Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

  • 18 Октября, 2018
  • Психологические термины
  • Лилия Чуяс

У каждого из нас есть психологические проблемы, которые мешают нам в жизни. Самый эффективный способ избавиться от них — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Как работает методика, в чем ее особенность и когда нужно ее использовать? В статье будет рассказано о том, как можно избавиться от внутренних личностных проблем.

Когнитивно-поведенческая психология: принципы

КПТ — это направление в психологии, которое зародилось еще в XX веке. На сегодняшний день методы и приемы данного вида терапии постоянно совершенствуются.

Человек допускает ошибки в своей жизни, и это нормально. Однако «поражения» могут повлиять на мысли и поведение в дальнейшем. Вместе с ситуацией рождаются мысли, которые предопределяют развитие определенных чувств. Именно чувства руководят человеком в той или иной степени, после чего появляется новая ситуация, и так по кругу.

Например, если человек внушает себе, что он бессилен, несостоятелен, то в любой сложной ситуации он нервничает, отчаивается. Как результат, он не принимает решение и не реализовывает свои желания. Из-за подобных ситуаций возникают неврозы и происходит внутриличностный конфликт.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Когнитивно-поведенческая терапия помогает определить источник сложных ситуаций, угнетенности человека. Но самое главное — помогает успешно бороться с этими проблемами.

Цели КПТ в психологии:

  • избавить человека от симптомов нервно-психического расстройства;
  • снизить к минимуму вероятность повторного возникновения невроза;
  • повысить результативность назначенных врачом медикаментозных препаратов;
  • устранить стереотипы поведения и установок;
  • разрешить проблему межличностного взаимодействия.

Суть когнитивного подхода в том, что все психологические проблемы человека напрямую связаны с его мышлением и убеждением. Внутриличностный конфликт — самый распространенный случай всех текущих проблем человека. В этом случае самостоятельно ликвидировать проблему практически невозможно. Нужна помощь специалиста.

Когда применяют?

Когнитивно-поведенческая терапия особенно эффективна, когда человек страдает нервным расстройством или психологической проблемой. Людям с шизофренией противопоказана данная терапия.

Например, к КПТ прибегают в случаях анорексии (или ожирения), проблем с наркотической или алкогольной зависимостью. Также терапия эффективна при неумении сдерживать свои эмоции, депрессии, повышенной тревожности и страхах.

Когда нельзя использовать КПТ?

Не рекомендуется применять когнитивно-поведенческую терапию, если у человека психические отклонения. Такую проблему необходимо лечить медикаментозно и под наблюдением специалистов.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Однозначно психологи и психотерапевты не могут сказать, в каком возрасте можно начинать применять когнитивно-поведенческую терапию. Все зависит от конкретной ситуации и методов, которые подбирает врач. Нередко сеансы проводятся в детском и подростковом возрасте.

Какие преимущества методики

Главное достоинство КПТ – видимый результат, который отражается на всех сферах жизни человека. Специалист предварительно выясняет, какие негативные установки и мысли влияли на поведение человека. Важно научиться в процессе сеансов критически анализировать проблему. А уже после сменять отрицательные установки на положительные.

Когнитивно-поведенческий подход требует от пациента полного доверия и готовности изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Виды

Каждый метод направлен на решение конкретной ситуации и проблемы человека. Задача специалиста – дойти до сути проблемы и научить техникам позитивного мышления. Когнитивно-поведенческие методы:

  1. Когнитивная терапия применяется в том случае, если человек воспринимает свою жизнь как череду неудач. Специалист должен помочь пациенту принять себя со всеми достоинствами и недостатками, а также выработать положительное восприятие себя и своей жизни.
  2. Реципрокная ингибиция. Если у пациента есть негативные эмоции и чувства, то в ходе терапии они заменяются на положительные. Гнев замещается релаксом.
  3. Рационально-эмоциональная психотерапия. Специалист помогает пациенту осознать, что мысли материальны. Они должны соответствовать реальной жизни. А то, что человек винит себя за неосуществленные мечты, приводит к неврозу и депрессии.
  4. Самоконтроль. Эта методика применяется, если нужно снизить вспышки агрессии человека.
  5. «Стоп-кран», или контроль повышенной тревожности. В процессе методики человек сам говорит «Хватит!» себе и своим негативным мыслям.
  6. Релаксация. Методика используется в комплексе с другими, чтобы создать доверительную атмосферу при работе.
  7. Самоинструкция. Суть методики заключается в том, чтобы человек сам ставил себе задачи и находил пути их решения.
  8. Самонаблюдение – методика, которая подразумевает работу с самим собой. Вести личный дневник – эффективный способ отследить источник проблем.
  9. Анализ последствий. В процессе сеанса человек меняет негативные мысли на более позитивные. Конечно, ожидая скорейших изменений в лучшую сторону.
  10. Поиск достоинств и недостатков. Вместе со специалистом пациент анализирует ситуацию и те эмоции, которые он испытывает в ней.
  11. Парадоксальная интенция. Эту методику разработал австрийский психиатр Виктор Франкл. Человеку предлагается еще раз прожить проблемную ситуацию и поступить наоборот. Например, если у пациента бессонница, то врач советует и не пытаться уснуть, а бодрствовать.

Постепенно человек прекращает думать в негативном ключе о сне, и проблема отступает.

Когнитивно-поведенческие техники

Иррациональное мышление и эмоции вынуждают человека воспринимать реальность немного в искаженном виде, в негативном луче. В результате человек теряет контроль над собой и раз за разом совершает нелогичные поступки, о которых позже жалеет.

Когнитивно-поведенческая терапия, упражнения в частности, помогут человеку осознать неконструктивность своего поведения.

Специалисты условно подразделяют все когнитивные техники на четыре группы, которые мы детально опишем ниже.

Первая группа: отследить и осознать

  1. Запись собственных мыслей. Человек должен фиксировать свои мысли в течение дня на листке бумаги перед выполнением какого-либо действия. Важно записывать мысли в их очередности. Именно это поможет наглядно увидеть значимость мотивов человека во время принятия решения.
  2. Вести личный дневник.

    Специалисты предлагают пациенту записывать в краткой, лаконичной форме мысли в дневник в течение нескольких дней. Этот шаг поможет выявить то, о чем человек больше всего думает, что именно его тревожит.

  3. Отдалиться от нерациональных мыслей. Суть состоит в том, чтобы человек объективно относился к собственным мыслям. Для этого необходимо ему стать «наблюдателем».

    Посмотреть на ситуацию со стороны. Об этом говорит когнитивно-поведенческая терапия.

    Упражнения самостоятельно нужно выполнять и следовать трем шагам:

  • осознать и принять факт, что неконструктивная мысль, которая одолевает сейчас, была сформирована раньше, при других обстоятельствах; эта мысль навязана кем-то или чем-то, но не является личным мнением человека;
  • осознать и принять то, что если мыслить стереотипами, то нормально адаптироваться к условиям жизни и развиваться будет невозможно;
  • ставить под сомнение возникающую мысль, идею, поскольку стереотипное мышление не соответствует сложившимся условиям реальной жизни.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Вторая группа: оспорить «разрушающие изнутри» мысли

Когнитивно-поведенческая терапия второй группы ставит перед собой задачу оспорить существующие нерациональные мысли. Специалист предлагает пациенту взять на вооружение такие техники:

  1. Привести аргументы за и против относительно стереотипной мысли. Человек должен написать неадаптивную мысль на листке бумаги, после разделить бумагу на две колонки. Соответственно, определить аргументы за и против. Проанализировать свою мысль и сделать записи в обе колонки. Затем пациент должен каждый день перечитывать свои записи. Если регулярно делать это упражнение, то в сознании человека закрепятся аргументы за. А вот «неправильные» ликвидируются из головы.
  2. Взвесить «+» и «-». Суть этого упражнения не в том, чтобы проанализировать свои неконструктивные мысли, а в том, чтобы рассмотреть возможные варианты решения. Например, женщина делает выбор между тем, сохранить ли ей собственную безопасность, не вступая в контакт с противоположным полом, или допустить вероятный риск, чтобы создать крепкую счастливую семью.
  3. Эксперимент. Техника предусматривает выполнение на личном опыте определенной эмоции. Например, если человек не знает, как социум отреагирует на его вспышку гнева, то специалист предлагает сиюминутно сделать это, проявить гнев на терапевта.
  4. Возврат в прошлое. Смысл упражнения состоит в том, чтобы откровенно поговорить с вымышленным беспристрастным свидетелем произошедших событий. Чаще всего такие события оставляют «видимый» след в психике человека. Это упражнение поможет понять мотивы другого человека.
  5. Применение авторитетных источников информации. Специалист заранее подбирает информацию из научной литературы, фактов, статистических данных и личного опыта. Например, если человек боится летать на самолете, то специалист рассказывает об объективных сводках. Так, катастрофы случаются гораздо чаще на дорогах, чем в небе.
  6. Метод Сократа. Если пациент убежден в том, что он умрет от укуса паука, но при этом говорит, что раньше был укус этим насекомым, то специалист указывает на противоречие в его словах.
  7. Смена ролей. Обмен ролями между специалистом и пациентом. Человек должен убедить терапевта том, что его мысли нерациональные.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Постепенно сам пациент убеждается в том, что его суждения дезадаптивного характера.

Третья группа: активизация воображения

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Эта группа методик направлена на то, чтобы активизировать сферу воображения. У людей с повышенной тревожностью преобладают навязчивые, надуманные мысли и идеи, которые изматывают изнутри. Для преодоления деструктивных мыслей специалисты разработали перечень специальных техник.

  1. Метод прекращения. Когда у пациента появляется негативный навязчивый образ, он должен громко и уверенно прокричать команду «Хватит!». Подобная команда прекращает появление негативного образа.
  2. Метод повтора. Если человек многократно будет повторять позитивные установки на жизнь, то его образ мышления становится более продуктивным.
  3. Применение метафор. Активация сферы воображения требует использования поучительных притч, цитат и других метафорических философских высказываний.

Такой эпический подход к решению проблемы более понятен.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Четвертая группа: минимизация сопротивления

Техники из этой группы направлены на то, чтобы повысить эффективность процесса лечения.

  1. Целенаправленное повторение. На личной практике нужно упорно и многократно повторять позитивные установки. Например, когда человек переоценивает собственные мысли во время сеансов, то ему нужно эффективно закрепить это упражнение. Проблема уже не будет казаться настолько глобальной, как считал раньше пациент.
  2. Выявить скрытые мотивы деструктивного поведения. Если человек длительное время продолжает поступать нелогично и мыслить негативно, то задача специалиста – выявить скрытые мотивы.

Почему человек продолжает себя так вести? Ему комфортно жить в «коробке негатива»? Что за этим стоит? Поиск вторичной выгоды – сложная задача для психотерапевта.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Аарон Бек

Аарон Бек – известный психотерапевт из Америки, который обследовал людей с невротической депрессией.

Он пришел к выводу, что депрессия и невроз встречаются у людей, которые:

  • в негативном ключе воспринимают все происходящее;
  • имеют бессилие и безнадегу при построении планов на будущее;
  • с низкой самооценкой и заниженным чувством собственного достоинства.

Когнитивно-поведенческая терапия Бека была направлена на выявление конкретной проблемы и пути ее решения. При этом психотерапевт не корректировал личностные качества человека. Его сеансы представляли собой серию вопросов и ответов. Каждый вопрос задавался так, чтобы пациент сам осознал проблему и понял, куда может привести его деструктивное поведение и мышление.

Когнитивно-поведенческая терапия Аарона Бека представляла собой тренировку, благодаря которой можно было своевременно обнаружить негативные мысли, взвесить все за и против, а после поменять шаблон поведения, который принес бы положительный результат.

Что происходит во время сеанса?

Важно выбрать специалиста. У него должно быть разрешение на ведение деятельности и диплом, который подтверждает его квалификацию.

Затем между пациентом и психотерапевтом заключается договор. В нем прописываются ключевые моменты, подробности прохождения сеанса, их продолжительность, число и условия встреч.

Обязательно в договоре должны четко прописываться основы когнитивно-поведенческой терапии, то есть цель, а при возможности – желаемый результат.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Курсы терапии бывают двух видов:

  • краткосрочный – 15 сеансов (продолжительность – 1 час);
  • длительный – более 40 сеансов (по 1 часу).

После знакомства с пациентом и диагностики его проблемы врач должен составить индивидуальный график проведения сеансов. Важно указать сроки проведения встреч.

Обучение

Повышать эффективность своих ресурсов важно в любой профессии. Особенно если это касается практикующих психологов, психиатров и психотерапевтов, профиль которых – когнитивно-поведенческая терапия. Обучение даст возможность расширить знания о базовых принципах ведения этой терапии. Кроме этого обучение позволит на практике отработать инструменты диагностики.

«Когнитивно-поведенческая терапия в Москве» — специальные курсы повышения квалификации. Этот предмет является обязательным при подготовке европейских специалистов. Данная программа адаптирована в России. Поэтому кроме теории можно на практике закрепить полученные знания. Обучение происходит на платной основе.

Существует когнитивно-поведенческая ассоциация. Она была создана в 1999 году на базе клиники неврозов им. И. П. Павлова. Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии не государственная, но объединила более 1000 специалистов по всей России и за рубежом. Ее основатели — Д. В. Ковпак, Ю. Р. Палкин, А. В. Курпатов, А. Г. Каменюкин и Г. Г. Аверьянов.

Вступая в ассоциацию, участники могут публиковать в личном профиле на сайте авторские статьи, предлагать темы для обсуждения, комментировать другие работы специалистов, вести свой блог.

Самое главное преимущество – быть в контакте с практикующими специалистами КПТ. Также участники ассоциации бесплатно принимают участие в специальных мероприятиях, которые проводит ассоциация.

Может участвовать в различных профессиональных конференциях, форумах, акциях, семинарах.

Чтобы вступить в ассоциацию когнитивно-поведенческой терапии, участник должен:

  • иметь высшее медицинское или психологическое образование (копии дипломов — представить);
  • знать и практиковаться в области психологии, психотерапии, психиатрии, социальной работы в сфере психического здоровья человека;
  • добровольно внести членский взнос.

Обязательно нужно заполнить анкету на сайте.

Итоги

Как видите, основная задача специалиста когнитивно-поведенческого направления – не только вести наблюдение за пациентом, но и выяснять истоки его возникающих проблем. Важно специалисту правильно разъяснить человеку, откуда «растут ноги» всех его неудач.

Помочь ему осознать и принять проблему, выстроить новые поведенческие позитивные установки на жизнь. Для большей результативности пациент должен выполнять «домашние задания», которые дает после сеанса психотерапевт.

Кроме этого, можно развиваться в данном направлении самостоятельно, чтобы когнитивно-поведенческие расстройства никогда больше не тревожили.

Важна слаженная работа и специалиста, и пациента. Только в этом случае можно добиться эффективности результата и повысить качество жизни пациента. Иначе повлиять на ход своих мыслей может только человек. А от того, какими будут внутренние установки (позитивные или негативные), зависит сама жизнь человека. Его счастье — в его голове!

Источник: https://psychbook.ru/431931a-kognitivno-povedencheskaya-terapiya-tehniki-metodyi-i-osobennosti

Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?

На днях позвонил человек. Вы, говорит, психотерапией занимаетесь? Да, отвечаю я. А какой именно? Я говорю: «Моя специализация — это когнитивно-поведенческая психотерапия.» «А-а-а, — говорит он, — то есть нормальной психотерапией, психоанализом, не занимаетесь?»

Так что же такое когнитивно-поведенческая психотерапия? Это всё-таки психоанализ или нет? КПТ — это лучше, чем психоанализ или нет? Вот такие вопросы часто задают потенциальные клиенты.

В этой статье я хочу рассказать об основных отличиях когнитивно-поведенческого подхода от остальных. Буду рассказывать, не вдаваясь глубоко в теорию, а на простом бытовом уровне. И я надеюсь, в конце-концов, читатели поймут, всё-таки это психоанализ или нет.

Вы прочитаете здесь:

  • Какие бывают подходы в психотерапии (список)
  • В чём суть когнитивно-поведенческого подхода
  • Основные типичные компоненты когнитивно-бихевиоральной психотерапии
  • Эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии

Современные подходы в психотерапии

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подходаСлово «психотерапия» состоит из 2-х частей: «психо-» и «терапия». То есть целиком это слово означает «лечение психики». Это можно делать разнообразными способами, за всё время существования психологии люди накопили огромнейший опыт по этой части.

Эти способы «лечения психики» называются «подходы» или «направления» в психотерапии. Можно подойти со стороны головы, а можно — со стороны тела, например. Или можно лечить психику индивидуально один-на-один, или в группе с другими людьми, которым тоже требуется аналогичная помощь.

На сегодняшний день в мире существует не один десяток подходов. Вот список, не претендующий на полноту, просто всё, что мне прямо сейчас в голову пришло, по алфавиту:

  • арт-терапия
  • гештальт-терапия
  • когнитивно-поведенческая психотерапия (или когнитивно-бихевиоральная)
  • Подходы «третьей волны», вышедщие из когнитивно-поведенческой психотерапии, например, ACT (терапия принятия и ответственности)
  • психоанализ
  • психодрама
  • системная семейная терапия
  • сказкотерапия
  • телесно-ориентированная психотерапия
  • транзактный анализ и проч.

Какие-то подходы более старые, какие-то — более новые. Какие-то часто встречаются, какие-то — реже. Некоторые разрекламированы в кино, как, например, тот же психоанализ или семейное консультирование. Все подходы требуют длительного основного обучения и потом дополнительного у толковых учителей.

В каждом из подходов есть своя теоретическая база, то есть набор каких-то идей, почему этот подход работает, кому он помогает и как его нужно применять. Например:

  • В арт-терапии клиент, по всей вероятности, будет осмысливать и решать проблемы с помощью художественных и творческих методов, например, лепка, рисование, фильмы, создание историй и т.п.
  • В гештальт-терапии клиента будут привлекать к осознаванию своих проблем и потребностей «здесь и сейчас», расширяя его понимание ситуации.
  • В психоанализе будут иметь место беседы с терапевтом о сновидениях, ассоциациях, приходящих на ум ситуациях.
  • В телесно-ориентированной терапии клиент вместе с терапевтом работает в форме физических упражнений с зажимами в теле, которые определенным образом связаны с проблемами в психике.

И ярые приверженцы какого-то подхода всегда будут спорить с приверженцами иных подходов об эффективности и применимости именно своего метода. Я помню, когда я училась в институте, наш ректор мечтал о том, что когда-нибудь будет уже наконец создан единый унифицированный подход, который будет принят всеми, и он будет эффективен, и вообще тогда наступит счастье, по всей видимости.

Тем не менее, все эти подходы одинаково имеют право на существование. Ни один из них не является «плохим» или «хорошим».

Специалист, который использует, допустим, КПТ, но не использует психоанализ, не является каким-то недостаточно профессиональным.

Мы же не требуем, чтобы хирург также умел лечить ушные инфекции, иначе он и не хирург вовсе. Некоторые методы исследованы лучше, чем другие, но об этом чуть позже.

???? На ту же тему: Чем психолог отличается от психотерапевта и от психиатра

Суть когнитивно-поведенческого подхода

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подходаОсновные теоретические предпосылки когнитивно-поведенческой психотерапии были разработаны Аароном Беком и Альбертом Эллисом.

Теперь возьмем один из этих подходов — когнитивно-поведенческий.

Одно из ключевых понятий КПТ заключается в том, что источник проблем человека с большой вероятностью находится в самом человеке, а не вне его. Что дискомфорт ему доставляют не ситуации, а его мысли, оценки ситуаций, оценки себя и других людей.

Людям свойственны когнитивные схемы (например, «настоящие мужчины так не поступают») и когнитивные искажения (например, «предсказания будущего» или «чтение мыслей у других«), а также автоматические мысли, которые провоцируют появление негативных эмоций.

В когнитивно-поведенческой психотерапии клиент вместе с терапевтом являются чем-то вроде исследователей мышления клиента.

Задавая разнообразные, порой каверзные или смешные вопросы, предлагая провести эксперименты, терапевт поощряет клиента обнаруживать у себя предубеждения, иррациональную логику, веру в неправду, максирующуюся под истину, и попробовать их оспорить, то есть поставить под сомнение.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Некоторые такие «оценки» или «убеждения» не помогают человеку приспосабливаться к этому миру и к другим людям, а наоборот, как будто бы подталкивают его к изоляции от других людей, себя, мира.

Именно они способствуют ухудшению депрессии, появлению тревоги, фобии и т.п.

???? На ту же тему: Колыбель Ньютона для объяснения, что такое ABC

В процессе когнитивно-поведенческой психотерапии клиент сможет увидеть свои убеждения со стороны и решить, придерживаться ли ему их далее, или можно попробовать что-нибудь изменить — и в этом ему помогает когнитивно-поведенческий психотерапевт.

Подобный «пересмотр» своих идей относительно себя, окружающего мира и других людей, помогает справиться с депрессией, избавиться от тревоги или неуверенности в себе, повысить ассертивность и самооценку и решить другие проблемы. Альберт Эллис в одной из своих книг изложил свою точку зрения на психическое здоровье, составив список основных критериев эмоционального здоровья человека.

Ещё один важный базовый момент в когнитивно-поведенческой психотерапии — это рассмотрение мыслей, чувств и поведения в комплексе, как взаимосвязанных, и, соответственно, сильно влияющих друг на друга.

Облегчив напряжение, идущее от мыслей, само собой облегчается напряжение в чувствах и в поступках. Как правило, людям легко удаётся применять навыки когнитивно-поведенческой терапии на практике. В каком-то смысле это направление психотерапии является чем-то вроде обучения / тренинга / коучинга, ставящего своей целью улучшить состояние клиента здесь, сейчас и в будущем.

???? На ту же тему: Почему когнитивно-поведенческая психотерапия — это делать, а не просто говорить

Основные компоненты когнитивно-поведенческой психотерапии

КПТ известна тем, что в ней якобы под каждое состояние есть «протокол». Типа простая в использовании инструкция для психотерапевта, которую он берет и применяет к клиенту. И клиент пошел счастливый без проблем. В начале каждого обучающего тренинга обычно спрашивают, каковы ожидания у присутствующих, и на тренингах по КПТ кто-нибудь обязательно упомянет «хочу протокол работы».

На самом деле это не пошаговые протоколы, а скорее схемы, планы психотерапии, в которых учтены особенности состояний. Так, например, для КПТ психотерапии тревожного расстройства в плане будет этап работы с нетерпимостью неопределенности, а в случае расстройства пищевого поведения нужно обязательно уделить время работе с самооценкой и некорректными стандартами относительно себя.

Никакой дословной, пошаговой инструкции (она же протокол) в КПТ нет.

Типичные и общие этапы когнитивно-поведенческой психотерапии:

  1. Психологическое просвещение.
  2. Работа над убеждениями, вносящими вклад в поддержание проблемы.
  3. Экспозиция, эксперименты вживую и в воображении, чтобы проверить убеждения.
  4. Предотвращение рецидивов на будущее.

Внутри этих этапов используются разнообразные методы: когнитивная реструктуризация, метод ABC, сократовский диалог, континуум мышления, оценка выгод и издержек, метод падающей стрелы, домашние задания и т.д.

Эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии

Результаты КПТ довольно неплохо изучены. Было ооооочень много исследований, которые обнаружили, что она является высокоэффективной для решения многих беспокоящих  проблем, хорошо воспринимается клиентами и относительно краткосрочна.

На ту же тему: Почему когнитивно-поведенческая психотерапия — это сегодняшний золотой стандарт психотерапии 

Мне лень копировать сюда ссылки на все эти исследования, если честно — их слишком много.

Эффективна в плане самооценки, тревоги, депрессии, фобий, личных проблем, хронической боли, неуверенности в себе, расстройств пищевого поведения…впишите своё. Я не имею в виду, что другие подходы хуже.

Я говорю, что эффект от конкретно когнитивно-поведенческого подхода изучали много раз, и выяснили, что он работает.

Сомневающиеся или желающие доказательств в студию — пожалуйста, проследуйте на pubmed с поиском «cognitive-behavioral therapy efficacy»

Вывод: когнитивно-поведенческая психотерапия — это не психоанализ ????

Источник: https://www.nmikhaylova.ru/chto-takoe-kognitivno-povedencheskaya-terapiya/

Бихевиоральная психотерапия

Определение 1

Сущность идей бихевиоризма состоит в том, что любое поведение человека определено реагированием его на окружающую внешнюю среду. Это может быть реакция на имеющуюся ситуацию, или образ действий человека, которые обращены на приобретение подкрепления, или поведение, предопределенное стремлением избежать наказания.

Начало бихевиоризма было положено американским психологом и педагогом Эдвардом Торндайком. В исследованиях над животными им были выведены две закономерности:

  1. «Закон упражнения» ‒ суть этого закон состоит в том, что учение совершается быстрее при повторении установленного действия.
  2. «Закон эффекта» ‒ если развитие связи между стимулом и реакцией порождает чувство удовлетворения, то связь закрепляется; если же формирование связи сопровождается болью или раздражением, связь слабеет. Данный закон с течением времени был пересмотрен.

Торндайк разработал метод проб и ошибок, в котором сама по себе ситуация может выступать стимулом, а поведение вырабатывается в процессе актов (действий). Торндайк сформировал теорию, которая основывалась на том, что поведение складывается чувствами: дискомфорта и удовольствия.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В начале XX столетия Иван Петрович Павлов, советский и российский физиолог, также проводил исследования над животными с задачей установить взаимосвязь стимулов и реакций. Он обнаружил присутствие у животных рефлексов, которые были заложены самой природой, а также способность формировать искусственно отдельные рефлексы при помощи стимулирования.

Соотечественник Торндайка Джон Бродес Уотсон отвергал факт сознания как такового. По его мнению, психология – это естественнонаучная дисциплина, целью которой является расчет проявления реакций человека на стимулы, предугадывание поведения и его контроль.

В своих исследованиях он определил три первичных реакции – любовь, гнев и страх. Все остальное поведение, по суждению Уотсона, это наслаивание на первичное реактивное поведение.

Исследования Джона Уотсона не были оценены пуританской американской публикой, а их выводы носили сомнительную достоверность.

Основные принципы бихевиоральной психотерапии

Основоположниками теории бихевиоризма были И.П. Павлов и В.М Бехтерев. Их труды были использованы многочисленными прославленными психотерапевтами всего мира. Бихевиоральная терапия с успехом используется при лечении многих психических, психосоматических и чисто заболеваний соматической направленности.

К ключевым принципам учения можно отнести следующие:

  • психотерапевты применяют в собственной работе методы и техники, продуктивность которых была подтверждена опытным путем;
  • психологическая коррекция начинается с решения проблемы, которая беспокоит пациента в определенный временной промежуток;
  • поведенческая терапия не изменяет внутренний мир человека. Влияние на личность реализуется на уровне, который нужен для решения определенной задачи;
  • пациенту не навязывается мнение о том, что считается болезнью, отклонением или нормой. В процессе терапии разрабатывается наилучшая модель поведения для данного человека;
  • психотерапевт играет основную роль в процессе лечения. Он задает пациенту вопросы и устанавливает перед ним задачи, при этом метод «выговаривания проблем» не применяется совсем.

Замечание 1

Важной особенностью бихевиоральной терапии является то, что пациенту даются задания для выполнения дома. В процессе выполнения подобных упражнений часто прибегают к поддержке членов семьи и близких людей.

Этапы поведенческой терапии

Как отдельное направление бихевиоральная психотерапия, была выделена в середине прошлого столетия. Данное направление быстро стало набирать популярность, так как давало возможность достигать позитивных результатов за два или три сеанса психотерапии.

Бихевиоральная терапия выстроена на идее о том, что отдельные типы расстройств психики сопряжены с неверно сформированными навыками поведения. К подобным нарушениям принадлежат фобии, расстройства поведения и разные зависимости, нарушения приема пищи и сна, проблемы речевого формирования у детей и иные проблемы, при которых можно выделить определенный симптом для коррекции.

Лечение проводится в несколько этапов:

  1. Анализ поведения. Данный этап считается особенно продолжительным, иногда может длиться несколько недель. Психотерапевт с разных сторон проводит изучение особенностей поведения пациента, чтобы разработать наилучшую терапевтическую схему.
  2. Разработка плана лечения. После того, как будут определены проблемы пациента, можно переходить к следующему этапу работы ‒ к их коррекции. В случае, если было обнаружено несколько проблем, то их решение реализуется последовательно.
  3. Завершается терапия тогда, когда у пациента будут сформированы навыки поведения, которые дают ему возможность справиться с проблемой.

Замечание 2

В ходе бихевиоральной терапии психотерапевт выступает в роли педагога, который может помочь пациенту получить новые навыки поведения. При этом большую роль играет мотивированность самого человека.

Пациент должен точно понимать смысл всех методов и приемов, которые психотерапевтом были использованы. Это может помочь ему точно выполнять все задания и стимулирует мотивацию на последующие занятия.

Методы бихевиоральной терапии

В ходе коррекционной работы поведения пациента психотерапевт применяет разные способы, которые условно делят на несколько больших групп:

  • метод усвоения и научения дает возможность обучить человека верному поведению в процессе наблюдения за образцом. В качестве подобного образца могут выступать психотерапевт, его ассистенты, другие пациенты, если терапия является групповой. Также необходимому поведению можно обучаться в процессе чтения книг или просмотра фильмов;
  • метод отучивания построен на вызывании отрицательных ощущений и эмоций при проявлении поведения негативной направленности;
  • метод устранения дает возможность отстранить неадекватное поведение. Представленный метод с успехом используют при лечении фобий различного характера.

Довольно часто бихевиоральную терапию сочетают с когнитивной психокоррекцией (когнитивно-бихевиоральная психотерапия). Многие из методов поведенческой терапии широко применяются в менеджменте и педагогике.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihoterapiya/bihevioralnaya_psihoterapiya/

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия: особенности подхода

Итак, если речь идёт о самой терапии, то сперва стоит затронуть основную проблематику когнитивно-бихевиорального подхода. Данное направление изучает восприятие личностью той или иной ситуации на основании своего мышления.

А способ мышления, в свою очередь, зависит от того, как человека «научили думать». Одним словом, если изложить вкратце подход сторонников упомянутого направления, то можно вспомнить народную мудрость: «не судите по себе».

Личность воспринимает иных людей, взаимодействие с ними и жизнь вообще, исходя их способов своего мышления. А эти способы являются заложенными.

И если они не эффективны, пессимистичны, неадекватны или деструктивны, то, соответственно, и поведение они спровоцируют такое же.

Рассмотрим примеры. Женщина жалуется на то, что не может устроить свою личную жизнь. При этом, её мать, сама перенёсшая личную трагедию постоянно внушает дочери, что «все мужчины ненадёжные, им только одно и нужно».

Естественно, что, знакомясь с очередным молодым человеком, описываемая клиентка уже ищет «подвох», стремиться «раскусить» в чём же очередной избранник её подведёт. И что получается? В очередной раз «находит изъян».

Восприятие мира и упомянутого спутника изначально деструктивно, естественно, что и к конструктивным отношениям оно привести не может.

Одним словом, если человек привык видеть себя «бедным-несчастным», то он и будет себя так вести. Если девочки с детства внушалось, что она толстая, некрасивая и никому не нужная, она так себя и ощущает, и ведёт. Если мальчику говорилось, что он глупый и «кончит жизнь на помойке», он боится пробовать, потому что внутренне уже готов принять поражение.

И это очень серьёзные вещи, которые можно назвать подсознательными установками и которые очень часто становятся серьёзным препятствием на пути к достижению цели, продвижению по службе, устройству семейного счастья и многому другому позитиву, которым наполнен окружающий мир.

Возвращаясь к первому примеру, допустим, что с помощью других методов, было выявлено ею самой, что модель её поведения исходит из чужого негативного опыта.

Но, у кого научиться правильному и конструктивному поведению? Как перестать «видеть подвох даже там, где его ещё нет?» Когнитивно-поведенческая терапия направлена не на сам разбор проблематики и её проработку, а на изменении качества продуктивного мышления.

Одним словом, клиента стараются научить «мыслить по-новому», взглянуть на привычные вещи с другой, позитивной стороны.

Помните, как в фильме «Служебный роман», на замечание о невозможности «раскусить» главного героя, он ответил, что как раз «кусать» его и не нужно. Наверное, это самый яркий пример. Научиться видеть позитивные стороны и перспективы, которые учат, в свою очередь, искать способы, дают развитие личности. В противном случае мы ищем себе оправдания.

Источник: https://bolezn.info/psihologiya-i-psihiatriya/kognitivno-bihevioralnaya-psihoterapiya-glavnyj-printsip-takogo-podhoda-ego-variatsii-silnye-i-slabye-storony-kognitivno-bihevioralnyj-podhod-k-terapii-aarona-beka.html

28. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия

Когнитивно-бихевиоральный
подход в психотерапии предполагает,
что проблемы человека вытекают из
искажений реальности, основанных на
неправильных представлениях, которые,
в свою очередь, возникли в результате
неправильного научения в процессе
развития личности.

Терапия заключается
в поиске искажений в мышлении и в обучении
альтернативному, более реалистичному
способу восприятия своей жизни. К-Б
подход работает, когда надо найти новые
формы поведения, простроить будущее,
закрепить результат.

Представители
современного когнитивно-бихевиорального
подхода — А. Т. Бек, Д. Майхенбаум.

Изначально
подход формировался на развитии идей
бихевиоризма.

Бихевиоризм как теоретическое направление
психологии возник и развивался примерно
в то же время, что и психоанализ, с конца
19 века, попытки систематически применить
принципы теории научения для
психотерапевтических целей относятся
к концу 50-х — началу 60-х годов.

В это время
в Англии в знаменитом госпитале Модели
Г. Айзенк впервые применил принципы
теории научения для лечения психических
расстройств.

В клиниках США повсеместно
начинает применяться методика
положительного подкрепления желаемых
реакций у больных с сильно нарушенным
поведением, так называемая техника
«экономии жетонов». Все положительно
оцениваемые действия больных получают
подкрепление в виде выдачи специального
жетона. Затем этот жетон больной может
обменять на сладости или получить
выходной для посещения семьи и т. д.

В
это время происходит когнитивная
революция
в психологии, доказавшая роль так
называемых внутренних переменных, или
внутренних когнитивных процессов, в
человеческом поведении. Возникшая на
основе бихевиоризма психотерапия стала
назыв. бихевиорально-когнитивной.

Виды
терапии, базирующиеся на
когнитивно-бихевиоральном подходе:

1.Направления,
более близкие классическому бихевиоризму
и основанные преимущественно на теории
научения, то есть на принципах прямого
и скрытого обусловливания. Это собственно
бихевиоральная психотерапия, а из
российских подходов к этой группе
методов можно отнести эмоционально-стрессовую
психотерапию Рожнова.

2.
Направления, основанные на интеграции
принципов теории научения и теории
информации, а также принципов реконструкции
так называемых дисфункциональных
когнитивных процессов и некоторых
принципов динамической психотерапии.
Это, прежде всего, рационально-эмотивная
психотерапия Альберта Эллиса и когнитивная
психотерапия Арона Бека. Сюда же можно
отнести подходы В. Гвидано

3.
Иные направления, как рациональная
психотерапия, краткосрочная мультимодальная
психотерапия и т.д.

29. Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистической психологии

Гуманистические
психологи считают, что люди обладают
врожденной тенденцией к дружбе,
сотрудничеству и созиданию.

Люди,
заявляют эти теоретики, стремятся к
самоактуализации — реализации этого
потенциала добра и роста.

Однако они
могут этого добиться, только если наряду
со своими достоинствами честно признают
и примут свои недостатки и определят
удовлетворительные личностные ценности,
на которые следует ориентироваться в
жизни.

Самоактуализация
— гуманистический процесс, в котором
люди реализуют свой потенциал добра и
роста.

Экзистенциально-ориентированные
психологи соглашаются, что люди должны
иметь точное представление о самих себе
и жить содержательной «аутентичной»
жизнью, с тем чтобы быть психологически
хорошо адаптированными. Однако их теории
не предполагают, что люди от природы
склонны жить в позитивном ключе.

Эти
теоретики считают, что мы от рождения
обладаем полной свободой: либо открыто
посмотреть на свое существование и
придать смысл своей жизни, либо уклониться
от этой ответственности.

Те, кто
предпочитают «прятаться» от
ответственности и выбора, станут смотреть
на себя как на беспомощных и слабых, в
результате чего их жизнь может стать
пустой, неаутентичной и привести к
появлению тех или иных симптомов.

И
гуманистический и экзистенциальный
взгляд на патологию восходят к 1940-м
годам.

В это время Карл Роджерс, часто
рассматриваемый как пионер гуманистического
направления, разработал клиент-центрированный
метод терапии, принимающий клиента и
обеспечивающий поддержку подход, который
резко контрастировал с психодинамическими
приемами того времени. Он также выдвинул
теорию личности, которая не придавала
большого значения иррациональным
инстинктам и конфликтам.

Экзистенциальный
взгляд на личность и патологию возник
в тот же самый период.

Многие из его
принципов опираются на идеи европейских
философов-экзистенциалистов XIX века,
которые считали, что люди постоянно
определяют свое существование посредством
своих действий, и таким образом придают
ему смысл.

В конце 1950-х годов Мэй, Эйнджел
и Элленбергер выпустили в свет книгу
под названием Existence, в которой были
описаны несколько основных экзистенциальных
идей и лечебных подходов, что помогло
привлечь внимание к этому направлению.

Источник: https://studfile.net/preview/2491749/page:14/

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия – это форма структурированной, кратковременной, директивной, ориентированной на симптоматику стратегии стимулирования трансформаций познавательной структуры личностного «Я» со свидетельством о трансформациях на поведенческом ярусе. Это направление в целом относится к одной из концепций современного когнитивно-поведенческого ученья в психотерапевтической практике.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия изучает механизмы восприятия индивидом обстоятельств и мышление личности, способствует выработке более реалистичного воззрения на совершающееся.

Вследствие формирования адекватного отношения к случающимся событиям зарождается более сообразное поведение. В свой черед когнитивная психотерапия целенаправленна на помощь индивидуумам в нахождении решений проблемных ситуаций.

Она работает в обстоятельствах, когда существует надобность в розыске новейших форм поведения, выстраивания будущего, закрепления результата.

Техники когнитивной психотерапии постоянно употребляются на определенных фазах психотерапевтического процесса в комплексе с иными методиками.

Когнитивный подход к дефектам эмоциональной сферы трансформирует точку зрения индивидуумов на собственную личность и проблемы.

Данный вид терапии удобен тем, что слаженно сочетается с любым подходом психотерапевтической направленности, способен дополнить другие методики и существенно обогатить их эффективность.

Когнитивная психотерапия Бека

Современная когнитивно-бихевиоральная психотерапия считается общим названием для психотерапий, базис которых заключается в утверждении, что фактором, провоцирующим все психологические отклонения, являются дисфункциональные воззрения и установки. Создателем направления когнитивной психотерапии считается Аарон Бек.

Он дал старт развитию когнитивного направления в психиатрии и психологии. Суть ее лежит в том, что абсолютно все человеческие проблемы формируются негативным мышлением.

Личность интерпретирует внешние события по следующей схеме: стимулы воздействуют на когнитивную систему, которая, в свой черед, интерпретирует посыл, то есть рождаются мысли, порождающие чувства или провоцирующие определенное поведение.

Аарон Бек полагал, что мысли людей обуславливают их эмоции, которые определяют соответствующие поведенческие реакции, а те, в свой черед, формируют их место в социуме. Он утверждал, что не мир изначально плохой, а люди видят его таким. Когда интерпретации индивида сильно расходятся с внешними событиями, появляется психическая патология.

Бек наблюдал пациентов, страдающих невротической депрессией. В ходе наблюдений он заметил, что в переживаниях больных постоянно раздавались темы пораженческого настроя, безысходности и неадекватности. Вследствие этого вывел следующий тезис, что депрессивное состояние развивается у субъектов, которые постигают мир через три негативные категории:

  • — отрицательный взор на настоящее, то есть в независимости от происходящего депрессивная личность концентрируется на негативных аспектах притом, что повседневная жизнь дает им определенный опыт, который большинству индивидуумов приносит удовольствие;
  • — безысходность, ощущаемая в отношении будущего, то есть депрессивный индивид, представляя будущее, находит в нем исключительно мрачные события;
  • — пониженное чувство собственного достоинства, то есть депрессивный субъект думает, что он несостоятельный, ничего нестоящая и беспомощная личность.

Аарон Бек в когнитивной психотерапии разработал терапевтическую программу поведенческой направленности, в которой используются такие механизмы, как самоконтроль, моделирование, домашние задания, ролевые игры и др. В основном он работал с пациентами, страдающими различными расстройствами личности.

Его концепция описана в труде под названием: «Бек, Фримен когнитивная психотерапия расстройств личности». Фримен и Бек были убеждены, что каждое расстройство личности характеризуется преобладанием определенных воззрений и стратегий, формирующих определенный профиль, свойственный конкретному расстройству.

Бек выдвинул утверждение, что стратегии могут либо компенсировать определенный опыт, либо проистекать из него. Глубинные схемы коррекции личностных расстройств можно вывести в результате быстрого анализа машинальных мыслей индивида.

Применение воображения и вторичного переживания травмирующего опыта может спровоцировать активизацию глубинных схем.

Также в труде Бек, Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» авторы акцентировали внимание на важности психотерапевтических отношений в работе с индивидами, мучающимися расстройствами личности. Поскольку довольно часто в практике встречается такой специфический аспект взаимоотношений, выстраивающихся между терапевтом и больным, известный как «сопротивление».

Когнитивная психотерапия расстройств личности является систематическим конструированным, разрешающим проблемные ситуации направлением современной психотерапевтической практики.

Зачастую она ограничена временными рамками и практически никогда не превышает тридцати сеансов. Бек полагал, что психотерапевт должен быть благожелательным, сопереживающим и искренним.

Сам терапевт должен являться эталоном того, чему он стремится научить.

Конечной целью когнитивной психотерапевтической помощи является обнаружение дисфункциональных суждений, которые провоцируют возникновение депрессивных настроев и поведения, а затем их трансформация. Следует отметить, что А.

Бека интересовало не то, о чем пациент размышляет, а как он думает.

Он считал, что проблема не заключается в том, любит ли себя данный пациент, а состоит в том, какими категориями он мыслит в зависимости от условий («Я хороший или плохой»).

Методы когнитивной психотерапии

К методам направления когнитивной психотерапии относят борьбу с мыслями негативной направленности, альтернативные стратегии восприятия проблемы, вторичное переживание ситуаций из детства, воображение. Данные методы направлены на создание возможности для забывания или нового научения. Практическим путем было выявлено, что когнитивная трансформация имеет зависимость от степени эмоционального опыта.

Когнитивная психотерапия расстройств личности предполагает использование в комплексе и когнитивных методов, и поведенческих методик, которые дополняют друг друга. Основным механизмом для положительного результата является развитие новых схем и трансформация старых.

Когнитивная психотерапия, применяемая в общепринятой форме, противодействует стремлению личности к негативной трактовке совершающихся событий и самих себя, что является особенно эффективным при депрессивных настроях.

Так как депрессивные пациенты, зачастую, характеризуются наличием мыслей определенного типа негативной направленности. Выявление подобных дум и победа над ними обладает принципиальным значением.

Так, например, депрессивный больной, вспоминая события прошлой недели, говорит, что тогда он еще умел смеяться, но сегодня это стало невозможным.

Психотерапевт, практикующий когнитивный подход, вместо принятия таких мыслей беспрекословно, поощряет изучение и оспаривание хода подобных дум, предлагая больному вспомнить ситуации, когда он побеждал депрессивный настрой и отлично чувствовал себя.

Когнитивная психотерапия направлена на работу с тем, что больной сообщает самому себе.

Основным психотерапевтическим шагом является распознавание пациентом определенных мыслей, вследствие чего возникает возможность остановиться и видоизменить такие мысли, пока их результаты не за­вели индивида очень далеко. Появляется возможность изменения негативных дум на другие, которые способны заведомо оказать положительное действие.

В дополнение к противодействию негативным мыслям альтернативные стратегии восприятия проблемы также обладают потенциальной возможностью трансформировать качество переживаний.

К примеру, общее ощущение ситуации трансформируется, если субъект станет воспринимать ее в качестве вызова.

Также, вместо того, чтобы отчаянно стремиться преуспеть, производя действия, которые индивид не способен совершать достаточно хорошо, следует поставить себе ближайшей целью практику, вследствие чего можно достичь гораздо большего успеха.

Психотерапевты, практикующие когнитивный подход, используют понятия вызов и практика, для противостояния определенным неосознанным предпосылкам. Признание факта, что субъект является обычным человеком, которому свойственны недостатки, может минимизировать сложности, порождаемые установкой на абсолютную устремленность к совер­шенству.

К конкретным методам обнаружения автоматических мыслей относят: записывание подобных мыслей, эмпирическую проверку, методику переоценки, децентрацию, самовыражение, декатастрофизацию, целенаправленное повторение использование воображения.

Когнитивная психотерапия упражнения сочетают в себе действия по исследованию автоматических мыслей, их анализ (какие именно условия провоцируют тревогу или негатив) и выполнение заданий в местах или условиях, провоцирующих тревогу. Подобные упражнения способствуют закреплению новых навыков и постепенно модифицируют поведение.

Техники когнитивной психотерапии

Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера.

Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А.

Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

  1. Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:
  2. — обнаружение собственных негативных автоматических дум;
  3. — нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;
  4. — нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;
  5. — нахождение более реалистичных трактовок для них;
  6. — обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств.

Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию.

В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку.

При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак.

Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок.

Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками.

Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил.

Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.

Источник: https://psihomed.com/kognitivnaya-psihoterapiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector