вводить в состав группы новых участников — они способны внести свежие предложения.

Сколько людей принимает участие?

Наиболее оптимальный состав группы — от шести до двенадцати человек. Не рекомендуют разбивать коллектив на более мелкие подгруппы. Кроме того, количественный состав напрямую зависит от числа активных участников. Чем их больше, тем меньше будет команда. Вместо 10 неактивных можно взять, скажем, 5 активных. Но качество от этого не пострадает.

Выбор места

Проведение мозгового штурма должно быть подготовлено заранее. Логично для этого использовать отдельную аудиторию вдали от посторонних глаз. На стенах можно развесить плакаты с правилами, по которым будет проводиться мозговой штурм.

Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется

Удобно иметь доску, на которой люди смогут набросать свои идеи. Столы располагаются по кругу. Это повысит уровень контакта участников. Для групп из шести-семи человек идеальным вариантом будет круглый стол. Здоровый юмор поможет создать атмосферу непринужденности и снять лишнее напряжение.

Длительность проведения

Обычно время проведения колеблется от сорока до шестидесяти минут. Это наиболее оптимальный вариант.

Для решения несложных задач достаточно будет и пятнадцати минут. Наиболее удачным временем проведения мозгового штурма принято считать утро, примерно с десяти до двенадцати часов. Однако можно организовать людей и с четырнадцати до восемнадцати часов.

Какие проблемы можно решить методом мозгового штурма?

Мозговой штурм — это именно тот метод, который позволяет справиться с любой проблемой, но только в том случае, если она имеет несколько вариантов решений. Если же вопрос имеет только одно решение, то не имеет смысла пользоваться мозговым штурмом.

Также это метод непригоден для абстрактных тем.

Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется

Рекомендуют избегать ситуаций, когда озвучивают все варианты за один подход. Лучше сделать несколько этапов.

Кстати, с помощью этого метода можно собирать информацию, а не только идеи.

Когда озвучивается тематика мозгового штурма?

Безусловно, тема будущего обсуждения раскрывается заранее. Например, за два-три дня. У участников есть время все обдумать. Но возможно проведение мозгового штурма таким образом, когда тематика становится известной только непосредственно в момент начала обсуждений.

Какую роль играет руководитель?

Основной задачей руководителя является информирование всех людей о правилах метода. Он также контролирует их соблюдение.

Сам лидер тоже должен активно генерировать идеи и участвовать в обсуждениях, ведь цель мозгового штурма — максимальное количество вариантов. Хороший руководитель заранее готовит ряд предложений. Он за пару дней подбирает участников группы. На него вообще ложится весь процесс проведения, и от него же во многом зависит конечный результат.

Как оцениваются идеи?

Чтобы оценить предложенные идеи, нужно заранее подобрать критерии. Это может быть и практичность, и простота решения, и актуальность. Оценивание могут проводить как участники группы, так и другие специалисты.

Немного о правилах проведения

Первое правило: запрещена критика любых идей, высказанных в процессе обсуждения. В мозговом штурме ставка делается на количество предложений. Пусть некоторые окажутся глупыми и несостоятельными, но среди них обязательно найдутся и хорошие.

Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется

Второе правило: свободное мышление и поощрение абсолютно всех идей. Одной из целей мозгового штурма является нахождение нестандартных путей решения проблем и ситуаций, иначе все это может стать похожим на обычное совещание, которое изначально убивает любую инициативу. Для творческого подхода людям нужна особая атмосфера и настрой.

Третье правило: предложение огромного ассортимента идей. В данном методе приоритетным является именно количество, а не качество.

Четвертое правило: запись всех идей является обязательной. При проведении штурма следует записывать абсолютно все высказанные мысли. Для наглядности это можно делать маркером на доске.

Пятое правило: обдумывание идей. Когда все мысли уже высказаны, участникам необходимо дать время все осмыслить. Это даст человеку время для отдыха, и заодно он может оценить происходящее.

Этапы мозгового штурма

Зная правила проведения штурма, можно поговорить и о его этапах.

  1. Лидер группы знакомит участников с правилами проведения. Рекомендуется сделать наглядные пособия.
  2. Для успешной работы необходимо настроить участников. Для этого подходит разминка, также тренируется ассоциативное мышление. Можно провести небольшую репетицию мозгового штурма. Выбирается небольшая проблема, группе предлагают найти пути ее решения.Мозговой штурм: что это за метод и для чего он применяется
  3. Членам группы имеет смысл подготовиться: развесить плакаты для фиксации новых идей и раздать карточки, в которых участники смогут вести записи.
  4. Необходимо конкретизировать проблему.
  5. Идеи могут выдвигаться самыми разными способами. Есть много методик проведения мозгового штурма. Как один из вариантов, можно предложить поочередно участникам озвучивать свои мысли. Если кому-то нечего сказать, то он пропускает свою очередь. Лидер записывает идеи и следит за порядком. Вся группа участвует в работе. А можно предложить хаотичное высказывание членов группы без временных ограничений, но тогда сложнее будет фиксировать мысли. Недостатком такого подхода является то, что не все могут включиться в активную работу.
  6. Участники обдумывают и оценивают услышанное. Неудачные идеи исключают и вновь проводят мозговой штурм, используя оставленные мысли.
  7. Обсуждаются наиболее удачные идеи. Иногда дается время для оценки. Группа собирается позднее, чтобы было время для осмысления.

Вместо послесловия

Мозговой штурм — это творческий процесс, позволяющий открыться участникам в неформальной обстановке. Это явление нашло очень широкое применение в повседневной жизни. Сам по себе как метод решения задач он очень интересен.

Где может быть задействован мозговой штурм? Примеры его использования можно увидеть, например, на телевидении. Вспомним такие известные передачи, как «Что? Где? Когда?» или «Брейн Ринг». Да-да. Они основаны как раз на этом методе.

Однако игры не единственная ниша, разработку Алекса Осборна очень часто используют в совершенно разных сферах, что говорит о ее популярности.

Источник: https://www.syl.ru/article/229865/new_mozgovoy-shturm—eto-chto-takoe-operativnyiy-metod-resheniya-problemyi

Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил.

Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое.

Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения.

Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей.

В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки.

Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4.

Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов.

Читайте также:  Флуоксетин: инструкция по применению, цена, аналоги, отзывы

Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа.

После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными.

В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки.

После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов.

Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей.

Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

 Luigi Mengato

Читайте еще про один замечательный метод поиска креативных решений.

Источник: https://b-trainika.com/blog/metod-mozgovogo-shturma/

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это эффективный метод в решении проблем, базирующийся на стимулировании творческой деятельности участников группы, которые обсуждая актуальные вопросы, предлагают идеи, варианты для решения, собирая самое большое количество всевозможных вариантов. Потом из всех заявленных идей отбираются самые удачные и практичные.

Для организации мозгового штурма отбирается группа из квалифицированных экспертов. Оценки каждой идеи и выводы совершаются в процессе заседания. Экспертов распределяют на две группы.

Первой группой генерируются идеи и выставляются оценки, второй – они анализируются. Критика любых идей категорически запрещается.

Те идеи, с которыми соглашается большинство экспертов, считаются самыми верными и берутся во внимание.

Прием мозговой штурм разрабатывается специально, чтобы получить максимальное количество разнообразных предложений.

Эффективность данного метода просто поразительна, так в среднем, шестеро индивидов могут за полчаса сгенерировать сто пятьдесят непохожих идей.

Группа разработчиков никогда бы не пришла к такому количеству идей при использовании обычных методов, они даже не смогли бы поверить, что решаемая проблема сможет иметь такое большое разнообразие аспектов.

Прием мозговой штурм обладает большими преимуществами, чем некоторые другие методы. Разнообразие решений достигается благодаря тому, что группу мозгового штурма составляют специалисты одной деятельности, которые отличаются по опыту и знаниям, поэтому видят решение проблемы по своему, по-разному.

Плюс данного приёма заключается в том, что целая группа всегда дает больше эффективных результатов, нежели единичные идеи отдельных лиц.

Во время применения данного метода возникают интересные аналогии на стыке разных дисциплин и сфер человеческой практики, которые активно обсуждаются другими специалистами.

Метод мозгового штурма

Данный метод позволяет отыскать разнообразные решения проблем посредством применения правил обсуждения, что широко используется разными организациями при поиске нетрадиционных уникальных решений в преодолении разнообразных заданий.

Мозговой штурм является очень известным методом, и используется для стимулирования творческого мышления. Он имеет несколько определений в различных интерпретациях.

Мозговой штурм – это метод коллективного продуцирования свежих оригинальных идей, которые базируются на свободном высказывании ассоциаций. Общий смысл метода составляет то, что групповая работа позволяет сгенерировать такие идеи, которые отдельному человеку не могли и в голову прийти.

Даже из одной мысли может развиться целый ряд идей, так как один человек высказывает, второй развивает идею, а третий её завершает. Этот метод позволяет объединить в одном процессе самых разных людей и если группа находит решение, её участники становятся приверженцами реализации идей.

Применение метода в бизнес-организациях улучшает качество работы команды.

Мозговой штурм является техникой, поощряющей выдвижение большого количества решений и идей, к непредвзятому отношению и стремлению к отыскиванию компромиссов. Посредством данного метода решаются проблемы любого типа, которые требуют разнообразия решений. Проблемы, требующие ограниченного количества решений, также слишком общие и абстрактные, не смогут рассматриваться этим методом.

Если проблемная ситуация слишком запутанная или сложная, тогда стоит разделить её на несколько заседаний и разбить на подпроблемы.

Данный прием с успехом используется при сборе информации, определении источников и формулировки вопросов анкеты.

Мозговой штурм, как метод обучения может легко применяться в школах, вузах, на различных тренингах, курсах. Мозговой штурм, как метод обучения предполагает наличие лидера, которым становится учитель, преподаватель, ведущий или участник группы, которого выбирают.

  • Мозговой штурм примеры, взятые из школьной программы:
  • —  урок литературы: изучение стихотворения, при котором учитель просит проанализировать смысл и высказать каждого ученика личное мнение того, что хотел донести автор читателям;
  • —  урок истории: учитель может спросить, какими были мотивы, что подвигли определенное государство начать войну, и каждый ученик может предложить свое мнение;
  • — урок правоведения: ученики по очереди отвечают, зачем гражданину знать о своих правах.
  • Умение высказываться способствует раскрепощению детей, развитию критического мышления.
  • Мозговой штурм примеры из повседневной жизни:
  • — компания размышляет над тем, где провести отпуск, один записывает идеи, а остальные по очереди сообщают свои предложения;
  • — человек спрашивает у компании друзей, что подарить близкому человеку, и каждый озвучивает свое мнение;
  • — мужчина провинился перед женой, и не знает, чем загладить вину, собирает круг друзей и просит каждого озвучить свое предложение.

Технология мозгового штурма

Прием мозговой штурм основал руководитель рекламной организации А. Осборн. Он выделил два базовые принципа: откладывание вынесения вердикта относительно идеи и качество рождается из количества. Основная задача мозгового штурма является исключением оценочного компонента на первоначальных этапах формирования идеи, что предполагает некоторые специальные правила.

В мозговом штурме приветствуется полет фантазии, члены группы должны попытаться как можно сильнее раскрепостить воображение. Каждому разрешается говорить самые фантастические и абсурдные мысли. Каждое решение, приходящее на ум является верным, и не может считаться ни непрактичным, ни несуразным.

Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

Участники мозгового штурма подбираются по той сфере деятельности, в которой поставлен вопрос, если это закрытая группа.

Если метод используется в организации, тогда лучше будет, если группу будут составлять работники, имеющие небольшой стаж и опыт работы, поскольку у них пока нет выработанных стереотипов и их способ мышления гораздо эффективнее.

Однако есть ситуации, когда проблема требует решения, которое могут выдвинуть лишь опытные и зрелые специалисты.

Рекомендуется формировать группы смешанного типа, то есть которые бы включали одновременно женщин и мужчин, это оживит атмосферу. Разница возраста и в служебном положении членов группы должна стать минимальной, чтобы предотвратить конфликт поколений.

Присутствие начальства в группе может тормозить процесс мозгового штурма, поскольку каждый работник будет очень хорошо думать, что говорить, дабы не упасть в глазах начальника. Так многие предположения и мысли могут и остаться невысказанными.

Организаторы проведения мозгового штурма должны подумать о том, чтобы там не присутствовали скептически настроенные сотрудники или руководители, даже если они не будут непосредственными участниками, а только наблюдателями. Будет очень целесообразным периодически приводить в группу новых работников, которые внесут новые взгляды, стимулирующие мышление.

Количество членов группы должно быть от шести до двенадцати людей, самым оптимальным считается количество участников в семь человек.

Все они должны работать сплоченно, и не разбиваться на мелкие подгруппы по двое людей. Количество людей должно учитываться при подборе группы.

Если в группе преобладают активные личности, то количество людей должно быть меньше, если больше умеренных, то наоборот.

Читайте также:  Синестезия: причины, виды, симптомы и лечение

Этапы мозгового штурма

Сам прием мозговой штурм содержит три этапа, отличающихся правилами проведения и способом организации.

Предварительный этап (первый), на нём совершается постановка проблемы, отбор участников, определение ведущего.

Второй – генерация идей. На данном этапе должны соблюдаться правила. Так, участник должен ориентироваться на большое количество сгенерированных идей, не ограничивая свою фантазию. Критика и высказанная положительная оценка идей должна отсутствовать, поскольку это сильно отвлекает участников от главного задания, сбивая их творческий настрой.

Третий этап – систематизация, отбор, оценка. На нем проводится выделение ценнейших идей, а позже дается окончательный результат. Методы, осуществления анализа и приписывания оценки решениям являются разнообразными. Успех этого этапа напрямую зависит оттого, каким образом участники понимают и используют критерии оценки идей.

Обычно для проведения метода мозгового штурма формируются две группы: одну составляют участники, предлагающие самые различные варианты со способами решения заданий, во второй находятся члены комиссии, задание которых обрабатывать (анализировать) предложенные варианты.

Вначале процесса данного метода задумки не очень оригинальны, они довольно просты, банальны. Только по истечении времени, как все стереотипные решения исчерпают себя, участники начинают выходить за грани шаблона и мыслить нестереотипно, они рождают оригинальные идеи, что сразу регистрируются ведущим.

Прием мозговой штурм достаточно надежен и оперативен в использовании. Благодаря нему за короткий промежуток времени генерируется масса идей, которые не критикуются другими, а только дополняются и модифицируются с их идеями. Доброжелательная обстановка дает участникам возможность раскрыться, импровизировать, что увеличивает позитивный настрой.

Виды мозгового штурма

Данный прием обладает большой разновидностью, большинство этих методов допустимо использовать на деловых встречах при решении профессиональных заданий, в обучении, и просто, если нужно решить какое-то задание.

Обратный метод – употребляется, если требуется создать новый или улучшенный образец предмета, при формировании новой услуги, разработке концепции, созданию усовершенствованного продукта потребления.

При этом решаются такие творческие задачи, как выявление в уже имеющихся услугах, изделиях и идеях всевозможных недостатков, недоработок, изъян и предельное устранение этих проблемных моментов в разрабатываемом, улучшенном изделии.

Целью метода является собирание наиболее полного и достоверного списка недостатков анализируемого объекта, предмета, идеи или услуги, на которые падает неограниченная ничем критика.

В итоге применения метода вырабатывается максимально глубокий перечень потенциальных проблем и имеющихся дефектов, прогнозируются возможные изъяны и трудности в эксплуатации на много следующих лет, чтобы данный список обеспечил длительную конкурентоспособность всех объектов.

Не каждый может вести творческую деятельность при присутствии или активном вмешательстве других людей. Поэтому применяя метод мозгового штурма на совещании, будет целесообразным для одной части генераторов концептов создать условия присутствия и одновременного отсутствия. Чтобы решить эти противоречия нужно использовать метод теневого мозгового штурма.

Теневой вид мозгового штурма проводится с распределением генераторов идей на подгруппы. Одну составляют исключительно сами генераторы, они создают и называют свои концепции вслух, соблюдая условия критики. Вторую подгруппу представляют «теневые» участники, они следят за процессом генераторов и не берут в самом обсуждении прямого участия.

Каждый индивид записывает мысли, возникающие в процессе обсуждения, которое проводится активной подгруппой.

Список созданных генераторами идей, решения, которые были предложены всеми членами теневой подгруппы, передаются по окончанию тренинга группе экспертов, которые занимаются не только одной оценкой, но также развитием и комбинированием концепций. Сам творческий процесс этой группы переключается в следующую фазу.

Комбинированный метод мозгового штурма является комбинацией использования теневого и обратного методов.

Метод двойного прямого мозгового штурма значит, что после проведения первого прямого мозгового штурма делают перерыв на два дня, после которого повторяют метод еще раз. В процессе этого перерыва в участников (специалистов) делового совещания в работу включается мощный аппарат для решения самых творческих заданий – это подсознание, которое синтезирует неожиданные идеи.

Обратно-прямой тип мозгового штурма применяется в прогнозировании развития самого мозгового штурма.

Благодаря этому методу определяют все дефекты и слабые или недостаточно проработанные стороны имеющихся идей или объекта, выделяют самые главные среди них.

Потом применяют метод обратного мозгового штурма, чтобы устранить главные выявленные недостатки и создают проект новейшего решения. Чтобы увеличить время, необходимое для прогнозирования данный цикл нужно повторить.

Индивидуальный мозговой штурм не отличается существенно от методов мозгового штурма, который используется в коллективе. Он проводится по тем самым правилам. Главное отличие – сеанс проводится только одним специалистом, который создает концепции сам и их регистрирует, также часто дает оценку своим мыслям.

Длительность этого сеанса не может превышать десять минут. Все идеи, которые возникают, сразу записываются на бумаге. Также к их оцениванию автору следует не сразу преступать, а только через время.

Чтобы применение метода индивидуального мозгового штурма было более успешным нужно научиться ставить себе самому вопросы со всеми возможными альтернативными вариантами ответа.

Метод под названием брейнрайтинг основывается на методе мозгового штурма, здесь участники группы не высказывают вслух свои предложения, а записывают на бумаге, после чего обмениваются ими с другими. Обмен происходит на протяжении 15 минут.

При визуальном мозговом штурме идеи появляются, как правильно очень быстро, сменяя друг друга. Эскиз, сделанный в момент сотворения новой концепции, не только позволит зафиксировать хорошую мысль, и поможет не потерять ритм в процессе раздумья.

Метод мозгового штурма с помощью доски предусматривает, чтобы в помещении, где проводится совещание, находилась специальная доска.

На этой доске сотрудники должны размещать листочки с записями своих творческих идей, какие только приходят им на ум во время рабочего дня. Доска должна стоять на хорошо заметном месте.

Для привлечения внимания нужно в центре доски написать большими и разноцветными буквами название проблемы, которая требует разрешения.

Мозговой штурм под названием «соло» используется в индивидуальной или коллективной работе. Когда какой-то специалист хочет использовать технику мозгового штурма самостоятельно, тогда лучше для всех своих идей создать некую картотеку.

Картотека будет содержать все идеи, и удачные, и нет, или вовсе пустые и абсурдные.

Потом все идеи из картотеки должны быть рассортированы, чтобы было видно, что им требуется что-то прибавить или улучшить, позже подвести итоги, выбрав только мысли, которые, на взгляд автора, могут способствовать быстрейшему достижению назначенной цели и решению имеющейся проблемы.

Источник: https://psihomed.com/mozgovoy-shturm/

3.2 Метод «Мозговой штурм» и его модификации

Метод мозгового штурма (мозговой
штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) —
оперативный метод решения проблемы на
основе стимулирования творческой
активности
.

Этот метод может быть использован на
этапах определения и формулирования
проблем, разработки управленческого
решения. Он также широко применяетсяна отдельных этапахпри реализации
других методов принятия решений

Метод мозгового штурма- метод
психологической активизации, при котором
участникам обсуждения предлагают
высказывать возможно большее количество
вариантов решения, в том числе самых
фантастических.

Затем из общего числа
высказанных идей отбирают наиболее
удачные, которые могут быть использованы
на практике.

Является методом экспертного
оценивания и широко используется во
многих организациях для поиска
нетрадиционных решений самых разнообразных
задач.

Метод мозгового
штурма был разработан Алексом Осборном
в 1953 году.

Метод основан на допущении,
что одним из основных препятствий для
рождения новых идей является «боязнь
оценки»: люди часто не высказывают вслух
интересные неординарные идеи из-за
опасения встретиться со скептическим
либо даже враждебным к ним отношением
со стороны руководителей и коллег.

Целью
применения мозгового штурма является
исключение оценочного компонента на
начальных стадиях создания идей.
Классическая техника мозгового штурма,
предложенная Осборном, основывается
на двух основных принципах — «отсрочка
вынесения приговора идее» и «из количества
рождается качество». Этот подход
предполагает применение нескольких
правил.

1) Критика
исключается
: на стадии генерации
идей высказывание любой критики в адрес
авторов идей (как своих, так и чужих) не
допускается. Работающие в интерактивных
группах должны быть свободны от опасений,
что их будут оценивать по предлагаемым
ими идеям.

2) Приветствуется
свободный полет фантазии
: люди
должны попытаться максимально
раскрепостить свое воображение. Разрешено
высказывать любые, даже самые абсурдные
или фантастические идеи. Не существует
идей настолько несуразных либо
непрактичных, чтобы их нельзя было
высказать вслух.

  • 3) Идей
    должно быть много
    : каждого участника
    сессии просят представить максимально
    возможное количество идей.
  • 4) Комбинирование
    и совершенствование предложенных идей
    :
    на следующем этапе участников просят
    развивать идеи, предложенные другими,
    например комбинируя элементы двух или
    трех предложенных идей.
  • На завершающем
    этапе производится отбор лучшего
    решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены
многочисленные экспериментальные
исследования, с целью сравнения количества
и качества идей, созданных группами в
процессе мозгового штурма, и людьми,
работающими индивидуально.

Результаты
свидетельствуют о том, что при условии
правильного применения данной техники
интерактивные группы нередко генерируют
большее количество значимых идей,
чем отдельные индивиды.

Однако на
сегодняшний день не существует
доказательств в пользу более высокогокачестваидей, генерируемых группами.

В последние
годы широкое распространение получил
«электронный мозговой штурм» (online
brainstorming), использующий интернет-технологии.
Он позволяет почти полностью устранить
«боязнь оценки», т.к. обеспечивает
анонимность участников, а также дает
возможность решить ряд проблем
традиционного мозгового штурма.

Мозговой
штурм дает возможность объединить в
процессе поиска решений очень разных
людей; а если группе удается найти
решение, то ее участники обычно становятся
стойкими приверженцами его реализации.
В настоящее время метод мозгового штурма
может быть эффективно использован
организациями для улучшения качества
работы в командах.

  1. Принципы
    метода «мозгового штурма»:
  2. 1) Четкая
    формулировка цели и/или задач и
    ограничений.
  3. 2) Обеспечение
    максимальной свободы участникам
  4. • предоставление слова каждому (поощрение
    застенчивых, «придержание» наиболее
    активных и авторитетных);

• полная свобода мнений, поощрение
«безумных» идей, аналогий
(литературных, музыкальных, биологических
и т.д.);

  • 3) Тщательное
    формирование состава участников
  • • определение численности;
  • • по специализации, предназначенное
    для полного покрытия необходимой
    области, а в некоторых случаях, выходящего
    за ее пределы, а также возможности
    частичной взаимной замены);
  • • психологическая (отсутствие
    злокачественных конфликтов, явных
    лидеров);
  • • по квалификации (высокий и примерно
    равный уровень)
  • • иногда введение «рыжего»;
  • 4) Иерархическое
    ведение обсуждений: сначала — максимально
    вширь, затем оценка перспективности
    вариантов и отбор наилучших, потом снова
    «вширь»;
  • 5) Огромная
    роль «ведущего» и демократический
    стиль руководства:
  • • создание творческой, целенаправленной
    и бесконфликтной атмосферы;
  • • умение «выявлять» предложения
    и направлять ход дискуссии (греческий
    метод).
  • Этапы и
    правила мозгового штурма:
  • Правильно
    организованный мозговой штурм включает
    три обязательных этапа. Этапы отличаются
    организацией и правилами их проведения:

1этап. Постановка
проблемы
. Предварительный этап. В
начале этого этапа проблема должна быть
четко сформулирована. Происходит отбор
участников штурма, определение ведущего
и распределение прочих ролей участников
в зависимости от поставленной проблемы
и выбранного способа проведения штурма.

Читайте также:  Сексизм: что это такое, причины появления и виды

2 этап. Генерация
идей
. Основной этап, от которого во
многом зависит успех (см. ниже) всего
мозгового штурма. Поэтому очень важно
соблюдать правила для этого этапа:

• главное — количество идей. (Не делайте
никаких ограничений!),

  1. • полный запрет на критику и любую (в
    том числе положительную) оценку
    высказываемых идей, так как оценка
    отвлекает от основной задачи и сбивает
    творческий настрой;
  2. • необычные и даже абсурдные идеи
    приветствуются!
  3. • комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3 этап.
Группировка, отбор и оценка идей.
Этот этап часто забывают, но именно он
позволяет выделить наиболее ценные
идеи и дать окончательный результат
мозгового штурма.

На этом этапе, в отличие
от второго, оценка не ограничивается,
а наоборот, приветствуется. Методы
анализа и оценки идей могут быть очень
разными.

Успешность этого этапа напрямую
зависит от того, насколько «одинаково»
участники понимают критерии отбора и
оценки идей.

Модификации
процедуры проведения мозгового штурма:

Метод
индивидуального мозгового штурма
.
Все роли (фасилитатора, фиксатора,
генератора и оценщика идей) выполняет
один человек.

Фасилитатор(от лат. facilis — «лёгкий, удобный») —
человек, обеспечивающий успешную
групповую коммуникацию. Обеспечивая
соблюдение правил встречи, ее процедуры
и регламента, фасилитатор позволяет ее
участникам сконцентрироваться на целях
и содержании встречи.

Длительность
сеанса — 3-10 минут.

Фиксация с
помощью ручки, ПК или (самое эффективное)
— диктофон.

Оценка идей
должна быть отложена. Помогает проведение
разминки.

Недостаток
— отсутствие синергетического эффекта
(синергетический эффект — суммирующий
эффект взаимодействия двух или более
факторов, характеризующийся тем, что
их совместное действие существенно
превосходит эффект каждого отдельного
компонента).

Преимущество
— оперативность и экономия на людях.

Письменный
мозговой штурм
. Используется,
прежде всего, при географической
разобщенности участников, следовательно,
возможность набрать специалистов
экстра-класса. Недостатки — отсутствие
синергетического эффекта, продолжительность
процесса.

Метод
прямого мозгового штурма
. В
отличие от классического метода мозгового
штурма процесс формулировки проблемы
(целей, ограничений и т.д.) проходит также
с помощью метода мозгового штурма,
причем с тем же самым составом участников.

Метод
массового мозгового штурма
.
Используется для решения глобальных
проблем. Этапы:

  • создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части,
  • затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма,
  • далее — сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

Метод
двойного (парного) мозгового штурма
.
Введение критики идей. Этапы:

  • прямой мозговой штурм,
  • обсуждение,
  • продолжение выдвижения идей.

Метод
мозгового штурма с оценкой идей
.
Это объединение двойного, индивидуального
и обратного метода. Используется для
решения сверхсрочных проблем.

  • Высокие
    требования к участникам:
  • квалификация,
    собранность,
  • умение
    участвовать в методе мозгового штурма.
  • Этапы:
  • генерация идей,
  • ознакомление всех участников с вариантами идей и ми и самостоятельная оценка вариантов,
  • выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков,
  • обсуждение с мини-штурмами,
  • сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков,
  • индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.

Недостатки:
нагрузочность, конфликтность.

Достоинства:

  • снятие эффекта «единого мозга»,
  • возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм.Используется при реализации проектов,
состоящих из многих этапов (элементов).
В случае неудачи одного этапа — срыв
всего процесса. Следовательно, самое
важное — убедиться в верности каждого
элемента. Цель мозгового штурма —
максимальное выявление всех недостатков.
Процесс поиска решений или бизнес идей
разделен на три этапа:

  1. 1 этап: выявляются все существующие,
    потенциальные и возможные в будущем
    недостатки рассматриваемого объекта
    или явления, составляется список;
    выполняется их ранжирование;
  2. 2 и 3 этапы являются этапы обычного
    «мозгового штурма».
  3. Отражая более полно недостатки объекта,
    удается находить большее число решений
    и бизнес идей по его совершенствованию.
  4. Технология проведения обратной мозговой
    атаки:
  • сформировать группу специалистов, знающих предмет обсуждения,
  • ознакомить участников с правилами,
  • составить по возможности полный список недостатков,
  • выбрать критерии оценки недостатков,
  • провести анализ и оценку недостатков,
  • сформулировать задачи (проблемы),
  • выдвинуть идеи решения задач и отобрать лучшие по правилам «мозгового штурма».

Метод
конференции идей
. Это метод
мозго
вого штурма, но более непринужденная
обстановка, например, круглый стол.
Применяется для сбора идей по определенной
тематике, для поиска подходов к решению
сложных проблем.

Цель метода:
о
свободить мысли
и фантазию участников от сдерживающих
факторов и направить их на обсуждение
и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода — хорошо
организованное совещание, по целевой
направленности совпадающее с мозговой
атакой:

  • разрешена только доброжелательная критика,
  • следует избегать приглашения скептиков и «всезнаек»,
  • возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы,
  • процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

Этапы:

1 этап
подготовка.
Включает:

  • подбор участников,
  • предварительный подбор фактического материала,
  • определение времени и места работы,
  • четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников,
  • предварительная проработка рассматриваемых вопросов;

2
этап – проведение
конференции
.
Включает:

  • ознакомление участников с правилами совместной работы,
  • обеспечение работы конференции,
  • все выдвинутые идеи фиксируются,
  • пресечение дискуссий,
  • поддержка оригинальных идей;

3 этап –
подведение итогов. Включает:

  • после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить),
  • полученные материалы передаются на экспертизу специалистам,
  • оценка и ранжирование результатов экспертами,
  • разработка рекомендаций.

Наибольший
эффект метод дает при числе участников
8-12 чел. и продолжительности не более
30-45 мин.

Председатель совещания должен помнить,
что:

  • участие каждого в поиске идей, равно необходимо,
  • неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей,
  • хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху,
  • через 20 мин. участники конференции устают,
  • споры и дискуссии недопустимы,
  • решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы,
  • в потоке идей не должно возникать пауз,
  • группа является коллективным автором всех предложений.

Каждый участник должен знать, что:

  • он необходим на данном совещании,
  • он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения,
  • он не будет внедрять предложения,
  • все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами,
  • он имеет одинаковые права со всеми,
  • за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей,
  • лучшая форма возражения – собственное предложение.

Достоинства метода:

  • легкость освоения и простота в обращении,
  • результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.

Недостаток: отсутствие
гарантии нахождения сильных идей.

Источник: https://studfile.net/preview/2915180/page:13/

Мозговая атака, метод: описание, технология и отзывы. Где применяется метод мозгового штурма

«Мозговая атака» (брейнсторминг) — процедура группового креативного мышления, точнее — это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Руководителем креативной группы на фирме часто бывает один из менеджеров.

Известно немало разновидностей схем мозговой атаки. Здесь мы с учетом особенностей поведения наших руководителей производством предлагаем схему, рекомендуемую «справочником» для британских менеджеров. Данная схема включает ряд фаз:

1. Подготовка
. Выбор проблемы и проработка ее индивидуально.
Например:
а) проблема — «как преуспеть на современном рынке?»;
б) проработка проблемы с помопцью предложенных в предыдущем разделе вопросов;
в) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
г) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей.

Такая подготовительная работа дает возможность менеджеру оценить суть проблемы и сделать вывод о главных направлениях групповой работы.

2. Формирование креативной группы
.

Наибольший успех мозговой атаки будет обеспечен при соблюдении следующих условий: группа должна состоять примерно из десяти человек;
социальный статус участников должен быть примерно равным;
в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников.
Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение;

обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке.

Участники должны быть в состоянии «релаксации». Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классных доски; руководитель должен председательствовать. Ему следует воздерживаться от давления на участников;

в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.

3. Процедура мозговой атаки
. Здесь выделяются три этапа:
— Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников.

Объявляет проблему, например: «Как преуспеть на современном рынке?
Проблемы записываются на доске.

Beдущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.

— Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты.

Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно начинается новая вспышка идей.

Если таковой не наступает, ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают такую вспышку.

4. Заключение
. Здесь могут иметь место два варианта:
— «Классический» вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике.

Если у участников мозговой атаки возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.
— Облегченный вариант.

Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:
1. Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.
2. Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые определяются содержанием идей.
3.

Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
4. Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?»
5.

Определяются наиболее «дикие» идеи, которые участники «мозговой атаки» пытаются переделать в практически возможные.
6. Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей нечто новое.
7.

Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства:
— планирование и прогнозирование;
— маркетинг;
— оперативное управление производством;

— управление персоналом.

Источник: https://gazkomplekt-saratov.ru/mozgovaya-ataka-metod-opisanie-tehnologiya-i-otzyvy-gde.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector