Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечение

Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечение

  • 27 октября 2016
  • 8077

  • Павел Орлов
  • Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечение

  • Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечение

  • Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечение

  • Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечение

  • Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечение

Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечениеКадр из фильма «Она» (Спайк Джонс, 2013)

Флешбэком называют композиционный прием, нарушающий линейную хронологию повествования ретроспекцией. Иначе говоря, это сюжетный взгляд в прошлое. В большинстве случаев флешбэк является предысторией тех или иных событий и чаще всего представляет собой воспоминание персонажа, его рассказ или сон. 

 
Отделить флешбэк от остального повествования помогают различные аудио-визуальные техники. Перечислим наиболее распространенные из них.

Титры

Переход к ретроспективным эпизодам прямо оформляется титрами: «Давным-давно», «За десять дней до этого», «Суббота, 26 октября 1985 года» и так далее. Не оригинально, но понятно, экономно и эффективно. 

Монтажный переход

Сцена из фильма «Касабланка» (Майкл Кертиц, 1942)

Начало или окончание флешбэка можно обозначить каким-либо переходом: например, затемнением, наплывом, наложением, а также различными звуковыми эффектами или музыкой. Как правило, такие переходы уже сами по себе задают атмосферу ретроспективной сцены: романтическую, гнетущую и так далее.

Изменение колорита

Сцена из фильма «Гладиатор» (Ридли Скотт, 2000)

От остальных эпизодов фильма флешбэк может отличаться цветовым решением. Подобная традиция восходит к немому кинематографу, где цвет ретроспективных сцен менялся с помощью тонирования. Сегодня для выделения флешбэков часто прибегают к черно-белому изображению, сепии, усилению холодных оттенков и так далее. 

Изменение звука

Флэшбек можно передать не только с помощью изображения, но и звука. В фильме «Кон-Тики» мы видим тонущего героя, но слышим детские голоса из его памяти.

Изменение стиля

Сцена из фильма «Прирожденные убийцы» (Оливер Стоун, 1994)

Эпизоды флешбэка обычно обладают своим стилем, отличным от других сцен. Ярким примером могут служить «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна, где ретроспективный эпизод знакомства главных героев стилизован под телевизионный ситком. 

Отсутствует

Впрочем, иногда авторы фильма предпочитают никак не отделять флешбэки от остальных частей повествования. Иногда это не требуется из-за характера действия, которое говорит само за себя, а в других случаях зрителя хотят запутать намеренно (как, например, это частенько делал Луис Бунюэль). 

 
Рассказ

Сцена из фильма «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

Условный вид флешбэка, поскольку не предполагает перенесение действия в прошлое — герой просто рассказывает (иногда парой слов, иногда пространным монологом) о произошедшем. Несмотря на простоту приема, многие сценаристы и режиссеры признают, что это наиболее предпочтительный вид флешбэка, так как он не разрывает и не усложняет повествование. Убедительный пример такого решения — знаменитый монолог о нападении акул из «Челюстей» Стивена Спилберга.

Иллюстрация

Сцена из фильма «Бойцовский клуб» (Дэвид Финчер, 1997)

Фрагментарный флешбэк, служащий иллюстрацией некого эпизода из прошлого героя. Условный пример — ответ на вопрос детектива о том, что герой делал прошлой ночью. Другой вариант — неожиданные вспышки воспоминаний, возникающие в сознании героя и отражающие его состояние, как, например, в «Бойцовском клубе».

Обрамление

В этом случае некий фрагмент из прошлого предшествует основному действию, давая понять характер героя и поступки, которые мы будем наблюдать весь фильм. Так флешбэк использован в «Храбром сердце».

Превью

Сцена из фильма «На игле» (1996)

Фильм начинается неким эпизодом, предшествующим определенной части повествования. Так любит открывать свои фильмы Дэнни Бойл. Вспомним «На игле».

Переломный момент

Сцена из фильма «Вход в пустоту» (Гаспар Ноэ, 2009)

Флешбэк воспроизводит некий момент в прошлом персонажей, который в корне изменил их жизнь. Иногда такой эпизод используют как рефрен, повторяющийся на протяжении всей картины. Именно так Гаспар Ноэ применил флешбэк во «Входе в пустоту»: там переломным моментом в жизни героев стала автомобильная авария.

Весь фильм — флешбэк

Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечениеКадр из фильма «Вечное сияние чистого разума» (Мишуль Гондри, 2004)

Некоторые фильмы формально почти целиком являются флешбэками. Распространенная схема — главный герой, выступая в качестве рассказчика, вспоминает некую историю из прошлого. Ранний пример такого подхода — «Кабинет доктора Калигари». Пожалуй, один из самых изобретальных фильмов с подобным решением — «Вечное сияние чистого разума». И, конечно же, пример на поверхности — «Титаник».

Флешбэк во флешбэке

Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечениеКадр из фильма «Скромное обаяние буржуазии» (Луис Бунюэль, 1972) Высший пилотаж мастерства флешбэка. Сложная драматургическая конструкция, когда внутри одной истории из прошлого возникает еще одна. К такому прибегал Джон Форд в «Человеке, который застрелил Либерти Уоленса», Джоэл Шумахер в «Призраке оперы» или уже упоминавшийся Луис Бунюэль, например, в «Скромном обаянии буржуазии». 

Для чего нужен флешбэк?

Объяснение

Флешбэк открывает какой-либо факт о герое, дополняет его характеристику , поясняет мотивацию или дает необходимую для понимания сюжета информацию. Подобные флешбэки, как правило, единичны, так как могут сбить зрителя с толку, нарушив последовательное повествование.

Ускорение истории

Флешбэк позволяет сократить историю, поскольку с помощью этого приема герои могут перейти от одного времени к другому сразу же, не растягивая это не несколько дополнительных эпизодов.

Раскрытие истины

Сцена из фильма «Лучшее предложение» (Джузеппе Торнаторе, 2014)

С помощью флешбэка можно открыть истинную картину событий. Здесь возможны два основных варианта: правду можно открывать постепенно, через череду флешбэков, как в фильме «Я — легенда», а можно — с помощью единичного флешбэка, чаще всего представляющего собой финальный твист.

Например, в картине Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» такое решение полностью переворачивает смысл всей истории. 

Интрига

Сцена из фильма «Казино» (Мартин Скорсезе, 1995)

Флэшбек как способ создать интригу и пробудить интерес смотреть кино дальше. Зритель хочет найти ответ на вопрос: «Как герой пришел к этому?».

К подобному приему, например, прибегает Мартин Скорсезе в «Казино». Картина начинается со взрыва машины с главным героем внутри. Дальнейшее повествование — попытка проследить, как персонаж оказался в этой ситуации.

Характер истории

Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечениеКадр из фильма «Расемон» (Акира Куросава, 1950)

Поскольку флешбэк обычно связан с мотивом воспоминания, его используют как повод отразить именно субъективное восприятие мира. Например, в фильме Акиры Куросавы «Расемон» одна и та же история по-разному трактуется четырьмя героями. Соответственно зрителю предлагается смириться с тем, что истины не существует, или понять, что она находится где-то посередине. Впрочем, иногда авторы поступают с точностью до наоборот, сделав флешбэк объективным, отстраненным и истинным взглядом на историю. Такого рода прием можно увидеть в финале «Бойцовского клубе», продемонстрировавшем безумие главного героя, а также в сериале «Остаться в живых». 

Сюжетообразующий элемент

Кадр из фильма «Помни» (Кристофер Нолан, 2000)

Флешбэк можно применять как концептуальный сюжетообразующий элемент. То есть само его наличие составляет смысл истории и определяет весь характер повествования. Один из ранних примеров такого подхода — «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса.

Фильм представляет собой череду флешбэков — разные люди вспоминают главного героя, создавая мозаичный образ крайне противоречивой личности.

Другой пример — «Помни» Кристофера Нолана, где сложная драматургическая схема складывается из двух повествовательных линий, одна из которых ретроспективная (показаны предшествующие события), а другая разворачивается в обратном порядке (по сути, флешбэк идет за флешбэком).

 

Правила написания флешбэка

Прежде чем приступить к созданию флешбэка, задайте себе следующие вопросы:

  • Что зрителю необходимо знать о герое из того, что невозможно показать в настоящем времени?
  • Где происходит действие флешбэка и почему?
  • Когда происходит действие флешбэка и почему?
  • Какие герои присутствуют во флешбэке и почему они важны?
  • Что сопутствует появлению флешбэка? Следует ли он после определенного образа, звука, места, действия? Иными словами, что пробуждает память героя? 
  • И последнее: не используйте флешбэк. Как считает сценарный гуру Сид Филд, это не панацея, а лишь крайняя мера, к которой стоит прибегать только когда другие средства, способные ответить вашим задачам, не подходят.

Напоследок — полезное видео о технике флешбэка в кино.

Популярное

Практика

«Сонной Лощине» Тима Бертона 20 лет. Приглашаем отправиться в это заколдованное место и разобраться, как там все устроено, включая сказочный канон, «естественный экспрессионизм», оммажи и другие чудеса

Слова

Съемки в толпе, самоидентификация и отсутствие сценария, — режиссер фильма «Париж — это мы» делится историей создания фильма

Практика

21 ноября на экраны страны выходит долгожданная киноверсия популярного британского сериала «Аббатство Даунтон». О том, как создавались костюмы к фильму, рассказывает художник по костюмам Анна Роббинс, работавшая на 5 и 6 сезонах телешоу

Практика

Тальк вместо снега, ожившая тень и не отражающийся в зеркале Гарри Олдман. Продолжаем разбирать эффекты фильма Френсиса Форда Копполы

Практика

Диагональ как способ передачи глубины пространства, динамики и направления движения — разбираемся в базовом приеме построения композиции в живописи, фотографии и кино

Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article9350-priemi-fleshbek

Понимание и работа с Flashbacks, часть первая

Флэшбэк: что это, причины, симптомы и лечение

Источник: Джаред Родригес / правдивый.org / flickr

С июня месяц после опосредованного посттравматического стрессового расстройства представляется целесообразным сосредоточиться на распространенном, но изнурительном симптоме воспоминаний, который так часто сопровождает диагноз ПТСР.

Flashbacks может быть ужасающим для клиентов, потому что они часто происходят без сознательного предупреждения, несмотря на то, что они всегда являются результатом «запуска», происходящего либо из внутреннего, либо из внешнего опыта.

Это могут быть сенсорные переживания, которые проявляются через запахи, звуки, вкусы, текстуры или изображения, которые субъективно воспринимаются как угрожающие, потому что они напоминают о похожих событиях прошлого, которые были основаны на травмах.

К числу распространенных примеров относятся запах одеколона, алкоголя или сигарет, которые связаны с преступником, или автомобильные осколки, которые напоминают стрельбу на поле битвы.

Триггеры могут также возникать в ответ на межличностные динамики, такие как вербализация или невербальные сигналы, которые передают презрение, неодобрение, агрессию или угрозу. Кроме того, пострадавшие от травм могут быть вызваны экологическими сигналами, которые напоминают места, где они были лишены или злоупотребляли.

Важно нормализовать, что, когда клиенты начинают срабатывать, либо объективно, либо субъективно полагают, что они небезопасны, аргументированная часть их мозгов, которые обрабатывают причины и следствия мышления, анализа и понимания, идет в автономном режиме.

Вместо этого триггеры ставят клиентов в более примитивные части своих мозгов, где выживание за счет борьбы, бегства или замораживания становится главным приоритетом.

Повторное переживание предшествующей угрозы с помощью ретроспективного воспоминания также происходит в более примитивных частях их мозгов, поэтому для них невозможно получить представление, которое может отличить прошлое от настоящего. Для клиентов в воспоминаниях прошлый напряженный террор и беспомощность ощущают настоящий момент.

Помощь этим клиентам восстановить чувство расширения и контроля путем повторного заземления их и показать им, как работать с опытом воспоминаний, является важной частью процесса исцеления. Подумайте о включении некоторых из этих простых стратегий в качестве первых шагов в направлении управления воспоминаниями:

  • Поощряйте клиента идентифицировать опыт как визуальный, соматический, познавательный или эмоциональный ретроспективный взгляд в зависимости от того, как он проявляется для них (прошлая память, которую они видят, ощущение тела, мысль или ощущение замерзания во времени). Называние опыта – это способ вернуть аргументацию и проницательную часть мозга (передняя лобная кора) обратно в режиме онлайн.
  • Попросите клиента встать и двигаться, чтобы противодействовать реакции на замораживание и помочь им повторно заявить о своем контроле над своим телом.
  • Попросите клиента держать что-то ледяное или очень теплое, а затем описывайте ощущения, чтобы помочь вернуть их в свои тела и помочь в процессе повторного заземления.
  • Включите ароматерапию, используя масла, обетные свечи, лосьон для рук и чайные пакетики, которые предлагают успокаивающие запахи и имеют приятную, современную ассоциацию.
  • Попросите клиента вдохнуть в изображения, которые представляют собой сегодняшнюю безопасность или безопасное место, и чтобы они хранили ресурсы на своих мобильных телефонах для легкого доступа.
  • Попросите клиента послушать музыку, которая успокаивает и соединяется с позитивной, настоящей напряженной памятью.
  • Попросите клиента сказать, вслух, то, что они видят, слышат и чувствуют в своем текущем окружении, чтобы снова активировать предловущую кору и обеспечить реальную проверку их фактического настоящего времени.

Имеет смысл практиковать эти стратегии с клиентами, когда они не находятся в муках воспоминаний, поэтому они могут полностью выполнять инструкции, иметь с ними определенные успехи и предоставлять отзывы о тех, которые им нравятся, и находить полезными.

Вернитесь на следующей неделе для Части второй этой серии. В нем мы рассмотрим, как терапевты могут помочь клиентам работать с обратным изображением и «пересканировать его», так что может начаться истинное исцеление.

  • Когда ярость является «третьей стороной» в отношениях
  • СДВГ как фиктивная болезнь
  • Война Австралии с дикой природой: почему социальное обеспечение не позволяет физическим лицам
  • Получение реальности: 7 проблем для становления наших аутентичных я
  • Давайте ликвидируем физические ограничения в групповых домах
  • Изучение правосудия в классе
  • Скрытие от отношений
  • Образование для помощи, ненасилия, активное
  • Может ли история вдохновить реформу на развод?
  • Выживший страх под льдом
  • Бумеранг! Краткая история развода, примирения и повторного брака
  • Медитация на медитацию
  • Источник: https://ru.psy.co/flashbacks-2.html

    Терапия флэшбэков и посттравматического стрессового расстройства

    Экспозиционная терапия может быть эффективной по нескольким причинам. Травмирующие события, как полагают, приводят к образованию в памяти структур или цепочек страха (см.

    Foa & Rothbaum, 1998; Foa, Steketee, & Rothbaum, 1989), которые активизируются в ответ на напоминание о травме и ведут к уклонению и избеганию. Поэтому экспозиция может быть прямым путем к вызыванию и изменению структур страха и минимизации избегания.

     Повторная экспозиция того, чего люди боятся, в безопасной окружающей среде приводит к привыканию и адаптивным изменениям в структуре страха.

    Экспозиция также может быть эффективной за счет наблюдения того, как в безопасной и управляемой терапевтической обстановке страхи вырастают и уменьшаются, что порождает позитивные самовнушения и ожидания (например, «я владею собой», «я могу включить или выключить страх»), что одновременно и уменьшает тревожность и изменяет неадекватные убеждения, под держивающие избегание (например, «я слабый и беззащитный»). Экспозиция также дает человеку возможность переоценить событие и его реакцию на это событие. Например, во время экспозиции жертвы сексуальных нападений могут иметь возможность сосредоточиться на своем сопротивлении нападению и представить себе, что они приложили все усилия, чтобы не допустить этого. По наблюдениям Мейченбаума (1994; Meichenbaum & Fong, 1993), весь нарративный рассказ, в который вложено травматическое событие, может измениться при пересказывании или повторном переживании в направлении большего самопринятия и более реального оценивания опасности от окружающей среды и вероятности повторной травматизации (см. также Foa & Kozak, 1986).

    Управление аффектом

    Пациента нужно обязательно подготовить к экспозиционной терапии. Кандидат на экспозиционную терапию в идеале должен испытать психофизиологические реакции на конкретные заново переживаемые воспоминания о травме (Litz, Blake, Gerardi, & Keane, 1990).

    Вместе с этим, в качестве неприятных побочных продуктов экспозиционной терапии, могут появиться симптомы тревоги и паники (Pittman и др., 1991).

    Соответственно, кардинальное правило терапии ПТСР заключается в следующем — предпосылкой к осуществлению экспозиционной терапии является уровень стабильности симптома, наряду со способностью пациента быть терпимым к эмоционально заряженным образам.

    Экспозиция должна назначаться только после того, как с пациентом установлен хороший раппорт, ему объяснены характер ПТСР и польза экспозиции и за время предыдущих сессий он овладел самогипнозом и навыками релаксации.

    В распоряжении пациента должно быть меню стратегий управления аффектом, включая тренинг самоуправляемого расслабления (см. главу 7). Перед угрозой напоминания о травме часто невозможно обойтись без расслабления по сигналу и использования индивидуализированных когнитивных и физических якорей (см. главу 4).

    Могут понадобиться самовнушения типа: «То было тогда, а это — сейчас», «Вы выжили и вы живы», и «Вы сделали, что могли», так же как заверяющие слова и фразы типа «Со мной все будет в порядке», «Это чувство пройдет» и «Я сильный и хороший».

    Пациенты могут использовать самогипноз и представить себе комфортное и безопасное место, чтобы успокоить себя или пробудить приятные и отвлекающие воспоминания, образы и ощущения в разных сенсорных модальностях (например, запах цветов) для того, чтобы заменить травмирующие воспоминания.

    Визуализация сцен, связанных с чувствами принятия, любви и заботы о другом человеке, с ощущением собственной нужности и компетентности, тоже может успокоить некоторых людей.

    Жест «большой и указательный палец вместе» может использоваться как сигнал или якорь, чтобы вызвать самогипноз или расслабление.

    В случае флэшбэков, связанных с отдаленными по времени событиями, пациенты могут принести недавно отчеканенную монету и использовать дату ее изготовления для заземления своего опыта в настоящем.

    Можно использовать какой-либо объект, например, маленький гладкий камень, наполненный специальным значением и «силой», и которого нужно коснуться по сигналу для того, чтобы создать у пациента подобие эмоционального постоянства в разных ситуациях и ощущение концентрации на настоящем времени. Или можно использовать еще одну «портативную» стратегию для пациента: поместить руку возле сердца; считать медленно, дыхание глубокое; заметить детали настоящего окружения и сказать самому себе: «Я в безопасности и я — в настоящем».

    Подготовка к экспозиции

    Чтобы заложить надлежащую основу для экспозиционной терапии, мы сообщаем пациентам, что, хотя они, возможно, никогда не думали о флэшбэках таким образом, — но они отражают их талант, который можно использовать как преимущество во время гипноза.

     Талант — это способность вообразить и воссоздать события «столь же реальными, как реальные», но которые на самом деле не происходят в действительности.

    Возникновение флэшбэков подразумевает необычную и, возможно, высокую внушаемость, поскольку пациент начинает верить, но лишь временно, что представляемое им событие происходит в действительности, и чувствует сопутствующие физические эффекты, как если бы он находился под гипнотическим внушением.

    Если пациент может живо представить себе негативные события, можно воспользоваться его навыком к воображению и внушаемостью, чтобы создать различные приятные и адаптивные гипнотические и не гипнотические переживания.

    Чтобы способствовать позитивным ожиданиям, терапевт может сообщить пациенту, что, как показывает исследование, многие люди, страдающие ГТТСР, высоко внушаемы и что высокий уровень внушаемости является полезным, но не необходимым для того, чтобы научиться отделять прошлое от настоящего, чувствовать себя в безопасности теперь и двигаться вперед по жизни.

    Внушения по следующим направлениям можно дать во время самогипноза до осуществления экспозиционных методик, чтобы прервать и разрядить травмирующие воспоминания.

     Это понятно и нормально испытывать стресс и разрушение вашей жизни после переживания травматического случая, который, по определению, выходит за пределы нормального опыта и порождает страх и избегание.

    Тот факт, что мысли об этом случае все еще имеют власть и могут вывести вас из равновесия и что у вас бывает возвращение воспоминаний, образов, указывает на то, что вы еще не переработали то, что случилось, до такой степени, что можете мирно сосуществовать со своим прошлым и ослабить свою бдительность и чувствовать себя защищенно и безопасно в настоящем. Напоминания о том, что случилось, все еще болезненны, но вы можете обнаружить, что они будут терять свою власть волновать вас, по мере того как вы осознаете на всех уровнях своего существа, что нет никакой непосредственной угрозы в настоящем… Событие — это прошлое… можете позволить ему уйти… потому что теперь безопасно… и вы можете двигаться по жизни… двигаться вперед… по мере того, как развивается ваш жизненный опыт, мгновение за мгновением. Переживая это событие неоднократно и ярко в своем воображении в экспозиционных упражнениях, которые мы будем делать вместе, вы обнаружите, что владеете собой, вы будете понимать, что, когда событие проигрывается снова, это не более, чем мысленная лента… лента, которая работает в вашем собственном уме, а не в действительности. В то время как злая сила этой ленты угрожать вам и пугать вас уменьшается, вы становитесь все более и более свободным… свободным, чтобы жить своей жизнью, делать выбор, дышать с каждым дыханием… не скованным прошлым. Все дальше и дальше вы будете уносить от того, что случилось, важные знания. По мере того как ваша уверенность возвращается… вы по достоинству оцените свою способность приходить в норму, свою устойчивость… вы войдете в контакт с новым правильным пониманием того, что вы должны сделать, чтобы о себе позаботиться, быть себе полезным, успокоить себя… Поскольку вы занимаетесь тренингом самоуправляемой релаксации, дыхательными упражнениями и расслаблением по сигналу, при первых признаках проявления стресса вы напомните себе, что любой дискомфорт, который вы ощущаете, пройдет, и вы все больше и больше будете в состоянии взять на себя ответственность за свое настроение, за свое тело и в конечном счете за управление своей жизнью.

    Упражнение «Лифт»

    Техника лифта — это способ задать цели и задачи терапии, заранее установить позитивные мысли о пользе преодоления фобического избегания ситуаций, связанных с травмой, и справиться с флэшбэками с помощью экспозиции.

    Прежде чем мы начнем экспозицию, давайте вместе исследуем, как изменится ваша жизнь, когда вас больше не будут беспокоить повторные переживания автомобильной аварии. У вас есть возможность заново построить свою жизнь, с первого этажа и вверх. Вы это можете. Вот что я хотел бы, чтобы вы сделали, — погружайтесь в самогипноз, глубже и глубже, так, как вам нравится.

    Представьте себе, что вы находитесь в лифте на первом, самом нижнем этаже. Я хотел бы, чтобы вы нажали кнопку, на которой написано два, и почувствовали, как вас поднимает на следующий уровень… на следующий уровень, так как вы поднимаетесь на второй этаж.

    Когда вы шагнете из лифта, у вас появится сильное ощущение чего-то такого, что вы в первую очередь должны сделать после того, как вас больше не будут беспокоить повторные переживания автомобильной аварии.

    Возможно у вас появится образ того, что вы должны сделать… вы осознаете решения, которые надо принять, поймете, как вам нужно о себе заботиться, что вы должны сделать или чем рискнуть, и как вы могли бы посмотреть на себя и на мир иначе.

    Хорошо, теперь почувствуйте приятное сильное ощущение того, что вы должны сделать, вообразите, что вы все сделали именно так, как должны были сделать, и в процессе этого вы изменились. Теперь нажмите кнопку следующего этажа, номер 3, зная, что ваша жизнь изменилась к лучшему, прежде чем вы шагнете из лифта.

     Теперь шагните из лифта и почувствуйте, что следующее вы должны сделать… Что это такое, что вы должны сделать теперь? После того как вы почувствуете, что вы должны сделать, представьте себе, что вы это уже сделали и что ваша жизнь изменилась, изменилась к лучшему.

    В этом здании есть еще один этаж, и вы сделаете то же самое, что уже делали, чтобы добраться до вершины того, куда вы должны идти и чего вы должны достичь. Теперь поднимайтесь на верхний этаж, осознавая, как изменилась ваша жизнь, и почувствуйте, что вы должны сделать, чтобы полностью вылечиться, чтобы почувствовать себя более спокойно и непринужденно, расслабленно и безопасно с самим собой и с другими, чтобы жить в мире более спокойно, и плыть по течению жизни. Хорошо, теперь почувствуйте, что вы должны сделать, и как именно вы изменитесь… изменитесь к лучшему. Достаточно, теперь когда вы откроете глаза, вы сможете этим со мной поделиться. Я был бы за это вам очень признателен.

    Введение в экспозицию

    Прежде чем начать экспозицию, мы просим пациента описать событие-адресат с помощью сухих фактов, чтобы проверить его способность описывать то, что произошло, оставаясь относительно спокойным и расслабленным.

    Мы рекомендуем проводить экспозицию только после того, как пациент сможет выдерживать эмоции, спровоцированные относительно поверхностным или беглым обсуждением события.

    Каждая сцена перед экспозицией должна обсуждаться, и пациент должен решить, в каком темпе следует продолжать и какое количество тревоги он готов вынести, что индексируется с помощью шкалы субъективных единиц дискомфорта (СЕД). Мы рекомендуем начинать со сцен умеренной интенсивности, в диапазоне 4—7 по 10-балльной шкале СЕД.

    Сначала можно посвятить экспозиции целую сессию, опустив или не проговаривая наиболее расстраивающие детали. Однако после одной или двух сессий часто становится возможным подробно пройти каждую сцену и повторить ее несколько раз, после того как будет отработано ее детальное изображение.

    Самогипноз и релаксация должны следовать за каждым экспозиционным испытанием, наряду с обсуждением того, насколько расстраивающей была сцена в баллах (по оценке СЕД), какие темы проявлялись (например, потеря, гнев, страх смерти, вина) и как этот случай может послужить источником информации, как справляться со страхом.

    Поскольку разговор об этом, хоть он и намного меньше возрождает травмирующие воспоминания, может быть напряженным, мы рекомендуем продолжать экспозицию в темпе, который могут выдержать пациенты: и физически — в терминах уровня возбуждения, и эмоционально — в терминах ощущения владения собой и без переполнения чувствами.

    Если оценки СЕД указывают на уровень напряжения выше пяти или шести или пациенты выглядят явно взволнованными после того, как были проведены самогипноз и процедуры релаксации, мы специально спрашиваем, хотят ли пациен ты продолжать или хотят сделать передышку и обсудить оставшуюся у них тревогу, и не продолжать до тех пор, пока дискомфорт не спадет.

    При этих обстоятельствах мы не стремимся вперед, пока пациент не выразит к этому готовность. Подобный такт поможет снизить понятное нежелание пациентов участвовать в экспозиционной терапии (Rothbaum и др.

    , 2000) и минимизировать возможность негативных последствий (например, сильного стыда и вины, непереносимого возбуждения) после повторной экспозиции травматических событий (Davidson и Ваши, 1993).

    Несмотря на это, нужно проводить экспозицию с большой осторожностью или полностью исключить ее в тех случаях, когда пациенты испытывают текущий кризис, у них суицидальные тенденции или токсикомания, или они недавно подали иск о компенсации связанного с травмой ущерба, оказывают сопротивление терапии или у них трудности с созданием мыслеобразов (Litz и др., 1990).

    Теперь, когда вы лучше понимаете, что приобретете, научившись бороться с возвращением образов и принимать свое прошлое, пришло время заняться экспозицией, чтобы узнать, как сосуществовать и в конечном счете справиться с тревожащими воспоминаниями и образами, чьи корни лежат в вашем прошлом.

     Теперь погружайтесь в ваш гипноз, зная на самых глубоких уровнях своего существа, что вам будет безопасно в этой комнате, даже при том, что ваша память вас обманывает в связи с прошлым, как если бы оно было настоящим. На этом глубоком уровне, вы будете знать, что то было тогда, а это — теперь. И это безопасно в теперь.

    Каждый раз, когда вы будете заниматься экспозицией, вам будет легче испытывать то, чего вы боитесь. Это как если вы смотрите фильм ужасов в первый раз, в самый страшный момент вы можете почувствовать, что от страха хотите выскочить из кожи вон.

    Но если бы вы должны были смотреть это кино много раз, все снова и снова, ваш страх уменьшался бы с каждым просмотром. Когда придет время, вы включите воображаемую ленту, представляя себе, что наблюдаете сцену из видео на мысленном экране телевизора.

    Вы можете вообразить диски-регуляторы, которыми можно пользоваться для управления степенью эмоции, которую вы чувствуете во время сцены, и вы можете увеличить масштаб изображения, чтобы рассмотреть детали, на которых вы хотите сосредоточиться.

    Если эмоция становится слишком сильной для вас, просто понизьте ее уровень, повернув регулятор, глубоко вдохните и обязательно напомните себе, что в настоящем времени вам безопасно. Но держите интенсивность эмоций на таком высоком уровне, какой только можете выдержать.

    Скоро я попрошу, чтобы вы позволили мысленной ленте развертываться и показать сцену с начала до конца. Я хотел бы услышать все о вашем опыте, от первого лица и в настоящем времени, все детали, которыми вы захотите поделиться в этот момент… какой момент самый страшный… что вы думаете и что чувствуете.

    Если вы пойдете слишком быстро, я скажу вам замедлить движение ленты. Вы можете управлять скоростью с помощью дистанционного управления… быстро… медленно… но давайте держать скорость такой же медленной, как вы можете ходить, таким образом вы испытаете все в самой полной степени, в которой вы способны испытать в этот момент времени.

    Создайте это, чувствуйте это, живите этим, но глубоко внутри самого себя вы все время знаете, что вы — тот, кто позволяет ленте крутиться… вы — тот, кто это делает, и вы — тот, кто будет этим управлять. И вы будете знать, что событие на самом деле не происходит в настоящем, а только в вашей памяти и нигде больше.

    В конце ленты вы пойдете глубже и глубже в свой гипноз, позволяя себе полностью расслабиться, расслабляйтесь полностью, спокойно и непринужденно, вынося из сцены то, что вы можете, что вы хотите, изучая, что вы можете… вырастая как личность едва различимым или может не так уж едва различимым образом. Обучение и рост. Учась комфортно чувствовать себя с вашим жизненным опытом, с тем, что приятно, и с тем, что не так приятно. Теперь давайте позволим сцене разворачиваться. Если я скажу вам остановить сцену, вы сможете немедленно ее остановить. Быстро и легко. Негативные эмоции, связанные со сценой ослабнут, рассеются, как облака на ветру, поскольку вы позволите им уйти.

    Эта процедура повторяется обычно от трех до девяти сессий, пока сцена не будет переживаться с оценкой СЕД не больше двух.

    Иногда могут проявиться другие травматические сцены, например сексуальное насилие в детстве в случае со взрослыми женщинами, подвергшимися сексуальным домогательствам, эти сцены можно наметить на последующие экспозиционные сессии.

    Если пациент боится мест или ситуаций, связанных с травматическим событием, можно провести экспозицию в естественных условиях, как было объяснено при обсуждении экспозиций фобических ситуаций (см. гл. 9).

    Источник: https://pro-psixology.ru/osnovy-klinicheskogo-gipnoza/posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstrojstvo/3744-terapiya-fleshbekov-i-posttravmaticheskogo-stressovogo-rasstrojstva.html

    Психопатологические репереживания | База знаний

    Психопатологи́ческие репережива́ния или непроизвольные рецидивирующие воспоминания — психологическое явление, при котором у человека возникают внезапные, обычно сильные, повторные переживания прошлого опыта или его элементов.

    Репереживания могут быть счастливыми, грустными, захватывающими или какими-либо другими.

    Термин используют, в частности, когда воспоминания повторяются непроизвольно и (или) когда они так интенсивны, что человек «переживает заново» опыт, будучи не в состоянии полностью определить его как собственно воспоминание, а не что-либо, что происходит действительно.

    В среде потребителей наркотиков репереживания ярких моментов, связанных с употреблением психоактивных веществ, получили название «флэшбэк» (англ. flashback). В МКБ-10 флэшбэк обозначается кодом F1x.70, где x — обозначение группы веществ. К примеру, флэшбэк, связанный с употреблением галлюциногенов, кодируется как F16.70.

    История

    Психопатологические репереживания — «персональные переживания, непроизвольно вторгающиеся в сознание, без преднамеренной попытки восстановления их в памяти». Эти переживания порой мало относятся к происходящему. Психопатологические репереживания страдающих посттравматическим стрессовым расстройством могут наносить серьёзный вред, влияя на ежедневную жизнь.

    Память делится на сознательный и бессознательный процессы, функционирующие независимо. Теории исследования памяти начал Г. Эббингауз своим изучением «бессмысленных слогов». Он различал три отдельных класса памяти: чувствительную, кратковременную и долговременную.

    Чувствительная память состоит из кратковременного хранилища информации в рамках особого носителя (линию, которую мы видим, если быстро перемещать бенгальский огонь в поле зрения, создаёт именно она).

    Кратковременная память состоит из информации, которая на данный момент используется для исполнения непосредственного задания. Долговременная память состоит из систем, используемых для хранения информации на длительные периоды времени.

    Она делает возможным вспомнить, что произошло 2 дня назад в полдень, или кто звонил вчера вечером.

    Дж. А. Миллер (1920—2012) утверждал, что не стоит заниматься изучением таких тонких вещей, как непроизвольные воспоминания. По-видимому, через это до сих пор проведено мало исследований психопатологических репереживаний в курсе когнитивной психологии. Однако их изучали клинические дисциплины как симптомы многих расстройств, в частности, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

    Теоретические расчёты

    Благодаря сложной сущности непроизвольных повторных воспоминаний известно очень мало о субъективном опыте психопатологических репереживаний.

    Однако теоретики согласны, что этот феномен отчасти зависит от способа, которым воспоминания об особых событиях в исходном положении шифруются (или фиксируются) в памяти, организуются и способы, как индивидуум позже вспоминает событие.

    В целом, теории, что пытаются объяснить феномен психопатологических репереживаний, можно поделить на две точки зрения. Точка зрения, что существует особый механизм, клинически основана на том, что непроизвольные воспоминания возникают благодаря травматическим событиям, а их вспоминание происходит через особый механизм.

    С другой стороны, точка зрения об «основном механизме» больше основана на экспериментах по исследованию памяти. Она утверждает, что травматические воспоминания ограничиваются теми же параметрами, что и каждодневные. Обе точки зрения согласны, что непроизвольные повторные воспоминания возникают благодаря редким ненормальным событиям.

    Эти редкие события вызывают сильные эмоциональные реакции индивидуума, грубо нарушающие обычные ожидания.

    Согласно точке зрения об «особом механизме», эти события ведут к фрагментированному произвольному кодированию памяти (в том смысле, что шифруются только определённые изолированные части события), таким образом, последующее сознательное восстановление памяти существенно осложняется.

    C другой стороны, непроизвольные повторные воспоминания склонны быть более доступными и срабатывать благодаря внешним раздражителям. В отличие от этой точки зрения, точка зрения об «основном механизме» утверждает, что травматические события ведут к усиленному и связанному кодированию событий в памяти и это делает и непроизвольные и произвольные воспоминания для последующего вызова.

    На данный момент предмет полемики — основа определения критериев компонентов непроизвольной памяти.

    До недавнего времени исследователи верили, что непроизвольные воспоминания — результат травматических происшествий, пережитых индивидуумом в особом месте и времени, но временные и пространственные признаки события утеряны в процессе эпизода непроизвольного воспоминания.

    Другими словами, люди, страдающие от психопатологических репереживаний, теряют чувство места и времени, ощущая, что они переживают, а не вспоминают событие.

    Это согласуется с точкой зрения «особого механизма» в том, что непроизвольная (непреднамеренная) память основана на другом механизме, чем её произвольный (преднамеренный) аналог.

    Кроме того, эмоции, переживаемые во время кодирования, также повторно переживаются при эпизоде психопатологических репереживаний, и это может быть особенно прискорбно, когда память — о травматическом событии. Кроме того, было показано, что характер психопатологических репереживаний, с которыми сталкиваются индивидуумы, статичен, сохраняя одинаковую форму при каждом вторжении. Это происходит даже тогда, когда человек получил новую информацию, которая прямо противоречит информации, хранящейся в навязчивых воспоминаниях.

    При дальнейшем исследовании было установлено, что непроизвольные воспоминания обычно вызываются либо раздражителем (то есть всем, что приводит к изменению поведения), который ознаменовывал начало травматического события, либо стимулом, что содержит сильное эмоциональное значение для индивидуума просто потому, что он был тесно связан с травмой по времени. Эти раздражители становятся предупреждающими сигналами, которые, если встречаются снова, вызывают воспоминания. Эта концепция получила название гипотезы предупреждающего сигнала. Например, человек испытывает психопатологические репереживания, увидев солнечные пятна на своей лужайке. Это происходит потому, что он связывает с солнечными пятнами фары автомобиля, с которым он столкнулся, что вызывало ужасную аварию. По А. Элерсу и Д. Кларку, травматические воспоминания более склонны вызывать психопатологические репереживания просто из-за неправильной кодировки потому, что индивидуум не принимает контекстную информацию во внимание, так же, как и информацию о времени и месте, которая обычно связана с повседневными воспоминаниями. Эти люди становятся более чувствительными к стимулам, которые они связывают с травмирующим событием, которые затем служат пусковыми механизмами (триггерами) для психопатологических репереживаний (хотя контекст, сопровождающий стимул, может не иметь к нему отношения, например, солнечные пятна не связаны с фарами). Эти триггеры, возможно, вызывают адаптивную реакцию во время травматического опыта, но вскоре они становятся дезадаптивными, если человек продолжает реагировать таким же образом, в ситуациях, когда нет опасности.

    Точка зрения о «специальном механизме» дополняет к этому предположение, что эти триггеры активируют фрагментированную память о травме, но защитные когнитивные механизмы действуют для подавления памяти о травматическом событии.

    Теория двойного представления усиливает эту идею, предлагая два отдельных механизма, которые составляют произвольные и непроизвольные воспоминания, первый из которых называется устной доступной системой памяти, а второй — ситуационно доступной системой памяти.

    В отличие вышесказанного, теории, принадлежащие к точке зрения основного механизма, считают, что нет отдельных механизмов, которые составляют произвольные и непроизвольные воспоминания.

    Вызовы воспоминаний о стрессовых событиях не отличаются для непроизвольных и произвольных воспоминаний. Вместо этого отличается механизм поиска для каждого типа вызова.

    При непроизвольных воспоминаниях внешний запуск создаёт неконтролируемое распространение активации памяти, тогда как при произвольном вызове эта активация строго контролируется и является целенаправленной.

    Нейрофизиология

    Анатомия

    С неврологическим субстратом репереживаний связаны несколько участков головного мозга. Наиболее часто с расположением непроизвольных воспоминаний связывают медиальные височные доли, предклинье, заднюю поясную извилину, переднюю лобную кору (см. Кора больших полушарий).

    Обычно с памятью связывают медиальные височные доли. Более конкретно, они связаны с эпизодической (описывающей) памятью, следовательно, их нарушение ведёт к сбоям в её работе. Гиппокамп, размещённый в участке медиальных височных долей, тоже близко связанный с процессами памяти.

    Он имеет множество функций; они также включают аспекты объединения памяти. Исследования по нейровизуализации показали, что психопатологические репереживания активируют участки, связанные с возвращениями воспоминаний. Предклинье, размещённое в верхней теменной доле, и задняя поясная извилина также вовлечены в эти процессы.

    Кроме того, исследования показали при репереживаниях активность в участках префронтальной коры.

    Таким образом, медиальные височные доли, предклинье, верхняя теменная доля и задняя поясная извилина связаны с психопатологическими репереживаниями согласно их ролям в восстановлении памяти.

    Долговременная память

    Память обычно делят на чувствительную, кратковременную и долговременную. Согласно А. Расмусину и Д. Бернштейну (2009) «долговременные процессы памяти могут быть ядром спонтанных мыслей». Таким образом, процессы памяти, относящиеся к психопатологическим репереживаниям — долговременная память. Кроме того, исследования А. Расмусина и Д.

    Бернштейна в 2009 показали, что долговременная память также восприимчива к внешним факторам, таким, как эффект последовательных позиций, когда активация повторений легко доступна. Сравнительно с произвольной памятью, непроизвольная быстрее извлекается и требует меньших познавательных усилий.

    Наконец, непроизвольная память возникает благодаря автоматической обработке данных, не зависящих от высокоуровневого познавательного слежения, или исполнительного контроля этой обработки. Произвольную память обычно связывают с зависящей от контекста информацией, допускающей связь между временем и местом, что неестественно для психопатологических репереживаний. Согласно К.

    Бревину, Р. Ланиусу и их соавторам, психопатологические репереживания отделены от контекстуальной информации, то есть от места и времени.

    Клинические исследования

    На данный момент нет специфических признаков психопатологических репереживаний. Несколько исследований предполагают различные вероятные факторы. Н.

    Гунасекаран и другие исследователи в 2009 указывают, что может быть связь между депривацией еды и стрессом и частотой психопатологических репереживаний.

    Неврологи утверждают, что судороги, связанные с височными долями, также имеют к ним определённое отношение.

    С другой стороны, несколько идей, в смысле вызывания этими явлениями репереживаний, теперь не принимают в расчёт. Р. Тим с другими исследователями включает в этот список приём лекарств и других веществ, галлюцинации, в том числе Шарля Бонне, палинопсию, диссоциативные расстройства, деперсонализацию.

    Было проведено, путём проведения анкетирования, исследование существующих у военнопленных во время Второй мировой войны травматических воспоминаний, их степени и силы.

    Исследование заключило, что существование серьёзных автобиографических травматических воспоминаний может длиться свыше 65 лет.

    До недавнего времени исследование психопатологических репереживаний было лимитировано участниками, уже их перенёсшими, например, страдающими ПТСР, ограничивая учёных основанными на наблюдениях и диагностическими, а не экспериментальными исследованиями.

    Исследования по нейровизуализации

    Для изучения психопатологических репереживаний используют технологию нейровизуализации. Используя их, исследователи пытаются раскрыть структурные и функциональные различия в анатомии головного мозга у людей, страдающих репереживаниями, сравнительно с особами, не страдающими ими.

    Нейровизуализация включает совокупность технологий, включая КТ, ПЭТ, МРТ (включая функциональную) и МЭГ. Эти исследования основаны на современных психологических теориях, в том числе на одной из них, согласно которой есть разница между явной и скрытой памятью.

    Эта разница определяет, сознательно или бессознательно происходят воспоминания.

    Эти методы в основном опираются на субтрактивном (связанном с вычитанием элементов) рассуждении, при котором пациент сознательно воспроизводит воспоминания, а потом их воспроизводит бессознательно.

    Бессознательные воспоминания (или репереживания) вызывают у участника исследований чтением ему эмоционально окрашенного текста, созданного специально для этого у больных с ПТСР. Исследователи записывают зоны мозга, активные в этих состояниях, а потом вычитают их.

    Всё, что остаётся, — предполагаемая основа различия между состояниями.

    Состояния при психических болезнях или употреблении наркотиков

    Психопатологические репереживания часто связаны с психическими заболеваниями, так как являются симптомом и ведущим диагностическим критерием ПТСР, острой реакции на стресс, и ОКР. Их также нередко наблюдают при обычной и ажитированной депрессии, ностальгии, околосмертных переживаниях, эпилепсии или передозировке наркотиков.

    Некоторые исследователи утверждают, что к психопатологическим репереживаниям может привести употребление определённых наркотиков. Употребляющие ЛСД иногда сообщают о так называемых «кислотных флешбэках». В то же время другие учёные утверждают, что использование наркотиков, особенно каннабиоидов, может уменьшить флешбэки у людей с ПТСР.

    В популярной культуре

    Этот психологический феномен часто изображают в кинематографе и на телевидении. Из наиболее точных медийных изображений психопатологических репереживаний можно назвать относящиеся к периоду военного времени, а также связанные с ПТСР, вызванным травмами и стрессами войны. Один из наиболее ранних экранных портретов — фильм 1945 «Милдред Пирс».

    Источник: https://psyweb.global/database/knowledge/article-587-psihopatologicheskie-reperezhivaniya

    Меня мучают флешбеки

    Добавить тему

    • Врач-психотерапевт, Супервизор. Специалист с сайта b17.ru

    • Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

    • Психолог, Арт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

    • Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

    • Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

    • Психолог. Специалист с сайта b17.ru

    • Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

    • Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

    • Психолог. Специалист с сайта b17.ru

    • Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

    Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

    Страница закроется автоматически
    через 5 секунд

    Источник: http://www.woman.ru/psycho/medley6/thread/3877966/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector