Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

«Тебе надо закрыть гештальт!» — модный совет, который направо и налево раздают окружающим доморощенные эксперты. И чаще всего понимают значение ставшего уже общеупотребительным термина неправильно.

Чтобы разобраться в сути данного феномена и так ли необходимо его «закрывать», следует обратиться к психологии восприятия, или гештальтпсихологии. Кратко и понятно о том, что это такое, расскажем прямо сейчас.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Психология восприятия для «чайников»: ключевые понятия, фигуры, идеи

Гештальтпсихология — направление науки о психической деятельности, пытающееся объяснить процессы мышления и восприятия. Одним из его предшественников был австрийский философ и психолог Кристиан фон Эренфельс, который и ввел понятие «гештальт» (от нем.

gestalt — форма, структура, образ) в 1890 г. Ученый настаивал, что человек не способен воспринимать материальные объекты напрямую: мы взаимодействуем с информацией при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем ее в сознании.

Под гештальтом Эренфельс понимал некий целостный образ, несводимый к сумме его компонентов.

Основатели гештальтпсихологии

Идея Эренфельса получила развитие в начале XX в. благодаря его студенту Максу Вертхаймеру (Вертгеймеру).

Экспериментальным путем немецкий психолог доказал: человеческий мозг воспринимает физический мир не как отдельные фрагменты — кусочки мозаики, — а как упорядоченные, целостные структуры, т. е. гештальты.

Например, когда мы любуемся картиной в Эрмитаже, то не замечаем каждый мазок художника, а видим цельное произведение искусства. И именно эта общая комбинация форм и цветов нас впечатляет.

Кроме М. Вертхаймера, огромный вклад в создание и развитие теории гештальтпсихологии внесли В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер, К. Левин и др.

Предмет гештальтпсихологии

Главное, что исследует психология восприятия, — сознание как динамическую структуру, все компоненты которой взаимодействуют друг с другом.

Изначально адепты нового направления ограничивались изучением феноменального поля, т. е. совокупности переживаний субъекта в данный момент времени («здесь и сейчас»). Однако довольно скоро тематика их работ расширилась и обратила взгляд на другие психические явления.

Так, в аспекте проблем гештальтпсихологии мышление — это поочередная смена гештальтов. Иными словами, одно и то же событие может рассматриваться с разных точек зрения.

Также представителей данного подхода волновали вопросы памяти, творческого мышления, динамики личностных потребностей и пр.

Основные законы гештальтпсихологии

Замыкания

Если в воспринимаемом образе присутствуют какие-то пробелы, наш мозг автоматически заполнит недостающие части.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Треугольник без углов все равно воспринимается как треугольник: наше сознание «замкнет» промежутки.

Транспозиции (переноса)

Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Яркий пример действия этого закона — эксперимент, проведенный Куртом Коффкой.

Исследователь предлагал детям найти конфету в одной из двух чашек, прикрытых картонкой. Лакомство всегда находилось под темно-серой крышкой, под черной не было ничего.

В повторном эксперименте испытуемым пришлось выбирать не между черной и темно-серой картонкой, а между темно-серой и светло-серой.

Дети выбирали последнюю, поскольку ориентировались не на определенные цвета, а на соотношение «светлое — более светлое» .

Прегнантности, или хорошей конфигурации

Отражает одну из основных идей гештальтпсихологии — стремление человеческой психики к стабильности. Когда мы видим образ, то сразу же придаем ему наиболее простую, понятную для нас форму.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Сознание группирует расположенные на одной линии элементы в наклонную черту, а другие воспринимаются нами как разрозненные и беспорядочные.

Фигуры и фона

Особенность человеческой психики — видеть один аспект гештальта как фигуру (замкнутое целое), а другой как фон.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

«Ваза Рубина» — классический пример взаимоисключающих отношений фигуры и фона: когда объектом являются лица, ваза отходит на задний план, и наоборот.

Константности

Образ стремится к стабильности и постоянству даже при изменении сенсорного ряда (воздействия на на наши органы чувств).

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Положение двери в пространстве меняется, но она все равно воспринимается одинаковой.

Близости

Объекты, расположенные рядом, наш мозг стремится объединить в группы.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Правую часть изображения мы видим как три столбика.

Законы, они же принципы гештальтпсихологии, определяют целостность и упорядоченность восприятия. В действительности, было сформулировано более ста положений, но самые значимые из них — близость, замкнутость, транспозиционность, упрощенность, фигура-и-фон, а также постоянство характеристик.

Методы гештальтпсихологии

Помимо традиционного наблюдения, гештальтпсихологи активно применяли экспериментальные способы изучения. Например, разработанный Карлом Дункером метод «рассуждения вслух». Его суть заключалась в том, что испытуемый должен был проговаривать свои мысли во время решения какой-либо задачи. Этот процесс фиксировался, а затем анализировался психологом.

Новый метод обогатил науку такими понятиями, как «проблемная ситуация», «инсайт» (внезапное озарение) и др. Впоследствии эти термины перекочевали из психологии в гештальт-терапию.

Гештальт-терапия

Во второй половине прошлого века на основе гештальтпсихологии возникло новое психологическое течение, родоначальники которого переосмыслили идеи своих предшественников.

Предметом изучения гештальт-терапии стал человек как целостная система (особенности его мышления и восприятия, характерные формы поведения, желания и потребности), а понятие «гештальт» трансформировалось в синкретический образ определенного события.

Основатели метода, психотерапевты Фриц и Лора Перлз, разработали теорию потребностей и их удовлетворения. Суть ее довольно проста: наша жизнь состоит из гештальтов.

Конфликт в общественном транспорте, взаимоотношения с родителями, разговор с начальником, романтическое увлечение — все это гештальты.

Они могут появиться внезапно, в любую минуту, независимо от нашего желания, возникают из потребностей (часто неосознаваемых) и нуждаются в немедленном удовлетворении.

Что такое незакрытый гештальт?

Это незаконченная в прошлом ситуация, которая искажает наше восприятие мира и ограничивает в действиях, тем самым порождая разные эмоциональные проблемы: страх, недовольство собой и окружающими, депрессию, апатию и пр.

Незакрытый гештальт провоцирует навязчивое желание вернуться и «переиграть» болезненное событие. В результате человек, сам того не осознавая, начинает повторять знакомый сценарий в изменившихся обстоятельствах.

Например, инициирует в новых отношениях конфликты, неразрешенные с прежним партнером.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

По сути, от гештальтпсихологии это направление психотерапии взяло идею переструктурирования человеческого опыта «здесь и сейчас» и приведения личности к устойчивому, целостному, гармоничному состоянию.

Пожалуй, самая известная техника гештальт-терапии — упражнение «пустой стул». Напротив пациента ставят стул, просят представить некий объект, вызывающий эмоциональную реакцию, и поговорить с ним.

Это может быть человек, с которым связана конфликтная ситуация, одна из субличностей (например, внутренний критик) и даже физическое ощущение (боль, страх и пр.).

Смысл методики: все, что вы представляете в роли собеседника, всегда имеет важное значение и потенциально является незакрытым гештальтом. Также данная техника позволяет психологу выявить эмоции и качества, которые пациент отрицает или игнорирует.

Источник: https://psihologia.biz/articles/geshtaltpsihologiya.html

Урок 3. Гештальт: правила дизайна. Законы гештальта

Группа принципов визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в 20-х годах. Является фундаментальной основой графического дизайна.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Теория Гештальта как раздел психологии, зародилась в Германии в 1920-х годах. В то время как психологи обсуждают его полезность в понимании (в отличие от описания), как работает наш разум; теория очень привлекательна для художников и дизайнеров, потому что дает понимание того, как аудитория воспринимает произведение.

Баланс

Чувство баланса приходит со временем. В раннем возрасте мы начинаем учиться ходить, затем водим велосипед, потом ищем баланс в отношениях. Баланс это распределение визуального веса в композиции. В жизни мы постоянно балансируем между белым и черным, плохим и хорошим. Мы боимся наклонных деревьев, избегая опасности. В дизайне тоже понимаем, где дисбаланс и инстинктивно ищем равновесие.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Равновесие везде! Точка равновесия находится в центре и наш взгляд тянется к центру равновесия. Посмотрите, как работает равновесие в природе. В природе объект стремится к равновесию, апельсин — круглый, лист — симметричный.

Подражая природе, мы создаем равновесие, когда рисуем простую точку или лист дерева. Как и капля, точка — это фигура в покое, без напряжения. Эта форма отображает равновесие. Как создается равновесия в дизайне? Эту концепцию используют в логотипах: Chase, BP, CBS, Woolmark.

CBS — William Golden, BP — Landor, Chase — Chermayeff & Geismar, Woolmark — Francesco Saroglia.

How to be creative

Though creativity cannot be taught, it can certainly be nurtured. Find a routine that works for you. Routines can be positive if they reinforce a healthy, creative mindset; they can be counterproductive if they actually keep you from being creative.

While breaking your routine once in a while to force new ways of thinking is good, what if growing/learning/experiencing new things was built into your routine as a given? The people who speak negatively about routine have probably not developed a routine that puts them on a path of internal growth.

The key is to discover creative rituals that put you in a more creative mindset

Что вы узнаете в этом уроке:

  1. История возникновения гештальт принципов
  2. Что такое гештальт принципы и как они работают.
  3. 6 гештальт законов: близость, повторение, симметрия, группировка, фигура-фон, непрерывность.
  4. Как использовать гештальт-принципы и круто создавать логотип, веб-дизайне и в графическом дизайне.
  5. Как использовать правила в графическом дизайне.

Гештальт это не дизайн, а группа визуальных принципов, знание которых управляет дизайном.

Вступление. Что такое гештальт?

Согласно теории гештальта, человек естественно ищет порядок или отношения между различными элементами. Они наблюдают и анализируют отдельные части изображения как отдельные компоненты и имеют тенденцию группировать эти части в более крупное изображение, которое может сильно отличаться от компонентов.

Подробнее ⟶

Принципы гештальта:

При рассмотрении «целого» происходит познание или когнитивный процесс — сознание совершает скачок от понимания частей к пониманию целого. Симметрия, близость, сходство, завершенность, непрерывность и фигура-фон — это принципы, которые помогают раскрыть сообщение дизайнера.

Подробнее ⟶

Закон фигура-фон

Ценным и широко используемым средством для достижения визуального единства является повторение. Как следует из этого термина, что-то просто повторяется в различных частях проекта, чтобы связать части друг с другом.

Подробнее ⟶

Закон близости

Ваша первая работа — это продолжение образования. Опыт приведет к следующему проекту и заложит основу для профессиональных привычек.

Подробнее ⟶

Закон повторения

Ценным и широко используемым средством для достижения визуального единства является повторение. Как следует из этого термина, что-то просто повторяется в различных частях проекта, чтобы связать части друг с другом.

Подробнее ⟶

Что такое гештальт

Гештальт (форма, образ) – объединение вещей (звуки, визуальные элементы, чувства) в единое целое.Теория гештальта как раздел психологии, основанная в 1890-х годах, зародилась в Германии в 1920-х годах. В то время как психологи сейчас обсуждают его полезность в понимании (в отличие от описания), как работает наш разум; он очень привлекателен для художников и дизайнеров, потому что он дает краткое описание того, как аудитория воспринимает произведение, что может помочь с эффективным производством произведения.Наряду с такими системами, как модульная сетка, золотое сечение и теория цвета, гештальт-принципы являются основными правилами в дизайне, которыми руководствуются профессионалы.

«Целое не является суммой частей»— Курт Коффка

Читайте также:  Отзывы о препарате кломипрамин пациентов и врачей

Ключевая идея

Для понимания законов гештальта в дизайне, надо знать четыре ключевых принципа гештальт-психологии.

1. Появление:

целое идентифицируется перед частями. Когда мы смотрим на объект, состоящий из форм, наш мозг сначала идентифицирует точки, а затем проявляется собака.

2. Реификация

Процесс превращения абстрактных понятий в якобы реально существующие феномены. Наш ум автоматически заполняет пропущенные пробелы в информации. Хотя форма панды для логотипа Всемирного фонда дикой природы является неполной, наш ум автоматически заполняет форму и распознает панду.

3. Мультистабильность:

Разум стремится избежать неопределенности. Ваза Рубина представлена в форме, которая имеет два возможных значения, ум не может видеть оба в одно и то же время и переключается между двумя состояниями, чтобы избежать путаницы.

4. Инвариантность:

Неизменность. Наш ум очень хорошо распознает сходства и различия. Например литера «М» представлена разными стилями, но всё же понимаем, что это та же самая буква. Мы хорошо умеем распознавать объекты независимо от масштаба и расположения в пространстве. Можно пример с бутылкой Coca-Cola и её фрагментом. Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Логотип панда

речь идет о логотипе для Всемирного фонда дикой природы

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Ваза Рубина

Рубин создал классическое изображение обращающихся фигур (Ваза Рубина, которая кажется то бокалом, то двумя лицами).

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

litera

Литера «М» представлена разными стилями, но всё же понимаем, что это та же самая буква. Наш мозг в состоянии определять объекты в разных ракурсах и стилизациях

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Долматин

Наш мозг может определить связи между пятнами и распознать долматина

Работа дизайнера по созданию визуального единства облегчается тем фактом, что зритель на самом деле ищет какую-то организацию, нечто, связывающее различные элементы. Зритель не хочет видеть растерянность или несвязанный хаос.

Дизайнер должен предоставить некоторые подсказки, но зритель уже пытается найти какой-то связный образец и единство. Действительно, когда такой шаблон не может быть найден, есть вероятность, что зритель просто проигнорирует изображение. Исследования в области восприятия показали это явление.

С начала двадцатого века психологи провели большое исследование визуального восприятия, пытаясь выяснить, как глаз и мозг функционируют вместе. Большая часть этого исследования, конечно, очень техническая и научная, но некоторые из основных результатов полезны для художника или дизайнера.

Наиболее широко известным из этих исследований восприятия называется гештальт-теория визуальной психологии.

Гештальт-теория говорит, что люди объединяют вещи (звуки, визуальные стимулы, чувства) в единое целое.

Для дизайнеров и художников это означает, что, хотя композиция имеет отдельные части, которые можно изучать и анализировать как отдельные компоненты, вся композиция отличается и часто более важна, чем отдельные части.

Для дизайнеров особенно важно помнить, что визуальные элементы в любой визуальной коммуникации работают вместе и должны усиливать друг друга как средство передачи всей идеи или сообщения.

Простота Фигура-фон Близость Сходство Смыкание Непрерывность Симметрия

Закон простых форм

Закон простоты — фундаментальный принцип гештальта. Нам требуется меньше времени, чтобы обработать и распознать простые формы, поэтому мы предпочитаем их сложным. Сталкиваясь со сложными формами, мы склонны реорганизовывать их в более простые компоненты. Вы с большей вероятностью увидите простой круг, квадрат и треугольник, чем сложную и неоднозначную форму.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Фигура-фон

Фундаментальная концепция дизайна: контраст черного и белого, переднего и заднего плана. Наше сознание балансирует равновесием восприятия фигуры и фона, в результате чего зритель не уверен в том, что он видит.

Закон близости

Объекты, расположенные ближе друг к другу, образуют группы. Даже если они имеют разные размеры, форму или цвет, они будут отображаться как группа, если они расположены близко друг к другу.Закон близости использует пространство в качестве объекта. Когда элементы расположены близко друг к другу, они рассматриваются как часть группы, а не как отдельные элементы. Это особенно верно, когда элементы в группе ближе друг к другу, чем к любым элементам вне группы.

Закон сходства

Люди группируют объекты, которые похожи друг на друга не только с помощью пространства. В дизайне это может быть применено к шрифтам, цветам, тексту и стилям заголовков.

Принцип сходства гласит, что при равных условиях восприятие позволяет увидеть общности и различия одного и того же объекта. Люди различают схожие объекты на основе их визуального сходства. Принцип сходства доминирует над принципом близости.

Вы увидите фигуру из цифр 7, прежде чем увидите элементы с цифрой 8.

Закон смыкания

Разум поставляет недостающие фрагменты в композиции, если достаточно заметных существенных признаков. Простые формы требуют немного подсказок, в то время как более сложные могут показаться неполными и заставляют зрителя работать усерднее, чтобы заполнить пробел. Закон смыкания ярко выражен в дизайне логотипов.

Закон непрерывности

Элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются как более связанные, чем элементы, не расположенные на линии или кривой.

Люди найдут линии или контуры и продолжат их за пределами своих конечных точек, если элементы шаблона устанавливают подразумеваемое направление. Простой пример — фотография извилистой дороги, которая выходит за пределы рамок изображения.

Это инстинкт следования за рекой, тропой или забором ярко выражен в дизайне сайтов и интерфейсов.

Закон симметрии

качество того, чтобы быть составленным из точно подобных частей, обращенных друг к другу или вокруг оси. Симметричный дизайн сбалансирован и легко понятен зрителю, но может быть визуально неинтересен. Хотя асимметричный дизайн может быть неудобным, он также может привлечь внимание к себе.

Закон простых форм

Закон простых форм — один из фундаментальных принципов гештальта. Нам требуется меньше времени, чтобы обработать и распознать простые формы, поэтому мы предпочитаем их сложным. Сталкиваясь со сложными формами, мы склонны реорганизовывать их в более простые компоненты. Вы с большей вероятностью увидите простой круг, квадрат и треугольник, чем сложную и неоднозначную форму.

Prägnanz — это немецкое слово, которое означает «хорошая фигура» (буквально определяется как «краткий, лаконичный и выразительный»). Человеческий глаз любит находить простоту и порядок в сложных формах — он предотвращает нас от перегрузки информацией.

Проектирование с Законом Prägnanz в виде — мы можем использовать закон Prägnanz , чтобы помочь , когда Wireframing сайта. Наши глаза собирают блоки контента в одну страницу.

Этот закон носит другое название «Закон доброго гештальта», и на то есть веская причина. Нам, людям, нравится быстро разбираться в вещах, которые иначе были бы расстроены. Нам не нравится хаос и беспорядок, мы хотим быстро найти смысл. К счастью, нам даже не нужно думать об этом — наши глаза уже там! При редизайне сайта вы можете применить закон Prägnanz для каркаса новой концепции и разместить ее рядом с текущей версией страницы. Глаз может быстро выделить любые отклонения, и пользователь может быстро предоставить отзыв о внесенных изменениях — без необходимости в контенте. Это все, что нужно сделать.

Что такое простота?

Источник: https://kursy.brenda.ru/vers02-geshtalt

Гештальтпсихология простыми словами

«Скажешь мне – и я забуду, покажешь мне – и я запомню, дашь мне сделать – и я пойму». Книга «Делегирование и управление» Конфуций (представитель древнекитайской философии).

Большинство воспринимает психологию как комплекс явлений из жизни. Хотя с другой стороны, это система доказанных знаний, с ее помощью решаются разнообразные практические и сугубо научные проблемы.

В 16 веке впервые упомянули «психологию», как сферу, занимающуюся изучением явлений с душевной и психической стороны. В 17-19 веках, область исследования существенно разрослась и включила в себя процессы бессознательного уровня.

А уже с 19 века психология – экспериментальная сфера научных знаний.

Гештальт психология что это?

Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее во время кризисного периода в науке (1920 год). Основатель – М. Вертгеймер, работу над идеей продолжили К. Левин, В. Келлер и К. Коффка. Гештальтпсихология зародилась в Германии и стала своеобразным возражением по отношению к программе, разработанной Вундтом.

Исследовалось зрительное сознание человека. Опираясь на полученные результаты, вывели новую единицу «гештальт» (гештальт в психологии это унитарная форма). Ее суть в том, что людям свойственно понимать окружающий мир как последовательную целостную структуру, а не каждый элемент по отдельности.

Сторонники гештальтпсихологии отрицали эффективность структурной психологии (сознание делится на блоки) и всего, на что она ориентируется. Даже сформулировали своеобразный закон, гласящий, что «целое в любом случае больше совокупности составных его элементов».

Согласно Википедии, изначально предметом гештальт психологии выступало феноменальное поле. В будущем тематика серьезно расширилась: вошли вопросы о проблемах психического развития, разбросе потребностей индивидуумов, памяти и неординарном мышлении.

Возникновение и развитие школы гештальтпсихологии

Гештальт психология зародилась после проведения одного очень важного эксперимента Максом Вертгеймером под названием «фи-феномен». Суть исследования: используя тахиостоскоп и стробоскоп ученый наблюдал за двумя прямыми линиями (раздражители) у участников, передавая им разную скорость. Таким образом он выяснил, что:

  • линии воспринимаются последовательно, если промежуток большой;
  • линии осознаются одновременно, если промежуток минимальный;
  • появляется осознанность движения (тестируемый следил за перемещением линии в определенную сторону, а не за двумя вместе или друг за другом);
  • «фи-феномен», если промежуток оптимальный (осознается исключительно чистое перемещение, испытуемый понимает, что движение есть, но без смены положения самой линии).

Результаты эксперимента он подробно изложил в своем труде в 1912 году. Эта и другие его работы заинтересовали многих известных научных деятелей того времени. Далее гештальтпсихология обзавелась множеством представителей, важнейший из которых – К. Коффка.

Результаты его собственных исследований показаны в труде «Перцепция: введение в гештальттеорию». В 1921 году свет увидела книга «Основы психического развития», рассказывающая о становлении детской психологии. Труд пользовался огромной популярностью как в Германии, так и за рубежом.

Исследования Коффки о перцепции у детей выявили ряд интересных закономерностей. Одна из них: изначально ребенок на деле владеет набором частичных и не очень логичных образов всего внешнего мира.

Тогда ученый решил, что на восприятие сильно влияет соотношение фигуры и фона, на котором располагается объект. После он сформулировал закон трансдукции в психологии.

В гештальт школе это одна из теорий восприятия, кратко изложив которую выходит, что дети осознают не сами цвета, а их сочетания.

Гештальт что это такое в психологии: идеи, законы и принципы

Сознание – то, с чем работает гештальт психолог, как представитель школы. По сути, это живое целое, в котором все составные элементы взаимодействуют друг с другом. Хороший аналог: человеческий организм в целом состоит из множества систем, работающих слаженно и исправно в течение многих лет. Гештальтпсихология опирается на следующие основные понятия:

  • Что такое гештальт? Мера сознания, некая образная конфигурация.
  • Гештальтпсихология использует в качестве предмета исследования сознание. Его изучение строится на использовании принципа целостности.
  • Наблюдение и описание – основные методы исследования. Восприятие идет не от ощущений, они нереальны. Оно идет от слуха, как от отражения изменения давления воздуха.
  • Зрительная перцепция на первом месте. Это ведущий процесс в психологии, определяющий степень развития психики.
  • Мышление – процесс разрешения проблем с помощью структурированных полей. Через инсайт в нынешнем времени.
Читайте также:  Сангвиник: кто это такой, описание этого типа темперамента

Основные законы восприятия в гештальтпсихологии:

  • Транспозиция. Психика отвечает на комплекс раздражителей, а не на каждый по отдельности.
  • Константность. Все процессы стремятся к неизменности.
  • Близость. Склонность соединять соседние элементы в один целый.
  • Фигура и фон в гештальтпсихологии занимают одно из важнейших мест. Каждая фигура — изолированное целое, фон – что-то динамичное за фигурой.
  • Закон прегнантности. Склонность реагировать на самую постоянную и простую фигуру среди всех возможных.
  • Замыкание. Если человек видит что-то непонятное, то мозг старается переделать информацию в то, что нам знакомо.

Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором все законы восприятия контактируют между собой, используя определенные принципы:

  • близость;
  • замкнутость;
  • общая зона;
  • схожесть;
  • смежность;
  • целостность.

Гештальт теория восприятия ориентируется на 3 константы:

  • Размер. Он остается неизменным, независимо от смены его положения на глазной сетчатке.
  • Форма. Она всегда остается постоянной.
  • Яркость. Яркость предмета неизменна, даже с учетом смены условий освещения.

Гештальт терапия

Это один из видов психотерапии, основанный Ф. Перлзом в 50-х годах прошлого века. Предмет гештальт терапии – это контакт и границы, в которых находится человек и все то, что его окружает.

Контакт – сольватирование потребностей индивидуума с возможностями среды. Получается, что удовлетворить конкретную потребность можно только выходя на контакт с окружающим миром.

(Утолить жажду можно, если взять воду).

Основная техника такой терапии – игра, базирующаяся на диалоге внутри себя. Разговор ведется с одной или несколькими частями собственной личности. В принципе, вся терапия направлена на завершение какого-то оставленного ранее дела – гештальта.

Круг правильного гештальта имеет такой вид:

  1. Появляется необходимость.
  2. Ищутся способы ее удовлетворения.
  3. Происходит удовлетворение.
  4. Контакт с окружающим миром завершается.

Всегда существует ряд факторов, мешающих идеальному процессу. Если цикл незакончен, то человек в течение всей своей жизни чувствует себя изнуренным и не может открыться новым желаниям. Незавершенный гештальт может вызвать серьезный сбой в защитных свойствах психики человека.

Гештальтпсихология и терапия – это возможность помочь «самому себе» и найти первопричины внутренних нестыковок, если говорить кратко. Существует ряд упражнений, направленных на принятие самого себя и того, что лежит за гранью реального, одновременно.

Они должны помочь начать думать о себе и раскрыться миру. Другие увлекательные интерактивные материалы, разработанные ведущими психологами, можно найти на BrainApps.

Тесты и курсы по саморазвитию, свыше 90 увлекательных игр позволят еще быстрее разобраться с внутренними переживаниями и расставить все по своим местам.

Гештальт картинки

Гештальт рисунками называют картинки перевертыши (иллюзии). Глядя на них нужно ответить, что вы видите и какие эмоции вызывает изображение. Такие материалы не рекомендованы к просмотру дошкольникам, так как они могут привести к различным психическим расстройствам. Ниже представлены известные «обманы зрения». А что на них разглядели именно вы?

  • Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа
  • Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа
  • Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа
  • Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа
  • Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа
  • Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образа

Источник: https://brainapps.ru/blog/2017/10/geshtaltpsikhologiya-prostymi-slovami/

Гештальт: определение этого понятия и его законы

Сегодня часто можно слышать по телевизору или прочитать в газете (журнале), а иногда услышать в радиопередаче мало кому из обывателей понятное слово «гештальт». Несведущему человеку оно даже иногда может показаться ругательством. Обязательно возникает вопрос — что такое гештальт?

Определение понятия

Гештальт – это цельное образование в сознании индивида, вызванное его наглядно-образным восприятием.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образаСам термин пришёл во всемирную психологию из немецкой школы начала XX-го века. Своё сегодняшнее толкование развилось там к концу третьего десятилетия прошедшего века, подразумевая под собой целостность любого образа, представляемого воображением конкретного индивида в соответствии с развитием его мышления.

Если перевести слово «гештальт» с немецкого на русский язык, то его значение «структура» или «форма».

В Лейпцигской и Австрийской школах психологии «гештальт» считается термином, обозначающим развитие живого сознания на самых поздних его этапах. Более ранние развития сознания принято относить к понятию «комплекс-качества».

Авторами, впервые введшими понятие «гештальты» и «гештальтизм» и, в основном, исследовавшими это направление психологии, являются известные немецкие учёные (философы и психологи) М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка.

Восемь постулатов (законов) образа

В настоящее время существует множество различных гештальтов, которые представляют собой различное видение.

Основные законы гештальта или его базисные постулаты помогают понять смысл образа в момент его восприятия. Лучше всего рассматривать их на визуальном примере. Ведь гештальты неразрывно связаны с восприятием и инсайтом.

Инсайт, в переводе с английского, означает проникновение, понимание сущности процесса.

Постулат №1. О прегнатности

Прегнатность – это «содержательность в краткости», передающая небольшими образами полный смысл происходящего события.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образаВ этом постулате утверждается о предпочтительности человеческим мозгом простоты образа в модели, представленной к восприятию. Иными словами, мозг человека стремится к преобразованию в более простые формы (модели), представленные к созерцанию и обладающие сложной и большой органичной структурой.

Примером действия этого закона гештальт может послужить восприятия уникумом абстракции в изобразительном искусстве.

Постулат №2. О непрерывности

  • Непрерывность – это механизм, посредством которого человек может получить информацию из вне.
  • В этом постулате утверждается, что глаза, как инструмент зрительного восприятия группируют предметы, которые индивид видит, как целостную картину.
  • Примером можно считать сопоставление предметов по цвету, размеру, форме и типу.

Постулат №3. О схожести

Схожесть – это восприятие и построение объектов, встречающихся человеком по одинаковым или конгруэнтным размерам, форме и цветам. В этом законе гештальта наблюдается схожесть с постулатом №2.

Примером может послужить дизайн страницы интернет-сайта.

Постулат №4. Об основном фокусе

Основной фокус – это утверждение о несхожести объектов между собой в визуальном пространстве. Этот закон держится на сознании человека в том, что можно долгое время рассматривать несопоставимые создания, используя отличия предметов друг от друга.

Постулат №5. О близости

Близость – это визуальная возможность человеком измерять расстояние между предметами, оцениваемые мозгом, как группа.

Постулат №6. Об изоморфном соответствии

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образаИзоморфное соответствие – это психологическое понятие, включающее в себя теоретическую связь переживаний процессов непосредственного созерцания однообразных форм и содержаний, происходящих в голове (мозге) человека. Тем самым этот закон гештальта определяет, как человек может интерпретировать то что видит, слышит и понимает с тем, что он желает созерцать и воспринимать.

Примером этого явления может быть светофор на дороге, который на уже подсознательном уровне мотивирует индивида к определённому действию.

Постулат №7. Об общей зоне

Общая зона такого гештальта – это психологическое понятие, характеризующее совокупность предметов, находящихся в одном пространстве, попадающих под взор «разом», в единый момент. Он гласит, что все окружающие в один момент времени объекты находятся в единонаправленном движении, создавая при этом впечатление объединённости между собой.

Примером этого постулата можно считать мобильный телефон или любой другой гаджет небольшого размера.

Постулат №8. О продолжении в иллюзии

Продолжение в иллюзии — это психологическое понятие, характеризующее плавный переход зрительного восприятия образа, выражающегося в создании воображаемой реальности

Примером можно считать букву «П» из трёх линий, к которой воображением человека достраивается недостающая линия до образования геометрической фигуры «прямоугольник». Следовательно, в данном примере отражена работа мозга индивида, иллюстрирующая продолжение в дополнении недостающей информации.

Благодаря стройности построения постулатов, можно наглядно увидеть гештальт-теорию восприятия в действии.

Одно из направлений в современной экзистенциальной психотерапии

  1. Одним из направлений в современной экзистенциальной психотерапии является гештальт терапия, которая в психологии занимает господствующую позицию со второй половине 20-го века.
  2. Другими словами гештальт терапия – это терапия контакта.

  3. Первым, кто предложил использование этого метода психологии в психотерапии был выдающийся американский психиатр Фредерик Перлз.

Основывается гештальт-терапия на элементах различных психологических течений, в том числе психоанализа, психодраммы и феноменологии.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образаОжидаемым результатом от этой терапии является осознание человеком важности по достижению им поставленной цели, наполненной только ему одному понятным смыслом, с улучшением связей и контактов из окружения в социуме.

Довольно часто, при достижении целей средства, которые использует индивид оказываются незаконченными. Феномен незаконченного действия или незавершённый гештальт, что это из себя и представляет.

Незаконченный или незавершённый гештальт – это неудовлетворённая потребность, которая даже при верном мотивировании, препятствует удовлетворению.

Признаком того что гештальт незавершён  является устойчивая невозможность выполнить какое-либо задуманное действие. Это может быть препятствие из вне, или интер-препятствие.

Обычно, невозможность по выполнению действия индивидом, приводит к тому что личность теряет свою устойчивость, замыкается на чётко очерченном круге своих задач для выполнения. Испытывая при этом дискомфорт при выполнении целей довольно скудным набором средств, не имея возможности к развитию и начиная свою деградацию.

Примером незаконченного гештальта можно считать новую идею (импульс), удерживающуюся долгое время в сознании человека, не имеющего возможности для её реализации.

Также можно наблюдать незаконченный гештальт в отношениях между людьми. Это могут быть как долго и вяло текущие супружеские отношения, так и дружеские или коллегиальные. Незаконченный гештальт в отношениях может явиться причиной полной диссоциализации личности.

Гештальт: что это такое, обзор постулатов (законов) образаЗавершить гештальт – это значит разрешить ситуацию, мучающую мозг и душу индивида.

Периодически возможна встреча с понятием «грязный гештальт». Здесь подразумевается смешение мыслей и чувств индивида по отношению к ситуации в ракурсе её неразрешённости, которая его приводит к двойственному ощущению. Результатом грязного гештальта становится растерянность человека в этой ситуации.

Выход из грязного или незавершённого гештальтов возможен только при помощи специалиста (клинического психолога или психотерапевта).

Психотерапевт и его роль в решении проблемы

Специалист-психотерапевт, разобравшись в ситуации с незавершённым гештальтом, должен суметь развернуть ситуацию таким образом, чтобы обратившийся к нему за помощью растерявшийся человек-клиент, мог увидеть проблему со всех сторон -–изнутри и снаружи – зеркально.

Основным инструментом психотерапевта является слово, чувство и эмоция, направленная от него к клиенту, благодаря чему возможен быть завершён гештальт.

Мировоззрение и современный подход

Фредерик Перлз охарактеризовал суть решения проблемы гештальта через сформулированную им молитву:

«Я делаю дело только своё, а ты только своё делаешь дело. Я живу здесь и сейчас (в этом удивительном мире) не для того чтобы стать только соответствующим твоим ожиданиям. И ты живешь здесь и сейчас (в этом удивительном мире) не для того чтобы стать только соответствующим моим ожиданиям. Ты – это ты, а не я. А я – это я, а не ты».

Человек должен всегда, в любой ситуации, даже самой невероятной, позволять себе оставаться самим собой. А другому индивиду не отказывать в праве, также, быть собой.

Не следует сравниваться с другими. Не следует осуждать других. Не таить обиду и не предъявлять претензий. Позволять и себе и другому человеку просто быть собой и просто быть.

Современным подходом в гештальт-терапии сегодня остаётся актуальность, осознанность и ответственность за жизнь (свою и самых близких людей). Она продолжает развиваться, распространяясь по всем странам мира. Но всё же более широко она представлена в Европе.

Благодаря чему развитие людского самосознания становится всё эффективнее, помогает в достижении самоинтеграции и самоактуализации.

Читайте также:  Неврозы у детей: что это, почему возникают и как их лечить

Автор статьи: Трушкин Иван Владиславович, бакалавр психологии

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/458-geshtalt.html

Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии.

Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит.

Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Представления же гештальтистов отличаются, они полагают, что нельзя описывать мир с точки зрения деления его на элементы. В 1912 году выходит в свет работа М.

Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой он с помощью эксперимента со стробоскопом показывает, что движение нельзя свести к сумме двух точек [1]. Следует отметить, что этот же год является годом рождения гештальтпсихологии.

В дальнейшем работа М. Вертгеймера приобрела большую популярность в мире и вскоре в Берлине появилась школа гештальтпсихологии, в которую вошли такие популярные научные деятели, как сам Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин и другие исследователи.

Основная задача, которая стояла перед новым научным направлением – это перенести законы физики на психические явления.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность [2].

Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих.

Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М.

Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие [3].

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым.

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира.

Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К.

Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К.

Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон.

Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне.

Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название — «трансдукция».

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В.

Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию.

Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами.

Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку.

Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт – это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов.

Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения.

Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

Гештальт-терапия по Перлзу

Основная идея данной терапии заключается в следующем: человек и всё, что его окружает – есть единое целое.

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком – это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец.

Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться.

Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.

Таким образом, вся гештальт-терапия основывается на необходимости завершения незаконченного дела. Однако существуют различные факторы, которые могут помешать идеальному завершению гештальта.

Незавершенность гештальта может проявляться в течение всей жизни человека и препятствовать его гармоничному существованию.

Для того чтобы помочь человеку избавиться от лишнего напряжения, гештальт-терапия предлагает различные техники и упражнения.

С помощью этих техник гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем, а также помогают завершать незаконченные гештальты.

Примером данных техник являются упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих. Гештальт-терапевты называют данные техники играми, в которых пациент ведет внутренний диалог с собой, либо выстраивает диалог с частями собственной личности.

Наиболее популярной является техника «пустого стула». Для данной техники используются два стула, которые необходимо расположить напротив друг друга.

На одном из которых размещается вымышленный собеседник, а на другом – пациент, главный участник игры.

Основная идея техники заключается в том, что пациент получает возможность проигрывать внутренний диалог, отождествляя себя со своими субличностями.

Таким образом, для гештальтпсихологии неотъемлемым является тот факт, человек является целостной личностью.

Постоянное развитие данного научного направления по сей день позволяет разрабатывать новые методы работы с разными пациентами.

Гештальт-терапия в настоящее время помогает личности делать свою жизнь всё более осмысленной, осознанной и наполненной, а значит, позволяет достигать более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Список литературы:

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987.
  2. Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  3. Шульц Д.П., Шульц С.Э.

    История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.

  4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. — М., 1930.
  5. http://psyera.ru/volfgang-keler-bio.htm

Анастасия Каткова Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/282-geshtaltpsikhologiya-osnovnye-ponyatiya-i-idei

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector