Изменения в социально-психологическом поведении детей дошкольного и школьного возраста в современном обществе ведут к вовлечению несовершеннолетних граждан страны в противоправную деятельность.
Многие дети не видят тонкой грани между правильным и неправильным. Происходит смещение ценностной ориентации в сторону асоциальной деятельности.
Что же такое девиантное поведение и почем им страдают дети, как оно проявляется?
Девиантное поведение проявляется в нарушении запретов
Суть и понятие девиации
В современной социологической науке, девиантное поведение охарактеризовано, как действие или поступок, несоответствующий нормам и правилам общества.
Иначе можно сказать, что девиантное поведение – это одна из форм человеческого поведения, отклоняющаяся от следования общепринятым стандартам общества.
Ключевым моментом или исходной точкой для характеристики девиантного поведения является общественная норма, то есть стандарт или предел дозволенности в поступке и действии.
Отклонения от общественных стандартов могут быть следующими:
- позитивными, то есть поступки, направленные на улучшение или «украшение» устаревших правил поведения, связанные, прежде всего, с творчеством;
- негативными, то есть поступки, влекущие дезорганизацию общепринятых стандартов.
Еще одним видом отклонения детей школьного и дошкольного возраста от общественных правил является протест, открытое непринятие стандартов и норм.
Дети с девиантным поведением не имеют друзей
Иначе говоря, девиация – это результат нежелания ребенка приспосабливаться к общественным правилам, адаптироваться в социуме. Такое принципиальное несоблюдение правил ведет к провалу в становлении личности и социализации в целом.
Типология поведения
Девиантное поведение подразделяется на виды по степени наносимого вреда личности ребенка, обществу и социальным группам.
- Поведение деструктивного вида. В данном случае вред наносится только личности не подчиняющегося ребенка. В эту группу можно включить такие отклонения, как мазохизм, накопительство и конформизм. Подобным поведением дети наносят вред лишь себе.
- Поведение асоциального вида, когда отклонение от правил наносит вред социальной группе и самой личности. К социальным группам относится семья, друзья, сверстники.
- Противоправные действия, которые подразумевают нарушение, как физических, так и моральных правил. Дети дошкольного возраста проявляют агрессию по отношению к взрослым и сверстникам, что может выражаться словесно и физически.
Девиантные дети часто ругаются матом
Дети с девиантным или неправильным поведением способны на следующие действия:
- применение физической силы (удары, толчки, укусы);
- словесная атака (грубость).
Причинно — следственные связи
Девиантное поведение детей – сложная проблема, которая может обуславливаться несколькими факторами, находящимися в тяжелом взаимодействии и сплетении. На возникновение отклонений в поведении детей влияют такие факторы, как наследственность, окружение человека, воспитание, самостоятельное практическое познание.
Проявления девиантности подростков
Существует пять главных факторов, отвечающих на вопрос о том, почему у детей проявляется девиантное поведение.
Неблагоприятные анатомические или физические особенности человеческого организма, которые затрудняют адаптацию в обществе, относятся к биологическим факторам возникновения отклонений в поведении детей дошкольного возраста.
Стоит отметить, что речь идет не об определенной генетике, являющейся причиной девиантного поведения, а о факторах, которые требуют, как педагогической коррекции, так и медицинского воздействия.
В неблагополучных семьях дети имеют девиантное поведение из-за физиологических нарушений
Сюда можно отнести:
- наследственные, способные передаваться от ближайших родственников. В данную группу входят нарушение интеллектуального развития, слуха, зрения, внешние дефекты тела и нарушенная работа нервной системы;
- психофизиологические, которые связаны с влиянием на организм ребенка внешних раздражителей, стрессовых ситуаций и конфликтов (в семье, со сверстниками);
- физиологические, к которым относятся речевые дефекты, внешние дефекты лица и тела, что вызывает отрицательные отклики со стороны окружающих.
Характеристики семей с девиантными детьми
Психологические факторы
К психологическим факторам возникновения отклонений в поведения детей дошкольного возраста относятся психопатия и акцентуация определенных черт характера.
Возникают подобные нарушения из-за расстройств нервной системы, психических заболеваний, неврастении, повышенной нервной возбудимости или гиперактивности ребенка.
Все это приводит к неадекватной реакции детского организма на стандарты и правила, принятые в обществе.
Этапы становления личности человека характеризуются формированием определенных психических качеств, черт характера. К примеру, у ребенка дошкольного возраста можно наблюдать две стадии развития личности: отстранение от социальной нормы или приобщение к общепринятым правилам.
Если дети чувствуют заботу и внимание со стороны родителей, то, скорее всего, преобладать будет стадия приобщения к обществу. Но отсутствие ласки и заботы ведет к детскому отчуждению.
Качества подростков с девиантным поведением
Характерные реакции детей, к примеру, протесты или отказы, являются результатом отрицательно эмоциональных или негармоничных отношений в семье между родителями. Неправильное формирование системы ценностей у ребенка ведет к тому, что сфера интересов сужается, принимая насильственную нестандартную направленность в действиях.
Девиантное поведение подростков и детей дошкольного возраста выражается в инфантилизме, скудности словарного запаса, преобладании развлекательного интереса.
Профилактические и коррекционные меры
Основная проблема девиации заключается в том, что ребенку сложно контролировать себя и правильно общаться со взрослыми и сверстниками. С педагогической и психологической точки зрения, для устранения эмоционального искажения в поведении крохи, необходимо преодолеть следующие этапы:
- Сформировать у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми.
- Закрепить освоенные навыки общения с окружающими, имеющиеся знания о культуре поведения.
- Выработать навык правильного общественного поведения.
- Обучить малыша правильной оценке свой личности, контролю за эмоциональным состоянием.
- Развивать умение применять различные формы взаимодействия при общении с людьми.
Профилактика девиантности — способы
За основу коррекционных методов исправления поведения взяты виды деятельности, интересующие детей дошкольного возраста. Основным видом является именно игра. Правильное развитие коммуникативной и эмоциональной сферы подразумевает применение следующих видов деятельности:
- подвижная игра;
- инсценировка «сложно разрешимой ситуации»;
- словесные игры с движениями;
- танцы и исполнение песен;
- чтение художественной литературы.
Привлечение к интересным делам — один из способов профилактики
Кроме подвижных игр и различных занятий, корректирующих девиантное поведение, необходимо разработать для малыша правильный режим дня и рацион питания, осуществлять контроль просмотра телевизионных передач и кинофильмов.
Родителям следует проявлять терпение и понимание, тренировать самоконтроль.
Главное в общении с девиантными детьми — терпение
Дети дошкольного возраста – главный объект неудачных педагогических экспериментов, происходящих из-за недостаточного уровня психологической и педагогической осведомленности взрослых.
В результате у детей дошкольного возраста возникает определенная форма девиантного поведения, которая, без специальной коррекции, сохраняется в подростковом возрасте.
По мере взросления малыша бороться с девиантным поведением гораздо сложнее, поэтому важно устранить проблему на раннем этапе.
Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/deti-s-deviantnym-povedeniem.html
Что такое девиантное поведение детей-дошкольников
Подростки – один из наиболее уязвимых к пропаганде негативной антиобщественной деятельности слоёв населения. Необходимо обратить внимание на девиантное поведение подростков.
Суть явления
Необходимо знать основные понятия девиации.
Понятие девиантного поведения
Есть несколько значений термина «девиантное поведение детей», но общий признак всего один. Девиация это любое поведение, отклоняющееся от общественных норм, как положительное, так и отрицательное.
Девиация широко распространена среди молодежи
Обратите внимание. Девиации могут быть и положительными. Героизм – тоже отклонение.
Причины возникновения
Дошкольный возраст отличается тем, что девиантное поведение чаще всего связано с незнанием. Ребёнок просто подражает действиям тех, кто для него является авторитетным, и может при этом совершенно не понимать сути и последствий этих действий.
Дополнительная информация. Схожая проблема с восприятием может возникнуть и при недостатке знаний. Яркий пример – карго-культ тихоокеанских аборигенов, соорудивших деревянные макеты аэродромов, чтобы призвать самолёты с грузом.
Причины девиантного поведения подростков определяются уже совсем иными факторами. Если в дошкольном возрасте возникновение отклонений происходит неосознанно, то подросток совершает выбор сам, хоть и под действием многих факторов.
Героизм, одна из форм отклонения
Формы
Девиантные формы поведения детей могут проявляться как протест или попытка повысить свой статус в глазах окружения. В некоторых случаях проявляется алкоголизм, курение, наркомания и агрессия.
Дошкольный возраст
Несовершеннолетний уязвим к любой пропаганде.
Девиантное поведение и явление дезадаптации
Сначала необходимо дать определение явлению дезадаптации – это потеря человеком способности приспосабливаться под окружающую среду. Один из признаков дезадаптации — эмоциональное неблагополучие, которое, в свою очередь, порождает один из трёх типов отклонений:
- Агрессивность, которая резко и сильно вспыхивает, затем также стремительно исчезает.
- Устойчивое негативное отношение к окружению.
- Страхи, возникшие в качестве ответа организма на внешние угрозы.
Календарный план в подготовительной группе на каждый день по ФГОС
Пpизнaки
Один из главных признаков девиации – стремление получить материальные блага или самоутвердиться любой ценой. Физические отличия (худоба, лишний вес и т.д.) могут стать поводом для насмешек детей с девиантным поведением, что также может порождать новые девиации.
Худоба является одним из признаков отклонения
Дети с девиацией и особенности работы с ними
Работа с детьми дошкольного возраста, имеющими девиации, ставит своей целью устранение сформировавшихся стереотипов и изменение принципов, на которых строятся отношения с окружающими:
- Формирование интереса к окружающим.
- Закрепление навыков общения и презентации самого себя окружающим.
- Твёрдое знание правил поведения.
- Формирование правильной самооценки и способности к самоконтролю.
- Развитие коммуникабельности.
Борьба и профилактика
Если поведение уже стало отклоняться от общественных норм, необходимо определить степень и формы девиации.
Коррекция и профилактика девиации
У девиации есть симптом и обычно не один:
- Чрезмерная импульсивность, безрассудство, непостоянство.
- Протест, грубость, несоблюдение дистанций. Семья перестаёт представлять ценность для подростка.
- Драчливость, неконтролируемая ярость, жестокость, стремление держаться обособленно.
- Тяга к нахождению в сомнительных компаниях.
- Делинквентное поведение.
Увлечение компьютером — не отклонение
Последнее стоит отметить отдельно, так как оно несёт серьёзный социальный вред. Оно может характеризоваться следующим:
- Отсутствие эмпатии.
- Ницшеанство.
- Антиобщественные взгляды, представления и ценности.
- Повышенная агрессивность.
- Увлечение криминальной культурой.
- Вредные привычки.
Обратите внимание. Увлечение компьютерными играми девиацией не является, что подтверждено исследовательскими институтами по всему миру, на эту тему было написано много рефератов, курсовых, дипломных работ и диссертаций. В истории был период, когда причиной отклонений точно так же объявляли безвредные кинематограф и литературу.
Предупреждение девиаций гораздо проще, чем путь их преодоления, а поэтому необходимо знать краткий список методов профилактики делинквентного поведения. Впрочем, не всякий подобный проект сможет осуществить один человек, часто потребуется и поддержка государства:
- Программы социализации.
- Индивидуальные занятия по устранению антиобщественных взглядов.
- Психологическая помощь молодёжи, оказавшейся в тяжёлой ситуации.
- Привитие сознательного отвращения к криминальной культуре и противоправной деятельности.
- Пропаганда вреда алкогольных, табачных и наркотических изделий, жёсткое ограничение либо полный запрет их сбыта.
- Организация досуга молодёжи.
Решение математических заданий с дошкольниками
Важно. «От нечего делать» — распространённый мотив преступлений среди подростков (около 26%).
Если серьёзные девиации уже возникли, при принятии дальнейших мер необходимо учитывать следующее:
- Необходимо развеять уверенность в безнаказанности подростка.
- Нужна установка контроля и надзора за деятельностью.
- Коррекция девиации должна начаться как можно раньше, чтобы избежать лавинообразного распространения, причём и среди жертв асоциального насилия, у которых девиации могут развиться вплоть до суицидальных наклонностей или ответного насилия
- Если делинквентное поведение связано с психическими расстройствами, стоит обратиться к человеку, у которого есть диплом психиатра.
- Если делинквентное поведение уже привело к совершению преступления, мера наказания может быть определена только судом.
Обратите внимание. Любые запреты будут бесполезны, если не предлагать альтернатив.
Есть возможность сократить количество девиаций или снизить их общественную опасность. Этими возможностями должно пользоваться как государство, так и отдельные граждане.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
vk.com ▪ instagram.com
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/chto-takoe-deviantnoe-povedenie-detej
Девиантное поведение ребенка: возможные причины и способы коррекции
Когда ребенок начинает вести себя откровенно плохо и нарушать устоявшиеся в обществе нормы морали, взрослым следует как можно скорее выявить главную причину возникновения дурной тенденции и скорректировать процесс воспитания соответственно. Девиантное поведение — разрушительная, неадекватная реакция, которая ставит во главе угла эгоистичные цели, а также действия, выражающие пренебрежение участью окружающих людей. К сожалению, чаще всего родители обращают внимание на негативные изменения в характере и повадках чада лишь тогда, когда его поступки становятся вопиющими. Однако именно профилактические воспитательные меры играют ключевую роль в благополучном поведенческом развитии детей.
Причин социальной девиации очень много. Иногда они образуют целый комплекс, преодолеть который бывает крайне непросто. Тем не менее разобраться в многообразии способствующих факторов стоит в первую очередь. Именно этот момент и станет отправной точкой в решении возникшей проблемы.
Первый опыт взаимодействия с миром дети получают в условиях семьи. Для малышей нет ничего важнее родного дома и прочного эмоционального контакта с близкими. Если ребенок лишен полноценного окружения с ранних лет, скорее всего, это плохо скажется на его поведении в подростковом возрасте. Из числа основных причин зарождения негативных поведенческих тенденций можно выделить следующие:
Ребенок, воспитываемый бабушкой, одной мамой или отцом-одиночкой, при всем усердии со стороны взрослого, не получает целый пласт важных морально-нравственных представлений о человеческих взаимоотношениях. Такое «однобокое» воспитание очень часто приводит к негативным последствиям.
Растущий под гнетом неусыпного родительского контроля ребенок чувствует стабильную неуверенность в своих силах и испытывает существенный психологический дискомфорт, который по мере взросления усиливается. В итоге нередко получается так, что бунтующий подросток вырывается из-под удушающей заботы родных и круто изменяет свое поведение в плохую сторону.
- Напряженные отношения в семье.
Если родители постоянно ссорятся, ругаются и кричат, это вводит чадо в стресс, который со временем может вылиться в агрессивное, неконтролируемое поведение.
Дети, растущие в таких семьях, берут пример с каждого домочадца и в итоге ориентируются на паразитический образ жизни, подражая родителям (совершают противоправные поступки, ступают на путь саморазрушения).
- Слишком строгие правила, чрезмерная требовательность взрослых.
Плохое поведение малыша в семье, где царят жестокие законы, грубо и резко пресекается, а просто недостаточно хорошее (по меркам родителей) — порицается. К сожалению, вопреки ожиданиям строгих покровителей, подобное воспитание редко открывает приятные перспективы.
Ребенок, регулярно взаимодействующий с детьми из более обеспеченных семей, может чувствовать себя несчастным и ущемленным. Отсутствие денег порождает комплексы, гнев, зависть, чувство горечи из-за невозможности проявить свои таланты и реализовать мечты. Это в свою очередь не лучшим образом влияет на мироощущение и поведение.
Родители общаются с чадом сухо, не выражают нежность по отношению к нему, не стремятся к поддержанию доверительного общения. Воспитание ребенка выглядит как выполнение родительской обязанности, не более того. По факту это скрытая безнадзорность, а не полноценное воспитание.
- Потворство девиантному поведению.
Родители никак не реагируют на отклоняющееся поведение малыша, тем самым способствуя укоренению дурных привычек и негативных поведенческих установок.
Ребенок взрослеет всегда неожиданно. Если преподаватель не успевает перестроиться, и продолжает подавлять своим учительским авторитетом уже достаточно взрослое чадо, то рано или поздно он наткнется на сопротивление и бунт подростка. Сюда же относится агрессия со стороны взрослых, излишне эмоциональная реакция на неправильное поведение ребенка.
Хронические и вспыхнувшие в период вынашивания чада инфекционные болезни матери, переживание ею стрессовых состояний при беременности, ее пренебрежение принципами здорового образа жизни в это ответственное время, токсикоз, а также нарушение внутриутробного развития малыша, врожденные или приобретенные заболевания, перенесенные крохой эмоциональные потрясения — все это способно негативно повлиять на психическое развитие ребенка.
Ребенок не умеет совладать с агрессией: его поведение сопровождается внезапными вспышками ярости, ему сложно правильным образом проявлять собственные эмоции.
Так себя ведут многие дети до 5-и лет, но по истечении этого возраста подобное поведение уже не является нормальным и требует коррекции. Лучше всего обратиться за помощью опытного детского психолога.
Специалист определит темперамент ребенка, выявит его внутренние конфликты и деструктивные установки, поможет родителям выработать оптимальную воспитательную тактику.
В большинстве случаев плохое поведение детей носит демонстрационный характер. Избавиться от девиантного поведения крайней степени невероятно трудно. К нему относятся:
- воровство, клептомания;
- табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков;
- бродяжничество (бегство от проблем);
- увлеченность азартными играми;
- уголовная преступность (кражи, мошенничество, спекуляция);
- проституция;
- суицидальные наклонности;
- активное употребление матерных выражений;
- агрессия по отношению к окружающим (брань, драки, поджоги).
Дети, имеющие деструктивные психологические установки, со временем становятся неконтролируемыми, слишком агрессивными или скрытными. Все это — немой крик о помощи. В подобных обстоятельствах взрослым нужно действовать незамедлительно, но вместе с тем последовательно и осторожно.
Взрослым важно правильно реагировать на негативное поведение детей.
В случае незначительной агрессии со стороны ребенка, когда такое поведение объяснимо и понятно, уместно будет полностью игнорировать враждебность чада или озвучить его эмоции вслух, выражая сопереживание: «Я понимаю, ты злишься, потому что…», и т. п. Можно так же постараться переключить внимание маленького бунтаря на что-то другое.
Если в гневе ребенок ведет себя отвратительно вне зависимости от причин конфликта, родителям стоит проявлять терпение и мудрость.
Когда накал страстей спадет, имеет смысл «проговорить» ситуацию, избегая оценочных суждений: опишите ребенку, что он делал в приступе ярости, какие слова произносил, что происходило до и после конфликта. Затем дайте ему понять, что такое поведение вредит прежде всего ему самому.
Придерживаясь такой тактики, вы поможете малышу переоценить конфликтные обстоятельства и заодно покажете ему конструктивные способы решения проблемы.
В борьбе с девиантным поведением чада взрослым важно контролировать собственные негативные эмоции, избегать крика или ругани. Только так можно сохранить мир и продемонстрировать ребенку правильное поведение в критической ситуации. Ни в коем случае нельзя допускать:
- сарказма или высмеивания;
- подкупов, обещания награды за хорошее поведение;
- выяснения отношений на людях;
- угроз или длительного чтения нотаций;
- давления, жесткости;
- использования физической силы.
Родители не должны бороться с чадом за власть. Идеальный вариант — демонстрировать свое спокойствие и полное владение ситуацией. Желательно минимизировать вину ребенка.
Лучше делать упор на уединенное обсуждение плохого поступка, доверительную беседу без свидетелей.
Если взрослый подорвет авторитет подростка среди сверстников, то он этого не простит, и девиантное поведение возьмет верх над ним.
В некоторых случаях для коррекции поведения целесообразно вмешательство детского психолога.
Самое верное решение данной проблемы — профилактика наряду с поддержанием благоприятной атмосферы и доверительных отношений в семье. Безусловно, каких-то жизненных трудностей при взаимодействии с ребенком избежать не получится, но именно от поддержки близких будет зависеть, сможет ли подросток успешно пройти сложный возрастной период или прыгнет в пучину саморазрушения и озлобленности.
Конечно, универсального рецепта, способного помочь взрослым установить прочный эмоциональный контакт с чадом и направить его в позитивное русло, не существует. Каждый ребенок — индивидуальность, и только родители могут разобраться в том, какие именно методы воспитания подействуют наверняка. Оптимизировать процесс взаимодействия помогут следующие рекомендации:
- Пересмотрите устои, царящие в семье, и сделайте все возможное, чтобы любые воспитательные меры (в том числе накладываемые запреты и ограничения) были справедливыми и адекватными (соответствовали полу, возрасту, темпераменту ребенка).
- Осознайте, что дитя становится взрослым, а потому ему с каждым годом требуется все больше свободы.
- Всегда будьте готовы беспристрастно выслушать юного члена семьи и простить ему любую оплошность. Категоричность родителей часто вредит, особенно после достижения чадом подросткового возраста.
- Ненавязчиво участвуйте в жизни малыша, помогайте ему разбираться в сложных ситуациях, показывайте правильные, мирные способы достижения целей.
- Постарайтесь создать максимально комфортную для чада обстановку в семье, чаще общайтесь на самые разные темы.
Для профилактики девиантного поведения можно приобщить чадо к какому-либо хобби. Привлекайте малыша к спорту, творчеству, изобретательству. Самое главное — не давить на ребенка, и дать ему возможность найти занятие по душе.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/deviantnoe_povedenie_rebenka/
Девиантное поведение подростков: что нужно делать
Можно выделить несколько:
- Социальные условия, в которых ребенок рос;
- Внутрисемейные отношения;
- Личностные характеристики самого девианта.
Несмотря на то, что причин несколько, все же, основную можно охарактеризовать как «ригидность малой социальной группы, где растет и развивается ребенок».
Под малой социальной группой понимают семью или других значимых взрослых, которые являются авторитетом для подростка (опекуны, воспитатели в детском доме, учителя и т.д.).
Понятие ригидности в психологии очень сложное и многогранное. Но в семейной психологии и в психологии девиантного поведения именно ригидность играет ключевую роль.
Ригидность малой социальной группы – это семья со стабильными, инертными, не предполагающими вариант изменения или влияния, нормами и правилами, устоями и традициями.
К примеру, есть в семье правило каждый день ужинать всей семьей. Это традиция, которая согласно негласным договоренностям взрослых членов семьи, должна исполнятся всегда. Любые срывы ужина, опоздания или неполный состав семьи за ужинов воспринимается как покушение на общий уклад семьи, что влечет за собой наказание.
Наказания в ригидных семьях очень строги, вплоть до физических воздействий на ослушавшегося. При этом мотивация ослушавшегося в расчет не берется. Ребенок мог пропустить ужин заигравшись на улице, опоздав на автобус домой, задержавшись в очереди за хлебом или отсутствием аппетита по причине болезни.
Какой бы уважительной причина пропуска ужина не была, ослушавшийся будет наказан.
- Таким образом, на уровне психологии семьи четко прослеживается неуважение к личности ребенка и неудовлетворение его потребностей в угоду внешним показателям стабильности.
- Это принципиально для развития девиантного поведения, ведь, по сути, оно является результатом внутреннего протеста ребенка перед непосильными и часто глупыми правилами семьи, где важнее красивая картинка, а не чувства человека.
- Дети в ригидных семьях воспринимаются не как отдельные личности, со своим темпераментом, характером и желаниями, а как атрибут и показатель «правильности» семьи, и как нарциссическое продолжение взрослых.
Нарциссическое продолжение взрослого – это восприятие ребенка как своего продолжения, когда нет осознания того, что взрослый и ребенок – это отдельные люди, которые не могут вести себя одинаково, хотеть одного и того же, выбирать и любить одно. При нарциссическом продолжении утрачивается индивидуальность и становится невозможным его развитие и адаптация в обществе.
Таким образом, с одной стороны, это неприемлемое самовыражение подростка в обществе, а с другой, это адекватная, если можно так сказать, реакция на те внутрисемейные условия, от которых ему просто некуда деться.
Источник: http://EvriKak.ru/info/deviantnoe-povedenie-podrostkov/
Статья на тему: Девиантное поведение ребёнка и его причины"
- «Девиантное поведение ребёнка и его причины»
- Подготовила:
- Анпадистова
- Татьяна Александровна,
- учитель истории,
- обществознания и географии
- МКОУ «ЦО № 12»
- Узловского района
- Тульской области».
- Узловая
- 2018 год
- Девиантное поведение ребёнка его причины.
- В педагогической литературепод девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
- В медицинской литературепод девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
В психологической литературедевиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.
Причины социального и психологического характера.
Наиболее общей причиной социального характера является отношение общества к подросткам. Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют: 1) дефекты правового и нравственного сознания; 2) содержание потребностей личности; 3) особенности характера; 4) особенности эмоционально-волевой сферы.
Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания.
В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит.
Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.
В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от компании, быть как все.
Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения.
Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок.
Развиваясь асоциально в неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы иценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда.
При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.
Причины, связанные с возрастными кризисами. Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно.
В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний.
Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками.
Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в семье ребенка: неблагополучие, разлад в семье; педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам; непонимание или незнание родителями трудностей детей; алкоголизм родителей; сам факт принадлежности к неблагополучной семье.
Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребенка: болезни; отставания в учебе; недостаточная уверенность в себе; одиночество; непонятость другими; отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.
Проявлениядевиантного поведения.
Ими могут быть отдельные поступки или их совокупность, которые входят в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.
Например, разновидностями аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, суициды. К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести делинквентное (противоправное) поведение.
Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп, так и в индивидуальном порядке. Девиантное поведение имеет большое количество форм проявлений, и одной из таких форм является аддиктивное поведение подростков.
Аддиктивное поведение — термин, обозначающий поведение человека, который злоупотребляет алкоголем или другими наркотическими (токсикоманическими) веществами.
Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-deviantnoe-povedenie-rebyonka-i-ego-prichini-3183374.html
Что такое девиантное поведение у детей и как с ним бороться
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:
- В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
- В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
- В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Причины аномального поведения ребенка
Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
- врожденные;
- наследственные;
- приобретенные причины.
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию.
Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом.
А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.
Социальные причины
В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье.
Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).
Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:
- Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
- Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.
- В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
- В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
- Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:
- скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
- потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
- чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
- эмоциональное отвержение;
- гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.
Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано.
Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах.
Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:
- Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
- Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
- Вырабатывание навыков адекватного поведения.
- Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
- Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:
- коммуникативные и подвижные игры;
- разыгрывание «трудных ситуаций»;
- ритмические игры со словами;
- музицирование и танцы;
- чтение и обсуждение сказок.
Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста.
Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.
Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни.
В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.
Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя.
Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша.
Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.
Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.
В заключение
Современная жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно.
Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов.
В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.
Источник: https://szabotoi.ru/vospitanie/deviantnoe-povedenie-detey-doshkolnogo-vozrasta